Литературное чтение. Рассказ Г. Снегирёва "Чудесная лодка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Канева Ксения Юрьевна

Цели урока:

  1. Знакомство с рассказом Г. Снегирёва «Чудесная лодка».
  2. Найти удивительное в рассказе «Чудесная лодка» и понять где его можно найти в обычной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_kaneva_kseniya_331_gruppa.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта пробного урока литературное чтение

Григорий Снегирёв «Чудесная лодка»

Составила студентка 331 группы

Канева Ксения Юрьевна

МАОУ СОШ № 18 , класс 3 «А» каб. № 3

Дата проведения занятия: 30.11.2021

Смена 2 Номер урока 3

Начало урока 15.00 – 15.40

ФИО учителя школы:

Оптовко Валентина Николаевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Котова Мария Андреевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                          (Подпись методиста)

                                                        _____________________ дата ________

                                                (Подпись учителя)                                                                                                    

Тип урока: Комбинированный урок (знакомство + анализ)

Цели урока:

  1. Знакомство с рассказом Г. Снегирёва «Чудесная лодка».
  2. Найти удивительное в рассказе «Чудесная лодка» и понять где его можно найти в обычной жизни.

Базовый учебник (УМК): Свиридова В.Ю. Литературное чтение. 3 класс, 1 часть (с. 103).

Средства:

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе;
  • Формировать нравственные ценности, отраженные в рассказе Г. Снегирёва «Чудесная лодка».

Предметные:

  • Развивать умение характеризовать героев рассказа «Чудесная лодка».
  • Формировать знания о биографии писателя Г. Снегирёва.

Метапредметные:

Регулятивные: 

  • Закрепить умение формулировать тему и задачи урока;
  • Научить понимать тему и задачи, планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока;
  • Формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные: 

  • Развивать умение поиска необходимой информации в книге;
  • Расширение знаний о флоре и фауне.

Коммуникативные: 

  • Развивать умение правильно отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника;
  • Развивать умение взаимодействия в паре и группе;
  • Развивать умение правильно и четко говорить.

Оборудование: 

У учителя: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал.

У учащихся: тетради, ручки, карандаши.

Образовательные ресурсы:

  1. https://www.litmir.me/br/?b=41005&p=1 
  2. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/stikhi_dlia_orghanizatsii_nachala_uroka 
  3. https://www.livelib.ru/author/1467-gennadij-snegirev 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Мотивация

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Ксения Юрьевна, я студентка педагогического колледжа. Моя будущая профессия – учитель начальных классов, поэтому сегодня я проведу для вас урок литературного чтения.

- Для начала, проведем речевую разминку. Сядьте ровно, ваша спина должна полностью касаться стула. Расстояние от вашего живота до парты равно вашей ладони. Стопы полностью касаются пола. Читаем всем классом текст со слайда в среднем темпе, вполголоса.

Но – Но – Но – будем учиться усердно.  

Ать – Ать – Ать – друг другу не мешать

Гать – Гать – Гать – и в классе помогать.

- Прочтите текст медленно. Прочтите текст быстро.

- Что вы поняли из речевой разминки? Как себя нужно вести на уроке?

- Правильно. Теперь мы с вами готовы к уроку.

Приветствие.

Выполняют речевую разминку.

- Не мешать друг другу, помогать товарищам, усердно заниматься.

Коммуникативные:

 - Развивать умение правильно и четко говорить.

Целеполагание

- Посмотрите вокруг себя. Вы ничего не замечаете на сегодняшнем уроке чудесного?

- А что для вас означает слово «чудесный»? «Чудесный» - это какой?

Ответы детей фиксируются учителем на доске.

- За окном чудесный снег, в нашем классе красивые цветы и т.д.

- Удивительный, невероятный, волшебный и т.д.

Регулятивные:

- Закрепить умение формулировать тему и задачи урока.

Открытие нового знания, актуализация знаний.

- И рассказ, который мы будем читать на уроке тоже чудесный! Сейчас вы в этом убедитесь. Но для начала обратите свое внимание на слайд.

На слайде: «Охотничьи истории», «Обитаемый остров», «Хитрый бурундук», «Про птиц и зверей», «Сказки следопыта».

- Сегодня мы с вами поговорим о писателе, так называются его книги. Как вы думаете, что это был за человек?

