УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.docx75.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

                                                                                                                                          Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

•   овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

•   совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

•    развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

•   обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

•   воспитание эстетического отношения к искусству слова,

•   формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

•   обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

-   развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства,

создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

-   формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

-   развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

-   формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

-   обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем и природе;

-   формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-   обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

-   расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по ржанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

-   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

•    формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

•    начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

•    умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

•    навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2012.

                                                                                                                               Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

1

3

Устное народное творчество

7

4

Поэтическая тетрадь 1

8

5

Великие русские писатели

17

6

Поэтическая тетрадь 2

5

7

Литературные сказки

7

8

Были-небылицы

8

9

Поэтическая тетрадь 1

4

10

Люби живое

11

11

Поэтическая тетрадь 2

6

12

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

12

13

По страницам детских журналов

4

14

Зарубежная литература

8

                                                                                ИТОГО

102 часа

                                                                                                                     

                                                                                                     

                                                                                                                       Содержание программы (102 часа)

Наименование разделов и тем. Содержание программного материала

Часы

Универсальные учебные действия

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

Вступительная статья.

1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

1

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории создания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

3

Устное народное творчество

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

7

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности-; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

4

Поэтическая тетрадь 1

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно..,», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

8

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

5

Великие русские писатели

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», A.C. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...»,   «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;

Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

17

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

6

Поэтическая тетрадь 2

НА Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

5

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.    

7

Литературные сказки

Д.Н. Мамин-Сибиряк.«Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

7

Осмысление содержания прочитанного   текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

8

Были-небылицы

М. Горький «Случай с Евсейкой»;

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»;

А.И. Куприн «Слон».

8

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

9

Поэтическая тетрадь 1

С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха».

4

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

10

Люби живое

М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

14

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

11

Поэтическая тетрадь 2

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; СВ. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

6

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

12

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства».

12

Определение эмоционального характера текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста.

13

По страницам детских журналов

Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

4

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

14

Зарубежная литература

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.

8

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

                                                                                                               Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим метам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целого и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не

ее 80-90 слов в минуту);

- улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

- описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставив их с прочитанными художественными текстами;

-  самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

- составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

- устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

- ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

- научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

- оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться.

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

- воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

- применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

- развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

- определять сходство и различие произведений разных жанров;

-  использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

- высказывать и пояснять свою точку зрения;

- применять правила сотрудничества;

- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

- делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

- работать с детской периодикой;

-  расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

                                                                                                         Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

-   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

-   формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-   воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

-   развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-   овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

-   осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

-   восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

-   формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

-   овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-   овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

-   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-   овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-   готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

-   овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-   осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

-   достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

-   использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

-   умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

-   умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

-   умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

-   умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

-   умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

                                    Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

                                                                   Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

-   искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-   неправильная постановка ударений (более 2);

-   чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-   непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

-   неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-   неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-   нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-   нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-   монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

-   не более двух неправильных ударений;

-   отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-   осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

-   неточности при формулировке основной мысли произведения;

-   нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:

-   умение читать текст бегло, выразительно;

-   осознание общего - смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);

-   умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

-   безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу.

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

-   индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

-   индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

-   индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);

-   индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

-   умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

-   ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

-   интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

-   замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);

-   ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;

-   выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

-   выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

-   выполнение заданий по ориентировке в книгах;

-   наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);

-   наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;

-   наблюдения за читательской деятельностью учащихся;

-   анализ читательского дневника;

-   анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;

-   анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

                                                                                                           Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

                                                                                                     Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

                                                                     

                                                                                         График проведения проверочных и контрольных работ

Период обучения

Количество часов

Тест

Проверочная работа

Контрольная работа

Проверка техники чтения

Диагностическая работа

1 четверть

27 часов

1

1

1

1

1

2 четверть

21 часов

-

-

2

1

-

3 четверть

30 часов

1

1

1

1

1

4 четверть

24 часа

1

2

1

1

1

Итого:

102 часа

3

4

5

4

3

                                                                                                           Контрольно-измерительные материалы

№ урока

Вид работы

Тема

Диагностическая работа

Констатирующая диагностика

Тест № 1

Самое великое чудо на свете

Проверочная работа № 1

Устное народное творчество

Контрольная работа № 1

Поэтическая тетрадь 1

Проверка техники чтения

Промежуточная диагностика

Контрольная работа № 2

Великие русские писатели

Контрольная работа № 3

Констатирующая (за 1 полугодие)

Проверка техники чтения

Констатирующая (за 1 полугодие)

Диагностическая работа

Литературные сказки

Проверочная работа № 2

Были-небылицы

Тест № 2

Поэтическая тетрадь 1

Контрольная работа № 4

Люби живое

Проверка техники чтения

Промежуточная диагностическая работа

Тест № 3

Поэтическая тетрадь 2

Проверочная работа № 3

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

Проверочная работа № 4

По страницам детских журналов

Контрольная работа № 5

Зарубежная литература

Проверка техники чтения

Итоговая диагностика

Итоговая диагностическая работа

Итоговая диагностика

                                                                                   Литературное чтение

                                                                          Тематическое планирование

                                                                                                 (всего-102ч, 3ч в неделю)

№ урока

Дата

Примечания

            Тема урока

        Характеристика деятельности учащихся

                                                                                    Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Знакомство с учебником.

Рукописные книги Древней  Руси.  

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении

заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению

учебника

                                                                                            Самое великое чудо на свете

2

Первопечатник Иван Фёдоров.

Оценка достижений

                                                                                     Устное народное творчество

3

Русские народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части.

Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

4

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

5

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

6

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

7

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

8

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

9

Проект: «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

                                                                                            Поэтическая тетрадь 1

10

Знакомство и прогнозирование содержания раздела. 

