Литературное чтение, рабочая программа, 1 класс, УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Шкумат Оксана Борисовна

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkumatpoyasnitelnaya_zapiska_literaturnoe_chtenie.docx142.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию
по обучению грамоте (литературное чтение)

Рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС). Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа по обучению грамоте   для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе программы начального общего образования (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010) и  авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1–4. – Смоленск.: Ассоциация ХХI век, 2012). Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Целями изучения предмета «Обучение грамоте» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного чтения, как показателя общей культуры человека.

                                            ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Добуквенный период

Обучение речи (говорению, слушанию, поведению во время разговора). Речь как способ общения людей; понятность и вежливость как главные качества речи; правила речи и их практическое освоение в различных ситуациях общения, в том числе на уроке: говорить не всем одновременно, а по очереди; слушать собеседника; смотреть на него; не перебивать (или извиниться); не говорить слишком тихо или слишком громко; не указывать на присутствующего — «он, она», а называть по имени; молчать, когда жуёшь; выбирать способы приветствия и прощания в зависимости от адресата, пользоваться другими формулами вежливости. Виды речи: деловая и «картинная» (разговорно-художественная), устная и письменная; накопление детьми опыта разграничения этих видов речи и их практического использования. Наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи.

Первоначальное освоение языковых понятий. Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений и их квази-запись.

Слово как название чего-либо, разграничение слов и называемых ими явлений действительности; наблюдения за значениями слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование большой буквы в именах, фамилиях, кличках и т. д.

Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью приёма скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры.

Звуки речи: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные (общее представление), глухие и звонкие, парные и непарные по глухости-звонкости; приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков, а также выполнение полного звукового анализа целых слов из 3—5 звуков. Представление о слогообразующей роли гласных как основа обучения слоговому чтению. Смыслоразличительная роль звуков и ударения, формирование умения легко разграничивать (на слух) слова, отличающиеся отдельными звуками или ударением. Совершенствование орфоэпических умений.

Основной период

Обучение чтению. Совершенствование умения выполнять полный и частичный звуковой анализ. Знакомство с буквами как способом обозначения звуков в письменной речи. Поэтапное изучение букв:

  1. гласных звуков — Аа, Оо, ы, Ни, Уу, Ээ;
  2. непарных звонких согласных звуков — Лл, Мм, Нн, Рр;
  3. парных по глухости-звонкости согласных, большая часть которых обозначает глухие звуки, — Сс, Кк, Тт, Вв, Пп, Шш;
  4. обозначающих мягкость согласных — и, я, е, ё, ю, ъ;
  5. не изучавшейся буквы непарного звонкого — и;
  6. ещё не изученных букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости-звонкости согласные, — Зз— Сс, Бб—Пп, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш;
  7. обозначающих непарные по глухости-звонкости глухие согласные — Хх, Цц, Чч, Щщ;

8) Ее, Её, Юю, Яя в позиции, когда за ними скрывается звук [и'];

9) разделительных знаков — ъ и ъ.

Последовательное обучение ориентировке на буквы гласных при чтении прямых слогов и в целом становление механизма позиционного чтения. Обучение чтению слов с различными способами обозначения звука [и'].

Совершенствование слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, повышение его правильности, беглости и сознательности, обучение выразительному чтению. Формирование умения самостоятельно подготовиться к чтению отдельных слов сложной слоговой структуры.

Развитие речи. Совершенствование умения говорить и слушать, соблюдать правила поведения при общении в различных ситуациях.

Формирование диалогической и монологической речи — как деловой, так и «картинной». Наблюдение за значением слов; расширение словарного запаса детей и обогащение их речи; работа над построением различных видов предложений, а также деловых сообщений (по моделям-опорам) и рассказов по картинкам на основе имеющихся у детей впечатлений, воспоминаний.

Обучение пониманию читаемых текстов, их озаглавливанию после уточнения темы и главной мысли (без терминов), участию в беседе по прочитанному.

Завершающий период

Обобщение о звуках и буквах русского языка. Систематизация сведений о звуках и обозначающих их буквах (на основе схемы-опоры и «ленты букв»). Знакомство с другой системой расположения букв — с алфавитом; освоение алфавита.

изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

МЕСТО КУРСА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» В  УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение литературного чтение в начальной школе в 1 классе выделяется  –95 часов;  (4 часа в неделю, 33 учебные недели), из них на контрольные работы – 2 часа, на проверку навыков чтения – 2 часа.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

читательской   компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  

готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.  

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса:

обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

внимание к личности писателя;

бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР   <=>   ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса  личностных, метапредметных  и предметных  задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

         1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,     формирование ценностей   многонационального российского общества; становление гуманистических  и демократических  ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

             Метапредметные результаты

          1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,   определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

          11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

       Предметные результаты

               1.Развитие фонематического слуха учащихся с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.

2. Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом.

  3. Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.

