Уроки в начальной школе ФГОС
план-конспект урока по чтению (1, 2 класс) на тему

Вернигора Майя Ивановна

Предварительный просмотр:

План- конспект урока (ФГОС)

Класс   1                        предмет           литературное слушание                № урока

Тема урока: В.Г. Сутеев «Дядя Миша».

Тип урока: открытие новых знаний

Использование технологии: проблемно- диалогическая

Учебник: автор  Ефросинина Л.А.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В. Г. Сутеева, рисунки о животных.

Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая

Цель: познакомить детей с новой сказкой о животных «Дядя Миша», с творчеством В.Г. Сутеева.

Планируемые результаты:

предметные: учить воспринимать сказочный текст, определять тему и жанр произведения; правильно называть автора, название сказки; рассказывать сказку по плану.

метапредметные: развивать  воображение при работе над сказкой;

УУД регулятивные: определять  цель урока с помощью учителя;

пересказывать по предложенному плану;

познавательные: расширить знания о писателе и его произведениях; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя;

коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать участие в совместной деятельности.

Личностные:формировать понятие через содержание сказки ( добро и зло).

В нужной жизненной ситуации доводить начатое дело до конца, оказывать помощь друг другу.

           Этапы урока

Цель: Создание условий для осознанного вхождения в учебную деятельность

1.Организационный момент.

Деятельность учителя

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Деятельность учащихся. Проверяют готовность по критериям.

2. Актуализация объективного опыта  Цель: повторение изученного для открытия новых знаний.

Деятельность учителя

      1.Речевая разминка.

       Скороговорка:

  • Мёд в лесу медведь нашёл,

   Мало мёду, много пчёл.

Загадки о животных.

Деятельность учащихся

Повторить скороговорку 3 раза : «тихо», «не очень тихо», «громко» (фронтальная работа).

Работа с моделями

Просмотр рисунков о животных

 3.Формирование новых знаний  Цель: Мотивация к учебному действию, затруднения в индивидуальной деятельности. Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.

Деятельность учителя

 1. Сообщение темы урока.

 2.Постановка проблемы.

 Мы побывали на выставке рисунков, разгадали загадки. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? А можем мы знать, что за произведение будет по жанру?      РУУД

- Рассказ

         - Сказка

         - Стихотворение

?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо прослушать это произведение.

3. Слово учителя об авторе.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Дядя Миша”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!

- О чём может быть текст с таким названием?

--После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения

- Как вы думаете, о чем она? Кому предназначена? Почему так решили? Автор этой книги В.Г. Сутеев.

- Знакомы ли вам его произведения?

Деятельность учащихся

- А я думаю, что знакомы. В.Г. Сутеев автор многих детских книг (показ «Кто сказал мяу», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка» и др.). Все свои книги он иллюстрировал сам, также рисовал иллюстрации и к книгам других авторов. А мультфильмы, которые вы так любите, созданы по сценарию и при непосредственном участии В. Сутеева.

Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети)

4.Изучение новых знаний и способов деятельности. Цель: Организация коммуникативного взаимодействия учителя и ученика.

Деятельность учителя

 Слушание сказки ( читает учитель и хорошо читающие дети)     КУУД

– Понравилось ли вам произведение? ( ответы детей)

Деятельность учащихся       Деятельность учителя

Дети делятся на 4 группы. Учитель предлагает каждой группе подготовить ответы на вопросы.

1 группа                                                          П УУД    КУУД

 Что вам понравилось?( Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.)

2 группа

-Что вам не понравилось?( Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.
– Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.
– Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.)

3 группа

Когда вам было весело?( Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.)

4 группа

- Когда вам было грустно?( Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.)

Физминутка.

Легко прыгнем, как бельчата,                                  Пойдем мягко, как лисята,

Быстро-быстро, как зайчата,                                     Пробежимся, как мышата

Как котята ловим рыбку,                                  Ну, а если, надоест,

Как ежата выгнем спинку,                                  Мы походим косолапо, как Дядя Миша

                                                                           ходит в лес.

5. Первичная проверка. Цель: предъявление результатов.

 Упражнения в моделировании

Деятельность учителя             Деятельность учащихся

-Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?(Сказку).

- Почему вы так решили? Докажите.( Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.)

6. Закрепление  изученного. Цель: умение составлять модели

- Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

- Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?(О животных.)

-Правильно. Покажите это на своих моделях.

– А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал? (Владимир Григорьевич Сутеев.)

- Покажите на модели фамилию автора.

- Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?("Дядя Миша").

Деятельность учащихся

-А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?
– "Лиса и Медведь".
– "Обманутый Медведь".
– "Зимние запасы".
– "Звери готовятся к зиме".
– "Лес готовится к встрече зимы".)

Деятельность учителя

-Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?

- Смоделируйте название сказки.1 слайд

Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

 Работа с текстом

- Кто главный герой в сказке?

-Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.

– С чего начинается сказка?

– Покажите на модели.

– Почему использовали двустороннюю стрелку?

- Как это явление называется в литературе, в русском языке

- Что было дальше? ( Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.)

- Покажите на модели.

- Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?

- Как он относился к делу?  "Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет".

- Кто потом позвал Медведя?(Белочка.)

- Покажите на модели.

– Как Медведь собирал орехи? ( "Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил".)

-С кем произошла встреча дальше? ( С Котом.)

-Куда Кот позвал медведя?

-Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

– Кто встретился потом?( Лиса.)

- Что предложила Лиса Медведю? ( Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.)

– Покажите на своих моделях.

– О каком еще герое говорится в сказке?( О Мышонке.)

- Покажите на модели.    

Деятельность учителя                                 Деятельность учащихся

– Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.("Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?")

-А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?( Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.)

- Ребята, на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка – это ваша работа.

Учитель собирает модели и степлером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее.   КУДД

Игра «Молчанка»

 Я предлагаю вам игру "Молчанка".

Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

7.   Практическое применение. Цель: проверка усвоение содержания произведения, знание героев сказки.

Ответы дают дети.        ПУУД

 Морковку дергал? С Зайцем.

 Кур таскал? С Лисой.

 Грибы собирал? С Ежиком.

 Рыбу удил? С Котом.

 Орехи рвал? С Белочкой.

8. Обобщение и систематизация.

Деятельность учителя

Как называется сказка, с которой мы сегодня работали? "Дядя Миша".

– Дети! "Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок". Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор?

Деятельность учащихся                                              

 Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.)
– Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.
– Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь", что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу.

Деятельность учителя

. Какая  пословица, которая точно отражают основную мысль нашей сказки?

Дети читают и выбирают ту пословицу, которая им ближе.

 За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.           ПУУД
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Делу – время, а потехе – час.
– Кончил дело – гуляй смело.
– Какова работа, такова и награда.

9. Подведение итогов.

Деятельность учителя             Деятельность учащихся

  1. Почему мышонок ничего  не сказал?
  2. А что сказали бы Дяде Мише вы?
  3. Можно ли назвать сказку поучительной? Чему она учит?

10. Рефлексия.

Чему научились вы? Похвалите себя за работу. Вы стали мудрее, чему-то научились у героев В. Сутеева. Подумайте

к кому из героев сказки вы хотели бы сегодня сказать спасибо и за что, поблагодарите его.



Предварительный просмотр:

 Тема урока   «Корень, как общая часть родственных слов»

Тип урока -закрепление

Цель урока Способствовать создание условий для понятия   « корень слова» , «родственные слова».

Общеобразовательные: закрепить умения находить однокоренные слова, подбирать однокоренные слова

 Развивающие:

 Закрепить представление о двух признаках родственных слов

( слова имеющие общую часть  и близкие по значению)

 Воспитательные: воспитывать усидчивость , внимательность,аккуратность,коллективизм.

Коррекционные:равивать орфографическую зоркость, наглядно – образное мышление

Оборудование— УМК « Школа 21 века»Учебник Иванова « Русский язык» 2 класс, тетрадь « Пишем грамотно №1»,картинный словарь.

                                               План – урока

   этапы урока

Характеристика деятельности учащихся

Характеристика деятельности учителя

1

2

Оргмомент_

Чистописание ( Пальчиковая гимнастика)

Мы капусту рубим , рубим

Мы капусту мнем, мнем

Мы капусту солим, солим

В баночки кладем

Объясняют закономерность написания чистописания

Объясняют смысл пословицы

Звонко звенит наш звонок

Дружно начнем мы урок

Будем мы учиться

Хорошо трудиться

Баа ,Ббб, Бвв

…….

Определите закономерность

Чистота – залог здоровья

3

 Словарно-орфографическая работа

---------------------------------------------------------------Письмо с комментированием

(Упражнение для глаз по Базарнову)

--Картинный диктант

Картинки словарных слов висят на  крестовине. Дети ищут  по всему классу на стенах эти слова

комментируют их пишут объясняют их написание

 ( Москва, ребята, класс, дежурный, тетрадь, ученик . учитель)

4

Актуализация ранее  полученных  знания

Игра « Третий лишний» (работа в группах)

Зачеркни лишнее слово

Часовщик – час- часть

Белка – беленький –белить

Носильщик – нос – носатый

Ответы детей …..

