Чтение. Рабочая программа по курсу "Литературная гостиная" во 2 классе
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Рабочая программа по курсу "Литературная гостиная" во 2 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Цель программы «Литературная гостиная» во 2 классе – формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

•        развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

•        формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

•        обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

•        расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

•        создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Рабочая программа составлена на основе «Универсальных поурочных разработок по внеклассному чтению во 2 классе» И.Ф.Яценко, издательство «Вако», г. Москва, 2010 год, имеет базовый уровень.

 

Программа курса «Литературная гостиная» во 2 классе рассчитана на 34 занятия в год (1 занятие в неделю).

В курс включены занятия по словотворчеству, читательская конференция, библиотечные занятия, занимательный и игровой материал.

Содержание программы.

В курс «Литературная гостиная» входят произведения отечественных и зарубежных писателей, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Устное народное творчество:

•        малые фольклорные жанры;

•        русские народные сказки;

•        сказки разных народов;

•        зарубежный фольклор;

•        богатырские сказки, былины.

Стихи русских поэтов ( А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова,  А. Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина) об осени, зиме, весне.

Сказки русских писателей (Л.Н. Толстого, П.П. Ершова, В. Даля, В. Одоевского, А.С. Пушкина)

Литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братьев Гримм, Д. Родари)

Творчество Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского.

Творчество отечественных детских писателей и поэтов (В. Бианки, Н. Сладкова,  Е. Чарушина,   Ю.Владимиров,  С.Маршака,  А. Барто, С. Михалкова,  К. Чуковского, А. Милна,  Э. Успенский, Г. Остера, В. Драгунского)

Современные детские журналы.

Энциклопедии и справочники.

Комиксы. 

Общая характеристика курса.

Данный курс «Литературная гостиная» построен с учетом следующих концептуальных положений:

- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности(слушания, говорения, чтения и письма);

- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

- дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно занятия обучения чтению и работе с книгой, а есть занятия по литературному чтению, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературная гостиная».

 Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Воспитательные результаты.

Получение второклассниками опыта:

•        работы в группе сверстников;

•        положительного отношения к себе, к своему народу, к русской и зарубежной литературе, к своему литературному творчеству;

•        положительного отношения к базовым ценностям общества (гордость за свою Родину, уважение к подвигу наших предков в ВОВ, толерантность, уважение к старшим и близким, бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным;  милосердие, честность, умение дружить, скромность, бережливость, аккуратность, чистоплотность, ответственность, сострадание, доброта). 

Ценностные ориентиры содержания курса «Литературная гостиная».

 Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Планируемые результаты курса "Литературная гостиная" во  2 классе.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Учащиеся должны иметь представление о проявлении эмоционального отношения к литературным произведениям, к литературным героям.

Учащиеся должны знать:                                  правила обращения с книгами, правила поведения в группе сверстников, правила о безопасном и здоровом образе жизни.

Учащиеся должны знать:                                                      литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, басня, былина), имена писателей, поэтов по курсу во 2 классе), литературные произведения (по курсу 2 класса).

Учащиеся должны уметь:                                               выражать собственное мнение при обсуждении литературных произведений; оценивать себя и сверстников; ориентироваться в нравственном содержании поступков литературных героев; толерантно относиться к представителям разных народов.

Учащиеся должны уметь:                                  выполнять учебные действия в устной и письменной форме; находить информацию, используя словари и справочники; устанавливать причинно-следственные связи между поступками литературных героев; владеть диалогической формой речи.

Учащиеся должны уметь:                                                      читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Учащиеся могут проявлять     самостоятельность в литературной деятельности, стремление в поведении следовать моральным нормам.

Учащиеся должны владеть приобретенными знаниями и умениями для творческого решения литературных задач.

Учащиеся должны владеть навыками анализа литературного текста, навыками создания прозаического и поэтического текста по аналогии.

Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

Тема занятия

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Малые фольклорные жанры.

Уважать и принимать ценности русского народа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении произведений устного народного творчества.

Знать что такое устное народное творчество.

2

Русские народные сказки.

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.

Формировать умение передавать содержание текста литературного произведения.

Познакомить с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра.

3

Сказки А. С. Пушкина.

Формировать интерес к творчеству А. С. Пушкина.

Формировать навыки выразительного чтения, коллективной работы.

Познакомить с творчеством А.С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием "авторская сказка".

4

Сказки русских писателей.

Формирование милосердия, уважения к старшим.

Учить находить главную мысль в тексте сказки.

Познакомить с русскими писателями (Л. Толстой, П. Ершов, С. Аксаков, В. Даль) и их творчеством.

5

Рассказы, сказки, басни Л. Толстого, К. Ушинского.

Формировать вежливость и уважение к старшим.

Формировать навыки выразительного чтения.

Познакомить с учебными книгами для детей К. Ушинского и Л. Толстого.

