Рабочая программа для 4 класса по литературному чтению. ПНШ
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Валиуллина Фардия Рафисовна

Рабочая программа для 4 класса по литературному чтению. ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit._chtenie.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУНГЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________Галиева С.М.

Протокол № 1  от

«27» августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УР МБОУ  «Кунгерская СОШ»

___________    Ахметова Л.К.

« 27» августа 2015г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ «Кунгерская СОШ»

______________        Габидуллин Н.Г.

Приказ № 76 - о/д  от

                «27» августа 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

для 4 класса

                    «Перспективная начальная школа»

Составила:  Валиуллина Фардия Рафисовна,

учитель начальных классов  I квалификационной категории

 

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

               Рабочая программа  по «литературному чтению» составлена с учетом следующих нормативных документов:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);

- Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373); 

-   Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011.;

-   Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. (Приказ №65-о/д  31.08.2011)

 -  Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, от 24 декабря, 2010 №2080, номер19776 ;

- Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);

- Приказа МО иН РТ от 9 июля 2012 года № 4154/12 «Об утверждении базисного учебного плана  на 2013-2014 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»

 - Учебного плана МБОУ «Кунгерская средняя общеобразовательная школа » Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год ( рассмотрен на педагогическом совете ( Педсовет №1, от 27 августа 2015 года)

 - Концепции «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом  прочности усвоения знаний;

 -  Программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение», рекомендованных Министерством образования и науки.

  Учебник: Литературное чтение  Н.А .Чуракова 4 кл. учебник .(в двух частях)  Москва/ Академкнига 2014год.

Рабочая программа по литературному чтению  составлена  из расчета 2 часа в неделю, в год 68 ч,  на основе 4 модели Базисного учебного плана, на основании письма  №6871/10 от 18.08.2010г «О введении ФГОС НОО», утвержденного Министерством образования и науки РТ.

Статус документа

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом  межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

                                 

  Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной  читательской  деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  МБОУ«Кубянская СОШ»  Атнинского муниципального района Республики Татарстан  на 2014 – 2015 учебный год на изучение литературного чтения в 4 классе отводится  68 часов,  2 часа в неделю.

 Используемый учебно-методический комплект:

Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2014

Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник в  2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

        Промежуточная аттестация  по литературному чтению в 4 классе проводится в виде тестирования

Учебно-тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Законы волшебной сказки

10

2

Произведения, основанные на фольклоре

9

3

Красота природы и человека в поэзии и живописи

9

4

Наши сверстники, жившие задолго до нас

9

5

Как красота в прозе, поэзии и живописи действует на нас

7

6

Тайны особого зрения в произведениях зарубежных писателей

5

7

Особенная правда в поэзии, прозе, живописи

9

8

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество

10

Содержание программы

Законы волшебной сказки (10 ч.)

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Произведения, основанные на фольклоре (9 ч.)

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Красота природы и человека в поэзии и живописи (9 ч.)

Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Наши сверстники, жившие задолго до нас (9 ч.)

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:

а)  событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б)сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);

г)формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

д)выразительность художественного языка.

Как красота в прозе, поэзии и живописи действует на нас (7 ч.)

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

  1. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
  2. участие воображения и фантазии в создании произведений;
  3. диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Особенная правда в поэзии, прозе, живописи (9ч.)

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое  отечество. (10ч.)

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация. сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

 Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Требования к уровню подготовки учащихся  4   класса

должны знать/уметь:

  • содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;
  • названия 1-2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);
  • основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам.
  • читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
  •  определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
  • различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
  • читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;
  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
  • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
  • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений.

Система оценивания

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

 Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Характеристика   цифровой оценки:

 "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

 "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

 "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

 "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Ко-ли-чество ча-сов

Предметные

результаты

Формируемые

УУД

Виды контроля

Дата проведения урока

Приме-чание

по плану

факт

Законы волшебной сказки(10 часов)

1

Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей»

1

Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой

Личностные УУД:

знакомство с культурно – историческим наследием восприятия литературного произведения как особого вида искусства

Регулятивные УУД:

коллективное выстраивание учебно-познавательной деятельности с целью достижения поставленных на урок задач

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД:

выявление читательской компетентности (знание сказок и их узнавание)

Предметные УУД:

различать основные малые жанры фольклора: сказку о животных, волшебную сказку, отличать народные произведения от авторских;