  4. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

         5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

7. Овладение учебными действиями на начальной ступени литературного образования:

-понимать содержание и главную мысль произведения;

-понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;

-извлекать из текстов интересную и полезную для себя информацию.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого

этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

   СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        

        В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.

        В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику.

        Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных  результатов (предметных, метапредметных и личностных) в и в портфолио.

Предметные контрольные работы (один раз в четверг обязательно).

        В первом классе вместо бальных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

        Используется «Алгоритм самооценки»

В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:

  1. Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
  2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
  3. Задание выполнено, верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)

После проведения итоговых контрольных работ по предметам и диагностик метапредметных результатов используются таблицы результатов, в которые учитель выставляет отметка за каждое из заданий в таблицу результатов. Отметки в таблицы результатов выставляются в 1 классе в виде «+» (зачет, решение задачи, выполнение задания) или «-« ( задача не решена, задание не выполнено)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для учителя:

Печатные пособия:

  1. «Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям» Смоленск. Ассоциация ХХI век». Пособие для учителя.

Видео-, аудиоматериалы:

  1. Интернет – ресурсы.
  2. Медиа- презентации
  3. Медиапроектор.

Цифровые ресурсы:

  1. Школьные диски.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Смарт - доска

Для учеников:

  1. Букварь:  «Мой  первый учебник.» Букварь. 1 класс. В 2-х частях / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенкова, О. Е. Курлыгина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011год. Учебник соответствует ФГОС 2011 года и рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Добуквенный  период

20 ч.

Основной период обучения грамоте.

71ч.

Итого:

91 ч.

Звенит звонок – начинается урок.

7 ч.

Час потехи.

6 ч.

Что такое хорошо и что такое плохо» и что такое плохо.

9 ч.

Там чудеса…

14 ч.

Итого:

36 ч.

Итого:

128 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по литературному чтению

Рабочая  программа  учебного  курса  «Литературное чтение» образовательной области «Филология» для  1  класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  литературному чтению  (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010) и  авторской программы курса «Литературное чтение» для  учащихся  1-4  классов  общеобразовательных  учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О.В. –Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2012 г.).  Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание  программы  направлено  на  освоение  учащимися  знаний,  умений  и навыков  на  базовом  уровне,  что  соответствует Образовательной программе школы. Она включает  все  темы,  предусмотренные  федеральным  компонентом  государственного образовательного  стандарта  начального  общего  образования  по  окружающему миру  и  авторской программой учебного курса.  Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Целями изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.

МЕСТО КУРСА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» В  УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение учебного предмета отводится 128 часов,(4 часа в неделю, 33 учебные недели). Из них на проверку техники чтения – 1 час, на тестовые работы – 2 часа, на проверочные работы – 4 часа.

                                            ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Для обучения и воспитания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и вне учебного процесса.

На уроках «Литературного чтения» обеспечивается формирование коммуникативных универсальных учебных действий через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Выражение и отстаивание собственного мнения, способность выслущать другую позицию  развивает регулятивные универсальные учебные действия.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных  универсальных учебных действий.

Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

Программа литературного чтения для четырехлетней начальной школы включает разделы по каждому году обучения: «Круг чтения», «Читательские умения» (навык чтения, работа с текстом и книгой), «Литературоведческая пропедевтика», «Развитие творческих способностей».

Систематическое поурочное обучение литературному чтению начинается после изучения «Букваря».

Обучение чтению. Введение первоклассников в мир детских книг и мотивация дальнейшего самостоятельного чтения — рассматривание обложек книг, чтение отрывков, беседы о знакомых, любимых книгах, подведение к мысли: «Как хорошо уметь читать!»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Читательские умения

НАВЫК ЧТЕНИЯ

      Осмысленность чтения:

  • Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
  • Смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы);
  • Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
  • Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
  • Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
  • Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.

           Правильность чтения:

  • Работа над предупреждением искажения звукобуквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
  • Обучение соблюдению орфоэпических норм;
  • Формирование плавного слогового способа чтения.

    Скорость чтения:

  • К концу учебного года – 30-35 слов минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки)

           Выразительность чтения:

  • Формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
  • Работа над передачей основного эмоционального тона произведения;
  • Освоение по ролям небольших произведений.

РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:

  • Формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;
  • Озаглавливание прочитанного;
  • Работа по восстановлению деформированного картинного плана;
  • Составление картинного плана;
  • Пересказ с опорой на картинный план;
  • Обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;
  • Формирование умения понимать характер книги по её обложке.

Литературоведческая пропедевтика

  • Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
  • Осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
  • Выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
  • Введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

Развитие творческих способностей

  • Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;
  • Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
  • Освоение чтения по ролям;
  • Элементарное словесное творчество по подобию.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Для обучения и воспитания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и вне учебного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

На уроках «Литературного чтения» обеспечивается формирование коммуникативных универсальных учебных действий через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Выражение и отстаивание собственного мнения, способность выслущать другую позицию  развивает регулятивные универсальные учебные действия.

Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных  универсальных учебных действий.

Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки.

Программа литературного чтения для четырехлетней начальной школы включает разделы по каждому году обучения: «Круг чтения», «Читательские умения» (навык чтения, работа с текстом и книгой), «Литературоведческая пропедевтика», «Развитие творческих способностей».

Систематическое поурочное обучение литературному чтению начинается после изучения «Букваря».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс (36 часов)

Круг чтения

Первоклассники читают отечественные и иноязычные (переводные) произведения, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.

Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»* (звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…».

«Час потехи» (6 ч.)

В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; С. Маршак «Я видел»; С. Михалков «С нами смех!»; И. Жуков «Черт и торт»; С. Маршак «Пудель».

«Что такое хорошо и что такое плохо» (9 ч.)

Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева  «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».

«Там чудеса...» (14 ч.)

А. Шибаев «Сказки просят…»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Читательские умения

НАВЫК ЧТЕНИЯ

      Осмысленность чтения:

  • Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
  • Смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы);
  • Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
  • Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
  • Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
  • Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.

           Правильность чтения:

Работа над предупреждением искажения звуко-буквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);

Обучение соблюдению орфоэпических норм;

Формирование плавного слогового способа чтения.

          Скорость чтения:

К концу учебного года – 30-35 слов минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки)

           Выразительность чтения:

Формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;

Работа над передачей основного эмоционального тона произведения;

Освоение по ролям небольших произведений.

РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:

Формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;

Озаглавливание прочитанного;

Работа по восстановлению деформированного картинного плана;

Составление картинного плана;

Пересказ с опорой на картинный план;

Обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;

Формирование умения понимать характер книги по её обложке.

Литературоведческая пропедевтика

Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;

Осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;

Выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;

Введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

Развитие творческих способностей

Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;

Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;

Освоение чтения по ролям;

Элементарное словесное творчество по подобию.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для учителя:

Печатные пособия:

  1. «Литературное чтение». Методические рекомендации «Учим читать» Кубасова О, В. Издательство  «Ассоциация ХХI век».2012 г.

Видео-, аудиоматериалы:

  1. Интернет – ресурсы.
  2. Медиа- презентации
  3. Медиапроектор.

Цифровые ресурсы:

  1. Школьные диски.

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Смарт - доска

Для учеников:

  1. Учебник:        Кубасова О.В. «Литературное чтение» Учебник 1 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 год.


Календарно-тематическое планирование

обучение грамоте.

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗНЗВУ – урок закрепления новых знаний и выработка умений

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УКИЗ – урок комплексного использования знаний

УПОКЗ – урок проверки, оценки и контроля знаний

КУ – комбинированный урок

урока

Тема урока

(тип урока)

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Дидактическое обеспечение/

оборудование

Дата

проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

Подготовительный период обучения грамоте 20 ч.

Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником.

УИПЗЗ

Восприятие и понимание звучащей речи

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Знать, зачем нужна речь

Знакомиться с одноклассниками, рассматривать условные

обозначения букваря, находить их на страницах, понимать

смысл. Слушать речь учителя, отвечать на его вопросы,

выполнять рекомендации

Текущий

фишки-звуки.

1.09

Как мы здороваемся и прощаемся?

УИПЗЗ

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового

общения (приветствие, прощание)

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,  

Знать:

– правила хорошей речи; – нормы речевого этикета в ситуациях учебного

и бытового общения

(приветствие, прощание)

Правило оформления границ предложения

на письме

Понимать информацию , представленную картинками

букваря,

Текущий

щитки с буквами

2.09

Зачем нужна речь?

УКИЗ

Развитие фонематического слуха учащихся с использованием разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.

Использование знаково-символических средств представления информации.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Чтение схем,

обозначение

звуков в схемах

Текущий

щитки с буквами

3.09

Правила хорошей речи.

УКИЗ

Формирование первоначальных представлений о слове, наблюдение за словом с разных позиций и на разных уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом и лексическом.

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Анализировать модель речи, вы водить главные

правила речи, схематически изображать их.

Текущий

щитки с буквами

5.09

Об одном и том же по-разному.

УЗНЗВУ

 Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Уметь делать звуковой анализ слов: последовательное выделение всех звуков в слове, их характеристика и обозначение на схеме условными знаками

Чтение схем,

обозначение

звуков в схемах

Текущий

карточки с изображением животных

8.09

Речь устная и письменная. Об одном и том же по-разному.

УИПЗЗ

 Овладение всеми видами речевой деятельности: слушания, говорения, чтения.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Уметь делать звуковой анализ слов: последовательное выделение всех звуков в слове, их характеристика и обозначение на схеме условными знаками

Чтение схем,

обозначение

звуков в схемах

Текущий

звуковые схемы слов

9.09

Предложение.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи

Общее представление

о речи, её функциях

в жизни людей, её формах, помощниках

Знать, почему речь необходима, правила общения.

Уметь объяснить, какой

должна быть речь человека

Заполнение

звуковых схем слов знаками

звуков

Текущий

сигнальные карточки (синие, зеленые),

10.09

Слово.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,

Правило оформления границ предложения

на письме

Уметь графически оформлять предложение и слово

Деление слов на слоги дугами

Текущий

мультимедийный проектор,

12.09

Слог.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Овладение учебными действиями на начальной ступени литературного образования:

-понимать содержание и главную мысль произведения

.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание

. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Деление слов

на слоги и выделение ударного. Звуковой анализ

Текущий

компьютер

15.09

Звуки вокруг нас, закрепление понятий «предложение», «слово»

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

Уметь:

– отличить гласные и согласные звуки;

– определить согласные звуки твёрдые и мягкие;

– определить согласные звуки звонкие и глухие

Разыгрывать речевые ситуации. Скандировать слова,

«озвучивая» картинки букваря, воспроизводить действия

учителя.

Текущий

экран

16.09

Звуки вокруг нас, закрепление понятий «предложение», «слово»

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

 Уметь:

– отличить гласные и согласные звуки;

– определить согласные звуки твёрдые и мягкие;

– определить согласные звуки звонкие и глухие

 Текущий

презентация

17.09

Совершенствование умения выделять звуки речи.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Звуки гласные, буквы,

их обозначающие.

Звуки согласные, буквы, их обозначающие.

Различение слова и предложения.

Разграничение речевых

и неречевых звуков.

 Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль

Знать:

– слогообразующую роль гласных;

– смыслоразличительную роль ударения.

Уметь:

– делить слово на слоги;

– определять ударные звуки на слух

Понимать информацию, представленную в рисунках,

передавать её словесно. Слушать звуки окружающего мира

и объяснять отличие от них звуков речи. Сравнивать звуки

и значения слов, вы являть и называть

смыслоразличительные звуки;

Текущий

интерактивная доска

19.09

Звуки гласные и согласные.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Готовность конструктивно разрешать конфликт

Чтение схем

Текущий

карточки с заданиями для групповой работы

22.09

Звуки гласные и согласные: закрепление.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

 Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

Осознавать звуки речи как предмет наблюдения. Понимать

задания букваря, представленные в модельном виде

Текущий (самопроверка)

23.09

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Готовность слушать собеседника и вести диалог,

Чтение схем

Текущий

презентация по теме урока

24.09

Ударные и безударные гласные звуки: закрепление.

Произношение звуков

Текущий

26.09

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Слушать описание ситуации, изображённой на картинке

букваря, предполагать и «озвучивать» вопрос мальчика.

предметные картинки

29.09

Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Чтение схем

Текущий

30.09

Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Соотносить изображения предметов и слова как их названия.

1.10

Гласные и согласные звуки: обобщение.

УИПЗЗ,

УОСЗ

Деление слов на слоги.

Постановка ударения.

Смыслоразличительная

роль ударения в словах

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

«Озвучивание» схем; деление

слов на слоги, выделение ударного слог

Текущий

3.10

Основной период обучения грамоте. 71 ч.

Согласные звуки: глухие и звонкие.

УИПЗЗ,

УОСЗ

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Различение согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких. Различение согласных парных и непарных. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Правописание парных звонких и глухих согласных

Знать механизм слияния звуков прямого слога

в речи.

Уметь:

– находить и называть гласные звуки;

– отличать печатную букву от рукописной;

– находить и называть согласные звуки и буквы;

– перенести этот способ

с акта речи на акт чтения

Создавать и слушать высказывания о книгах, чтении

на основе картинки букваря. О сознавать желание

научиться читать. Анализировать звуковой состав слов.

Текущий

опорная схема

6.10

Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление.

УОСЗ

Текущий

карточки с дифференцированными заданиями

7.10

Звуки речи: обобщение. Повторение.

УИПЗЗ

Звуковой анализ слов

Текущий

жетоны с изображением Солнышка

8.10

Буквы А а – О о.

УИПЗЗ

Аудиопроигрыватель.

10.10

Буквы И и – ы.

Звуковой

анализ слова; деление слов на слоги

Текущий

Персональный компьютер.

13.10

Буквы У у – Э э.

УИПЗЗ

Русский алфавит.

Произведения устного народного творчества

Знать роль букв а, я

в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков

Текущий

Мультимедийный проектор.

14.10

Закрепление.

УЗНЗВУ

Обозначение

гласного [а]

буквами а, я

Текущий

интерактивная доска

15.10

Буквы Л л – М м.

УИПЗЗ

Стихи и загадки о буквах.

Чтение слов с изученными буквами

Знать роль букв о, ё

в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков

Слышать звуки слова и вы д ел ять их в указанной

позиции.

презентация,  

17.10

Закрепление.

УИПЗЗ

 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Чтение слогов

Текущий

карточки. 