6

Стихи русских поэтов об осени. Творческий проект (стихи)

Формировать внимательное и бережное отношение к природе.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Познакомить со стихами об осени русских поэтов.

7

Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина. Творческий проект "Рассказ о животном"

Формировать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Познакомить с творчеством писателей-анималистов.

8

Веселые стихи Ю.Мориц, Г.Сапгира, В.Берестова. Творческий  проект (стихи).

Формировать интерес к поэзии, поэтическому творчеству.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Находить рифмы, примеры звукозаписи, образные слова и выражения.

9

Стихи о детях и для детей С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова.

Уметь оценивать поступки литературных героев.

Формировать выразительность устной речи.

Познакомить с творчеством детских поэтов, понятиями "сатира", "юмор".

10

Стихи и сказки К.Чуковского.

Формировать бережное отношение к вещам, культурно-гигиенические навыки.

Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп чтения.

Познакомить с биографией и творчеством К.Чуковского.

11

Рассказы и сказки Н.Носова.

Понимать чувства литературных героев, сопереживать им.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Познакомить с творчеством Н.Носова, особенностями его произведений.

12

Стихи русских поэтов о зиме. Творческий проект (стихи)

Формировать внимательное и бережное отношение к природе.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Познакомить со стихами о зиме русских поэтов.

13

Современные детские журналы. Коллективный творческий проект (журнал).

Формировать интерес к периодической печати.

Формировать умение работать в группе.

Познакомить с историей появления детских журналов, с современными детскими журналами, их структурой.

14

Энциклопедии и справочники.

Проявлять самостоятельность при поиске информации в энциклопедиях, справочниках.

Учить искать информацию в энциклопедиях и справочниках.

Познакомить с энциклопедиями и справочниками.

15

Комиксы. Творческий проэкт (комикс).

Обсуждать возникающие проблемы при составлении комикса.

Формировать умение работать в группе сверстников.

Познакомить с комиксами, учить их составлять.

16

Все-все-все. Алана Милна.

Уметь определять черты характера героя по его реплике.

Формировать умение объяснять переносное значение слов и словосочетаний.

Познакомить с биографией и творчеством А.Милна.

17

Творчество Э. Успенского.

Формировать терпимость, сочувствие к окружающим.

Формировать выразительную речь, артистические способности.

Познакомить с творчеством Э.Успенского, особенностями его сказок.

18

Творчество Г.Остера. Творческий проект "Совет в стихах".

Обсуждать возникающие проблемы , поддерживать разговор по теме.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познакомить с особенностями творчества Г.Остера.

19

Рассказы В.Драгунского о детях.

Понимать чувства литературных героев.

Формировать умение выразительно читать по ролям; уметь определять тему произведения.

Познакомить с биографией и творчеством В.Драгунского.

20

Твои защитники.

Формировать уважение к подвигам наших предков, ненависть к насилию и жестокости.

Формировать собственную позицию и мнение.

Познакомить с событиями ВОВ 1941-1945гг., с произведениями о ВОВ.

21

Былины и богатырские сказки.

Понимать чувства героев былин и богатырских сказок.

Формировать навыки выразительной речи.

Познакомить с жарами "былина", "богатырская сказка".

22

Мама - главное слово.

Понимать чувства близких людей.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Познакомить со стихами и рассказами о маме.

23

Сказки разных народов.

Формировать толерантное отношение к представителям разных народов.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Познакомить с традициями разных народов на примере сказок.

24

Зарубежный фольклор.

Формировать бережное отношение к вещам.

Формировать навыки выразительной речи.

Познакомить с малыми жанрами зарубежного фольклора.

25

Сказки Ш.Перро.

Оценивать поступки литературных героев.

Формировать умение находить главную мысль текста.

Познакомить с биографией и творчеством Ш.Перро.

26

Сказки Г.Х.Андерсена.

Формировать милосердие, сочувствие.

Учить находить и формировать главную мысль сказки.

Познакомить с биографией и творчеством Г.Х.Андерсена.

27

Сказки братьев Гримм.

Формировать сочувствие и уважение к труду.

Учить ставить вопросы по содержанию сказки, определять ее главную мысль.

Познакомить со сказками братьев Гримм.

28

Р.Толкиен "Туда и обратно или Хоббит".

Уметь оценивать поступки литературного героя.

Учитывать разные мнения при обсуждении.

Познакомить с биографией и творчеством Д.Р.Толкиена.

29

Д.Родари "Приключения Чипполино".

Уметь оценивать поступки литературных героев.

Формировать основы смыслового чтения художественного текста.

Познакомить с биографией и творчеством Д.Родари.

30

А.Линдгрен "Малыш и Карлсон".

Понимать чувства литературных героев.

Учить составлять рассказ о герое.

Познакомить с биографией и творчеством А.Линдгрен.

31

Обобщение по литературным сказкам.

Обсуждать возникающие проблемы.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Обобщить знания о сказках и сказочниках.

32

Стихи русских поэтов о весне. Творческий проект "Стих о весне".

Формировать бережное и внимательное отношение к природе.

Формировать навыки выразительной речи.

Учить находить в стихах сравнения, олицетворения.

33

Сочинение о книгах.

Уважительно относиться к другому мнению.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Обобщить знания о детских писателях и о прочитанных книгах.

34

Читательская конференция: "Книги для чего они?"

Уметь поддерживать беседу на определенную тему.

Учить формулировать и доказывать свою мысль.

Познакомить с понятием "конференция", правилами общения, дискуссии.

Материально-техническое обеспечение.

Название объектов и средств МТО

Количество

Примечание

Библиотечный фонд.

1. ЗиминВ.И., Ашурова С.Д. "Русские пословицы и поговорки: Учебный    словарь". М., Школа-Пресс, 1994г. 320с.

1 экземпляр

 

2. Сборник русских народных сказок./сост.В.П.Аникина.-М.,"Правда" 1985г. 576с./

25 штук

 

3. Сказки русских писателей ./сост.В.П.Аникина.-М.,"Правда" 1985г. 672с./

25 штук

 

4. Ушинский К.Д. "Детский мир", учебная книга.

1 экземпляр

 

5. Толстой Л.Н. "Русские книги для чтения", учебная книга.

1 экземпляр

 

6. Сборники стихов русских поэтов: А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова, А.Н.Толстого, С.А.Есенина.

25 штук

 

7. Сборники рассказов о животных: В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина.

25 штук

 

8. Сборники стихов : Ю.Мориц, Ю.Владимирова, Г.Сапгира, В.Берестова, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, К.Чуковского.

25 штук

 

9. Сборник произведений Н.Носова.

25 штук

 

10.Подборка детских современных журналов ("Юный натуралист", "Светлячок")

25 штук

 

11. Энциклопедии:  "Все обо всем", "Энциклопедия школьника"

1 экземпляр

 

12. Комиксы по мультфильмам отечественных и зарубежных литературных сказок.

25 штук

 

13. А.Милн "Винни-Пух и все-все-все"

25 штук

 

14. Сборник произведение Э.Успенского.

25 штук

 

15. Сборник произведение Г.Остера.

25 штук

 

16. Сборник рассказов В.Драгунского.

25 штук

 

17. Сборники произведений А.П.Гайдара, В.П.Катаева, А.Т.Твардовского, С.А.Баруздина.

25 штук

 

18. Сборники русских былин.

25 штук

 

19. Сказки народов мира. /М.,"Правда" 1987г. 640стр./

25 штук

 

20. Сказки зарубежных писателей. /М.,"Правда" 1986г. 640стр./

25 штук

 

21. Толкиен Д.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"

25 штук

 

22. Д.Родари "Приключения Чипполино"

25 штук

 

23. А.Линдгрен "Малыш и Карлсон"

25 штук

 

24. Писатели в учебной литературе: Начальная школа /сост. С.В.Кутявина, М., "Вако" 2011г. 96 стр./

25 штук

 

25. Яценко И.Ф. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. / М., "Вако" 2010г. 192 стр./

1 экземпляр

 

Печатные пособия.

1. Портреты поэтов и писателей.

1 экземпляр

 

2. Фоторепродукции:

 

 

   - памятника А.С .Пушкину в Москве;

1 экземпляр

 

   - усадьбы Л.Н. Толстого в Ясной Поляне;

1 экземпляр

 

   - монументов и памятников советским солдатам в городах России.

1 экземпляр

 

3. Физическая карта Евразии.

1 экземпляр

 

Технические средства обучения.

1.Классная доска с магнитами (набором).

1 экземпляр

 

2. Телевизор (по возможности)

1 экземпляр

 

3. Видеомагнитофон (по возможности)

1 экземпляр

 

4. Аудиоцентр (по возможности)

1 экземпляр

 

5. Компьютер (по возможности)

1 экземпляр

 

6. Принтер (по возможности)

1 экземпляр

 

Экранно-звуковые пособия.

1. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

1 экземпляр

 

2. Видеозаписи (по содержанию занятий).

1 экземпляр

 

Оборудование класса.

1. Ученические столы с комплектами стульев.

класс-комплект

 

2. Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий.

 

 

3.Полки для "Уголка книг".

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП. 4 класс. Литературное чтение. Гармония. 2012-13 уч. год

Представлено КТП и рабочая программа по предмету "Литературное чтение". УМК "Гармония". 4 класс. 2012-2013 учебный год...

УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012....

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Гармония" во 2 классе по ФГОС

Пояснительная записка и тематиеское планирование со всеми УУДами....

Рабочая программа УМК "Гармония" 2 класс чтение

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Литературное чтение Рабочая программа для 4 класса

Рабочая программа  для 4 класса  Школа "2100"....

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана ...

рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России"3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государс...