- Да, вы правы. Человек, которого вы описываете – это Геннадий Яковлевич Снегирёв. Около 90 лет назад, он родился в Москве. Вы правильно его описали, этот человек очень любил природу и много писал о ней. Но помимо этого Снегирёв много путешествовал по нашей необъятной стране и даже ходил в экспедиции и плавал на экспедиционном судне «Витязь».

- А как вы думаете, какое значение у слова экспедиция?

- Верно. Экспедиция – это путешествие, у которого есть определенная цель, она может быть разной, например научной или военной.

- Вспомните, что вы подумали о писателе, когда только увидели названия его книг?

- Действительно таким ли оказался Снегирёв?

- Верно. Он был человеком, любящим природу и охоту, писал много рассказов об этом. А что такое рассказ? В чем особенности этого жанра?

- Правильно. Рассказ – это небольшое произведение, которое повествует о жизни героя. В нем мало действующих лиц. Он развивается в кульминацию, высшую точку напряжения, после чего идет развязка.

- Познакомимся с одним из рассказов Снегирёва, он называется «Чудесная лодка». Я прочту вам его, а ваша задача – внимательно его слушать и следить за всем происходящим в рассказе.

- Мне надоело жить в городе, и весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею. Михеев домик стоял на самом берегу речки Северки.

Чуть свет Михей уплывал на лодке рыбачить. В Северке водились огромные щуки. Всю рыбу они держали в страхе: попадались плотвички прямо из щучьей пасти - на боках чешуя ободрана, как будто оцарапали гребёнкой.

Каждый год Михей грозился поехать в город за щучьими блёснами, да никак не мог собраться.

Но однажды Михей вернулся с реки сердитый, без рыбы. Он молча затащил лодку в лопухи, велел мне не пускать соседских ребят и уехал в город за блёснами.

Я сел у окна и стал смотреть, как по лодке бегает трясогузка.

Потом трясогузка улетела и к лодке подошли соседские ребята: Витя и его сестра Таня. Витя осмотрел лодку и стал тащить её к воде. Таня сосала палец и смотрела на Витю. Витя закричал на неё, и они вместе спихнули лодку в воду.

Тогда я вышел из домика и сказал, что брать лодку нельзя.

- Почему? - спросил Витя.

Я сам не знал почему.

- Потому, - сказал я, - что лодка эта чудесная!

Таня вынула палец изо рта.

- А чем она чудесная?

- Мы только до поворота доплывём и обратно, - сказал Витя.

До речного поворота было далеко, и, пока ребята плыли туда и обратно, я всё придумывал что-нибудь чудесное и удивительное. Прошёл час. Ребята вернулись обратно, а я так ничего и не придумал.

- Ну, - спросил Витя, - чем же она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села и течёт!

- Да, чем она чудесная? - спросила Таня.

- А вы разве ничего не заметили? - сказал я, а сам старался поскорей что-нибудь придумать.

- Нет, ничего не заметили, - сказал Витя ехидно.

- Конечно, ничего! - сказала сердито Таня.

- Так, значит, ничего и не заметили? - спросил я громко, а сам хотел уже удрать от ребят.

Витя замолчал и стал вспоминать. Таня сморщила нос и тоже стала вспоминать.

- Видели следы цапли на песке, - робко сказала Таня.

- Ещё видели, как уж плывёт, только головка из воды торчит, - сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка...

- Разве всё это не чудесно? - спросил я.

Витя подумал и сказал:

- Чудесно!

Таня засмеялась и закричала:

- Ещё как чудесно!

- Ребята, понравился ли вам рассказ?

- Что показалось вам особенно интересным?

- Какие картины вы себе представляли, слушая рассказ?

- Какие замечательные впечатления произвел на вас этот рассказ! Откройте свои тетради, запишите число.

- Запишем тему, какую тему вы бы предложили?

- А что мы будем искать в этом рассказе?

- Тогда давайте так и назовем тему: «Чудесное в рассказе «Чудесная лодка»». Запишите тему.

- Теперь мы с вами поработаем в парах. Ваша задача – прочитать рассказ самостоятельно и выписать из рассказа различных птиц, зверей, растений, которые встречаются в рассказе. Время на выполнение этой работы 3 минуты.

- Время на выполнение подошло к концу, отложите в сторону свои ручки, приступим к проверке. Какие растения и животных вы выписали себе в тетрадь?

- А вы когда-нибудь видели щуку или трясогузку? Или может быть видели кувшинку?

- Как, например, выглядит щука?

- А как выглядит кувшинка?

- Верно, вы молодцы. Но не все видели эти растения и животных, поэтому я предлагаю вам отправиться в небольшую виртуальную экскурсию, на которой мы посмотрим, как выглядели животные, которые повстречались нам в рассказе.

Демонстрация виртуальной экскурсии.

- Как выглядели животные, и растения в рассказе мы теперь знаем.

- Назовите героев этого рассказа и персонажей.

- А теперь, давайте подумаем, как же все-таки выглядели персонажи. Ведь нам о них очень мало что рассказывают. Мы с вами распределимся на группы, 1 колонка – 1 группа, поищет в тексте, как выглядел рыбак Михей. 2 колонка – 2 группа, поищут в тексте информацию о том, какие брат Витя и его сестра Таня. А 3 колонка будет 3 группой и подумает, каким был рассказчик, что ему нравилось. Вы можете обсуждать между собой и делать какие-либо заметки себе в тетрадь. Только помним, что говорим мы не громко, работаем дружно и сообща.

Время на выполнение – 2 минуты.

-  Поделитесь своими впечатлениями. К каким выводам пришли ваши группы?

- Молодцы!

ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБЛОЖКИ РАССКАЗА.

- Мне удалось найти к рассказу некоторые иллюстрации, они представлены вам на слайде.

- Отличаются ли они от того, что представили вы? Чем?

- Это был человек, который любил природу, любил животных, возможно, любил охоту и т.д.

 - Это путешествие, у которого есть определенная цель.

- Что он любит природу, животных, охоту.

- Да.

- Рассказ небольшой, в нем мало действующих лиц, повествует о каком-либо эпизоде из жизни героя или рассказчика.

Слушают рассказ.

- Понравился.

- Персонажи, природа, животные и т.д.

- Речку с лодкой, как плавает рыба и т.д.

Записывают число.

- Рассказ «Чудесная лодка». 

- Чудеса.

Записывают тему.

Выполняют задание.

- Щука, кувшинка, плотвички и т.д.

- Да/нет.

- У нее есть чешуя, большие зубы.

- Не знаем.

Выполняют задание.

Демонстрация проделанной работы.

Ответы детей.

Личностные:

  • Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе;
  • Формировать нравственные ценности, отраженные в рассказе Г. Снегирёва «Чудесная лодка».

Предметные:

  • Развивать умение характеризовать героев рассказа «Чудесная лодка».
  • Формировать знания о биографии писателя Г. Снегирёва.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Закрепить умение формулировать тему и задачи урока;
  • Научить понимать тему и задачи, планировать вместе с учителем свою деятельность по изучению темы урока;

Познавательные:

  • Развивать умение поиска необходимой информации в книге;
  • Расширение знаний о флоре и фауне.

Коммуникативные: 

  • Развивать умение правильно отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника;
  • Развивать умение взаимодействия в паре и группе;
  • Развивать умение правильно и четко говорить.

Физкультминутка.

Выход на тему, основную мысль произведения.

- Сейчас мы с вами немного отвлечемся, отдохнем от работы и выполним физкультминутку.

- Закройте свои глазки. Представьте что вы в деревне, выходите к берегу реки. Обязательно запомните, что вы видите вокруг. Вокруг вас поют птицы, стрекочут кузнечики, красиво журчит вода, теплое солнышко греет вашу кожу. Оглянитесь по сторонам, представьте, что находится вокруг вас.

- Теперь вы садитесь в лодку, она плавно качается по волнам, немного скрипит. Волны качают вас вместе с лодкой, легонько покачайтесь из стороны в сторону.

- Вы берете в руки весла, представьте, как вы гребете ими по воде, как плывете по реке. Гребите веслами.

- Посмотрите, слева от вас проплывает щука! Легонько наклонитесь влево и аккуратно посмотрите на нее.

- А справа от вас чудесная кувшинка! Наклонитесь тихонько вправо, посмотрите на кувшинку. Попробуйте дотянуться до нее руками.

- А какая чистая и прозрачная вода вокруг лодки, что вы полескайтесь руками в ней.

- Ребята, что вы видели в нашем путешествии в деревню?

- А что видели Витя и Таня в своем путешествии на лодке? Прочитайте из текста.

- А почему ребята согласились с тем, что это чудесно?

- Конечно, смотрите, это как раз те слова, которые мы записали в начале урока. Удивительно!

- Ребята, а теперь постарайтесь найти главную мысль, которую хотел нам донести автор в тексте. Дам вам небольшую подсказку, она находится в самом конце.

- А можно ли часть, которую вы прочитали назвать кульминацией?

- А как бы вы своими словами поняли слова автора?  


- Отразить основную мысль рассказа «Чудесная лодка» помогает пословица: «Счастье – это умение видеть необыкновенное в обыкновенных вещах».

- Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

Выполняют физкультминутку.

- Красивую речку, лодку и т.д.

- «- Видели следы цапли на песке, - робко сказала Таня.

- Ещё видели, как уж плывёт, только головка из воды торчит, - сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и ещё видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке ещё сидела маленькая улиточка...»

- Потому что это невероятно, удивительно, волшебно.

- «Разве всё это не чудесно? - спросил я.

Витя подумал и сказал:

- Чудесно!

Таня засмеялась и закричала:

- Ещё как чудесно!»

- Можно.

- Основная мысль заключается в том, что в обыкновенном надо видеть необыкновенное. Уметь находить что-то прекрасное и удивительное.

Ответы детей.

Личностные:

  • Сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к чтению, литературе;
  • Формировать нравственные ценности, отраженные в рассказе Г. Снегирёва «Чудесная лодка».

Предметные:

  • Развивать умение характеризовать героев рассказа «Чудесная лодка».

Предметные:

  • Развивать умение характеризовать героев рассказа «Чудесная лодка».

Познавательные:

  • Развивать умение поиска необходимой информации в книге.

Коммуникативные: 

  • Развивать умение правильно отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника;
  • Развивать умение правильно и четко говорить.

Рефлексия.

- Поделитесь, пожалуйста, что вам показалось действительно чудесным в последнее время?

Запишите полным предложением в тетрадь что-то одно, что вам показалось чудесным.

- Перед вами на партах лежат сердечки. Вам необходимо раскрасить их в соответствии с тем, как для вас прошел урок. Закрасьте сердечко зеленым, если на уроке вам было интересно и все получилось. Закрасьте сердечко желтым, если на уроке что-то не получалось, но в целом было интересно. И закрасьте сердечко красным, если было сложно, ничего не получалось.

- Молодцы, передайте, пожалуйста, сердечки мне.

- Погода, уроки в школе, день рождения.

Записывают в тетрадь.

Выполняют задание.

Регулятивные:

  • Формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Выдача домашнего задания.

- Вашим домашним заданием будет – нарисовать лодку. Она может быть разной: может плыть на реке или лежать на берегу, может быть совершенно новой или уже старенькой, в лодке может сидеть рыбак или дети. Вы нарисуете ее такой, какой вы ее представляете! Пусть она будет вашим талисманом, который будет приносить удачу и поднимать вам настроение!

- С вами было очень приятно работать, надеюсь, что в будущем мне удастся поработать с вами вновь! До свидания!

Записывают домашнее задание.

Прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Рассказы и сказки Н. Носова

Цели урока: О- ознакомить с творчеством Н.Носова, особенностями его рассказов и сказок; Р- развивать интерес к чтению, критическое мышление; развивать мышление, память, наблюдательность, логическое и ...

Тесты по литературному чтению.Рассказ Куприна "Слон", 4 класс, программа развивающего обучения Л.В.Занкова

Тесты помогут выявить уровень внимательности при чтении произведения, а также быстро проверить знания по теме урока....

Внеклассное мероприятие по литературному чтению. Рассказы и сказки К.Г. Паустовского

Разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению, посвященного творчеству К.Г. Паустовского. Мероприятие представлено в занимательной   форме "радиопередачи". Рекомендовано учащимся 3-...

Конспект урока по литературному чтению рассказ "Подружки" Н.Артюховой

Конспект урока по литературному чтению  рассказ "Подружки" Н.Артюховой...

Урок литературного чтения Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»

Данное произведение рассматривается в 1 классе по ОС "Школа 2100".Включены конспект урока и презентация....

Урок литературного чтения «Рассказ В.А. Осеевой «Хорошее».

Предмет: Литературное чтение.Раздел: «Я и мои друзья».Цель: Формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.Задачи:1.Сове...