20.10

Буквы Н н.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Произведения выдающихся представителей русской литературы (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой); классиков детской литературы

Знать:

– роль букв у, ю, э, е

в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков;

Музыкальный центр.

21.10

Буквы Р р.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Чтение слогов и слов с этими буквами

Текущий

 кружки для самооценки работы детей на уроке и рефлексии

22.10

Буквы С с.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Иллюстрация в книге

и её роль в понимании произведений

– буквы ы, и как ориентиры для чтения;

– буквы л и м, обозначающие твёрдость и мягкость согласных.

Уметь:

– проводить звуковой анализ слов;

– различать на слух звуки [н], [н’], [р], [р’] и обозначать их буквами Нн, Рр;

Тематический

(самопроверка)

интерактивная доска.

24.10

Буквы К к.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Текущий

слайды с заданиями

27.10

Буквы Т т.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Текущий

Листы с заданиями

28.10

Буквы В в.

УЗНЗВУ

Чтение звуковых схем.

Звукобуквенный анализ

Текущий

Презентация к уроку

29.10

Буквы П п.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Текущий

карточки с индивидуальными заданиями

31.10

Буквы Ш ш.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Артикулярные упражнения. Обозначение звуков в схеме

Текущий

алгоритм самооценки.

10.11

Звуки [и], [ы]

и их обозначение буквами Ии, ы. Гласные звуки

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

– правильно произносить и выделять согласный [й’] в слабой позиции (после гласных), различать гласный звук [и] и согласный [й’] на слух, обозначать звук [й’] буквой й

План – карта путешествия

11.11

Буквы А а – я. Гласные звуки

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Чтение звуковых схем, слогов, слов.

Упражнения

в написании букв

Текущий

интерактивная доска

12.11

Буквы Э э –е.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Слышать звуки слова и выдел ять их в указанной

позиции.

,цветные карандаши

14.11

Упражнение в чтении.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

презентация к уроку

17.11

Буквы О о – ё.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

раздаточный материал

18.11

Буквы У у – ю.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Звукобуквенный анализ

Текущий

Комплект наглядных пособий

19.11

Закрепление навыков чтения.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Чтение слов с буквой x.

Чтение веселых стихотворений «Петух», «Лягушка» И. Лопухиной

Уметь:

– различать глухие согласные звуки [х], [х’] и обозначать их буквой х;

– читать слова и предложения с изученными буквами

Рассказывать о звуках и буквах по опорным моделям,

воспроизводить правила чтения, осознавать .

мультимедийный проектор

21.11

Буква ь.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Звукобуквенный анализ

Текущий

компьютер

24.11

Упражнение в чтении.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Упражнение в чтении. Лексическая работа. Работа с текстом сказки «Кот, петух и лиса»

Уметь различать на слух звуки [с], [с’], [з], [з’] и обозначать их буквами с, з

презентация

25.11

Упражнение в чтении.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Чтение слогов,

слов. Составление предложений по рисункам

Текущий

звуковые схемы слов

26.11

Закрепление навыков чтения.

УПОКЗ 

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Итоговый (тест,

проверка

навыков чтения)

сигнальные карточки (синие, зеленые),

28.11

Буквы  Й й.

КУ

Упражнение в чтении.

Первоначальное понятие диалога

Уметь воспринимать текст, понимать его содержание

Текущий

индивидуальный дидактический материал;

1.12

Упражнение в чтении.

КУ

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Текущий

алфавит

2.12

Закрепление и  обобщение.

КУ

Характеристика звуков

[к–к’], [г–г’]. Упражнение в чтении

Уметь работать с текстами, отвечать на вопросы

Уметь различать на слух звуки [к], [г’], [к], [к’] и обозначать их буквами г, к

Задания

для списывания, письмо под диктовку

лента букв

3.12

Буквы З з – С с.

КУ

Замена букв

в словах

Текущий

Азбука

5.12

Буквы Б б – П п.

УИПЗЗ

Упражнение в чтении.

Работа с текстом. Определение содержания текста по рисункам

Уметь различать на слух звуки [т], [т’], [д], [д’] и обозначать их буквами т, д

Черный ящик» с предметами

8.12

Закрепление навыков чтения.

УИПЗЗ

Чтение с заменой

согласных букв. Копирование слов, разделение на слоги, выделение ударения

Текущий

фишки для обозначения звуков

9.12

Упражнение в чтении.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Закрепление знаний о заглавной букве. Упражнение в чтении слов с буквами в, ф

Ответы

на вопросы по тексту «Сорока и медведь»

Н. Сладкова

Текущий

образцы печатных букв

10.12

Буквы Г г – К к.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Постановка ударения в словах

Текущий

карточки с изображением животных

12.12

Буквы Д д – Т т.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Чтение по сигналу значка; чтение столбиков; письмо букв Пп

Текущий

карточки с изображением животных

15.12

Закрепление навыков чтения.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Уметь различать на слух звуки [ш], [ж], обозначать их буквами ш, ж

Упражнение в чтении:

«Шишка и Мишка», «Женя ошибся» Л. Успенской

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

щитки с буквами

16.12

Закрепление навыков чтения.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Правило написания «опасного» места – сочетания жи–ши

Текущий

шаблоны печатных букв

17.12

Буквы В в – Ф ф.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Правило написания «опасного» места – сочетания жи–ши

Текущий

фишки-звуки

19.12

Буквы Ж ж – Ш ш.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Работа мягкого знака в словах. Упражнение в чтении

Работа мягкого знака в словах. Упражнение в чтении

Знать, почему важен мягкий знак.

