Литературное чтение. Рабочая программа
рабочая программа по чтению (1,2,3,4 класс) по теме

Пасынок Юлия Юрьевна

 

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Literaturnoe_chtenie_rabochaya_programma.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсов «Обучение грамоте и развитие речи»; его продолжительность (приблизительно 21 – 25 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.

После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения для 1 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство   создания   образов,   заменяют   ему   краски,   как   у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  • формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  • обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливайте, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Тематический план

1 класс

Обучение грамоте и развитие речи (191 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Подготовительный этап

42

2

Букварный (основной) период

134

3

Послебукварный период

17

Итого

193

Литературное чтение (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Жили-были буквы

6

2

Сказки, загадки, небылицы

5

3

Апрель, апрель! Звенит капель…

4

4

И в шутку и всерьез

5

5

Я и мои друзья

7

6

О братьях наших меньших

7

Итого

34

2 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Самое великое чудо на свете

1

2

Устное народное творчество

12

3

Люблю природу русскую. Осень

7

4

Русские писатели

12

5

О братьях наших меньших

7

6

Из детских журналов

4

7

Люблю природу русскую. Зима

8

8

Писатели – детям

16

9

Я и мои друзья

10

10

Люблю природу русскую. Весна

8

11

И в шутку и всерьез

9

12

Литература зарубежных стран

8

13

Внеклассное чтение

34

Итого

136

3 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Самое великое чудо на свете

1

2

Устное народное творчество

4

3

Поэтическая тетрадь 1

4

4

Великие русские писатели

14

5

Поэтическая тетрадь 2

4

6

Литературные сказки

5

7

Были-небылицы

5

8

Поэтическая тетрадь 3

3

9

Люби живое

10

10

Поэтическая тетрадь 4

4

11

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

8

12

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

4

13

Зарубежная литература

2

14

Внеклассное  чтение

34

Итого

102

4 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Летописи. Былины. Жития.

7

2

Чудесный мир классики

15

3

Поэтическая тетрадь

8

4

Литературные сказки

10

5

Делу время – потехе час

6

6

Страна детства

6

7

Поэтическая тетрадь

4

8

Природа и мы

9

9

Поэтическая тетрадь

5

10

Родина

4

11

Страна «Фантазия»

4

12

Зарубежная литература

8

13

Внеклассное чтение

16

Итого

102

Содержание тем учебного курса

1 класс (34 ч)

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира

Жили-были буквы (6 ч)

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч)

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч)

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и всерьез (5 ч)

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья (7 ч)

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным,  В.  Берестовым,  А.  Барто,   С.   Маршаком,  Я.  Акимом, о  детях,  их  взаимоотношениях,  об  умении  общаться  друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших (2 ч)

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

2 класс (136 ч)

В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.

Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Самое великое чудо на свете (1 ч)

Читателю. Р. Сеф.

Устное народное творчество (12 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (7 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (12 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (7 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (4 ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима (8 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима аукает...», «Береза».

Писатели детям (16 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли». «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу», «Вовка добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»).

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».

Люблю природу русскую. Весна (8 ч)

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка»; А. Блок. «На лугу»; С. Маршак. «Снег теперь уже не тот»; И. Бунин. «Матери»; А. Плещеев. «В бурю»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Э. Мошковская. «Я маму мою обидел».

И в шутку и всерьез (9 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».

Литература зарубежных стран (8 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»), Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

Внеклассное чтение (34 ч)

Малые фольклорные жанры. «На ярмарке» (1 ч); Русские народные сказки (1 ч); Сказки А.С. Пушкина (1 ч); Сказки русских писателей (1 ч); Рассказы, сказки, басни Л. H. Толстого и Д.К. Ушинского (1 ч); Стихи русских поэтов об осени (1 ч); Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина (1ч); «Все наоборот». Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов (1 ч); Стихи о детях и для детей С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова (1 ч); Сказки и стихи К. Чуковского (1 ч); Рассказы и сказки Н. Носова (1 ч); Стихи русских поэтов о зиме (1 ч); Современные детские журналы (1 ч); «Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники (1 ч); Комиксы (1 ч); «Все-все-все» Алана Милна (1 ч); Творчество Э. Успенского (1 ч); Творчество Г. Остера (1 ч); Рассказы В. Драгунского (1 ч); Твои защитники (1 ч); Богатырские сказки. Былины (1 ч); МАМА — главное слово (1ч); Сказки разных народов (1ч); Зарубежный фольклор (1 ч); Литературные сказки зарубежных писателей. Сказки Ш. Перро (1 ч); Сказки Г.Х. Андерсена (1 ч); Сказки братьев Гримм (1 ч); Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно» (1 ч); Д. Родари. «Приключения Чипполино» (1 ч); А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон» (1 ч); Обобщающий урок по литературным сказкам. Игра «Умники и Умницы» (1 ч); Стихи русских поэтов о весне (1 ч); Сочинение «Моя любимая книга» (1 ч); Обобщающий урок. Читательская конференция (1 ч)

