УРОК. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Чудная картина…» Афанасий Афанасьевич Фет. 2 класс
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Булатова Елена Витальевна

Данный урок разработан мною к уроку литературного чтения 2 класс. УМК «Гармония»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Афанасий Афанасьевич Фет « Чудная картина…» 2 класс Учитель начальных классов ГБОУ СОШ№ 178 Центрального района Г. Санкт -Петербурга Булатова Елена Витальевна.

Слайд 2

Художник - И. Репин «На дерновой скамье» Художник - А. Саврасов «Грачи прилетели» Художник - И. Левитан «Березовая роща»

Слайд 3

Портрет работы художника И. Репина (1882) -А.А. Фет

Слайд 4

«Чудная картина» - Афанасий Фет Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Слайд 5

Родина - Род, Родной, Родненький, родители

Слайд 6

«Чудная картина» - Афанасий Фет Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Слайд 7

РАВНИНА ЛУНА СНЕГ НЕБЕСА САНИ белая полная Свет небес высоких - БЛЕСТЯЩИЙ И САНЕЙ ОДИНОКИХ -

Слайд 8

«Чудная картина» Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Афанасий Фет

Слайд 9

Домашнее задание. - Выучить стихотворение А. Фета «Чудная картина». - Нарисовать рисунки к стихотворению. (по желанию)



Предварительный просмотр:

                                        УРОК

 ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ

 «Чудная картина…»

Афанасий Афанасьевич Фет

2 класс

                                                                       Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ№ 178

Центрального района

Г. Санкт – Петербурга

2015 год

Булатова Елена Витальевна.

Цели  урока:  

-развить  у учащихся представление о лирике и  слове, как о средстве создания образа.

- приобщить детей к творчеству  русского поэта – лирика  - А.А. Фета.

- познакомить учащихся с литературным понятием – « эпитет».

- воспитание  художественного  вкуса и любви к Родине.

Оборудование:

- картины русских художников,

- портрет А.А. Фета.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию.
  3. - предварительное посещение учащимися Русского музея.

Просмотр картин: И. Репин «На дерновой скамье», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Березовая роща».

Сайд № 1.    

- Ребята, а в каком музее нашего города мы видели с вами эти картины?

- Писатель В. Гаршин, глядя на картину А. Саврасова  «Грачи прилетели», сказал:  -  Я бы назвал эту картину «Чувства Родины». Весенняя капель, и дымка, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое, родное.

Перед вами картина Левитана «Берёзовая роща». Белоствольные берёзки, покрытые молодой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи картины очаровывают свежестью красок.

- Ребята, вам понравились картины русских художников? С помощью чего художник выражает свои мысли, чувства? ( с помощью красок)

- Как вы думаете, любят художники свою Родину?

- Как вы это поняли?  (ответы детей).

Вывод:

 Раз художник написал картину о своей Родине, значит, он любит свою Родину.

Художественные картины писали  не только художники, но и поэты. Сегодня мы с вами как раз и познакомимся с необычным поэтом, поэтом – художником.

Слайд №2-

 портрет А.А. Фета.

А.А. Фета можно назвать певцом природы. На его стихи написаны романсы, его поэзию ценил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. «Это не просто поэт, а скорее музыкант», -  писал он о А. Фете.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей, ведь он вырос в деревне.

ФИЗМИНУТКА.

4.Восприятие.     Слайд№3

- Ребята, послушайте стихотворение. (учитель читает стихотворение наизусть)

«Чудная картина»  Афанасий Фет

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

  1. Выявление восприятия.

- Вам понравилось стихотворение?  ( ответы)

- Что именно вам понравилось , что не понравилось в услышанном стихотворении? (разные  ответы)

-Что запомнилось? ( ответы)

- Что оказалось сложным в понимании этого стихотворения? ( ответы)

- Какое настроение у вас вызывает это произведение?

- Почему поэт начинает своё стихотворение с фразы «Чудная картина, как ты мне родна?» (Автор хочет передать свои чувства к Родине).

- Какие однокоренные слова  к слову Родина? (родной, родня, родненький, родители)

Слайд №4

- Ребята, ваши мнения и оценки стихотворения не во всём совпадают. Давайте разберёмся, в чём же причины?

5. Постановка учебной задачи.

Поэт А. Фет  в своём стихотворении  «Чудная картина» описал зимний пейзаж. Очень скромный, почти пустынный. В общем-то, ничем непримечательная картина, но для самого поэта в его воображении она чудная.

- Так как же из очень обыденных образов получается чудо? Попробуем в этом разобраться.

- Прочитаем стихотворение и подумаем над этим.

6. Анализ стихотворения.

Слайд№5

Чтение стихотворения учащимися.

- Ребята, вы представили себе эту картину?

- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала смотрим, что изображено на переднем плане картины, все крупные предметы, потом – задний план – мелкие детали. И вот создаётся полный образ картины.

А. Фет – художник слова, а слова создают образы.

Учитель задаёт вопросы ученикам.

Слайд №6

- Что мы видим прямо перед собой?  («Белая равнина…»)

-Если мы посмотрим вверх, что мы представим? («Полная луна, свет небес высоких…»)

- Наш взгляд скользит обратно вниз («И блестящий снег…»)

- А что вдалеке? («Саней далёких одинокий бег»)

- Сколько предложений в этом стихотворении? (одно)

- Как вы думаете, почему? (ответы)

- Что выражает это предложение? (законченную мысль, целостность)

- О чём думает автор? (вспоминает родной край)

-Какие чувства испытывает? (спокойное, умиротворённое настроение)

-Найдите слова в стихотворении, которые подтверждают это. («Родна» - Родина, «одинокий» - одиночество, грусть»)

Вывод:

- Мы можем только размышлять о мыслях автора . Это тайна поэзии.

