Проект "Как хорошо уметь читать
проект по чтению (4 класс) по теме
Формирование читательской компетенции младшего школьника- залог успешности обучения, воспитания самостоятельности, самообразования через осознание учащимися себя как грамотного читателя. Представлены материалы: цель, задачи, план реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность | 1.38 МБ |
proekt_kak_horosho_umet_chitat.doc | 515 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Проект «Как хорошо уметь читать»
Тип проекта: социально-педагогический
По продолжительности: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь 2013 – май 2014
Автор:
творческая группа учителей начальных классов
Федорова Н.И.
Винокурова Н.И.
Махова Н.И.
Гусева О.С.
Чижкова Е.Ю.
Юдина Е.М.
г. Арзамас, 2014 г.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».
В.А.Сухомлинский
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
Инновационный проект «Как хорошо уметь читать» разработан с учетом основных направлений модернизации российского образования.
Социально-педагогическая направленность проекта обусловлена задачами федерального государственного образовательного стандарта – развитием высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Актуальность темы проекта не вызывает сомнения: формирование читательской компетенции младшего школьника – залог успешности обучения, воспитания самостоятельности, самообразования через осознание учащимся себя как грамотного читателя.
Данный проект способствует приобретению учащимися первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту и психофизическим особенностям учащихся с ОВЗ литературных, учебных, научно-познавательных текстов с целью удовлетворения познавательного интереса и развития учебной мотивации.
Достоинством проекта являются диагностические психолого-педагогические исследования формирования читательской компетенции младших школьников, подобранные методические приемы и технологии, способствующие развитию и совершенствованию навыков чтения.
Научной и методической новизной данного проекта стала продуманная система информационного учебно-воспитательного пространства, позволяющая повысить грамотность читателей, привить любовь к семейному чтению родителям и учащимся. Перспективой данного проекта является возможность его использования в 1- 4 классах общеобразовательной школы.
Сильные стороны проекта:
- Систематическая целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков смыслового чтения позволяет максимально успешно развивать мыслительные способности учащихся, их учебную самостоятельность, повышать мотивацию детей и воспитывать грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности для своего самообразования, обладающего потребностью в постоянном чтении книг.
- Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, воспитывающих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению.
Тезисы проекта:
- В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением деятельности является гражданско-патриотическое воспитание младших школьников на уроках чтения, так как именно на первой ступени обучения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, осознание себя частью общества и гражданином своего Отечества, формирование компетентной личности, способной внести свой вклад в жизнь страны.
- Литературное чтение – один из ведущих гуманитарных учебных предметов, содействующий формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного критически относиться к себе и к окружающему миру – является приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей. Одна из главных проблем – качество круга чтения: очень важно, к чему мы приобщаем школьников, какие ценности им прививаем и культивируем в них.
- Особое значение в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют литературные произведения. Общение с произведениями искусства – необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями других эпох), обращение к духовному опыту русского народа, обладающего национальной самобытностью.
- Систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: погружение в историческое время, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ.
- Важная роль в учебном процессе отводится интегрированным урокам, позволяющим сформировать черты характера и общечеловеческие ценности: гибкость (адаптивность), терпение, толерантность, терпимость, готовность к риску, к решению проблем и нахождению выхода в многозначной ситуации. Уроки, проводимые в интегрированной форме (русский язык, музыка, изобразительная деятельность и т.д.), вызывают у младших школьников наибольший интерес, так как мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, каждый из них получает возможность для самореализации и самовыражения.
- Основная задача уроков чтения – учить детей чувствовать, чувствуя – воспринимать, воспринимая – обдумывать каждый элемент произведения и каждый его образ, сформировать образ для подражания.
- Эта работа продолжается во внеурочной деятельности: во время экскурсий в музеи и по местам боевой славы, просмотра кинофильмов, знакомства с историей каждой семьи, проведения литературных и семейных гостиных, участия в творческих конкурсах, посещения театра.
