Главные вкладки

    Проект "Как хорошо уметь читать
    проект по чтению (4 класс) по теме

    Формирование читательской компетенции младшего школьника- залог успешности обучения, воспитания самостоятельности, самообразования через осознание учащимися себя как грамотного читателя. Представлены материалы: цель, задачи, план реализации проекта.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

     «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

    Проект «Как хорошо уметь читать»

    Тип проекта:   социально-педагогический

    По продолжительности:   долгосрочный

    Срок реализации:             сентябрь 2013 – май 2014

    Автор:

    творческая группа учителей начальных классов

    Федорова Н.И.

    Винокурова Н.И.

    Махова Н.И.

    Гусева О.С.

    Чижкова Е.Ю.

    Юдина Е.М.

    г. Арзамас, 2014 г.

     «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

    Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».

     В.А.Сухомлинский

    «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

    если чтение не  стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка   будет пустой, на свет божий выползает, как

               будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

    В.А. Сухомлинский

                                                                              

    Инновационный проект «Как хорошо уметь читать» разработан с учетом основных направлений модернизации российского образования.

    Социально-педагогическая направленность проекта обусловлена задачами федерального государственного образовательного стандарта – развитием высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

    Актуальность темы проекта не вызывает сомнения: формирование читательской компетенции младшего школьника – залог успешности обучения, воспитания самостоятельности, самообразования через осознание учащимся себя как грамотного читателя.

    Данный проект способствует приобретению учащимися первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту и психофизическим особенностям учащихся с ОВЗ литературных, учебных, научно-познавательных текстов с целью удовлетворения познавательного интереса и развития учебной мотивации.

    Достоинством проекта являются диагностические психолого-педагогические исследования формирования читательской компетенции младших школьников, подобранные методические приемы и технологии, способствующие развитию и совершенствованию навыков чтения.

    Научной и методической новизной данного проекта стала продуманная система информационного учебно-воспитательного пространства, позволяющая повысить грамотность читателей, привить любовь к семейному чтению родителям и учащимся. Перспективой данного проекта является возможность его использования в 1- 4 классах общеобразовательной школы.

    Сильные стороны проекта:

    • Систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием  навыков смыслового чтения  позволяет   максимально успешно  развивать мыслительные способности учащихся, их учебную самостоятельность, повышать  мотивацию детей и воспитывать грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности для своего самообразования, обладающего  потребностью в постоянном чтении книг.
    • Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, воспитывающих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.

    Тезисы  проекта:

    • В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением деятельности является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках чтения, так как именно на первой ступени обучения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, осознание себя частью общества и гражданином своего Отечества, формирование компетентной личности, способной внести свой вклад в жизнь страны.
    • Литературное чтение – один из ведущих гуманитарных учебных предметов, содействующий формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного критически относиться к себе и к окружающему миру – является приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей. Одна из главных проблем – качество круга чтения: очень важно, к чему мы приобщаем школьников, какие ценности им прививаем и культивируем в них.
    • Особое значение в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют литературные произведения. Общение с произведениями искусства – необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями других эпох),  обращение к духовному опыту русского народа, обладающего национальной самобытностью.
    • Систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: погружение в историческое время, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ.
    • Важная роль в учебном процессе отводится интегрированным урокам, позволяющим сформировать черты характера и общечеловеческие ценности: гибкость (адаптивность), терпение, толерантность, терпимость, готовность к риску, к решению проблем и нахождению выхода в многозначной ситуации. Уроки, проводимые в интегрированной форме (русский язык, музыка, изобразительная деятельность и т.д.), вызывают у младших школьников наибольший интерес, так как мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, каждый из них получает возможность для самореализации и самовыражения.
    • Основная задача уроков чтения – учить детей чувствовать, чувствуя – воспринимать, воспринимая – обдумывать каждый элемент произведения и каждый его образ, сформировать образ для подражания.
    • Эта работа продолжается во внеурочной деятельности: во время экскурсий в музеи и по местам боевой славы,  просмотра кинофильмов, знакомства с историей каждой семьи, проведения литературных и семейных гостиных, участия в творческих конкурсах,  посещения театра.
    • Русский человек – патриот с поэтической душой. Поэтому наша поэзия, да и литература в целом, испокон веков является источником формирования нравственных, патриотических и духовных качеств человека.
    • Одной из важнейших проблем духовно- нравственного развития в современных социокультурных условиях является формирование ценностных ориентаций. В целях воспитания интереса к народному творчеству и русской словесности на уроках чтения изучаются русские народные сказки, героические былины, произведения современных писателей.
    • Реализация целей и задач гражданско-патриотического воспитания оптимальна в рамках «педагогики сотрудничества». Только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу возможно формирование гармонично развитой личности ребенка.
    • История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Важно  изучать историю своей семьи, города, отчего края, откуда учащиеся черпают немало полезного для души. На примерах великих земляков школьники могут убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как воля, решительность, стойкость, мужество.
    • Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является краеведение. Музейно-педагогическая программа предусматривает совместную работу специалистов музеев города и школы, она решает и образовательно-воспитательные, и воспитательно-развивающие задачи, способствует развитию творческих способностей младшего школьника, его погружению в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о мире, формированию исследовательских навыков.
    • Использование  на  занятиях  в школьном  музейном  уголке  приемов театрализации, разнообразных игровых методов, диалога позволяет апеллировать к чувствам и эмоциям ребенка, создает условия для ценностного отношения к предметному миру.