Уметь выделять голосом

ударный звук

карточки с индивидуальными заданиями

22.12

Закрепление навыков чтения.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Звуковой анализ

Текущий

алгоритм самооценки.

23.12

Сочетания жи – ши.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Отработка техники чтения

План – карта путешествия

24.12

Упражнение в чтении.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Текущий

интерактивная доска

26.12

Повторение изученного.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

Чтение слогов

и слов

цветные карандаши

29.12

Читаем и рассказываем.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Текущий

презентация к уроку

30.12

Повторение изученного.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Чтение предложений.

раздаточный материал

12.01

Буквы Х х.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Упражнение в чтении слов с буквами з, с

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Текущий

Комплект наглядных пособий

13.01

Закрепление навыков чтения.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Чтение предложений.

Текущий

мультимедийный проектор

14.01

Буквы Ц ц.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Плавное слоговое чтение.

Наблюдение над парными звонкими и глухими звуками и их буквами.

Знать признаки «опасных» мест для парных по звонкости – глухости согласных.

Составление

предложений

из рассыпанных слов

Текущий

Компьютер

16.01

Буквы ч ч.

уипзз,

узнзву

Понятие о родственной связи слов

Презентация

19.01

Буквы Щ щ.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Чтение предложений.

Текущий

звуковые схемы слов

20.01

Закрепление: жи – ши, ча – ща, чу – щу.

УИПЗЗ,

УКИЗ

Рассказ о буквах .

Упражнение в чтении

Уметь объяснять выбор

букв ф, в

Чтение предложений.

Текущий

сигнальные карточки

21.01

Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова.

УИПЗЗ,

УКИЗ

Наблюдение за звуками

и их буквами е, ё, ю, я,

Уметь читать слова с буквами ж, ш

Чтение предложений.

Текущий

23.01

Буквы е, ё, ю, я после букв гласных.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Упражнение в чтении.

Многозначные слова

Уметь читать слова, выделять ударный слог

Текущий

Алфавит

26.01

Закрепление навыков чтения.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Отработка правильной

постановки ударения

Знать непарные мягкие согласные.

Текущий

лента букв

27.01

Обобщение: «работа» букв гласных.

УИПЗЗ

Чтение слов

Текущий

Азбука

28.01

Буква Ъ (разделительный)

УЗНЗВУ

Упражнение в чтении

слов с ъ и ь

Знать работу ъ и ь.

Уметь читать слова с ъ и ь

Черный ящик» с предметами

30.01

Читаем, наблюдаем, всё повторяем.

УИПЗЗ,

УЗНЗВУ

Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

Знать алфавит.

Уметь отличить поговорки от пословиц

Текущий (проверка навыков чтения)

фишки для обозначения звуков

2.02

Упражнение в чтении и письме

УОСЗ

Чтение

Итоговый (самопроверка)

образцы печатных букв

3.02

Сравниваем «работу» букв й,е,ё,ю,я.

Плавное слоговое чтение.

Наблюдение над парными звонкими и глухими звуками и их буквами. Совпадение и несовпадение того, что слышим и что пишем

Текущий

Алфавит

4.02

Разделительный ъ

Чтение

Текущий

лента букв

6.02

Упражнение в чтении и письме.

Чтение предложений.

Текущий

Азбука

9.02

«Работа» букв ь и ъ.

Чтение

Текущий

Презентация

10.02

Алфавит

Чтение текста.

Текущий

звуковые схемы

11.02

Как хорошо уметь читать!

Чтение текста.

Текущий

сигнальные карточки

13.02

Упражнение в чтении.

Чтение текста.

Текущий

звуковые схемы

24.02

Упражнение в чтении.

Чтение текста.

Текущий

сигнальные карточки

25.02

Упражнение в чтении.

Текущий

Текущий

27.02

Упражнение в чтении.

Текущий

Текущий

3.03

Праздник Букваря.

Презентация

4.03

                Итого:                91час.

Календарно-тематическое планирование

литературное чтение.

№п\п

урока

Тема урока

(тип урока)

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

план

Дидактическое обеспечение/

оборудование

факт

Дата

проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

Звенит звонок – начинается урок. 7 часов.

Л.Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто . «Стали мы грамотными»;

Г.Новицкая «Книжки*».