фрон

опрос

1.09

2

Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

3.09

3

Русская народная

сказка «Сивка-бурка»

1

Произведения устного народного творчества

фрон

опрос

8.09

4

Русская народная

сказка «Крошечка-Хаврошечка»

1

Произведения устного народного творчества

фрон

опрос

10.09

5

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

Произведения устного народного творчества

фрон опрос

15.09

6

Русская народная сказка «Морозко»

1

Произведения устного народного творчества

фрон

опрос

17.09

7

Русская народная

сказка «Финист - ясный сокол».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса Анатолия Лядова «Баба-яга»

1

Произведения устного народноготворчества. Связьпроизведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

22.09

8

Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк»

1

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

фрон

опрос

24.09

9

Башкирская народная сказка «Алтын-сака -

золотая бабка»

1

Сказки разных народов мира

фрон

опрос

29/09

10

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

Сказки разных народов мира. Произведения устногонародного творчества

 фрон

опрос

1.10

Произведения, основанные на фольклоре(7часов)

11

Былина «ИльяМуромец и Соловей- разбойник».

Поход в «Музейный Дом».Репродукциякартины М. Врубеля «Богатырь»

1

Произведения устного народноготворчества. Связьпроизведений литературы с произведениями другихвидов искусств.

Личностные УУД:

основы гражданской идентичности путем знакомства в контексте художественных произведений с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан

Регулятивные УУД:

управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

Коммуникативные УУД:

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке

Познавательные УУД:

на материале фольклорных текстов познание элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей)

Предметные УУД:

распознавать особенности построения фольклорныхи

фрон

опрос

6.10

12

Илья Муромец и Святогор.

Репродукция картины ВиктораВаснецова«Богатырь»

1

Связь произведений литературыс произведениямидругих видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

8.10

13

Былина «Садко».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция

картины Н. Рериха «Заморские гости»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными имузыкальными произведениями

фрон

опрос

13.10

14

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

фрон

опрос

15.10

15

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге приобсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

раб. в парах

20.10

16

Г.-Х. Андерсен«Стойкий оловянный солдатик»

1

Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя

фрон

опрос

22.10

17

Г.-Х. Андерсен«Снежная королева». «История первая, в которойрассказывается озеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

1

Различение жанров произведений

фрон

опрос

27/10

18

Г.-Х. Андерсен«Снежная королева». «История пятая. Маленькая разбойница». «История шестая. Лапландка и финка» «Историяседьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».

Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига

1

Сходство и различие авторской инародной сказки

фрон

опрос

29/10

19

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств»

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки

фрон

опрос

10.11

Красота природы и человека в поэзии и живописи(9 часов)

20

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции

картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папороники»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений.Связь произведений литературыс произведениямидругих видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Личностные УУД:

ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с учебной задачей и инструкцией учителя

Коммуникативные УУД:

овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя)

Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения тексов, анализ текста, анализ художественного образа, анализ сходства и различия стихотворений разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Предметные УУД:

понимание слияния, единства между природой и человеком

фрон

опрос

12.11

21

Давид Самойлов«Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина» Николай Заболоцкий «Оттепель»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

17.11

22

Иван Бунин «Нетсолнца, но светлы пруды...», «Детство»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

фрон

опрос

19.11

23

Владимир Набоков «Обида».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили

Шанкс «Наёмгувернантки»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

24.11

24

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».

Поход в «Му-

зейный Дом».

Репродукция

картины С. Лу-

чишкина «Шар

улетел»

1

Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев

фрон

опрос

26/11

25

Виктор Драгунский «Красныйшарик в синем небе»

1

Высказывание оценочных суждений.Различение жанров произведений

фрон

опрос

1/12

26

Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Батенина «Голуби в небе»

1

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

3.12

27

ДжералдДаррелл«Землянично-розовый дом»(отрывок из повести «Моя семьяи другие звери»). Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

1

Произведения зарубежной литературы. Различениежанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

8.12

28

Обобщение по теме «Учимсяу поэтов и художников видетькрасоту природыи красоту человека»

1

Высказывание оценочных суждений.Различение жанров произведений. Создание небольших письменныхответов на поставленный вопрос по изученным произведениям

фрон

опрос

10.12

Наши сверстники, жившие задолго до нас(9 часов)

29

Леонид Андреев«Петька на даче»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

фрон

опрос

15.12

30

Леонид Андреев

«Петька на даче».

Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

1

Герои произведения. Восприятие ипонимание их переживаний. Связьпроизведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Личностные УУД:

самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации

Регулятивные УУД:

организация собственной  деятельности (способность принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия и т.д.)

Коммуникативные УУД:

овладение умением произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателей и умения понимать

контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей

Познавательные УУД:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов различных жанров

Предметные УУД:

представление о жизни детей того времени и нашего, выявление насколько мы с ними похожи

фрон

опрос

17.12

31

Антон Чехов «Ванька».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, ихпоследовательность.Связь произведенийлитературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

раб. в па-рах

22.12

32

Антон Чехов «Мальчики»

1

Произведения выдающихся представителей русскойлитературы. Участие в диалоге при

обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

фрон

опрос

24/12

33

Антоний Погорельский «Черная курица, илиПодземные жители»

1

Высказывание оценочных суждений.Определение жанра литературного произведения

фрон

опрос

12.01

34

Антоний Погорельский «Черная курица, илиПодземные жители»

1

Высказывание оценочных суждений

фрон

опрос

14.01

35

Антоний Погорельский «Черная курица, илиПодземные жители»

1

События, составляющие основу произведения

фрон

опрос

19.01

36

Антоний Погорельский «Черная курица, илиПодземные жители»

1

Восприятие и понимание переживаний героев

раб. в па-рах

фрон

опрос

21.01

37

Обобщение потеме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» Человек в мирекультуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

1

Связь названия с темой текста, мысль текста Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

фрон

опрос.

26.01

Как красота в прозе, поэзии и живописи действует на нас(7 часов)

38

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»

1

Восприятие и понимание переживаний персонажей

фрон

опрос

28/01

39

Людмила Улицкая «Бумажная победа»

1

Восприятие и понимание переживаний персонажей

Личностные УУД:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; наличие

мотивации к творческому труду, бережному отношению к духовным ценностям; ценностное отношение к природе, к культуре и искусству

восприятие красоты окружающего мира через осмысление красоты художественного слова

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные УУД:

самостоятельное планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром

Познавательные УУД:

свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в учебных словарях, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации

Предметные УУД:

влияние произведений искусства на внутреннее состояние человека

фрон

опрос

2.02

40

Сергей Козлов  «Не улетай, пой птица!», «Давно бы так, заяц!»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле»

1

Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

4.02

41

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

1

Произведения одетях и для детей.Восприятие и понимание их переживаний. Герои

произведения

фрон

опрос

9.02

42

Борис Пастернак«Опять весна» (отрывок) Владимир Соколов «Все чернилавышли, вся бумага, все карандаши»

1

Различение жанровлитературных произведений Восприятие на слуххудожественногопроизведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

фрон

опрос

11.02

43

Сергей Козлов «Лисичка»

1

Понимание содержания литературного произведения.Участие в диалоге о прочитанном произведении Сходство двух текстов не на уровнесюжета, а на уровне главной мысли произведения

фрон

опрос

16.02

44

Обобщение по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

1

Различение жанровлитературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

фрон

опрос

18.02

Тайны особого зрения в произведениях зарубежных писателей(5 часов)

45

СельмаЛагерлёф«Чудесное путешествие Нильсас дикими гусями»

1

Связь названия с темой текста, мысль текста

Личностные УУД:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Регулятивные УУД:

умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст

отыскивая информацию, необходимую для решения учебных задач

Коммуникативные УУД:

грамотно выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения; проявлять сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные УУД:

осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Предметные УУД:

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

фрон

опрос

23.02

46

СельмаЛагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

фрон

опрос

25/02

47

Антуан деСент- Экзюпери «Маленький принц»

1

Произведения о детях. Герои произведения

фрон

опрос

1.03

48

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

Передача при помощи интонациисвоего отношения к персонажам

фрон

опрос

3.03

49

К. Паустовский«Теплый хлеб».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем

В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Слушаем музыку «Шутка» из Оркестровой  сюиты си-минор И.С. Баха

1

Передача при помощи интонации своего отношения кперсонажам. Связьпроизведений литературы с произведениями другихвидов искусств:с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

 8/03

50

Особенная правда в поэзии, прозе, живописи(9 часов)

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба«Ключ и заря», накотором присутствовал бы настоящий писатель