    Систематическая работа школы  по организации гражданско-патриотического воспитания,  духовно-ценностной ориентации учащихся в жизненном пространстве, а также их социальной адаптации способствовала  разработке и реализации проекта «Как хорошо уметь читать».

    Цель проекта:

    Использование потенциала уроков и внеклассных мероприятий по чтению и развитию речи для  нравственно-патриотического воспитания школьников.

    Задачи:

    • изучить и определить наиболее эффективные инновационные формы работы по привитию навыков осознанного и  правильного чтения для использования на уроках и внеклассных мероприятиях по чтению и развитию речи;
    • систематизировать  и обобщить опыт работы  по  использованию на уроках и внеклассных мероприятиях по чтению и развитию речи произведений нравственно – патриотического  содержания;
    • формирование гражданской позиции  учащихся через совершенствование навыков осознанного и  правильного чтения на уроках и внеклассных мероприятиях по чтению и развитию речи.

    План реализации  проекта.

            Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Диагностико - аналитический  этап  

    Формирование творческой группы педагогов для реализации проекта «Как хорошо уметь читать!»

    Апрель-май 2013

    Федорова Н.И., руководитель проекта

    Анализ результатов проверки техники чтения по критерию «Осознанность»

    Май 2013

    Винокурова Н.И.

    Анкетирование родителей «Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств личности ребенка»

    Май 2013

    Винокурова Н.И.

    Усимова Н.А.

    Гусева О.С.

    Чижкова Е.Ю.

    Федорова Н.И.

    Планирование деятельности по реализации проекта

    Август 2013

    Винокурова Н.И.

    Усимова Н.А.

    Гусева О.С.

    Чижкова Е.Ю.

    Федорова Н.И.

    Юдина Е.М.

    Махова Н.М.

    Ширшова Е.Ю.

    Репродуктивный этап

    Круглый стол

     «Использование инновационных форм  работы для  привития  навыков осознанного и  правильного чтения на уроках и внеклассных мероприятиях по чтению и развитию речи».

    Сентябрь

    Винокурова Н.И.

    Усимова Н.А.

    Гусева О.С.

    Чижкова Е.Ю.

    Федорова Н.И.

    Юдина Е.М.

    Махова Н.М.

    Ширшова Е.Ю.

    Создание банка электронного, демонстрационного и раздаточного материала для использования на уроках чтения и развития речи:

    В течение реализации проекта

    2013-2014 учебный год

    Творческая группа педагогов

    -речевые разминки, артикуляционные игры и упражнения;

    Учитель-логопед Махова Н.М.

    -словарная работа по текстам;

    Чижкова Е.Ю.

    Федорова Н.И.

    Гусева Н.М.

    -  аудио и видео медиотека

    Заведующая библиотекой

    Ширшова Е.Ю.

