Развитие ИКТ-компетентности учащихся младших классов в условиях реализации ФГОС. Дата публикации: 24.03.2016г.
статья на тему

Щербань Оксана Сергеевна

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие ИКТ-компетентности учащихся младших классов в условиях реализации ФГОС»

Учитель начальных классов

Щербань О.С.

2014-2015 учебный год


Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности.

В Концепции модернизации образования в России определены новые приоритеты обучения. Ее ведущим аспектом является  подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.

Цели и задачи современной школы неразрывно связаны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий. Учитель сегодня не является единственным источником знаний для учащихся. Он – помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их.

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

ИКТ-компетентность учащихся начальной школы относится к  категории метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

Появление и применение информационных технологий в учебном процессе способствует обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса в современной школе.

В рамках Комплекса мер по модернизации школы получили новое учебно-лабораторное  оборудование. Для каких же целей я его использую?

  • Изучение и закрепление нового материала
  • Осуществление контроля на различных этапах урока
  • Проектно-исследовательская деятельность
  • Участие в дистанционных и сетевых конкурсах
  • Применение во внеурочной  деятельности

Для детей младшего школьного возраста важна эмоциональная составляющая урока, поэтому я использую принцип «игры и сказки», который положительно сказывается на мотивации учащихся.

Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

На уроках мною используется как индивидуальное тестирование на ноутбуках, так и тестирование с помощью системы контроля качества ProClass.

Чаще всего я создаю тесты сама на основе презентации. Также я использую возможность системы ProClass «Задать вопрос».

Я считаю, что строго отведенное время и невозможность вернуться к заданию, в котором ребенок сомневается, является недостатком системы ProClass.

Учебно-лабораторно оборудование также используется для проектно-исследовательской деятельности. Дети создаю учебные проекты с помощью различных прикладных программ. А также проводят исследования с помощью программного обеспечения ProClog.

Также в школу был поставлен комплект конструктора Junior, в сочетании с программным обеспечением, позволяющим сначала создать модель на компьютере, а затем воплотить его в реальности. К сожалению, модели имеющиеся в программе, очень простые. Дети готовы создавать модели более сложные, в 3D.

Использование УЛО во внеурочной деятельности. Мною разработана программа внеурочной деятельности «Удивительный мир мультимедиа» для 1-4 классов. Данная программа прошла экспертизу в СИПКРО, имеется рецензия. В программу включены занятия, направленные на развитие у учащихся навыков работы с оборудованием, включая документ-камеру, цифровой микроскоп, Prolog.

Учащиеся моего класса принимают участие в дистанционных конкурсах. В которых требуются умения находить нужную информацию из различных источников, обрабатывать ее, представлять в эстетическом виде с помощью программных средств. Также в данных конкурсах обязательна творческая работа учащихся.  Это различные конкурсы и олимпиады «Познание и творчество», Снэйл, Фактор роста. Имеются призовые места.

Однако, применяя ИКТ на уроках, мы должны соблюдать три золотых правила:

1. Применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель.

Планируя урок, нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы хотим получить в результате.

2. Урок должен быть динамичным.

Необходимо разнообразить типы работ, чтобы задействовать все возможности запоминания и усвоения материала. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.

3. Необходимо придерживаться разумных ограничений «по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки».

На просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендуется «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: в 1-4 кл. - 15 мин. Не стоит забывать о динамических паузах и о зарядке для глаз.

В использовании учебно-лабораторного оборудования учителя нашей школы еще сталкиваются с некоторыми трудностями.

Какими же могут быть пути преодоления трудностей малоэффективного использования УЛО:

  • Недоверие к новому, «боязнь» современных образовательных технологий некоторыми педагогами.
  • Несовершенство практических навыков работы с учебно-лабораторным оборудованием.
  • Нечеткое определение целей использования того или иного оборудования на уроке.

Пути решения:

  • Знакомиться с опытом педагогов, успешно внедряющих УЛО в образовательный процесс
  • Продолжать работу по совершенствованию компьютерной грамотности педагогов.
  • Самосовершенствовать способности грамотно применять ИКТ на уроке.
  • Менять среду обучения: от практико-ориентированной к системно-деятельностной (в соответствии с ФГОС).
  • Стимулировать поисковую и исследовательскую деятельность ученика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"...

Развитие логического мышления учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС.

 Основная задача учителя- разбудить мысль каждого ученика. Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных ...

Тема самообразования" Развитие творческих способностей обучающихся младших классов в условиях реализации ФГОС"

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов дей...