Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» 3 класс УМК «Перспективная начальная школа»,
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Ильдюкова Елена Алексеевна

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. «Литературное чтение» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chten.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе УМК «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н.А., Малаховской О.В. «Литературное чтение» образовательной программы «Перспективная начальная школа», разработанной авторским коллективом под руководством Р.Г. Чураковой.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требовани​ям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Программу обеспечивают:

1.Чуракова Н. А. Литературное чтение: учебник. 3 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учеб​ник.

2.Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс: хрестоматия / под ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига / Учебник.

3.Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М.: Академкнига / Учебник.

4.Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс: методическое пособие для учи​теля. - М.: Академкнига / Учебник.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №150 предмет «Литературное чтение» в 3 классе изучается136 часов в год: 4 часа в неделю, 34 учебные недели.

Цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и доста​точный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимо​связях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удо​вольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию, сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.

Основная цель выражается в главных идеях:

- сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;

- познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приёмами: оли​цетворением, сравнением и контрастом;

- на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве;

- на музыкальном материале показать особенности художественного образа в музыкальном искусстве;

- помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы.

Программа 3-го класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, басня, пословица. В 3-м классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе.

Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров, и расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым. Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить coдержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, и ознакомятся с понятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного про​цесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенно​стей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведениях

Общая характеристика учебного предмета

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех пред​метов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание со​знания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем ми​ре, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в кра​соте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основ​ной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляю​щих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обу​чения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обуче​ния (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая.

Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует парал​лельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литерату​ра использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, по​могавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольк​лора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фолькло​ра, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древ​нейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является од​ним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвяще​ния юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испы​таний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

*​  Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

*​  Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценно​стей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Ав​торские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тек​сты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присво​енным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая.

Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных прие​мов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифо​логическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвя​зи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ вос​принимать мир в оппозициях

Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенно​стей художественного образа.

*​ На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности ху​дожественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллю​страций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и худож​ником.

*​ Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных об​стоятельствах.

Идея третья.

Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фолькло​ра, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления лите​ратуры на разные типы повествования.

*​  Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью суме​ет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он су​меет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

*​  Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определен​ны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; спо​собность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литера​туры (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведе​ние (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

Идея четвертая.

Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, по​эзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

*​  Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник по​чувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать фор​мальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность раз​мера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержа​тельность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

*​  На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить разли​чать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Содержание учебного предмета

1.​ Учимся наблюдать и копим впечатления - 17 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

​ наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;

​ имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

​ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду​альный темп чтения;

​ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

​ выявлять авторское отношение к герою;

​ находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

​ ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллю​страции).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе​дневной жизни для:

​ самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

​ самостоятельного чтения выбранных книг;

​ высказывания оценочных суждений о героях произведений;

​ работы со словарями.

2.​ Постигаем секреты сравнения - 10 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

​ жанры устного народного творчества;

​ общее представления о сказке, о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира;

​ отличительные особенности сказочных сюжетов.

Уметь:

​ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду​альный темп чтения;

​ различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

​ различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенно​сти построения и основная целевая установка повествования;

​ отличать пословицу от других произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе​дневной жизни для:

​ образности речи и мудрости в житейских ситуациях - пословицы;

​ самостоятельного чтения сказок народов мира;

​ высказывания оценочных суждений о героях произведений;

​ работы со словарями.

3.​ Пытаемся понять, почему люди фантазируют- 11 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

​ имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

​ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду​альный темп чтения;

​ различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенно​сти построения и основная целевая установка повествования;

​ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

​ выявлять авторское отношение к герою;

​ рассказывать о любимом литературном герое;

​ находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

​ ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллю​страции).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе​дневной жизни для:

​ самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

​ самостоятельного чтения выбранных книг;

​ высказывания оценочных суждений о героях произведений;

​ работы со словарями.

4. Учимся любить - 12 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

​ имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

​ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду​альный темп чтения;

​ различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенно​сти построения и основная целевая установка повествования;

​ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

​ выявлять авторское отношение к герою;

​ рассказывать о любимом литературном герое;

​ находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

​ ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллю​страции).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе​дневной жизни для:

​ самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

​ самостоятельного чтения выбранных книг;

​ высказывания оценочных суждений о героях произведений;

​ работы со словарями.

​ 

5.Набираемся житейской мудрости - 8 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

​ несколько басен наизусть;

​ имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

​ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду​альный темп чтения;

​ различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

​ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

​ выявлять авторское отношение к герою;

​ рассказывать о любимом литературном герое;

​ находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе​дневной жизни для:

​ высказывания оценочных суждений о героях произведений;

​ работы со словарями.

​ 

6. Продолжаем разгадывать секреты смешного - 11 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

​ имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

​ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду​альный темп чтения;

​ различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенно​сти построения и основная целевая установка повествования;

​ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

​ выявлять авторское отношение к герою;

​ рассказывать о любимом литературном герое;

​ находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

​ ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллю​страции).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе​дневной жизни для:

​ самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

​ самостоятельного чтения выбранных книг юмористического плана;

​ высказывания оценочных суждений о героях произведений;

​ работы со словарями.

7. Как рождается герой - 20 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

​ имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

​ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду​альный темп чтения;

​ различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенно​сти построения и основная целевая установка повествования;

​ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

​ выявлять авторское отношение к герою;

​ рассказывать о любимом литературном герое;

​ находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

​ ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллю​страции);

​ составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе​дневной жизни для:

​ самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

​ самостоятельного чтения выбранных книг;

​ высказывания оценочных суждений о героях произведений;

​ работы со словарями.

8. Сравниваем прошлое и настоящее - 13 часов

Обобщённые требования к ЗУН по теме:

Обучающиеся должны знать/понимать:

​ о связи произведений литературы с живописными и музыкальными произведениями, о мировосприятии их авторов;

​ имена писателей и поэтов, композиторов, живописцев, названия и содержание их произведений, прочитанных, увиденных и услышанных в классе.

Уметь:

​ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду​альный темп чтения;

​ различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

​ различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенно​сти построения и основная целевая установка повествования;

​ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

​ выявлять авторское отношение к герою;

​ рассказывать о любимом литературном герое;

​ находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе​дневной жизни для:

​ самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

​ самостоятельного чтения выбранных книг;

​ высказывания оценочных суждений о героях произведений;

​ работы со словарями.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающиеся по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения должны знать/понимать:

•​ наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;

•​ имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

•​ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивиду​альный темп чтения;

•​ различать сказку о животных, басню, волшебную сказку;

•​ различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенно​сти построения и основная целевая установка повествования;

•​ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

•​ выявлять авторское отношение к герою;

•​ рассказывать о любимом литературном герое;

•​ находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

•​ ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллю​страции);

•​ составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе​дневной жизни для:

•​ самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;

•​ самостоятельного чтения выбранных книг;

•​ высказывания оценочных суждений о героях произведений;

работы со словарями.

Формы контроля уровня достижений и критерии оценки

Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям : беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

 

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Литературное чтение» на уровень начального общего образования 4 «А» класс

Календаро -тематическое планирование составлено на основе авторской программы "Литературное чтение" (автор Л.А.Ефросинина, М: Вентана-Граф, 2013)...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа» на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс начального общего образования для УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе примерной рабочей  программы по ...

Рабочая программа учебного предмета "литературное чтение" 1 класс (Начальная школа 21 века) 2017-2018г

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение " 1класс составлена на основе авторской УМК "Начальная школа 21 века": курса "Обучение грамоте" по "Букварю...

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" (УМК "Перспективная начальная школа"4 класс)

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключаетс...

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России

Примерная рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" 4 класс по ФГОС УМК Школа России"...