    -иллюстративный материал

    Усимова Н.А.

    Винокурова Н.И.

    Мастер- класс

     «Методика использования электронного демонстрационного материала при изучении произведений нравственной направленности  по разделам программы»:

    2 класс - «Буду делать хорошо и не буду плохо»

    3 класс - «Что такое хорошо»

    4 класс - «Что такое хорошо»

    В течение

    учебного года

    Федорова Н.И.

    Гусева О.С.

    Чижкова Е.Ю.

    Информационный час

     «Многообразие детской литературы нравственной направленности, входящей в круг чтения современных школьников младшего школьного возраста».

     Выпуск буклетов

     «Круг чтения. Фольклор»

    «Круг чтения. Поэзия»

    «Круг чтения. Проза»

    «Круг чтения. Новинки детской литературы».

    В течение года

    Заведующая библиотекой

    Ширшова Е.Ю.

    Родительский лекторий

     «Семейное чтение как способ привития нравственных качеств ребенку»

    Декабрь 2013

    Винокурова Н.И.

    Круглый стол

     «Внеклассная работа по чтению и развитию речи - важная форма деятельности по формированию положительного отношения к самостоятельному чтению»

    Январь

    Усимова Н.А.

    Открытое внеклассное мероприятие по чтению «Волшебная сила слов и поступков»,  8в класс

    Октябрь

    Винокурова Н.И.

    Открытое интегрированное внеклассное мероприятие по чтению

     «Сказка ложь, да в ней намек»,  2б класс

    Октябрь

    Федорова Н.И.

    Ширшова Е.Ю.

    Открытое интегрированное внеклассное мероприятие по чтению

     «В гостях у сказки»,   3в класс

    Октябрь

    Усимова Н.А.

    Махова Н.М.

    Интегрированный урок по чтению и развитию речи  «Добрая хозяюшка»,   4а класс

    Март

    Гусева О.С.

    Интегрированный урок по чтению и развитию речи   «Весна», 4 б класс

    Март

    Чижкова Е.Ю.

    Библиотечные уроки:

    «Сказка мудростью богата»

    «Маленькие герои большой войны».

    Путешествие по книжной выставке

     «Милая, добрая, нежная»

    Музейные уроки:

    «Ах, эта русская изба»

    Игра – путешествие «Русские чудеса»

    Музыкальная фантазия «Встреча Нового года на Руси»

    Мульт – фантазия «Русские богатыри»

    В течение

    учебного года

    Заведующая библиотекой

    Ширшова Е.Ю.

    Смотр  читательских уголков

     

    Январь

    Юдина Е.М.

    Экскурсии в городские библиотеки

    В течение года

    Винокурова Н.И.

    Усимова Н.А.

    Гусева О.С.

    Федорова Н.И.

    Чижкова Е.Ю.

    Юдина Е.М.

    Вечер поэзии  «В стране литературных героев»

    Март

    Махова Н.М.

    Вернисаж  «Мой любимый литературный герой»

    Апрель

    Юдина Е.М.

    Итогово - аналитический этап

    Анализ результатов проверки техники чтения по критерию «Осознанность»

    Май

    Винокурова Н.И.

    КТД «Как хорошо уметь читать»

    Май

    Юдина Е.М.

    Заседание круглого стола

     «Анализ результатов реализации проекта «Как хорошо уметь читать!»

    Май

    Руководитель проекта Федорова Н.И.

    Ожидаемые результаты.

    ЛИЧНОСТНЫЕ:

    Совершенствование духовно-нравственных качеств ребенка. Формирование эстетического отношения к искусству слова, читательской компетентности. Осознание ребёнком себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельностью как средства самообразования. Развитие  творческих способностей учащихся.

    ПРЕДМЕТНЫЕ:

    1. Привитие интереса к чтению книг, навык выбора книг по заданной тематике.
    2.  Совершенствование  техники  чтения.
    3. Формирование  умения работы с текстом.  Выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения.
    4. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста.
    5.  Овладение письменной, речевой и коммуникативной культурой речи.
    6. Формирование нравственного осознания и эстетического вкуса, понимание сущности прочитанного.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ:

    1. Расширение банка методических и дидактических форм,   методов,  средств развития и формирования сознательного читателя.
    2. Разработка  методических рекомендаций для педагогов  «Формирование читательской деятельности младшего школьника», комплекта методического, демонстрационного, раздаточного материала.
    3. Разработка пакета диагностических  исследований по развиваемым параметрам.

    Полученные результаты.

    Анализ проделанной работы привел к  выводу, что итогом  реализации  проекта  стала  положительная динамика мотивации  чтения.  Повышение мотивации к чтению – это своеобразная  ступенька  к возникновению устойчивого интереса к чтению, и как следствие, увеличилось количество посещений библиотеки.   

    Повысилось  качество   чтения.  Дети стали больше читать  лучшие  произведения отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы, что  способствует  формированию читательского вкуса.

    Наиболее наглядно результаты реализации проекта  представлены в следующих   диаграммах:

    Анализ показателей  читательской активности.

    Таким образом, по сравнению с 2012-2013 учебным годом, в 2013-2014 учебном  году  количество читателей увеличилось на 10 %,  посещаемость библиотеки возросла  на 15%,  книговыдача -   на 34 %.

    Анализ показателей  книговыдачи по категориям (качество чтения).

    На диаграммах наглядно представлено  увеличение  обращаемости   отечественной и зарубежной классической литературы, русского фольклора.

    Разработан  комплект учебных материалов, регулярное использование которых  помогает в успешном  овладении учащимися навыков  быстрого безошибочного осознанного  чтения:

    1. Слоговые таблицы и тексты. 
    2. Тексты для формирования навыка выразительного чтения.
    3.  Речевые разминки, артикуляционные игры и упражнения.
    4. Дидактические игры.
    5. Тренажеры.
    6. Медиотека.
    7. Иллюстративный материал
    8. Демонстрационные карты.

    Литература

    1.   Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2003. –  380 с.
    2. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике.- М.: Учпедгиз, 1961
    3. Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М. : Просвещение, 1987. – 200 с.
    4. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.
    5.   Егорова Т.Д. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.- М.:Педагогика,1973
    6. Жук Т.В. Понимание оценки умственно отсталыми учащимися, // Дефектология. 1983 .№1. -с.23Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1983.– 87с.
    7.  Луценко B.C. Исследование эффективности использования словесных методов при обучении умственно отсталых старшеклассников//Дефектология //1979.№3.- с. 31
    8.  Луценко B.C. Некоторые приемы организации самостоятельной умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе сообщения словесной информации //Дефектология.1981.№6.- с. 39
    9.   Лиепиня СВ. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательной школы //Дефектология.1977.№5.- с. 20
    10. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 135с.
    11. Проценко Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом //Дефектология.1992.№2-3.- с. 2б
    12. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – М.:  Просвещение, 2009. –  180 с.
    13. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.
    14.     Синев В.Н. Индуктивные и дедуктивные умозаключения учащихся вспомогательной школы//Дефектология.1973,№3.- с. 32
    15.    Синев В.Н. Использование учащимися вспомогательной школы логических методов установления причин явлений//Дефектология.1974,№6.- с. 21
    16.       Стадненко Н.М. Развития мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения //Дефектология.1984,№5.- с. 25
    17.    Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004 
    18.  Торшина Л.Г. Роль сюжетных картинок в усвоении содержания литературных текстов учащихся младших классов вспомогательной школы//Дефектология.1985.№3.- с. 40
    19.  Торшина Л.Г. Работа с умственно отсталыми школьниками над содержанием рассказа при наличии сюжетных картинок//Дефектология.1990.- с. 42
    20.  Шишкова, М. И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида / М. И. Шишкова  // Коррекционная педагогика. – 2007. – №1.

    Интернет - ресурсы

    • http://pedsovet.org/
    • http://www.it-n.ru
    • http://nsc.1september.ru/
    • http://schoollessons.narod.ru/
    • http://www.nachalka.com/
    • http://festival.1september.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

    Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

    презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

    Как хорошо уметь читать

    Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

    как хорошо уметь читать...выразительно.

    Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

    как хорошо уметь читать

    рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...

    Блог "Как хорошо уметь читать!"

    Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...