- Русский человек – патриот с поэтической душой. Поэтому наша поэзия, да и литература в целом, испокон веков является источником формирования нравственных, патриотических и духовных качеств человека.
- Одной из важнейших проблем духовно- нравственного развития в современных социокультурных условиях является формирование ценностных ориентаций. В целях воспитания интереса к народному творчеству и русской словесности на уроках чтения изучаются русские народные сказки, героические былины, произведения современных писателей.
- Реализация целей и задач гражданско-патриотического воспитания оптимальна в рамках «педагогики сотрудничества». Только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу возможно формирование гармонично развитой личности ребенка.
- История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Важно изучать историю своей семьи, города, отчего края, откуда учащиеся черпают немало полезного для души. На примерах великих земляков школьники могут убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как воля, решительность, стойкость, мужество.
- Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является краеведение. Музейно-педагогическая программа предусматривает совместную работу специалистов музеев города и школы, она решает и образовательно-воспитательные, и воспитательно-развивающие задачи, способствует развитию творческих способностей младшего школьника, его погружению в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о мире, формированию исследовательских навыков.
- Использование на занятиях в школьном музейном уголке приемов театрализации, разнообразных игровых методов, диалога позволяет апеллировать к чувствам и эмоциям ребенка, создает условия для ценностного отношения к предметному миру.
Систематическая работа школы по организации гражданско-патриотического воспитания, духовно-ценностной ориентации учащихся в жизненном пространстве, а также их социальной адаптации способствовала разработке и реализации проекта «Как хорошо уметь читать».
Цель проекта:
Использование потенциала уроков и внеклассных мероприятий по чтению и развитию речи для нравственно-патриотического воспитания школьников.
Задачи:
- изучить и определить наиболее эффективные инновационные формы работы по привитию навыков осознанного и правильного чтения для использования на уроках и внеклассных мероприятиях по чтению и развитию речи;
- систематизировать и обобщить опыт работы по использованию на уроках и внеклассных мероприятиях по чтению и развитию речи произведений нравственно – патриотического содержания;
- формирование гражданской позиции учащихся через совершенствование навыков осознанного и правильного чтения на уроках и внеклассных мероприятиях по чтению и развитию речи.
План реализации проекта.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Диагностико - аналитический этап | ||
Формирование творческой группы педагогов для реализации проекта «Как хорошо уметь читать!» | Апрель-май 2013 | Федорова Н.И., руководитель проекта |
Анализ результатов проверки техники чтения по критерию «Осознанность» | Май 2013 | Винокурова Н.И. |
Анкетирование родителей «Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств личности ребенка» | Май 2013 | Винокурова Н.И. Усимова Н.А. Гусева О.С. Чижкова Е.Ю. Федорова Н.И. |
Планирование деятельности по реализации проекта | Август 2013 | Винокурова Н.И. Усимова Н.А. Гусева О.С. Чижкова Е.Ю. Федорова Н.И. Юдина Е.М. Махова Н.М. Ширшова Е.Ю. |
Репродуктивный этап | ||
Круглый стол «Использование инновационных форм работы для привития навыков осознанного и правильного чтения на уроках и внеклассных мероприятиях по чтению и развитию речи». | Сентябрь | Винокурова Н.И. Усимова Н.А. Гусева О.С. Чижкова Е.Ю. Федорова Н.И. Юдина Е.М. Махова Н.М. Ширшова Е.Ю. |
Создание банка электронного, демонстрационного и раздаточного материала для использования на уроках чтения и развития речи: | В течение реализации проекта 2013-2014 учебный год | Творческая группа педагогов |