-

Физ минутка-----------------------------------------------------------

( Дети выполняют  движения по тексту)

Проверка на доске

- Как называются слова  по группам  которые остались

Как вы определили ?

Какие признаки родственных

слов?

Мы листики осенние

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Дунул ветер – полетели.

Закружились , полетели

Мы летели , мы летели

И на землю тихо  сели

5

Мотивация учебной деятельности

Проблемная ситуация

Слова : варенье, конфета, сахар, сироп- родственные слова?

( У них нет одинаковой части слова)

- (Корень)

   

Дети подбирают родственные слова

Варенье – варит, варёный, отварить

Сахар- сахарный- сахарница

Вывод:

Близкие по значению ,одинаковый корень
Физминутка (музыкальная)

Объясните свой ответ ------------------------------------------

Кто может ответить Как называется общая часть слов?

А слова у которых общий корень и близкие по значению называются РОДСТВЕННЫМИ

Как вы думаете весело ли жить словам без родственников?

Давайте подберем им родственные слова

Докажите , что эти слова родственные

6

Работа по учебникус. 91-92 правило

Самостоятельная работа Упр 4 с 93

По вариантам1 в. береза , липа

                         2 в калина , осина

Проверка на доске

6

Закрепление- Вывод ( дети обобщают изученный материал)

Какие признаки однокоренных слов вы знаете ?

Что такое корень слова?------------

7

Итог урока

8

9.

Домашнее задание—с.91 правило Упр №1.

-Рефлексия 

На уроке я узнал  что……..

Мне было интересно……..

Мне осталось не понятно………

Урок был познавательный , но

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Использованный материал — УМК « Школа 21 века»Учебник Иванова « Русский язык» 2 класс, тетрадь « Пишем грамотно №1».



Предварительный просмотр:

 Урок литературного чтения

Тема : Э. Шим  « Белка и ворон» Трутнева « Осень»

Цели урока: создание условий для повышения уровня  начитанности детей, расширять круг чтения

Задачи урока

  • Образовательные научить различать произведения о родной природе, научить детей правильно называть произведение, научить детей читать вслух, молча, учить читать выразительно, вводить литературоведческие понятия, учить сравнивать произведения разных авторов, но схожих по тематике.
  • Развивающие полноценное читательское восприятие (учить слушать и слышать художественное слово), использовать условно-схематическое моделирование для развития внимания к структуре текста произведения; формировать основы литературной речи;
  • Воспитательные уважение и внимание к авторскому слову, к родному слову и формировать уважение и любовь к родной природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс (часть 1), схема, модель, цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Проверка уровня начитанности учащихся.

1. Работа со схемой

– Ребята, у каждого на парте лежат карточки.
– Вы должны вспомнить фамилии авторов, которые писали о природе.
– Работайте.

Учитель на доске заполняет такую таблицу после ответа детей.

Проверка выполненной работы.

– Так кто писал произведения о природе?
– Пушкин.
– Поставьте +
 те, у кого есть такая фамилия в схеме.
– Какие произведения Пушкина мы изучили?
– «Уж небо осенью дышало».
– А можешь прочитать это стихотворение наизусть или по учебнику?
– А кто может?

Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…».

Вопросы отвечающему дополнительно.

– Так какое произведение ты читал? 
– Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Выставление оценок с комментированием.

– Назовите другого писателя, который писал о природе.
– Скребицкий.
– Поставьте +, у кого есть такая фамилия в схеме.
– А кто назовёт произведение, которое мы читали?
– «Осень».
– Откройте учебники на стр. 107, прочитаем это произведение по абзацам.
– А что такое абзац?
– А что нам поможет ответить на этот вопрос?
– Книга 
«Книгочей».
– Найдите определение, прочитайте.

– Начинаем читать по абзацам.
– Какое произведение мы читали?
– Скребицкий «Осень».
– Назовите ещё одну фамилию, которую вы вписали в схему.
– Пришвин.
– У кого записана такая фамилия, поставьте 
+.
– Как называется это произведение?
– «Осеннее утро».
– А где находится это произведение?
– В хрестоматии.

II. Постановка темы и цели урока

– Ребята, а теперь я поставлю перед вами трудную учебную задачу.
– Вы будете работать с новым произведением.
– Сейчас самостоятельное первичное чтение. (учим самостоятельно работать с текстом произведения)
– Кто прочитает – не забудьте поднять руку
– С каким произведением вы работали?
– «Белка и Ворон».
– Найдите и прочитайте фамилию автора.
– Шим.
– Прочитайте заголовок.
– «Белка и Ворон».
– А кто правильно назовёт произведение?
– Шим «Белка и Ворон»
– А что это?
– Сказка.
– Докажите. – О ком или о чём произведение?
– О животных.
– В нём животные разговаривают и умеют считать.
– В произведении главными действующими лицами являются животные, а они разговаривают.
– В тексе вам встретилось слово 
торопыга.
– А кто может объяснить значение этого слова?

Торопыга – тот, кто всегда очень спешит.

1. Работа с текстом

– Ребята, сейчас мы будем читать и наблюдать за текстом.
– Когда вы читали, что необычного заметили в этом тексе?
– Текст написан в форме диалога.
– А что такое диалог?
– Где мы можем найти ответ на этот вопрос?
– В учебнике или в книге «Книгочей».
– Найдите, прочитайте определение.
– Сейчас мы будем читать сказку по ролям.
– Я буду вороном, а белкой будет (любой ученик).
– А теперь будете читать сказку по ролям в парах, друг другу.

2. Работа в тетрадях

 Откройте тетрадь, выполним задание № 1.
– Прочитай задание к 1 упражнению.
– Прочитай и укажи стрелочкой самостоятельно.

– Белка какая? Докажи словами из текста.

– Самостоятельно выполните 2 задание в тетради.
– Проверим работу.
– Читай, о каком времени года говорится в тексте?
– Об осени.
– Докажите, что всё происходило осенью?
– Запасы делают только осенью.

3. Литературная пауза

Белочка

Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день, 
С одной ветки прыгнув влево, 
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом, 
Покружилась над дуплом.
Влево-влево целый день
Прыгать белочке не лень.

Прыжки в стороны чередуются с приседанием и бегом по маленьким кругам.

III. Работа со стихотворением Трутневой «Осень»

1. Знакомство со стихотворением

– Послушайте стихотворение (чтение учителем), не называть заголовок и автора.
– Смоделируйте обложку.

– Почему зелёный треугольник?
– Стихотворение о природе.

2. Чтение стихотворения по картинкам

– Прочитайте стихотворение по картинкам.
 Подберите строчки из стихотворения, которые подходят к рисунку.
–Прочитайте задание к тексту (работа по вопросам)
– С кем поэт сравнивает берёзку?
– Подтвердите словами из текста. 
– Прочитайте стихотворение выразительно.
– Что значит читать выразительно?
– Это значит соблюдать знаки препинания и делать разные паузы.
– Какой знак препинания здесь необычный?
– Многоточие …
– Значит, читать надо так (показать)
– Прочитайте выразительно это стихотворение.
– Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

– Вот мы и потренировались читать стихотворение выразительно, дома вы продолжите работать над выразительным чтением: хотите по учебнику, хотите наизусть, по вашему выбору (задание по возможностям каждого ученика, дифференцированно).
– Найдите в стихотворении рифмы?
– Что такое
рифма? Найдите ответ в Книгочее и прочитайте.

Литературная пауза

Мы листики осенние
Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. 
И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели. 
Закружились, полетели
Мы летели, мы летели
И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.

3. Сравнение двух произведений

– С какими произведениями вы работали сегодня на уроке?
– Шим «Белка и Ворон» и Трутнева «Осень».
– Заполняем вместе с вами таблицу: я на доске, а вы в своих табличках (у каждого на парте лежит заранее заготовленная таблица).

Фамилия автора

Заголовок

Жанр

Тема

1

Шим

Белка и ворон

сказка

о природе

2

Трутнева

Осень

стихотворение

О природе

– Назовите автора первого произведения? Второго произведения?
– Назовите заголовки.
– Определите жанр.
– Определите тему.
– Глядя в таблицу, скажите, что общего у этих произведений?
– Темы.
– Чем различаются?
– Фамилиями, заголовками и жанрами.

4. Домашнее задание

Выполните 2–3 задание к стихотворению «Осень».

5 Рефлексия

У каждого из вас лежит на парте солнышко и тучка , если вам было на уроке интересно , комфортно поднимите солнышко,если не интересно , скучно поднимите тучку.

Спасибо всем за приятное общение и урок!

Используемая литература

Учебник «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», 2 класс (часть 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в начальной школе ФГОС

Уроки литературного чтения, русского языка...

Типология уроков в начальной школе (ФГОС)

Типология уроков в начальной школе (ФГОС)Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников....

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина Викторовна Учитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск Краснодарского края Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Белокрылова Галина ВикторовнаУчитель начальных классов МОБУГ №2 г.Новокубанск  Краснодарского края...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...