- Что можно понять по первым строкам стихотворения?  (речь идёт о необычной картине)

- С какой целью автор использует слово «чудная?» Почему он не написал, например, прекрасная?

- «Чудная»,  - чудо, чудеса, таинственность, необыкновенность. Словом «чудная» автор показывает своё восхищение и любовь к природе.

Мы с вами можем сделать вывод о том, что уже по первым словам можно сказать, что для А. Фета картина природы – необыкновенная, прекрасная.

- Давайте найдём  в стихотворении эти образы – слова, созданные поэтом.

Слайд №7

 На доске выписаны слова:  равнина, луна, снег, небеса, сани.

- «Белая равнина»

- Ребята, с какими воспоминаниями, чувствами связан у вас белый цвет? (белый цвет – символ чистоты, первозданности)

-Видите, поэт с помощью слова расширяет картину: сказано одно слово, а мы их услышали несколько.

Эпитеты  - это образные красочные определения.

- В этом стихотворении каждый образ наделён эпитетами.

- Найдите эпитеты в этом стихотворении.

«Полная луна»

- Вспомните, ребята, когда луна бывает полной?  (в полнолуние)

- Представьте или вспомните, как выглядит луна? Какая это луна? Огромная? Маленькая? (источник ночного  света, большая, яркая, таинственная)

- Какой он, лунный свет? (яркий, отчётливый)

- Тёмное небо – зимнее, и на нём луна, ведь о звёздах поэт не пишет. Он наделяет луну сказочной красотой. Красивая, необычная, яркая картина.

- Давайте ещё найдём эпитет.

  «Свет небес высоких…»

- Падает свет. Откуда свет? (светит луна)

-Представьте, простор безоблачного неба, на котором  светит яркая, большая луна.

- Кто-нибудь из вас наблюдал  такую картину в природе?

- Найдём следующий эпитет.

- «Блестящий снег»

- Блеск, золото, серебро. Снег блестит от света луны.

-С чем его можно сравнить?  (снег – символ мягкого, пушистого, нежного)

- Значит, белая равнина блестит.

- Представьте себе  этот блеск, сияние, очарование.  Сияющий снег  во многих произведениях –  это символ сказочной, неописуемой  красоты.

- А теперь найдём ещё один эпитет.

- «Саней одиноких…»

- Почему автор написал «саней далеких одинокий бег…»

- Почему он не написал «Бегут одинокие сани?» (здесь чувствуется грусть)

- Давайте, подумаем.  Одинокий бег . Как бег может быть одиноким? Кто в санях? Мы видим?

- Нет, сани далёко, не видно.

Вывод:

Автор в этих строках запечатлел своё настроение, свои переживания. Всё вдалеке, ничего не видно, это тайна, лишь среди поля остался след одинокий.

Афанасий Афанасьевич Фет – удивительный поэт, чувственный. Он создал атмосферу тайны,  покоя. Картина природы, очень скромная, почти пустынная, вызывает удивительные переживания.

ФИЗМИНУТКА.

- А теперь прочитаем и попробуем передать чувства автора

.Слайд №8

Выразительное чтение стихотворения  «Чудная картина».

- Представим себе снова эту картину. А. Фет – художник? Мы можем так сказать о нём?  (ответы детей)

- А если он так красочно написал словесную картину о своей Родине, как вы думаете, он любит её?

- Конечно, поэт любит свою Родину, свой край и привлекает читателя к этой любви.

7. Обобщение.

Учитель задаёт вопросы ученикам.

Слайд №9

- О ком мы говорили сегодня на уроке? (о поэте – художнике А. А. Фете)

- Смог ли А. Фет написать словами  этот пейзаж?  

- Что ему помогло в этом? (его талант)

- Поэт очень талантлив, он прекрасно владеет красочными, образными определениями (эпитетами), у него яркое, богатое воображение.

- Ребята, в начале урока некоторые из вас сказали, что эта картина – обычная.  Изменилось ваше мнение после этого урока?

8. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение А. Фета «Чудная картина».

- Нарисовать рисунки по стихотворению. (по желанию)

                                                                            -7-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.

В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....

Сочинение по картине "Золотая осень " 3 класс

в конце урока учащиеся могут написать сочинение, основанное на их впечатлении от произведения искусства....

Картины своими руками. Мастер-класс

Кто не хочет порадовать своих родных и друзей работами, сделанными своими руками из бросового материала. Данный материал поможет найти необычное решение этой проблемы. Картины из коробок из-под конфет...

Афанасий Афанасьевич Фет "Ласточки пропали..."

Урок литературного чтения для 2 класса по программе "Школа России". Цели: познакомить учащихся со стихотворением А. Фета "Ласточки пропали..."; обучить правильному чтению стихов; р...

Конспект урока ИЗО «Картина- особый мир. Картина-пейзаж» (гуашь) (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине-пейзаже, создание условий для развития умения выполнять картину-пейзаж, поддержка творческого отношения к выполнению работы.Планируемые ...

Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет...