Адаптированная рабочая программа по чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Алямова Альфия Розатовна

Рабочая программа по чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_chtenie_4_kl.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по ЧТЕНИЮ

для 4А класса

на 2014 – 2015 уч. г.

Автор-составитель программы –

                                                                      учитель начальных классов                                                  

                                                                                         Алямова  А.Р.

                                           

Москва

2014

Чтение

Пояснительная записка

    Программа составлена на основе адаптированных, основных образовательных программ для детей с умственной отсталостью.

В основу адаптации положены рекомендации, данные в программе специальных (коррекционных) образовательных программ для школ VIII вида под редакцией В.Н.Воронковой.

Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
      У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
      Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
      В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
      Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
      На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
      Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
      Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 4 классе учащиеся читают целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.
      Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
      С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
      Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
      Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
      Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
      Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны уметь:

-осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя,

-трудные по смыслу и слоговой структуре читать по слогам,

-отвечать на вопросы по прочитанному,

-высказывать своё отношение к поступку, герою, событию,

-пересказывать содержание прочитанного(ответы на вопросы учителя, пересказ при помощи учителя)

Учащиеся должны знать:

 Наизусть 5-8 стихотворений

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

IV класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.

Содержание тем учебного курса

Что такое хорошо ( 15 ч)

     Э. Шим «Брат и младшая сестра»,А. Седугин «Молоток»,Е.Пермяк «Пичугин мост», В. Голявкие «Был не крайний случай»,по И.Дику «Счастливая» ручка»,по Л.Давыдычеву «Лёлишна из третьего подъезда», А.Гайдар «Невидимые помощники», С. Маршак «Лодыри и кот» Наизусть

И.Крылов «Лебедь, щука и рак», В. Осеева «Печенье»

         Уж небо осенью дышало  (15ч)

    А.К.Толстой «Осень!», по К.Ушинскому «Осень», по В.Пескову «Осенний лес», А.Твардовский «Лес осенью», по М.Ильину и Е.Сегал «В чудесной кладовой», О. Высотская «Осеннее утро»,А. Пушкин «Уж небо осенью  дышало…», В. Гаршин «Лягушка путешественница», И.Крылов «Стрекоза и муравей», по Д. Мамину – Сибиряку «Приёмыш», по Д. Мамину – Сибиряку «Тарас и Соболько»

Народные сказки  (11 ч )

   Русская народная сказка «Гуси – лебеди» , молдавская сказка «Чудесный клад», эвенкийская сказка «Росомаха и лисица»,мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»,русская сказка «Лиса и волк»

О труде и трудолюбии  (11 ч)

   К.Ушинский «Два плуга», М. Шпагин «Как баклуши били», И.Крылов «Трудолюбивый медведь», нанайская сказка «Айога», Ю. Тувим «Всё для всех», Е. Пермяк «Для чего руки нужны?»

Произведения русских и зарубежных писателей (13 ч )

   Г.-Х. Андерсен. «Гордая игла», по Л.Толстому «Правдивый судья»,

Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» ,А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», П. Ершов «Конёк – горбунок», Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб»

Идет волшебница зима. (13 ч )

И. Никитин «Встреча зимы, по И. Соколову – Микитову «Зима в лесу»,

И. Антонов «Сад друзей», И. Суриков «Детство», Л. Толстой «Филипок»,

Н. Некрасов «Мужичок с ноготок», Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег»

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…», А.Гайдар «Ёлка в тайге»,

по М. Пляцковскому «Какая бывает зима.»

Люби все живое (13 ч)

По В. Костылёву «Берёза», Л. Толстой «Как я ездил верхом», по Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака», В. Тарасов «Четвероногий друг», М. Пришвин «Гаечки», М. Горький «Воробьишко», А. Барков «Пожарник Карл», по Г. Скребицкому  «Медвежонок»

 В стране чудес (13 ч )

И. Токмашова «В чудной стране», по А. Милну «Вини – Пух и все – все – все», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»,Петр Штыгашев «Таёжная речка»

Весна идёт (16 ч )

Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Ситников «Утро», по Л. Толстому «Весна», И. Никитин «Полюбуйся: весна наступает…», по А. Платонову «Ещё мама», Н. Саконская «Разговор о маме», Л. Квитко «Бабушкины руки», по Е. Кононенко «Резеда», Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», А. Барков «Яшка», Ф. Тютчев «Весенняя гроза», В. Орлов «Лесной цветок»

Н. Сладков «Медведь и солнце»

Лето наступило (13 ч )

И. Никитин «Вечер ясен и тих…», по К. Паустовскому «Заботливый цветок»

Н. Некрасов «Крестьянские дети», по Н.Носову «Огородники», И. Антонова «У речки», В. Орлов «Письмо ровеснику», М. Пришвин «Золотой луг», В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй», М. Бородицкая «Последний день учения»

Повторение ( 4 ч )

Повторение по теме: «Народные сказки»

Повторение по теме: «В стране чудес»

Календарно-тематическое планирование

4 класс

 

I четверть

 

Тема урока

Дата

1

«Это гордое слово - "Победа"!».

01.09

2

М. Матусовский «С чего начинается Родина?»

03.09

3

По К. Ушинскому «Наше Отечество».

04.09

4

По С. Романовскому «Светлое место» 1 - 2 части.

05.09

5

Н. Кончаловская «Славен, славен град Москва!»

08.09

6

По Л. Кассилю «Москва – столица России».

10.09

7

Вопросы и задания по теме: «Родина краше солнца, дороже золота».

11.09

8

По Ю. Яковлеву «Слова – сорняки».      

12.09

9

А. Гайдар «Совесть».

15.09

10

По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени» 1 - 2 части.

17.09

11

По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени» 3 - 4 части.

18.09

12

Вопросы и задания по теме: «Учение – главное богатство».

19.09

13

Э. Шим «Брат и младшая сестра».

22.09

14

В. Голявкин «Был не крайний случай».

24.09

15

По И. Дику «Счастливая» ручка».

25.09

16

По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда» (отрывки из повести).

26.09

17

А. Гайдар «Невидимые помощники» (отрывки из повести).

29.09

18

С. Маршак «Лодыри и кот».

01.10

19

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» (басня).

02.10

20

Вопросы и задания к теме: «Что такое хорошо…»

03.10

21

По К.Ушинскому «Осень».

06.10

22

А. Твардовский «Лес осенью».

08.10

23

По М. Ильину и Е. Сегал «В чудесной кладовой».

09.10

24

О. Высотская «Осеннее утро».

10.10

25

В. Гаршин «Лягушка – путешественница» 1 - 2 части.

13.10

26

В.Гаршин «Лягушка – путешественница» 3 - 4 части.

15.10

27

И. Крылов «Стрекоза и Муравей» (басня).

16.10

28

Вопросы и задания по теме: «Уж небо осенью дышало…».

17.10

29

Русская сказка «Гуси - лебеди».

20.10

30

Молдавская сказка «Чудесный клад».

22.10

31

Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица».

23.10

32

Украинская сказка «Колосок».

24.10

33

Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

27.10

34

Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».

29.10

35

Вопросы и задания по теме: «Народные сказки».

30.10

36

Обобщение ранее изученного .Викторина по сказкам.

31.10

II четверть

Тема урока

Дата

1

По Ю.Яковлеву "Хлеб".

2

Ю.Ждановская "Нива".

3

Э.Шим   Жатва.

4

Пословицы и загадки.

5

Н.Рубцов "Хлеб".

6

Вопросы и задания по теме: «Без хлеба не прожить».

7

К.Ушинский "Два плуга".

8

М.Шпагин "Как баклуши били".

9

И.Крылов "Трудолюбивый медведь".

10

Ю.Тувим "Всё для всех".

11

Е.Пермяк "Для чего руки нужны?"

12

Вопросы и задания по теме «О труде и трудолюбии».

13

Г.-Х. Андерсен "Гордая игла".

14

По Л. Толстому "Праведный судья".

15

Дж. Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отрывок из книги "Путешествия Гулливера").

16

А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".

17

П. Ершов "Конек-Горбунок".

18

Братья Гримм "Соломинка, уголек и боб".

19

Вопросы и задания по теме: «Произведения русских и зарубежных писателей».

20

И.Никитин "Встреча зимы".

21

Н.Некрасов "Мужичок с ноготок".

22

Н.Сладков "Всему своё время".

23

Е. Трутнева "Времена года".

24

В.Голявкин "Как я встречал Новый год".

25

Н.Некрасов "Не ветер бушует над бором…"

26

А.Гайдар "Ёлка в тайге".

27

По М.Пляцковскому "Какая бывает зима".

28

Вопросы и задания по теме: «Здравствуй, гостья – зима».

III четверть

Тема урока

Дата

1

В. Осеева "Почему?". 1 часть.

2

В. Осеева "Почему?". 2 часть.

3

А. Кушнир "Кто разбил большую вазу?"

4

Д. Драгунский "Тайное становится явным". 1 часть.

5

Д. Драгунский "Тайное становится явным". 2 часть.

6

П. Дудочкин "Рубль".

7

Сказка "Лев, щука и человек".

8

В. Безбородов "Кошки-мышки".

9

Вопросы и задания по теме: «Где правда, там  счастье. Где ум, там и толк».

10

По В.Костылёву "Берёза".

11

Л. Толстой "Как я ездил верхом".

12

По Н. Вагнеру "Мальчик и дворовая собака".

13

В. Тарасов "Четвероногий друг".

14

М. Пришвин "Гаечки".

15

М. Горький "Воробьишко" (сказка).

16

А. Барков "Пожарник Карл".

17

По Г. Скребицкому "Медвежонок".

18

Вопросы и задания по теме: «Люби все живое».

19

 По Л. Кассилю "Твои защитники".                                                          

20

По Л. Пантелееву "Честное слово" 1 часть.

21

По Л. Пантелееву "Честное слово" 2 часть.

22

М. Исаковский "День защитника Отечества".

23

Вопросы и задания по теме: «На страже Родины».

24

И. Токмакова "Однажды утром".

25

По А. Милну "Винни-Пух и все-все-все" (Главы из повести).

26

А. Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (Главы из провести).

27

Вопросы и задания по теме: «В стране чудес».

28

К. Паустовский "Однажды утром".

29

И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает…"

30

Е. Бокова " 8 Марта".

31

И. Соколов-Микитов "Весна".

32

Н. Саконская "Разговор о маме".

33

Л. Квитко "Бабушкины руки".

34

Н. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы".

35

В. Бианки "Заяц, косач, медведь и весна" 1 часть.

36

В. Бианки "Заяц, косач, медведь и весна" 2 часть.

37

   "Снегурочка" (Русская сказка).  

38

А. Барков «Яшка».

39

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

40

Вопросы и задания по теме: «Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна!»

IV четверть

Тема урока

Дата

1

Ф. Тютчев "Весенние воды".

2

Народные приметы.

3

В. Ситников "Утро".

4

По Л. Толстому "Весна".

5

И. Никитин "Полюбуйся: весна наступает..."

6

По А. Платонову «Ещё мама».

7

По Е. Кононенко «Резеда».

8

В. Орлов "Лесной цветок".

9

Н. Сладков "Медведь и солнце" (сказка).

10

Вопросы и задания по теме: «Весна идет».

11

Е. Бокова "О труде".

12

В. Осеева "Сыновья".

13

Д. Родари "Чем пахнут ремесла".

14

С. Баруздин "Когда люди радуются".

15

Н. Носов "Заплатка".

16

По В. Катаеву "Цветик-Семицветик".

17

К. Ушинский "Ветер и Солнце".

18

Ю. Яковлев "Багульник".

19

 Е. Бокова "День Победы".                                                        

20

Л. Кассиль "Никто не знает, но помнят все".

21

Вопросы и задания по теме: «О добре и дружбе, о мире и труде».

22

И. Никитин "Вечер ясен и тих..."

23

По К. Паустовскому "Заботливый цветок".

24

Н. Некрасов "Крустьянские дети"(отрывки).

25

По Н. Носову "Огородники".

26

 Сказка "Три поросенка".

27

Сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

28

И Антонов "У речки".

29

В. Орлов "Письмо ровеснику".

30

М. Пришвин "Золотой луг".

31

Народные приметы.

32

В. Драгунский "Третье место в стиле баттерфляй".

33

М. Бородицкая "Последний день учения". Вопросы и задания по теме: «Лето наступило».

Список литературы

                                          Литература для учащихся:

1. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Книга для чтения» 4 класс. З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева /Москва «Просвещение» 2002

Литература для учителя:

1. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Книга для чтения» 4 класс. З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева /Москва «Просвещение» 2002

2. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

3. «Обучение чтению в специальных  коррекционных классах.»  Л.И. Рудченко, Волгоград, 1985г.

4. Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по чтению. 1 класс с РАС

Данная работа будет интересна для учителей коррекционных школ....

адаптированная рабочая программа по чтению 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  чтению  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая программа по чтению, 2 класс, 8 вида...

Адаптированная рабочая программа по чтению 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по чтению 3 класс 2019-2020 учебный год...