Урок литературного чтения тема "Добро и зло в сказках А.С.Пушкина."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Осьмачко Г.В.

Дети  на основе прочитанных сказок Пушкина выясняют что такое добро и что такое зло.Выясняют каким должен быть человек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

(4 класс. УМК «Школа России»)

                                   Тема: . Добро и зло в сказках А.С.Пушкина.

Цель:  создание условий для формирования читательского кругозора,  совершенствования устной речевой деятельности , дать понятия добра и зла.

Задачи:

1)образовательные: актуализировать знания детей о сказках А.С.Пушкина, совершенствовать навык  чтения;

2)развивающие: содействовать развитию художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости  при чтении  литературных сказок;

3)воспитательные: воспитывать любовь к чтению, способствовать становлению духовного мира ребёнка, формированию коммуникативных навыков, навыков организации совместной деятельности.

Дидактический материал и оборудование:

1)презентация А.С.Пушкин;

2)экран, проектор, компьютер;

3)выставка книг со сказками А.С. Пушкина,  карточки для коллективной работы;

4)рисунок волшебного кота , сундучок с волшебными вещами или картинками(рыбка, белочка, зеркальце, , карточки для коллективной работы золотой петушок, чертёнок).

I. Оргмомент.

Сказка – ложь, да в ней намек – добру молодцу урок.

- Как вы понимаете эти слова?

- В сказке много вымысла, волшебства – она учит нас, как правильно жить и поступать в определенных ситуациях.

2.Актуализация знаний

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- Сказки, предания, былины, сказы, легенды.

- Какой жанр для вас более близок? Почему?

- Сказки. Много волшебства, чудес.

- Подумайте, какие бывают сказки?

- Народные и авторские.

- Кто первый начал писать сказки для детей?

- Жуковский, Пушкин.

- Послушайте и скажите, чьи это стихи? И кому они посвящены?

              Подруга дней моих суровых

              Голубка дряхлая моя

              Одна в глуши лесов сосновых

              Давно, давно ты ждешь меня.

- Стихи А.С. Пушкина написаны для Арины Родионовны – няни А.С.Пушкина.

- Это замечательно, что вспомнили о няне Пушкина. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям сказки.

3. Работа по теме урока. Добро и зло в сказках А.С.Пушкина.

1)  Поэтическая минутка.

Чтение наизусть фрагментов сказок Пушкина . (Дети объясняют  свой выбор того или иного отрывка, чему учит данная сказка).

2). Викторина по сказкам. (На доске рисунок  дуба с золотой цепью , кот и рядом находится волшебный сундучок с предметами)

              Если очень захотеть

              В сказке можно очутиться

              У героев старых сказок

              Можем мы всю жизнь учиться.

- Ребята кто может прочитать начало стихотворения к рисунку.

              У лукоморья дуб зеленый,

              Златая цепь на дубе том

              И днем и ночью кот ученый

              Все ходит по цепи кругом.

              Идет направо – песнь заводит

              Налево – сказку говорит.

- У учёного кота есть волшебный сундучок со сказками. Я вам показываю предмет, а вы догадайтесь – из какой  сказки.

1. Рыбка –  «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Приплыла к нему рыбка спросила: «Что тебе надобно старче»?

- Сколько лет жили старик со старухой?

- 30 лет и 3 года.

-Сколько раз виделся старик с рыбкой?

- 6 раз.

- Сколько просьб выполнила рыбка?

- 4. Корыто, изба, дворянка, царица.

2. Белочка – « Сказка о царе Салтане…»

- Кого шмель ужалил в нос?

- Бабариху?

- Кем приходились князю Гвидону ткачиха с поварихой?

- Тетки.

- Как обращалась лебедь к Гвидону?

- Здравствуй, князь ты мой прекрасный.

3. Зеркальце – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- Назовите кличку собаки из этой сказки.

- Соколко.

- Кто дал царевне отравленное яблоко?

- Чернавка, сенная девка.

- К кому обращался Елисей, когда искал свою невесту?

- К солнцу, месяцу, ветру.

4. Золотой петушок –« Сказка о Золотом петушке».

- Кто подарил петушка?

- Звездочет.

- Что кричал петушок?

- Ки – ри – ку –ку

  царствуй лежа на боку.

- Сколько времени был Дадон у царь девицы.

- Две недели.

- Чертенок –« Сказка о попе и о работнике его Балде».

- Где встретились поп и Балда?

- На базаре.

- За какую плату договорились?

- Три щелчка.

- Что ел Балда?

- Вареную полбу.

4. Музыкальная пауза. (минутка отдыха)

- На произведения А.С.Пушкина композиторы писали музыкальные произведения. Как вы думаете почему?

- Сказки музыкальные, лирические, напевные.

-  Прослушайте отрывок из музыкального произведения Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Подумайте какой это эпизод?

- Полет шмеля.

5.Продолжение работы по теме урока

. Инсценирование фрагментов сказок.(Работа в группах. Детям выдаются карточки со словами из  сказок Пушкина. Распределить роли между участниками и  выступить перед классом)

- Сказки Пушкина, не только музыкальные, но и театральные. По ним поставлены спектакли, художественные фильмы. И наши ребята попробовали сделать это.

- Дети выходят, объявляют отрывки из сказок.

- Каждая сказка отражает борьбу добра и зла.

Назовите положительных и отрицательных героев сказок Пушкина

Кому сочувствуете вы?

На чьей стороне автор?

Как он относится к злым людям, злым силам?

- С иронией, насмешкой, обзывает обидными словами.

- Как наказаны злые силы, герои в сказках?

- Старуха осталась у разбитого корыта.

- Дадона клюнул петушок.

- Поп лишился ума после третьего щелчка.

- Злая царица умерла от злости.

- Комар, муха, шмель укусили теток.

6. Рефлексия.

- Кто такой добрый человек?

- Который помогает людям в трудную минуту жизни, в работе, в учебе не требуя платы.

- Кого можно назвать злым человеком?

- Нехороший человек, жестокий, который специально совершает злые поступки.

- А добрый человек может совершить плохой поступок?

- Может нечаянно.

- Слышали ли вы когда - нибудь понятие «доброе сердце», «злое сердце»?

- Каким цветом вы бы нарисовали доброе сердце, злое сердце?

-  Какое у всех должно быть сердце? Доброе.

7.Подведение итогов урока.

- Вернемся к девизу нашего урока:

Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

Какие уроки для себя вы извлекли из сказок А.С.Пушкина?

Хотелось бы закончить нашу совместную работу такими словами:

              Читайте Пушкина друзья

              Читайте сказки!

              И будет жизнь тогда полна

              Тепла и ласки!

              Читайте Пушкина всегда,-

              Вот вам подсказка

              И пронесете сквозь года

              Вы радость сказки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Урок литературного чтения в 4 классе "Сказка о царе Салтане" А. С. Пушкина.

Урок литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане...." в 4 классе по программе "Школа 2100"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цели урока:             -формирование умения создавать образ главных героев сказки;Задачи урока:            -развитие умения анализиров...

Конспект урока по литературному чтению тема:" Викторина по сказкам А. С. Пушкина".

Этот материал можно использовать при подгортовке к уроку по литературному чтению....

Урок - КВН литературное чтение 4 класс по сказкам А.С. Пушкина

Обобщающий материал,развивающий, предполагающий работу учащихся индивидуальную и групповую....

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....