Проект: «Как научиться читать стихи». Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая  настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и регулярных слогов в слове (рит-

мом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать   приёмы  интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения

11

Ф. И.Тютчев  «Листья»

12

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой ивой…»

13

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро»

14

 И. С. Никитин «Встреча зимы»

15

И. З. Суриков «Детство»

16

И. З. Суриков «зима»

17

Оценка достижений

                                                                                          Великие русские писатели

18

Знакомство и прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин  «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки.

Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл

19

А. С. Пушкин  «Зимнее утро», «Зимний вечер»

20

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

21

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

22

А. С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане»

23

И. А. Крылов  Басня «Мартышка и очки»

24

И. А. Крылов  «Зеркало и Обезьяна»

25

И. А. Крылов  «Ворона и Лисица»

26

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

27

М. Ю. Лермонтов. «Утес»

28

М. Ю. Лермонтов. «Осень

29

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

30

Л. Н. Толстой «Акула»

31

Л. Н. Толстой  «Прыжок»

32

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»  

33

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

34

Оценка достижений

                                                                                              Поэтическая тетрадь 2

35

Знакомство и прогнозирование содержания раздела.

Н. А. Некрасов. «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения

Следить за выражением и развитием чувства и лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения

36

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

37

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»

38

И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Гутой зеленый ельник у дороги…»

39

Оценка достижений.

                                                                                             Литературные сказки

40

Знакомство и прогнозирование содержания раздела.

Д. Мамин-Сибиряк. «Присказка к «Аленушкиным сказкам»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

41

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

42

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

43

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

44

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

45

Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»

46

Оценка достижений

                                                                                                     Были-небылицы

47

Знакомство и прогнозирование содержания раздела.

М.Горький. «Случай с Евсейкой»

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки

и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и

реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом

тексте.

Составлять план для краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.

Рассказывать о прочитанных книгах.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную

мысль.

Читать сказку выразительно по ролям

48

М.Горький. «Случай с Евсейкой»

49

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

50

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»

51

А. Куприн. «Слон»

52

А. Куприн. «Слон»

53

А. Куприн. «Слон»

54

Оценка достижений

                                                                                                Поэтическая тетрадь 1

55

Знакомство и прогнозирование содержания раздела.

Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка?...»,  «Воробей», «Слон»

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения

56

А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

57

С. А. Есенин. «Черемуха»

58

Оценка достижений

                                                                                                          Люби живое

59

Знакомство и прогнозирование содержания раздела. 

М. Пришвин. Моя Родина (из воспоминаний)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов

60

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения,

характеризующие его поступки и характер.

61

И. Соколов – Микитов. «Листопадничек»

62

В. И. Белов. «Малька провинилась

63

В. И. Белов. «Еще раз про Мальку»

64

В. Бианки. «Мышонок Пик»

65

В. Бианки. «Мышонок Пик»

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом

66

Б. С. Житков «Про обезьянку»

автора.

67

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Пересказывать произведение на основе плана.

68

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Придумывать свои рассказы о животных.

Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно

оценивать свои достижения

69

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

70

В. П. Астафьев «Капалуха»

71

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

72

Оценка достижений

                                                                                                      Поэтическая тетрадь 2

73

Знакомство и прогнозирование содержания раздела.

 С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке,

осмысливать цели чтения.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения,  отражая  позицию автора  и  своё отношение

к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать

своё мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности:

олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Участвовать в творческих проектах.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать

свои достижения

74

А. Барто «Разлука», «В театре»

75

С. В. Михалков «Если»

76

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

77

Проект: «Праздник поэзии».

78

Оценка достижений

                                                                             Собирай по ягодке — наберёшь кузовок

79

Знакомство и прогнозирование содержания раздела.

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

Прогнозировать содержание раздела.  Объяснять  смысл,  название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

80

А. П. Платонов «Цветок на земле»

81

А. П. Платонов «Цветок на земле»

82

А. П. Платонов «Еще мама»

83

А. П. Платонов «Еще мама»

84

М. Зощенко «Золотые слова»

85

М. Зощенко «Золотые слова»

86

М. Зощенко «Великие

путешественники»

87

М. Зощенко  «Великие

путешественники»

88

Н. Носов «Федина задача»

89

Н. Носов «Телефон»

90

Оценка достижений.

                                                                                        По страницам детских журналов

91

Знакомство и прогнозирование содержания раздела.

Ю. Ермолаев «Проговорился»,

«Воспитатели»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижении

92

Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

93

Р. Сеф «Веселые стихи»

94

Оценка достижений.

                                                                                                Зарубежная литература 

95

Знакомство и прогнозирование содержания раздела.

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.

Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

96

Мифы Древней Греции «Храбрый Персей»

97

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

98

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

99

100

Оценка достижений

101

Резервный урок

102

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Рабочая программа для 4 класса

Рабочая программа  для 4 класса  Школа "2100"....

Литературное чтение, рабочая программа, 1 класс, УМК "Гармония"

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс...

Литературное чтение (рабочая программа для 2 класса)

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программаРабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ...

Литературное чтение. Рабочая программа «Развитие речи», Школа России, 2 класс

Литературное чтение. Начальной школа. Рабочая программа «Развитие речи», Школа России, 2 класс Программа рассчитана  на 34 часа обучения в год, по одному занятию в неделю, п...

Рабочие программы. УМК "Школа России". Литературное чтение. 1 - 4 классы.

Рабочие программы по литературному чтению (1 - 4 классы) содержат все необходимые разделы и календарно-тематическое планирование. Составлены на основе авторской рабочей программы Л. Ф Климановой, В. Г...

Литературное чтение Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта для 4 класса  общеобразовательной школы, Концепции духовно-нравственного ра...