-речевые разминки, артикуляционные игры и упражнения; | Учитель-логопед Махова Н.М. | |
-словарная работа по текстам; | Чижкова Е.Ю. Федорова Н.И. Гусева Н.М. | |
- аудио и видео медиотека | Заведующая библиотекой Ширшова Е.Ю. | |
-иллюстративный материал | Усимова Н.А. Винокурова Н.И. | |
Мастер- класс «Методика использования электронного демонстрационного материала при изучении произведений нравственной направленности по разделам программы»: 2 класс - «Буду делать хорошо и не буду плохо» 3 класс - «Что такое хорошо» 4 класс - «Что такое хорошо» | В течение учебного года | Федорова Н.И. Гусева О.С. Чижкова Е.Ю. |
Информационный час «Многообразие детской литературы нравственной направленности, входящей в круг чтения современных школьников младшего школьного возраста». Выпуск буклетов «Круг чтения. Фольклор» «Круг чтения. Поэзия» «Круг чтения. Проза» «Круг чтения. Новинки детской литературы». | В течение года | Заведующая библиотекой Ширшова Е.Ю. |
Родительский лекторий «Семейное чтение как способ привития нравственных качеств ребенку» | Декабрь 2013 | Винокурова Н.И. |
Круглый стол «Внеклассная работа по чтению и развитию речи - важная форма деятельности по формированию положительного отношения к самостоятельному чтению» | Январь | Усимова Н.А. |
Открытое внеклассное мероприятие по чтению «Волшебная сила слов и поступков», 8в класс | Октябрь | Винокурова Н.И. |
Открытое интегрированное внеклассное мероприятие по чтению «Сказка ложь, да в ней намек», 2б класс | Октябрь | Федорова Н.И. Ширшова Е.Ю. |
Открытое интегрированное внеклассное мероприятие по чтению «В гостях у сказки», 3в класс | Октябрь | Усимова Н.А. Махова Н.М. |
Интегрированный урок по чтению и развитию речи «Добрая хозяюшка», 4а класс | Март | Гусева О.С. |
Интегрированный урок по чтению и развитию речи «Весна», 4 б класс | Март | Чижкова Е.Ю. |
Библиотечные уроки: «Сказка мудростью богата» «Маленькие герои большой войны». Путешествие по книжной выставке «Милая, добрая, нежная» Музейные уроки: «Ах, эта русская изба» Игра – путешествие «Русские чудеса» Музыкальная фантазия «Встреча Нового года на Руси» Мульт – фантазия «Русские богатыри» | В течение учебного года | Заведующая библиотекой Ширшова Е.Ю. |
Смотр читательских уголков
| Январь | Юдина Е.М. |
Экскурсии в городские библиотеки | В течение года | Винокурова Н.И. Усимова Н.А. Гусева О.С. Федорова Н.И. Чижкова Е.Ю. Юдина Е.М. |
Вечер поэзии «В стране литературных героев» | Март | Махова Н.М. |
Вернисаж «Мой любимый литературный герой» | Апрель | Юдина Е.М. |
Итогово - аналитический этап | ||
Анализ результатов проверки техники чтения по критерию «Осознанность» | Май | Винокурова Н.И. |
КТД «Как хорошо уметь читать» | Май | Юдина Е.М. |
Заседание круглого стола «Анализ результатов реализации проекта «Как хорошо уметь читать!» | Май | Руководитель проекта Федорова Н.И. |
Ожидаемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
Совершенствование духовно-нравственных качеств ребенка. Формирование эстетического отношения к искусству слова, читательской компетентности. Осознание ребёнком себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельностью как средства самообразования. Развитие творческих способностей учащихся.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- Привитие интереса к чтению книг, навык выбора книг по заданной тематике.
- Совершенствование техники чтения.
- Формирование умения работы с текстом. Выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения.
- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста.
- Овладение письменной, речевой и коммуникативной культурой речи.
- Формирование нравственного осознания и эстетического вкуса, понимание сущности прочитанного.
МЕТОДИЧЕСКИЕ:
- Расширение банка методических и дидактических форм, методов, средств развития и формирования сознательного читателя.
- Разработка методических рекомендаций для педагогов «Формирование читательской деятельности младшего школьника», комплекта методического, демонстрационного, раздаточного материала.
- Разработка пакета диагностических исследований по развиваемым параметрам.
Полученные результаты.
Анализ проделанной работы привел к выводу, что итогом реализации проекта стала положительная динамика мотивации чтения. Повышение мотивации к чтению – это своеобразная ступенька к возникновению устойчивого интереса к чтению, и как следствие, увеличилось количество посещений библиотеки.
Повысилось качество чтения. Дети стали больше читать лучшие произведения отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы, что способствует формированию читательского вкуса.
Наиболее наглядно результаты реализации проекта представлены в следующих диаграммах:
Анализ показателей читательской активности.
Таким образом, по сравнению с 2012-2013 учебным годом, в 2013-2014 учебном году количество читателей увеличилось на 10 %, посещаемость библиотеки возросла на 15%, книговыдача - на 34 %.
Анализ показателей книговыдачи по категориям (качество чтения).
На диаграммах наглядно представлено увеличение обращаемости отечественной и зарубежной классической литературы, русского фольклора.
Разработан комплект учебных материалов, регулярное использование которых помогает в успешном овладении учащимися навыков быстрого безошибочного осознанного чтения:
- Слоговые таблицы и тексты.
- Тексты для формирования навыка выразительного чтения.
- Речевые разминки, артикуляционные игры и упражнения.
- Дидактические игры.
- Тренажеры.
- Медиотека.
- Иллюстративный материал
- Демонстрационные карты.
Литература
- Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 380 с.
- Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике.- М.: Учпедгиз, 1961
- Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М. : Просвещение, 1987. – 200 с.
- Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.
- Егорова Т.Д. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.- М.:Педагогика,1973
- Жук Т.В. Понимание оценки умственно отсталыми учащимися, // Дефектология. 1983 .№1. -с.23Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения./ О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1983.– 87с.
- Луценко B.C. Исследование эффективности использования словесных методов при обучении умственно отсталых старшеклассников//Дефектология //1979.№3.- с. 31
- Луценко B.C. Некоторые приемы организации самостоятельной умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе сообщения словесной информации //Дефектология.1981.№6.- с. 39
- Лиепиня СВ. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательной школы //Дефектология.1977.№5.- с. 20
- Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 135с.
- Проценко Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом //Дефектология.1992.№2-3.- с. 2б
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – М.: Просвещение, 2009. – 180 с.
- Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.
- Синев В.Н. Индуктивные и дедуктивные умозаключения учащихся вспомогательной школы//Дефектология.1973,№3.- с. 32
- Синев В.Н. Использование учащимися вспомогательной школы логических методов установления причин явлений//Дефектология.1974,№6.- с. 21
- Стадненко Н.М. Развития мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения //Дефектология.1984,№5.- с. 25
- Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я. Методический словарь – справочник/ И.И.Тихомирова – М.: Школьная библиотека, 2004
- Торшина Л.Г. Роль сюжетных картинок в усвоении содержания литературных текстов учащихся младших классов вспомогательной школы//Дефектология.1985.№3.- с. 40
- Торшина Л.Г. Работа с умственно отсталыми школьниками над содержанием рассказа при наличии сюжетных картинок//Дефектология.1990.- с. 42
- Шишкова, М. И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида / М. И. Шишкова // Коррекционная педагогика. – 2007. – №1.
Интернет - ресурсы
- http://pedsovet.org/
- http://www.it-n.ru
- http://nsc.1september.ru/
- http://schoollessons.narod.ru/
- http://www.nachalka.com/
- http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),
Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"
презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...
Как хорошо уметь читать
Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компьютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо читать. Познакомить ...
как хорошо уметь читать...выразительно.
Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...
как хорошо уметь читать
рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...
Блог "Как хорошо уметь читать!"
Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...
Проект КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ
Проект в 1 классе...