1

Осмысление целичтения. Различение жанров произведений Построение небольшого монологического высказывания

Личностные УУД:

действия нравственно-этического оценивания  через  выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей повышение нравственно-этической культуры

Регулятивные УУД:

организация учащимся собственной учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера, планировать учебное сотрудничество

Познавательные УУД:

умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Предметные УУД:

определять главную мысль произведения, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

фрон

опрос

10.03

51

Мария Вайсман«Шмыгимышь».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» Репродукция картины Франца Марка «Птицы». В. Хлебников «Кузнечик»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

15.03

52

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...». А.Кушнер «Сирень».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой» Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»

1

Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения.Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

17.03

53

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

Построение небольшого монологического высказывания

фрон

опрос

31/03

54

Афанасий Фет«Это утро, радость эта...» Федор Тютчев«Как весел грохот летних бурь...»

1

Произведения выдающихся представителей русскойлитературы. Восприятие и понимание их переживаний

фрон

опрос

5.04

55

М. Лермонтов «Парус»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

фрон

опрос

7.04

56

Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянули пугливо умчался вдаль...». Самуил Маршак«Как поработала зима!»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль,события, их последовательность. Связь

произведений литературы с произведениями других видовискусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

12.04

57

А. Пушкин «Евгений Онегин»(отрывки): «В тотгод осенняя погода», «Зима!..Крестьянин, торжествуя...» Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя,особенная, правда»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы Различать жанров произведений. Герои произведения

фрон

опрос

14/04

58

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «ОкраинаМосквы»

1

Высказывание оценочных суждений.Связь произведенийлитературы с произведениями других видов сам.

раб. искусств:

с живописными имузыкальными произведениями

фрон

опрос

19.04

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество(10часов)

59

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»

1

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными имузыкальными произведениями

Личностные УУД:

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом)

Познавательные УУД:

смысловое восприятие художественного текста; ориентироваться в текстовом массиве; анализировать текст и находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию, интерпретировать отдельные детали, находить то, что не высказано прямо, делать выводы, соотносить пословицы с содержанием прочитанного

Предметные УУД:

исторические события находят отражение через произведения искусства (литературы, живопись, архитектура)

фрон

опрос

21.04

60

Анна Ахматова«Памятидруга»Н.Рыленков «К Родине»

1

Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события

фрон

опрос

26.04

61

Николай Рубцов«Доволен я буквально всем!».

Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт№ 2, Сочинение 18»

1

Произведения выдающихся представителей русскойлитературы. Связьпроизведений литературы с произведениями другихвидов искусств:с живописнымии музыкальнымипроизведениями

фрон

опрос

28.04

62

Дмитрий Кедрин«Все мне мерещится поле с гречихою...».

Поход в «Музейный Дом».РепродукциякартиныВ. Попкова«Моя бабушка и ее ковер»

1

Произведения выдающихся представителей русскойлитературы. Понимание содержаниялитературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

3/05

63

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот». Репродукция картины К. Брюллова «Последний

день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

1

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

5.05

64

А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы

фрон

опрос

10.05

65

 Промежуточная аттестация

1

Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы

тест

12.05

66

В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост черезКазанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор»

1

Умение задаватьвопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

фрон

опрос

17.05

67

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя

фрон

опрос

19.05

68

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

фрон

опрос

24.05

Используемый учебно-методический комплект:

Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2014

Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник в  2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс по литературному чтению

В рабочей программе представлены все разделы по ФГОС, также есть календарно - тематическое планирование. ( 3 класс , программа 2100 , 4 часа в неделю )...

Рабочая программа 3 класс по литературному чтению с учетом ФГОС

программа составлена с учетом методписьма и локальным актом...

Рабочая программа 3 класс по литературному чтению

Календарно-тематическое планирование...

рабочая программа 3 класс ФГОС литературное чтение

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание,требования к планируемым результатам изучения программы (личностные, метапредметные, предметные), календарно- тематическое планиро...

Рабочая программа 3 класса по литературному чтению

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе следующих документов:1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего о...

Рабочая программа 1 класса по литературному чтению УМК "Школа 21 века"

представлена рабочая программа 1 класса по литературному чтению УМК "Школа 21 века"...

Рабочая программа 2 класс по литературному чтению "Школа 2100"

Рабочая программа  2 класс по программе "Школа 2100" Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев...