календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" 3 класс по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Калинина Маргарита Алексеевна

Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения и соответствует всем требования предъявляемым к методическим разработкам. Планирование расчитано на 34 учебные недели, 4 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение УМК «Школа России»

3 класс

1 четверть

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

1.

Знакомство с учебником литературного чтения. Система условных обозначений. Содержание учебника, словарь. знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

2.

Рукописные книги Древней Руси. Фотографии, рисунки, текст-объекты для получения необходимой информации.

3.

Первопечатник Иван Фёдоров. Подготовка сообщения об Иване Фёдорове.

4.

Вн.чт. Самые интересные книги, прочитанные летом. Построение небольшого монологического рассказа о прочитанном.

Вн.чт.

5.

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.

6.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Малый фольклорный жанр. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные народные песни.

7.

Детский игровой фольклор. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

8.

Вн.чт. Разнообразие малого фольклорного жанра. Выступление учащихся с русскими народными песнями, потешками, небылицами и т.д.

Вн.чт.

9.

Русская народная волшебная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки.

10.

Русская народная волшебная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Простой план. Выборочное чтение.

11.

Русская народная волшебная сказка «Иван Царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки. Зачин, концовка сказки.

12.

Вн.чт. Русские народные волшебные сказки, их особенности. Краткий пересказ.

Вн.чт.

13.

Русская народная волшебная сказка «Иван Царевич и серый волк». Деление текста на части. Составление плана.

14.

Русская народная волшебная сказка «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки.

15.

Русская народная волшебная сказка «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текста. Связь произведений литературы с изо.

16.

Вн.чт. Расширение представлений о русских народных сказках (бытовые, о животных), их сравнение с волшебными сказками.

Вн.чт.

17.

Урок-КВН (обобщающий урок). Проверим себя и оценим свои достижения по теме «устное народное творчество».

18.

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Проект

19.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.

Проект

20.

Вн.чт. Стихи русских поэтов об осени. Декламация стихотворных произведений.

Вн.чт.

21.

Русские поэты 19-20 веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности.

22.

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой». Картины природы. Эпитеты-слова, рисующие картины природы.

23.

И.С.Никитин «Полно, степь моя…». Олицетворение как приём создания картин природы.

24.

Вн.чт. Весёлые стихи Б.Заходера. Юмор в стихах. Сравнение лирических и юмористических стихотворений.

Вн.чт.

25.

И.С.Никитин «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Логические паузы в стихотворении, их соблюдение. Выразительное чтение стихотворения.

26.

И.З.Суриков «Детство». Характеристика героя произведения. Ритм стихотворения. Проверка техники чтения.

27.

И.З.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в  лирическом стихотворении.

28.

Вн.чт. Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка. Авторское мастерство писателя.

Вн.чт.

29.

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок). Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Поэтическая тетрадь 1»

30.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Произведения выдающихся представителей русской литературы. А.С.Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода…». Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

31.

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Настроение стихотворения. Приём контраста как средство создания картин. Звукопись, её выразительное значение.

32.

Вн.чт. Рассказы русских писателей об осени.

Вн.чт.

2 четверть

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

1.

Литературная сказка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок.

2.

Литературная сказка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки, их поступки, мотивы.

3.

Литературная сказка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказок А.С.Пушкина. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

4.

Вн.чт. Рассказы Е.Чарушина. Пересказ отдельных эпизодов из прочитанного по иллюстрациям.

Вн.чт.

5.

Жанры произведений – басня. И.А.Крылов – великий баснописец. Скульптурный портрет И.А.Крылова. Басня «Мартышка и очки». Мораль басни.

6.

И.А.Крылов. Басня «Зеркало и обезьяна». Мораль басни, её герои.

7.

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица». Мораль басни. Характеристика героев на основе их поступков.

8.

Вн.чт. Рассказы о животных Б.Житкова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного. Животные нашего края.

Вн.чт.

9.

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи (И.Шишкин, А.Куинджи)

10.

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень». Настроение стихотворения. Олицетворение, как средство художественной выразительности. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению.

11.

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Л.Н.Толстой-наш земляк. Беседа о творчестве писателя. «Детство Толстого» (по воспоминаниям писателя).

12.

Вн.чт. Театрализованный урок «В гостях у дедушки Крылова». Инсценирование басен.

Вн.чт.

13.

Л.Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Поучительный смысл произведения.

14.

Л.Толстой «Прыжок». Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Поучительный смысл произведения.

15.

Л.Толстой «Лев и собачка». Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

16.

