Семинар по теме: «Альтернативные уроки в начальной школе в рамках ФГОС начального общего образования».
материал
Информационный материал о сущности альтернативного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар по теме: «Альтернативные уроки в начальной школе в рамках ФГОС начального общего образования».
1. В ваших файлах находятся белые листы с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал». Предлагаю вам ответить на вопрос «Что вы знаете об альтернативном уроке?». Запишите, пожалуйста, в графе «Знаю» ответ на мой вопрос. …….Давайте обсудим.
А теперь предлагаю вам во 2 графе «Хочу узнать» написать то, что бы вы хотели ещё узнать об альтернативном уроке. Давайте обсудим….
На протяжении семинара попытаемся узнать информацию, которую вы не знаете или же расширить уже имеющиеся знания по данной теме. И 3 графу заполним на подведении итогов.
Начну с того, что на сегодняшний день Альтернативного урока как таковое отсутствует. В классификации типов урока такое понятие также отсутствует.
Так что же такое Альтернативный урок? Можно ли вообще употреблять этот термин? И если да, то в чем его суть?
Давайте посмотрим на значение слова Альтернативный – это содержащий одну из двух, исключающих друг друга возможностей. Альтернатива – это необходимость выбора между двумя, взаимоисключающими возможностями, обусловленная потребностью nolens volens решиться на одно из двух.
Исходя из этих определений, можем предположить, что альтернативный урок - другой, противоположный, иной.
Работая по ФГОС, каждый учитель знает, что на уроке он не транслирует программный объем знаний, а формирует у ученика умения решать творческие задачи, формирует многомерное сознание, развивает способности к самореализации.
Главная стратегическая линия развития состоит в адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям образования, дать всем выпускникам школы знания и базовые навыки, обеспечивающие активную социальную адаптацию.
Это все требует от учителя внедрения в урок новых педагогических приемов. Цель которых дать ученикам возможность думать, делать, выбирать и учиться самостоятельно.
Модель урока становится вариативной. Каждый урок должен иметь свою индивидуальную, только ему присущую педагогическую форму, свою композицию, свой эмоциональный рисунок. Вот она альтернатива.
Попробуем понять какова сущность Альтернативного урока.
Композиция любого урока включает динамические элементы, количество которых зависит от поставленных задач, особенностей изучаемого материала, выбора методической формы урока. И статистические, обязательные для классного занятия ( организационный момент, введение темы, постановка целей в начале урока и разрешение ее в конце, объявление и мотивация оценок, домашнее задание к следующему уроку с его комментированием.
Если говорить об альтернативном уроке, то на нем будут преобладать динамические элементы.
На альтернативном уроке помимо образовательной, воспитательной и развивающей функций, большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции. Самообразовательная функция урока связана с вооружением учащихся методами изучения основ науки, умениями наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты, овладевать приемами работы с учебниками, справочной литературой и другими источниками знаний. Стимулирующая функция способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает школьников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания.
На альтернативном уроке применяется проблемная цель урока как сознательная установка к действию учащихся.
Особое значение приобретают исследовательские и коммуникативные задачи урока. Исследовательские – поиск альтернативных вариантов, изучение различных плюсов и минусов, особенностей процессов в условиях, нр, реально смоделированной ситуации. Коммуникативные – обучение работе в группе, выработка навыков культурного общения, анализ способов коллективного принятия решения и т.д.
Принципы, которым должен соответствовать альтернативный урок.
сотрудничество обучаемых и обучающих;
- эффективность стратегии преподавания, которая должна быть целесообразной;
- творческий подход;
- наличие алгоритма (необходимо иметь разработанную последовательность использования приемов преподавания на конкретном уроке. Каждый метод должен иметь четкую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов);
- демократичность; помимо общедидактических принципов гуманитаризации и гуманизации, особую роль приобретают принципы вариативности, конструктивности (комбинирование блоков, например, эстетического и научно-познавательного), модулятивности (внутрипредметный системный подход), детоцентризма (в центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность), кооперации (в процессе учебной деятельности организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой), опоры на субъектный опыт учащихся, свободного выбора, трудной цели и т. д.
Методы альтернативного урока определяют характер познавательной деятельности школьников: исследовательский, проблемно-игровой, проблемно-дискуссионный, метод коллективного решения проблем, методы, основанные на конструктивном подходе, методы задач, основанные на обмене информацией; методы управляемого открытия; образно-эмоциональные мето-ды обучения; широко используются «активные» и «интерактивные» методы. Появляются потребности в активизации деятельности школьника, расширении форм его социальных и культурных практик. В его образовательной деятельности проявляются новые структуры и связи, не связанные напрямую со школьным обучением:
• самостоятельного конструирования личностных знаний средствами новейших технологий самообразования;
• самостоятельно приобретенного индивидуального опыта (жизненного и экспериментального);
• мотивированной организации собственной образовательной практики (практической деятельности в целях образования)
2. Демонстрация фрагментов альтернативного урока.
3. Мастер- классы.
4. Давайте вернемся к нашей табличке ЗХУ и заполним последнюю графу. Обсудим.
Подводя итоги семинара, ответим на вопрос, поставленный в начале семинара, что же такое альтернативный урок?
Альтернативный урок – урок, который предполагает активную позицию учащихся, предоставляет им реальное право выбора, самостоятельное строительство знаний, критическое отношение к существующему информационному многообразию мнений. Ученик на таких уроках выстраивает свои знания, формирует ценности, открывает новое в себе и окружающем мире.
Альтернативный урок – это новый уровень профессионального мастерства учителя, хорошо знающего методику подготовки и проведения разных уроков, умеющего внедрять все лучшее в учебно-воспитательный процесс, уважающего своих учеников и направленных на изменение окружающей действительности, на будущее образования.
Альтернативный урок совпадает не только с профессиональной зрелостью, но и с определенной жизненной позицией: внутренняя молодость, не соответствующая физиологическому возрасту, неравнодушие к себе и к окружающему миру, пытливость, желание не просто прожить жизнь, но прожить, оставив добрую память о себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"
Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...
Открытое занятие в рамках семинара "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС" по LEGO-конструированию в 1 классе 2013г.-2014 уч.год ) (август 2017)
Разработка занятия с презентацией...
статья выступления на педсовете ГБОУ школа № 695 "Радуга" "Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС."
laquo;Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Актуальность Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образ...
Доклад: ”Использование ИКТ на уроках начальной школы в рамках ФГОС”
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором инфо...
Использование ИКТ на уроках в начальной школе в рамках ФГОС
Использование ИКТ на уроках в начальной школе в рамках ФГОС...
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»...