УИПЗЗ

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

Личностные. Формировать положительную мотивацию к обучению. Развивать рефлексию.

Знакомятся с элементами книги.

Учатся ориентироваться в учебнике.

Воспринимают на слух художественное произведение

Самостоятельное чтение

алгоритм самооценки.

6.03

Р.Сеф «Учись читать!...» ;

Л. Пантелеев «Ау!»

УИПЗЗ

Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

Формировать положительную мотивацию к чтению. Развивать рефлексию.

Воспринимают на слух стихотворные произведения в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми слова

Наизусть

алгоритм самооценки

10.03

С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке».

УИПЗЗ

План – карта путешествия

11.03

В. Голявкин «Болтуны»;

Развитие воссоздающего воображения.

 

Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  

Формировать положительную мотивацию к чтению. Развивать рефлексию.

Воспринимают на слух стихотворные произведения в исполнении учителя и учащихся.

Самостоятельное чтение

алгоритм самооценки

13.03

С.Маршак «Угомон».

УЗНЗВУ

Обучение адекватному восприятию читаемого.

Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

Осваивать нравственно-этические правила поведения в школе.

Выразительно читают литературные произведения, обращая внимание на передачу логического ударения.

Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни

Осмысление цели чтения

интерактивная доска

16.03

В. Орлов «Оправдался».

Обучение адекватному восприятию читаемого.

Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

Осваивать нравственно-этические правила поведения в школе.

Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни

Осмысление цели чтения

алгоритм самооценки

17.03

Э. Мошковская « Можно всему - всему научиться…»; пословицы;.

Обучение адекватному восприятию читаемого.

Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

Осваивать нравственно-этические правила поведения в школе.

Обмениваются мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений и школьной жизни

Осмысление цели чтения

алгоритм самооценки

18.03

Час потехи.6 часов.

В.Смит «Час потехи».

Потешки. Колыбельные песни.

УПОКЗ

Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

Приобщаться к национальной культуре.

Читают выразительно.

Составляют картинный план.

Выбирают книги по заданной учителем теме.

Озаглавливают выставку книг.

Инсценирование содержания текста

компьютер

20.03

Побасенки.

Русские народные сказки; С. Маршак «Загадки» (отрывки)

УИПЗЗ

Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме

Приобщаться к национальной культуре.

Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами

Презентация

30.03

Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…», В.Берестов «Искалочка».

УИПЗЗ

Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

Приобщаться к национальной культуре. Усваивать нравственно-этические ориентиры.

Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами

карточки с индивидуальными заданиями

31.03

Русские народные считалки; В.Берестов «За игрой».

Словесные игры; скороговорки, небылицы

УИПЗЗ

Формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве

Приобщаться к национальной культуре.

Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

 Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное своеобразие.

алгоритм самооценки.

1.04

С.Маршак «Я видел».

А.Босев «Снами Смех!»;

УИПЗЗ

Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме

 Развивать рефлексию.

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами.

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное своеобрази

Составление картинного плана

План – карта путешествия

3.04

А.Усачев «Если вы собрались в гости».

УИПЗЗ

Освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера.

Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве

Развивать дружеские отношения в игровой и учебной деятельности.

Воспринимают на слух произведения малых фольклорных жанров в исполнении учителя и учащихся (считалок)

Текущий (тест)

интерактивная доска

6.04

«Что такое хорошо и что такое плохо» 9 часов.

Л. Толстой «Правда всего дороже С. Прокофьев «Сказка про честные ушки».»;

УИПЗЗ

 Развитие литературных способностей.

Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – честность.

Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка. Развивать рефлексию.

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Знакомятся с разными литературными произведениями общей нравственной тематики.

Характеризует персонажей.

Сравнивают персонажей разных произведений, объединенных общей темой

Подробный пересказ текста

Комплект наглядных пособий

7.04

В. Орлов «Кто первый», Э Мошковская «Не надо больше ссориться!...», Л.Н.Толстой «Кто прав?».

УИПЗЗ

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

8.04

В. Орлов «Кто первый»,

УИПЗЗ

Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме

Формировать нравственную позицию, а также личностное качество – дружелюбие. Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Читают текст выразительно, соблюдая знаки препинания и передавая эмоциональное своеобразие.

Читают по ролям.

Пересказ

текста

мультимедийный проектор

10.04

Л.Н. Толстой «Два раза не умирать», «Два товарища».

УИПЗЗ

Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве

Формировать нравственную позицию. Вырабатывать способность к  нравственной оценке.

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Осваивают орфоэпические нормы.

текущий

Компьютер

13.04

В.Росин «Друзья познаются в беде».

УИПЗЗ

нравственную позицию, а также личностные качества – смелость.  Вырабатывать способность к нравственной оценке поведения.

Определяют свое отношение к персонажам.

Озаглавливают текст и рисунок.

текущий

Презентация

14.04

С.Михалков «Ошибка».

УИПЗЗ

Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме

Формировать жизненные ориентиры, а также личностное качество – трудолюбие.

нравственную позицию, а также личностные качества Формировать– дружелюбие, взаимовыручку. Развивать рефлексию. Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Прогнозируют читаемое.

Рассуждают, отвечая на вопросы к произведениям. Определяют главную мысль текста.

Читают по ролям.

Создают книжечку с пословицами.

Коллективное панно

индивидуальный дидактический материал;

15.04

С.Михалков «Прививка».

УИПЗЗ

карточки с индивидуальными заданиями

17.04

С.Михалков «Прививка».

УИПЗЗ

Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме

алгоритм самооценки.

20.04

С.Михалков «Прививка».

УИПЗЗ

Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве

Формировать нравственную позицию, а также личностные качества – смелость, преданность, взаимовыручку. Вырабатывать способность к нравственной оценке поступка.

Воспринимают на слух басню в исполнении учителя.

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Читают выборочно.

Читают выразительно.

Характеризуют персонажей.

Рассуждают на заданную нравственную тему.

Чтение

басни

наизусть

Текущий

План – карта путешествия

21.04

«Там чудеса…» 14 часов.

А. Шибаев» Сказки просят».

УИПЗЗ

Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

Приобщаться к национальной культуре.

Читают вслух выразительно целыми словами.

Актуализируют ранее приобретенный читательский опыт.

Взаимоконтроль

цветные карандаши

22.04

Русская народная сказка «Лиса и рак».

УЗНЗВУ

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме

Приобщаться к национальной культуре

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Определяют тему произведения

Текущий

интерактивная доска

24.04

25

26

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Приобщаться к национальной культуре

Читают выразительно вслух.

Отвечают на вопросы текста.

27.04

28.04

27

Ингушская сказка «Заяц и черепаха».

УЗНЗВУ

Развивать склонность к толерантности.

Читают вслух и молча плавно по слогам или целыми словами.

Словесный портрет

цветные карандаши

29.04

28

Американская сказка «Вот он вор».

УЗНЗВУ

Формировать нравственно-этическую позицию.

Читают выразительно

вслух

интерактивная доска

5.05

29

Армянская сказка « заказчик и мастер».

УЗНЗВУ

Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме

Развивать склонность к толерантности. Формировать нравственно-этическую позицию.

Воспринимают на слух чтение учителя.

План – карта путешествия

6.05

30

Сказки А.С.Пушкина

УКИЗ

Приобщаться к мировой культуре.

Читают выразительно.

Работают с опорными словами.

Литературная викторина.

карточки с индивидуальными заданиями

8.05

31

Сказки А.С.Пушкина

УКИЗ

Прививать стремление к толерантности. Развивать рефлексию.

Воспринимают на слух чтение учителя. Читают выразительно

Литературная игра

12.05

32

Сказки А.С.Пушкина

УКИЗ

раздаточный материал

13.05

33

Сказки А.С.Пушкина

.

УКИЗ

Формировать положительную мотивацию к обучению в школе. Развивать рефлексию.

Читают выразительно.

Читают выборочно.

Читают по ролям.

Определяют эмоциональный характер произведения

текущий

презентация к уроку

15.05

34

А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши». Чтение сказки.

УОСЗ

Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме

викторина

Комплект наглядных пособий

18.05

35

А.Курляндский «Первое сентября попугая Кеши». анализ сказки.

УОСЗ

Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе,

Рисунки сюжетные

мультимедийный проектор

19.05

36

Обобщающий урок.

УОСЗ

Формировать интерес к чтению. Развивать рефлексию.

Читают вслух и молча.

Создают высказывание, являющееся продолжением прочитанного.

Тематический (письменная работа).

Компьютер

20.05.

37

Урок - праздник

УОСЗ

Итоговый за 1 класс

презентация

22.05

Итого: 37 ч.

СОГЛАСОВАНО                                                   СОГЛАСОВАНО

 

                Протокол заседания методического совета                         Заместитель директора по УВР

                МБОУ ЕСОШ №7 им. О.Казанского                                     Воронченко Н.В.      

                от _________________  2014 года № ____                             подпись

                  Кривошеева Т.Н.                                                                  _____       __________2014 года

                  подпись руководителя                                                                                                           дата



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Рабочая программа

 Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Голова...

УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012....

Литературное чтение Рабочая программа для 4 класса

Рабочая программа  для 4 класса  Школа "2100"....

Литературное чтение (рабочая программа для 2 класса)

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программаРабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ...

Литературное чтение. Рабочая программа «Развитие речи», Школа России, 2 класс

Литературное чтение. Начальной школа. Рабочая программа «Развитие речи», Школа России, 2 класс Программа рассчитана  на 34 часа обучения в год, по одному занятию в неделю, п...

Литературное чтение Рабочая программа + КТП 4 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта для 4 класса  общеобразовательной школы, Концепции духовно-нравственного ра...