Конспект урока чтения по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" (с приложением)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Честикова Ирина Сергеевна

Конспект урока чтения "Секреты музыкального подарка" по произведению К. Паустовкого "Корзина с еловыми шишками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chtenie.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Секреты музыкального подарка»

по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цели:

 Образовательные:

·   Создать условия для формирования учебной деятельности школьников.

·   Способствовать развитию умения определять настроение автора и литературных героев (через слушание, чтение и анализ произведения), умения выражать свои чувства словом.

·   Способствовать формированию навыков правильного, выразительного чтения (через работу над лексическим значением слова и определением средств выразительности речи).

Развивающие:

·   Способствовать развитию внимания, образного мышления, связной речи и критического мышления.

·   Способствовать развитию эмоционального отношения к произведениям искусства.

Воспитательные:

·   Помочь раскрытию истины о том, что человек становится по-настоящему счастлив лишь тогда, когда он испытывает любовь ко всему, что его окружает.

·   Способствовать воспитанию чувства прекрасного и любви к литературе и музыке.

Оборудование:

ТСО: компьютер.

Портреты:  К.Г. Паустовского и Э.Грига;

Толковый словарь Даля;

Индивидуальные рабочие листы.

Учебник «Литературное  чтение» для 4 класса начальной школы в 2 частях, ч. II (Сост. Л.Ф. Климанова и другие). – М: Просвещение,   2013 г.

Тип урока: комплексного применения знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах).

Методы:

· словесные: фронтальная беседа,     словарно-лексическая работа;

· проблемные: метод отбора фактов; метод выбора на основе ассоциаций и выделения главного;

·  наглядные методы: обращение к музыкальным и зрительным образам; анализ чувств детей;

· практически- действенные: аналитическая работа с текстом.

Структура учебного занятия:

1.      Оргмомент.

2.      Слушание музыкального произведения Э.Грига

3.      Целеполагание и мотивация.

4.     Актуализация опорных знаний

 1) Анализ произведения с опорой на текст.

 2)Физминутка.

 3)Анализ музыкального образа.

5.     Разгадывание тайны произведения.

6.    Домашнее задание.

7.    Рефлексия.

Ход урока.

 1. Организационный  момент.  

Учитель: 

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – это педагоги нашей школы.

Учителям и вам я желаю удачи .

Здоровья, света и добра.

И вы друг другу пожелайте

     Хотя бы чуточку добра. 

2. Слушание музыкального произведения Э.Грига «Утро».

  

- беседа по прослушанному произведению

-понравился ли вам подарок?

3. Целеполагание и мотивация.

-Знаете ли вы еще примеры, когда подарком была музыка?

-Да, на протяжении двух уроков мы узнавали о встрече маленькой девочке Дагни и композитора Э.Грига

- Приятно ли было Дагни получить подарок, который нельзя увидеть, потрогать?

- Чем же так удивительны и прекрасны музыкальные подарки? что же  они таят в себе неразгаданные секреты?  Если вы согласны разгадывать секреты музыкального подарка, предложите вариант темы нашего урока

- если такова тема нашего урока, что же будет целью нашего урока?

- какое художественное произведение поможет нам в достижении цели? (автор, название)

-а еще в достижении цели нам помогут картинки-символы.

4.Актуализация опорных знаний.

Открываем первую подсказку.

- Дерево. Как вы думаете, что может обозначать этот символ? (беседа по описанию красоты норвежского леса)- Дагни вспоминает этот лес во время концерта

Вывод: Музыка способна вызывать  в воображении картины  образы навевать у людей воспоминания.

-музыка навивает воспоминания (ключевое слово)

- открываем вторую картинку-символ и мы видим корзинку  с шишками.(давайте найдем те строки, где упоминается этот символ

Чтение диалога

Характеристика девочки в 8 лет и сравнение с 18-ей Дагни - осталась доброй, чуткой и внимательной

Вывод: Девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

-Значит только добрый и отзывчивый человек может оценить и понять музыкальный подарок. доброта и чуткость (ключевое слово)

Следующая кртинка-символ рояль

Зачитать отрывок об описании дома композитора, о его первых слушателях

- беседа по созданию музыкального подарка

Вывод: Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.

И вот еще один секрет, что творчество дарит радость и композитору и слушателям  творчество (ключевое слово)

И последний символ –цветок

Разминка «цветок»

-о чем же нам поведает следующий символ?

-ребята, а можете ли вы найти те строчки, где говорится о раскрывающемся цветке?

-беседа о чувствах Дагни во время концерта  (работа в парах по карточке)

- какие слова благодарности хотелось сказать Дагни?

- вот мы и раскрыли 4 секрет – за ту радость, которую нам дарит творчество, хочется благодарить. Благодарность   (ключевое слово)

5. Разгадывание тайны произведения

Как прекрасно мы с вами поработали вместе и мне очень хочется раскрыть для вас еще 1 секрет. Произведение, которое мы слушали вначале урока – именно оно посвящено Дагни Педерсен.  

6.  Домашнее задание.

Домашнее задание:

Выбрать картинку-символ- подготовить выразительное чтение, понравившегося отрывка.

Рисунок-символ к секрету. (по желанию)

7.Итог  урока.

Паустовский создал высокохудожественное произведение, а вы были внимательными  читателями и разгадали тайны этого рассказа и некоторые секреты музыкального подарка.

   8.Рефлексия.

Надеюсь, что теперь вы будете  чаще любоваться природой и ценить каждую минуту жизни.

Урок окончен.  Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Планируемая на уроке технология критического мышления сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика в учебном процессе, но и  на созда...

Проверочная работа по рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Проверочная работа на понимание содержания рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»....

Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"

Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...

Урок по литературному чтению. Тема: «Чем должен жить человек…» по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 4 класс УМК "Школа России"

Урок изучения лирического произведения, углубленная работа с текстом К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками"....

Презентация к рассказу К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Данная презентация кратко знакомит с К. Паустовским и копозитором Э. Григом....

Урок чтения в 4 классе "Два великих мастера "( по рассказу К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками")

Раскрытие идеи и смысла рассказа К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками". На уроке показаны два великих мастера : К.Паустовский - мастер слова и Э.Григ - мастер музыки. Надо жить, принося...

Тестовая работа по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Цель: познакомить с творчеством знаменитых людей; воспитывать внимательное отношение к авторскому слову; учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения; развивать художественный вкус; ...