Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме "Мир дружбы в произведениях В.Д.Берестова". Учитель: Пирогова Любовь Анатольевна
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Пирогова Любовь Анатольевна

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК).
Цели:
- Сформировать представление о детской дружбе,её особенностях и отличии от взрослой.
- Ввести новое средство художественной выразительности (лексический повтор).
- Научить использовать приобретённые знания и умения при создании письма поэту В.Д.Берестову.

Формы работы:
- фронтальная индивидуальная;
- парная;
- групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение 4 класс

Тема

Мир дружбы в произведениях В. Д. Берестова  

Цели

Сформировать представление о детской дружбе, ее особенностях и отличии от взрослой.

Ввести новое средство художественной выразительности (лексический повтор).
Научить использовать приобретенные знания и умения при создании письма поэту В.Д. Берестову.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Получение информации о жизни и творчестве В. Д. Берестова, работа со стихотворениями поэта о дружбе, изучение нового средства художественной выразительности (лексического повтора).

Лексический повтор, лирика, лирический герой, поэзия, проза.

Планируемый результат

Личностные умения

- проявлять интерес к написанию ответа на письмо В. Д. Берестова;

- проявлять творческое отношение к процессу написания ответа на письмо.

                 Метапредметные умения

Познавательные умения:

. - определить  причины прощения литературным героем своего друга и обосновать свой выбор;
- определить главную мысль стихотворения, сравнить ее с главной мыслью пословицы и обосновать свое мнение; 
- использовать приобретенные знания при оформлении письма автору произведения.

Регулятивные умения:

-выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- осуществлять взаимопроверку в парах при выполнении учебного задания;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- высказывать собственное мнение;

-  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные умения
- находить лексический повтор в поэтическом произведении ;
- подбирать соответствующие слова, которыми автор изображает         одиночество ;
- уметь выразить свою мысль и оформить ее на письме.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение 

Тема –  «Пословицы и поговорки о дружбе»
Изобразительное искусство

 Тема – Рисование по представлению: « Одиночество»

Информационный материал:

Учебник «Литературное чтение» ч. 1.

Демонстрационный материал:

Электронная презентация

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями

Фронтальная

индивидуальная –

парная -

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

  • Мотивировать учащихся к изучению темы
  • Стимулировать эмоционально –ценностное отношение к проблеме написания ответа на письмо В. Берестова

Ребята получили письмо:
Здравствуйте, ребята. Я очень люблю для вас писать стихи, а поэтому для меня важно ваше мнение о моих героях. Понравились ли они вам? Похожи ли они на вас? Чем похожи?
Буду ждать ответ.
                   В.Д.Берестов
Сможем ли мы отказаться от написания  ответа? Почему? Что нам надо знать и уметь, чтобы бы написать ответ?
Закончите предложение:
Я хочу написать ответ на письмо. Для этого мне надо___________ (узнать о жизни и творчестве  В.Д. Берестова, прочитать его стихи).

Личностные умения:

- проявлять интерес к написанию ответа на письмо В. Берестова

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок. А Работа со стихотворением «Драконил» В. Берестова

Цель

  • Актуализировать  знания школьников о таком жанре поэзии как лирика.
  • Выделить различие между детской дружбой и дружбой взрослых.
  • Ввести новое средство художественной выразительности (лексический повтор).
  • Выполнить учебное задание в соответствии с целью.
  • Сформулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя о жизни и творчестве писателя.
Задание 1(З)
Чтение произведения учителем.
Расскажите  о своем впечатлении, о прочитанном стихотворении.
Назовите жанр произведения (проза, поэзия).
Назовите тему стихотворения (дружба).
 Задание 2 (П)
Можно ли утверждать, что в этом стихотворении герой делится своими чувствами и переживаниями? Обоснуйте свое мнение.

Выберите слова, которыми лирический герой называет своего друга (он, негодяй). 
Подтвердите словами из стихотворения, что поступки мальчика давали основания называть его
негодяем.
….смешил и дразнил он,
Я был изгнан. А он и не глянул мне вслед…
Соблазнись я, разбей на теплице стекло,
Вот уж он бы моим насладился позором.
 Задание 3(П)
Подтвердите словами из стихотворения, что лирический герой, несмотря ни на что, прощал своего друга.
Будь мы взрослыми, я бы ему не простил,

Я навеки порвал бы с таким негодяем.
Выделите  вывод, который делает автор, о причинах такого прощения.
В детстве все по-другому. Поймал. Отлупил.
И опять, как ни в чем не бывало играем.
 Задание 4 (У)
Представьте встречу друзей через много-много лет, например на улице, и опишите, как она может произойти.
 Задание 5 (З)
Перечислите средства, которыми пользуются поэты для того, чтобы выразить чувства и переживания (олицетворение, сравнение, эпитеты…)
Перечитайте стихотворение и скажите, есть в нем данные средства художественной выразительности?
Сообщение учителя о новом художественном приеме – лексическом повторе (лирический герой ни разу не называет имя мальчика, а постоянно называет его просто он).

 Задание 6 (П)
Объясните, почему лирический герой ни разу не называет имя мальчика, а постоянно называет его просто он? Можно ли утверждать, что слово он везде можно заменить словом негодяй.
Задание 7 (П)
Сформулируйте цель, которую преследовал поэт, введя лексический повтор (для усиления негативного отношения к поступкам мальчика).
Задание 8 (У)
Предложите свой вариант названия стихотворения. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Диагностические задания:
1. Прочитайте стихотворение В. Д. Берестова «Девочка».
Определите лексический повтор и сформулируйте его Значение в данном произведении (
для усиления уважительного отношения к девочке: она – мальчишка, она – гордая принцесса, она – командирша, она – заводила).
2. Опишите встречу литературного героя с подругой детства через много-много лет.

Познавательные умения:

- определить поступки мальчика, которые дают основания называть его  негодяем и обосновать свой выбор.

- определить  причины прощения литературным героем своего друга и обосновать свой выбор.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- высказывать собственное мнение при работе в паре.

Предметные умения:

- находить лексический повтор в поэтическом произведении
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении произведения вслух.

Блок Б. Работа с произведением В. Д .Берестова «Разлука»

Цель

  • Стимулировать эмоционально – ценностное отношение школьников к переживаниям литературного героя.
  • Ввести в словарный запас слова, которыми можно описать одиночество.
  • Развить творческие способности учащихся к иллюстрированию.
  • Научить обосновывать свою позицию в рамках учебного диалога.

 Задание 1 (З)
Расскажите о настроении, которое навеяло на вас стихотворение (грусть, печаль, тоска…)
Назовите тему стихотворения (одиночество).
Задание 2 (П)
Можно ли утверждать, что в стихотворении есть слова, которые навеяли грусть и тоску. Обоснуйте свое мнение.
Подберите такие слова:
Навек уедет лучший друг, нет безнадежнее разлук, чем детская разлука,
но с другом вам не поиграть…
Подтвердите словами из стихотворения, что лирический герой не мог переписываться с другом.
Пусть ты испишешь всю тетрадь, но с другом вам не поиграть…
Задание 3 (П)
Можно ли утверждать, что без игры в детском возрасте нет дружбы? Подтвердите словами из стихотворения.
А без игры и дружбы нет,
Когда друзьям по десять лет.
 

 Задание 4 (У)
Нарисуйте иллюстрацию к данному стихотворению, так чтобы она отражала переживания героя. Подготовьте выразительное чтение  стихотворения.

Диагностические задания:
В
ыберите  пословицу,  главная мысль  которой близка главной мысли стихотворения «Разлука»:
Семеро одного не ждут.
Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
Все за одного и один за всех.
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Личностные умения:
- проявлять эмоционально – ценностное отношение школьников к переживаниям литературного героя.
Познавательные умения:
-
определить главную мысль стихотворения, сравнить ее с главной мыслью пословицы и обосновать свое мнение. 

Регулятивные умения:

- осуществлять взаимопроверку в парах при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

-  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

Предметные умения:

- подбирать соответствующие слова, которыми автор изображает         одиночество  - рисовать иллюстрацию к стихотворению «Разлука».
-  Пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении произведения вслух.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы:

  • представлять особенности детской дружбы и ее отличие от взрослой.

  1. Выделите черты мальчика из стихотворения «Драконил», из-за которых лирический герой, будучи взрослым, никогда не стал бы с ним дружить.
  2. Выделите черты лирического героя из стихотворения «Разлука», которые характеризуют его как настоящего друга.
  3. Выделите из стихотворений «Драконил» и «Разлука» основу, на которой держится детская дружба.

Регулятивные умения:
- принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные умения:
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности

  • Стимулировать интерес,  воображение к процессу создания  письма В.Д. Берестову.
  • Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- оформлять письмо поэту;

- представлять  результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Напишите ответ на письмо, используя материал, предложенный учителем.

Здравствуйте, уважаемый __________!

Я прочитал (ла) Ваши стихи (о чем?). Стихотворение «Драконил» мне (понравилось, не понравилось), потому что_______________.Лирический герой похож на меня тем, что я, как и он, люблю____________. Я, как и он, не люблю__________ . Лирический герой не похож на меня тем, что _______ . Стихотворение «Разлука» мне (понравилось, не понравилось), потому что лирический герой (какой?). Мне (приходилось, не приходилось) расставаться с другом. Ваши стихи учат__________ .Спасибо Вам за стихи.

Имя  учащегося.

Импровизационный вариант
Используя приобретенные знания и умения, ответь на вопросы и оформи письмо В.Д. Берестову.
Какие стихотворения ты прочитал (ла?) О чем эти стихотворения? Какое стихотворение понравилось и почему? Какой лирический герой похож на тебя и чем? Какой лирический герой не похож на тебя и чем? Какие описанные в стихотворениях ситуации случались  с тобой? Чему учат стихотворения?

Эвристический вариант

Напишите такое письмо поэту, чтобы в нем он получил ответы на все свои вопросы.

Личностные умения:

- проявлять творческое отношение к процессу написания ответа на письмо.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания.  

- использовать приобретенные знания при оформлении письма автору произведения.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:  

- уметь выразить свою мысль и оформить ее на письме.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • оценивать результат своей деятельности;
  • оценивать результат учебной деятельности.

I. Самоанализ
Закончите предложение:
Мне хочется читать произведения В. Д. Берестова, потому что……….

II. Самооценка
Закончите предложение:
Я доволен(льна)………………..(очень, не очень) тем, как я написал(ла) ответ на письмо В. Берестова.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат  деятельности

  • Соотнести полученный результат с поставленной целью.
  • Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:
Сформировать представление
 о детской дружбе, ее особенностях и отличии от взрослой.

Ввести новое средство художественной выразительности (лексический повтор).
Научить использовать приобретенные знания и умения при создании  письма поэту  В.Д. Берестову.

Ключевые умения

Личностные умения:
- проявлять творческое отношение к процессу написания ответа на письмо.

Познавательные умения:
- использовать приобретенные знания при оформлении письма автору произведения.

Регулятивные умения:
- осуществлять взаимопроверку в парах при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

Предметные умения:
-  уметь выразить свою мысль и оформить ее на письме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения. 2 класс. «Картины весны в произведениях А. Чехова, А.Фета, А. Барто».

Задачи:Образовательные: познакомить с произведениями А. Чехова, А. Фета, А. Барто.Развивающие: развивать навыки выразительного и осознанного чтения.Воспитательные: прививать любовь и бережное отношени...

Технологическая карта урока литературного чтения (2 класс). Тема: Стихотворения В. Берестова. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка осознанного и выразительного чтения; ознакомление детей с биографией В. Берестова и стихотворениями «Знакомый», «Путешественники»...

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по произведению Н.Н. Носова "Затейники".

Данный урок является уроком открытия новых знаний. Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере произведения Н.Н. Носова «Затейники». Урок построен с использованием на ур...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П. Платонова.Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произведение;выделять глав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...