Формирование текстовых умений учащихся 4-х классов в условиях реализации ФГОС
статья по чтению (4 класс) на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет определенные требования к текстовым умениям выпускников начальной школы активное использование речевых средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tekstovyh_umeniy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МАОУ «Средней общеобразовательной школы №44» Толстикова Людмила Александровна, г.Пермь.

     ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

         4-х КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Текстовые умения − умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложения, а также умение составлять текст на заданную или свободную тему.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предъявляет определенные требования к текстовым умениям выпускников начальной школы:

1.        активное использование речевых средств;

2.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

3.        осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

4.умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5.овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

На основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования разрабатываются образовательные программы для начальной школы.

          Я приведу требования наиболее распространенной  общеобразовательной программы к текстовым умениям младших школьников по программе «Школа России».

По программе «Школа России» предусмотрено усвоение учащимися следующих понятий:

        текст;

 признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность);

 типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

 предложение и текст.

В 4 классе учащиеся, пользуясь моделью речевого общения, осознают такие важные его аспекты, как ролевые отношения (кто говорит, кому говорит), содержание речи и ее словесное оформление (что говорит и как говорит), размышляют над целью и мотивами общения (зачем говорит, почему говорит), используют формулы речевого этикета в устном общении, фиксируют их в письменной речи. Расширяются представления о диалоге, закрепляются умения составлять рассказы на заданную тему, воспроизводить содержание прочитанного в краткой и полной форме. В 4 классе акцент делается на вопросах совершенствования письменной речи, на написании изложений, сочинений, текстов делового характера. Формируется умение различать научный и художественный текст, находить средства выразительности для создание художественных текстов; при работе с научно-познавательными текстами обращается в. обращается внимание на логичность изложения материала, на точность использования понятий.

Из опыта работы по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка

Умение работать с текстом - важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще.

Учителя начальных классов формируют текстовые умения своих учащихся с помощью проведения таких видов работы как сочинение и изложение.

Сочинение - это упражнение о самостоятельном, связном выражение мысли на заданную (или избранную) тему в письменной форме.

Изложение - творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.

Формирование текстовых умений учащихся начальных классов на уроках русского языка осуществляется при помощи таких видов работ по развитию речи как сочинение и изложение.

При подготовке к уроку по развитию речи, где использована стратегия “Направляемое изложение” необходимо проводить большую подготовительную работу учителю (подобрать текст, разбить его на смысловые части, подобрать к каждой части вопросы). Но надо помнить, что не всегда подготовленные вопросы будут использованы, возможно, что ход урока определят сами ученики, учителю надо быть готовым к импровизации.

Перед тем, как начать такой урок, необходимо вспомнить правила работы в группах.

В ходе работы ребята внимательно слушают текст, ожидая подтверждения своих версий. Прочитав до первой остановки, задаю вопросы. В дальнейшем беседа проводится по схеме: вопрос учителя - обсуждение в парах - запись в черновике - обсуждение в группе.

Учитель не должен выписывать на доске какое-либо из условных названий абзаца, потому что в таком случае учащиеся будут считать план на доске образцом.

После первичного обсуждения дети знакомятся с ним самостоятельно. Ученики переписывают планы начисто (каждый - свой вариант, внося в него коррективы, если необходимо).

Используемая стратегия Ровена Вагнера “Пирамидная история” помогает сделать процесс письма интересным занятием.

Предлагаемая стратегия имеет три этапа:

1.        Коллективное заполнение пирамиды.

2.Индивидуальное выражение учащимися своих идей.

3.Коллективное обсуждение написанного текста.

До начала работы готовится схема пирамиды. Далее учитель поясняет, что сегодня ученики будут настоящими писателями, авторами своих собственных историй. А для того, чтобы написать такую историю, им нужно будет сообща заполнить предложенную на доске схему.

После заполнения таблицы ученикам предлагается сочинить историю или воспроизвести текст по ключевым словам. В процессе создания текста ученики могут менять формы слов, образовывать новые части речи. Главное - придерживаться основных значений слов. Ученики сочиняют в течение 10-15 минут (устно или делают краткие записи), а затем готовят презентацию своего рассказа. После презентации вместе анализируют тексты.

Данная методика помогает преодолеть ряд трудностей, которые возникают в процессе уроков развития речи. Во-первых, каждый ученик оказывается задействованным в работе: для одного эта пирамида - опора, для другого - возможность выразить все свои мысли, не затрачивая время на установление фактов. Во-вторых, все будут мыслить в меру своих возможностей: кто-то напишет красочный рассказ с элементами сочинения, а кто-то всего несколько предложений, но и те и другие стараются выразить свое отношение к проблеме.

Работа над связной речью учащихся - наиболее сложная сторона речевого развития. А чтобы развить связную речь необходимо развивать текстовые умения младших школьников, обучать их грамотному составлению текста на определенную тему.

В своей работе я предлагаю  упражнения для младших школьников на развитие текстовых умений.

1. Анализ исходного текста: 

        определи тему и основную мысль текста,

 озаглавь текст,

 определите, из скольких предложений состоит текст, соответствуют ли они заглавию.

2. Упражнения с элементами творчества: 

        прочитайте текст, найдите в нём лишние слова,

 включите в данный текст недостающие предложения,

        сделайте текст более эмоциональным и выразительным.

Так же я предлагаю конспект урока развития речи, который наглядно показывает, как можно использовать на практике различные задания и упражнения для развития текстовых умений учащихся 4-го класса.

Тема: подробное изложение.

Цель урока:

1.        Закрепить понятия подробное изложение текста.

2.Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться - купаются; бросаться - бросаются.

Объяснить значение слова «вскарабкаться».

I. Оргмомент.

II. Вступительная беседа.

Что значит подробно пересказать текст?

В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

III Чтение текста.

IV Анализ текста.

              О чем говорится в тексте (его тема)?

        Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

        Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

        От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование?

        Опишите внешний вид пингвиненка.

        Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

        Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

        Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

        При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

        Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)

        Подберите синонимы к слову пингвиненок.

        Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка?

V Работа над планом.

VI Повторное чтение текста.

VII Написание изложения.

Таким образом, в своей работе я показала, как можно использовать задания и упражнения на развитие текстовых умений учащихся 4-го класса в практике работы учителя начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ИКТ-компетентности учащихся младших классов в условиях реализации ФГОС. Дата публикации: 24.03.2016г.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в сво...

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.

В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты т...

Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»

Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...

Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС

Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС...