Сочинение по картине "Золотая осень " 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Печеницына Екатерина Александровна

в конце урока учащиеся могут написать сочинение, основанное на их впечатлении от произведения искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_zhivopisi.docx507.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Сочинение по живописи»

Класс: 3  (сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Цель: в конце урока учащиеся могут написать сочинение, основанное на их впечатлении от произведения искусства.

Задачи: формирование следующих УУД

Личностные УУД: формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой;

Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу (передать впечатление от произведения искусства в письменной речи); планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные УУД: формирование умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить связные рассуждения об объекте описания;

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; строить монологическое и диалогическое высказывание.

Ход урока:

Этапы урока

УУД

  1. Постановка учебной задачи

У: Опишите, что вы наблюдали в природе  по дороге в школу, какие особенности вы заметили?

(обсуждение примет осени)

-А как можно другим передать свое впечатление от увиденного, или сохранить это впечатление на долгое время?

(написать об этом сочинение, нарисовать то, что увидел, сфотографировать, сочинить музыкальное произведение…)

-Действительно, есть много способов передать свое настроение от увиденного. Самое главное – передать именно то, что хочешь, чтобы по словам, по музыке, по цветовому соотношению все поняли твое настроение, твои чувства.

Я предлагаю вам послушать музыку П.И.Чайковского и подумать, какое настроение он хотел запечатлеть, какую осень увидел он.

(музыкальный альбом П. И. Чайковского "Времена года" – «Осень»)

-Какую осень вы представили? Что хотел передать композитор свои слушателям? Какое настроение?

(коллективное обсуждение)

-Какие художники передавали красоту осени в своих полотнах?

(ответы детей)

-Как называются картины, на которых изображена живая природа?

(пейзаж)

-Я предлагаю посмотреть репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень»

-Такая ли это осень, которую описывает П.И.Чайковский?

2. Обсуждение содержания будущего текста

- Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

а) Каково общее впечатление от пейзажа - грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?

б) Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа "Золотая осень"?

в) Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?

г) Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

д) Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?

Дети: (На заднем плане мы видим домики, т.к. предметы вдали кажутся дальше, меньше. Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть всю красотуприроды)

е) Вывод - обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель).

- Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Однако очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине "Золотая осень" завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Послушайте, как об этом художнике пишет писатель К.Паустовский:

 Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю".

-Давайте запишем на доску те слова из этого высказывания, наиболее точно передающие ваше впечатление о картины:

(дети предлагают, учитель записывает слова и словосочетания)

3.Обсуждение структуры сочинения

-Давайте составим план, о чем мы будем писать в нашем сочинении?

(совместное составление тезисного плана)

1. Какое время года изображено на картине?

2.Какое настроение хотел передать художник?

3.Что вы видите на переднем плане? Вдали?

4.Какие цвета преобладают в пейзаже?

5.Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

4. Обсуждение языкового материала

-1) Давайте попробуем ответить на вопросы, составляя предложения, которые можно использовать в сочинении:

-Почему это осень?

-Какими существительными и прилагательными мы можем передать свое настроение, чувства? (радость золотой осени, восхищение красотой природы, грусть по уходящему лету, любование яркостью красок…)

2) –Какие глаголы мы можем использовать в описании? (березки стоят, облака плывут, наклоняются от ветра, течет река…)

а) Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

б) Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).

3)Предупреждение речевых ошибок: -Найдите неточно употребленное слово и замените его:

А)- Солнечные лучи ярко греют/освещают природу.

- Молодые березы сплошь накрыты/покрыты золотистой листвой.

Б) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

5. Самостоятельная письменная работа учащихся

6. Самопроверка (дома) (по памятке):

1. как составлены предложения, не нужно ли переставить местами слова, чтобы усилить свою мысль

2. как соблюдена последовательность описания, не нарушены ли причинно-следственные связи (с чего надо начать, как продолжить, что должно быть дальше…)

3. правильно ил текст разделен на абзацы

4. нет ли лишней информации, которая не связана с темой текста

Коммуникат.

Личностные

Коммуникат.

Познават.

Личностн.

Познават.

Коммуникат.+Личн.

Регулятивн.

Познават.

Регулятивн.

Вариант сочинения:  

Передо мной картина И.И.Левитана. На ней изображена осень. Деревья постепенно одеваются в золотой наряд, трава меняет свой цвет. Но это еще не поздняя осень: еще не все листья успели стать золотыми, еще не вся трава пожухла, небо еще не стало серым и низким.

Поэтому художник любуются непередаваемой красотой русской осени: тишиной полей, ясностью неба, яркостью солнца. И.Левитан изобразил на полотне радостную осень: яркую, бодрящую. Но все-таки осень приходит на смену лету, поэтому художник подчеркивает тишину, небольшую грусть прощания с теплыми деньками.

На переднем плане живописец изобразил золотые березки, которые дружно стоят на берегу тихой и глубокой реки. Здесь я могу рассмотреть каждый листок, травинку, маленький цветок или кустик у реки. Далеко, за рекой видны маленькие дома, которые не могут нарушить тишину осенней природы.

Пейзаж насыщен желтыми, яркими, сочными красками. На этом фоне золотых березок особенно ярко выделяется бледно-голубое небо и синяя река.

Мне понравилось в картине И.Левитана настроение осени. Осень здесь теплая и тихая. Природа словно отдыхает перед долгой зимой.


 Исаак  Левитан. Золотая осень. 
 Isaac Levitan. Golden Autumn.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМА: «Они великие помощники, и в жизни верные друзья. Сочинение о школе» 3 класс

ЗАДАЧИ  УРОКА 1.Создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности.2.Учить писать грамотно и употреблять слова правильно,развивать речь, обогащать словарный запас...

Обучающее сочинение по картине. 4 класс

Презентация разработана для учащихся 4 класса. Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова "Алёнушка".Цели: Формировать умения строить описание человека (персонажа)Формировать умения использовать пр...

Урок развития речи.Написание сочинения - миниатюры "Ландыш" (3 класс)

  Сочинение на уроках  русского  языка      Сочинения занимают особое место в школе. Сочинение – творческая рабо...

Сочинение по картине "Осень наступила"

Цели данной работы:проверить знания детей по теме "Текст";учить сотавлять текст-повествование по опорным словам;повторить пройденные правила;развивать устную и письменную речь; познавательный интерес....

Сочинение-миниатюра "Моя осень".

Развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты. Обогатить словарный запас детей (подбор синонимов, образных выражений, приметы). Научить ребёнка овладеть навыками пост...

Тема: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница»

Цели: Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания. Развивать способности точного употребления слов в ус...

Урок письма и развития речи в 5-ом классе Тема: «Сочинение на тему «Осень».

Урок развивает устную речь, умение записывать связанные предложения....