Вн.чт. Сказки, басни Л.Н.Толстого. Л.Толстой и Тульский край.

Вн.чт.

17.

Рассказ-описание Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве» и рассказ-рассуждение «Куда девается вода из моря?». Сравнение текста-описания и текста-рассуждения.

18.

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»). Проверим себя и оценим свои достижения.

19.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. «Славная осень…», «Не ветер бушует над бором…». Настроение стихотворения. Картины природы. Средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение.

20.

Вн.чт.Рассказы Л.Н.Толстого. Поучительный смысл рассказов Л.Толстого.

Вн.чт.

21.

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою.

22.

К.Д.Бальмонт «Золотые слова». Выразительное чтение стихотворения.

23.

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы». Создание словесных картин.

24.

Вн.чт. Стихи русских поэтов о природе. Декламация стихотворных произведений. Стихи о природе поэтов-земляков.

Вн.чт.

25.

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2). Проверим себя и оценим свои достижения.

26.

Знакомство с разделом, прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Проверка техники чтения.

27.

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Присказка. Сравнение народной и литературной сказки.

28.

Вн.чт. Стихи русских поэтов о зиме. Чтение наизусть стихотворных произведений.

Вн.чт.

29.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки.

30.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Авторское отношение к героям сказки. Нравственный смысл сказки.

31.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказок.

32.

Вн.чт. Сказки-несказкиВ.Бианки и Э.Шима. Научно-естественные сведения о природе в сказках Бианки и Шима.

Вн.чт.

3 четверть

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

1.

В.Ф.одоевский «Мороз Иванович». Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.

2.

Литературная викторина. Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Литературные сказки».

3.

Знакомство с названием раздела «Были-небылицы». Прогнозирование содержания раздела.  М.Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства.

4.

Вн.чт. Сказки русских писателей о детях. Хорошее и плохое в поступках людей. Отображение в сказках реальной жизни.

Вн.чт.

5.

М.Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

6.

К.Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Тема произведения, главная мысль.

7.

К.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.

8.

Вн.чт. «Не насытится око зрением, а человек – знанием» (рассказ на тему, выбранную учащимися).

Вн.чт.

9.

К.Паустовский «Растрёпанный воробей». План текста. Рассказ  о персонажах произведения по плану.

10.

А.Куприн «Слон». Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль.

11.

А.Куприн «Слон». Основные события произведения. Нравственный смысл произведения.

12.

Вн.чт. «Лес – не школа, а всему учит». Рассказы Н.Сладкого. Охрана лесов в нашем районе.

Вн.чт.

13.

А.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана, пересказ.

14.

Урок-путешествие по «Былям-небылицам». Проверим себя и оценим свои достижения.

15.

Знакомство с названием раздела и прогнозирование его содержания. Саша Чёрный. Стихи о животных «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей». Средства художественной выразительности – сравнение.

16.

Вн.чт. Произведения о детях. Рассказы и повести Л.Воронковой. Герои произведений. Характер героя, его поступки, их мотивы.

Вн.чт.

17.

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

18.

С.Есенин «Черёмуха». Средства художественной выразительности (олицетворение) для создания картин цветущей черёмухи. Викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

19.

М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

20.

Вн.чт. Стихи С.Михалкова. Средства художественной выразительности – созвучие в стихах (звукопись).

Вн.чт.

21.

И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. Листопадничек-главный герой произведения. Рассказ о главном герое.

22.

И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

23.

В.Белов «Малька провинилась». Понимание содержания литературного произведения.

24.

Вн.чт. Книги о защитниках Отечества. Герои войны, герои – земляки. Стихотворения на военную тематику.

Вн.чт.

25.

В.Белов «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Герои рассказа. Проверка техники чтения.

26.

В.Бианки «Мышонок Пик». Герои произведения. Авторское отношение к героям.

27.

В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названий глав. Рассказ о герое произведения.

28.

Вн.чт. «Необычный календарь» по книге В.Бианки «Лесная газета». Писательская наблюдательность.

Вн.чт.

29.

Б.Житков«Про обезьянку». Понимание содержания литературного произведения. Тема произведения, события.

30.

Б.Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Характеристика героев.

31.

Б.Житков «Про обезьянку». Краткий пересказ текста.

32.

Вн.чт. «Мама и мы» (стихи и рассказы). Моя мама самая лучшая!

Вн.чт.

33.

В.Астафьев «Капалуха». герои произведения, авторское отношение к ним.

34.

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл расказа.

35.

Урок-конференция «Земля-наш дом родной». Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Люби живое».

36.

Вн.чт.В.Дуров. Рассказы о дрессированных животных. Пересказ текста.

Вн.чт.

4 четверть

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

1.

Знакомство с содержанием раздела, прогнозирование его содержания. С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

2.

А.Л.Барто «Разлука», «В театре». Юмор в стихах. Выразительное чтение.

3.

С.Михалков «Если». Выразительно чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу произведения.

4.

Вн.чт. Юмористические стихи А.Барто, С.Михалкова, С.Маршака и др.

Вн.чт.

5.

Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок». Герой-персонаж. Характеристика героя.

6.

«Крестики-нолики» обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проект «Праздник поэзии». Оценка достижений.

проект

7.

Знакомство с содержанием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Ф.Шергин «Собирай по ягодке…». Особенность заголовка произведения. Соотношение пословицы и содержания произведения.

8.

Вн.чт. Самые любимые стихи. Конкурс чтецов (стихотворения по выбору учащихся).

Вн.чт.

9.

А.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенность речи героев. Чтение по ролям.

10.

А.Платонов «Цветок на земле». Нравственный смысл произведения.

11.

А.Платонов «Ещё мама». Основная мысль произведения. Выразительное чтение в лицах.

12.

Вн.чт. О людях, взлетевших к звёздам. Рассказы о героях космоса. Космонавты Тульской области.

Вн.чт.

13.

М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа.

14.

М.Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

15.

М.Зощенко «Великие путешественники». Герои произведения. Восстановление порядка событий.

16.

Вн.чт. Любимые книги, любимые писатели. Юмористические произведения М.Зощенко, Н.Носова, В.Драгунского и др.

Вн.чт.

17.

Н.Носов «Федина задача». Главный герой произведения. Особенности юмористического рассказа. Поучительный смысл произведения.

18.

Н.Носов  «Телефон». Герои произведения. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

19.

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверим себя и оценим свои достижения.

20.

Вн.чт.П.Бажов «Уральские сказки». Народные умельцы. Умельцы родного края.

Вн.чт.

21.

Знакомство с содержанием раздела. Прогнозирование его содержания. «Мурзилка», «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Герои произведения, их поступки.

22.

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Виды речевой деятельности: слушание, чтение. Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

23.

Г.Остер «Вредные советы». Главная мысль. Выразительное чтение. Использование интонации, соответствующей смыслу текста. Создание собственного сборника вредных советов. Проверка техники чтения.

24.

Вн.чт. РассказыН.Носова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Вн.чт.

25.

Г.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ легенды своей семьи, своего дома, своего города.

26.

Р.Сеф «Весёлые стихи». Выделение языковых средств художественной выразительности. Выразительное чтение.

27.

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Проверим себя и оценим свои достижения.

28.

Вн.чт. «Про эту книгу». Научно-популярные произведения.

Вн.чт.

29.

Знакомство с содержанием раздела «Зарубежная литература». Прогнозирование содержания раздела. Мифы народов мира. Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Отражение мифологических Стр.представлений людей в древнегреческом мифе.

30.

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

31.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Понимание содержания литературного произведения. События и их последовательность.

32.

Вн.чт. Литературные сказки зарубежных писателей. Фантастические события, персонажи. Волшебные предметы.

Вн.чт.

33.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Деление на части. Составление плана. Создание рисунков к сказке.

34.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

35.

Экскурсия в районную библиотеку «О чем будем читать летом»

36.

Вн.чт. По страницам журналов для детей. Периодические издания для детей: детские газеты, журналы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": литературное чтение, 2 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс...

календарно - тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению 1 класс

календарно - тематическое планирование к рабочей программе по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России"...

Календарно - тематическое планирование для 1 класса по литературному чтению (обучение грамоте)

Календарно - тематическое планирование для 1 класса по литературному чтению (обучение грамоте) из расчета 4 часа в неделю. Используется учебно-методический комплект:Горецкий, В. Г.  Русская...

Календарно - тематическое планирование для 3 класса по литературному чтению

Календарно - тематическое планирование для 3 класса по литературному чтению расчитанное на 2 часа в неделю....

Календарно - тематическое планирование для 2 класса по литературному чтению.

Календарно - тематическое планирование для 2 класса по литературному чтению для учащихся индивидуальной формы обучения....

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа ХХI век" литературное чтение 3 класс

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа ХХI век" литературное чтение 3 класс...

Календарно -тематическое планирование во 2 классе по литературному чтению

Календарно -тематическое планирование во 2 классе по литературному чтению...