3 класс (102 ч)

Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Самое великое чудо на свете (1 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (4 ч)

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (14 ч)

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо   осенью   дышало...»,   «В   тот   год   осенняя   погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (5 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (5 ч)

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 3 (3 ч)

1.  С.  Черный.  «Что ты тискаешь утенка...»,  «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (10 ч)

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б.  С. Житков.  «Про обезьянку»; 6.  В. Л. Дуров.  «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 4 (4 ч)

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (8 ч)

1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов

«Мурзилка» и «Веселые картинки» (4 ч)

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (2 ч)

«Храбрый Персей».

Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».

Внеклассное чтение (34 ч)

Урок-праздник. «Мудрая книга» (1 ч); Сказки П. Бажова. «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка» (1 ч); А. С. Пушкин. Сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» (1 ч); И. А. Крылов. Басни  (1 ч); Е. Л. Шварц. Сказки. «Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Рассеянный волшебник» (1 ч); Рассказы для детей Л. Н. Толстого (1 ч); Рассказы Д. Мамина-Сибиряка. «Медведко», «Приемыш» (1 ч); Сказки братьев Гримм. «Бременские музыканты», «Золотой гусь» (1 ч); Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот» (1 ч); Сказки Редьярда Киплинга. «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок» (1 ч); Рассказы М. Пришвина о животных. «Лягушонок», «Пиковая Дама», «Лисичкин хлеб», «Еж» (1 ч); В. Бианки. «Лесная газета» (1 ч); Л. Пантелеев. Рассказы. «Большая стирка», «Трус», «Честное слово», «Фенька» (1 ч); Газеты и журналы для детей (1 ч); Рассказы и стихи о войне. А. Митяев. «Рассказы о Великой Отечественной войне» (1 ч); О чем мы будем читать летом. Урок-путешествие. (1 ч); Обобщающий урок. Читательская конференция (1 ч)

4 класс (102 ч)

Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Былины. Летописи. Жития (7 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (15 ч)

1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (8 ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей (10 ч)

1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час (6 ч)

1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства (6 ч)

1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь (4 ч)

1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка  бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (9 ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (5 ч)

1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;

3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина (4 ч)

1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин.    «О,    Родина!    В    неярком    блеске...»; 4.        Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (4 ч)

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (8 ч)

1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Внеклассное чтение (16 ч)

Былины. «Илья Муромец выходит на свободу», «Садко» (1 ч); В. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком!» (1 ч); В. Ю. Драгунский. Веселые рассказы о школе. «Где это видано, где это слыхано …» (1 ч); Веселые рассказы о школе. Ю. И. Коваль. «Нулевой класс», В. Медведев. «Фосфорический мальчик» (1 ч); В. Г. Сутеев. «Волшебный магазин», «Петя Иванов и волшебник Тик-Так» (1 ч); Литературные сказки. В. Ф. Одоевский. «Индийская сказка о четырех глухих», В. П. Катаев «Дудочка и кувшинчик» (1 ч); Сказки В. А. Жуковского. «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Кот в сапогах» (1 ч); С. В. Михалков. «Праздник Непослушания» (1 ч); М. М. Зощенко. Рассказы для детей. «Самое главное», «Калоши и мороженое», «Золотые слова», «Великие путешественники» (1 ч); Рассказы русских писателей о природе. И. Тургенев. «Перепелка», М. Пришвин. «Этажи леса», «Гости», В. Бианки. «Сумашедшая птица» (1 ч); Рассказы русских писателей о природе. Ю. Казаков. «Скрип-скрип», А. Яшин. «Мамина сказка», Е. Носов. «Белый гусь», «Хитрюга» (1 ч); Люби живое. Н. Сладков. «Рассказы о природе», Г. Снегирев. «Рассказы о животных» (1 ч); Рассказы зарубежных писателей. Шанкар. «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу», Дора Алонсо. «Опасное приключение», Рагхувар Синх. «Будто заново родился» (1 ч); Сказки народов мира. Венгерская сказка. «Смородинка», Арабские сказки. «Али-Баба и сорок разбойников», «Сказка о волшебном коне» (1 ч); Эрик Распе. «Приключения барона Мюнхаузена» (1 ч); Сказки Г. Х. Андерсена. «Ель», «Ганс-чурбан», «Огниво». Обобщающий урок. Читательская конференция (1 ч)

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

1 класс

В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 30 – 40 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений.

2 класс

Во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

3 класс

В третьем классе наряду с проверкой сформированности  умения   читать  целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления  прочитанною текста при темпе чтения не менее 70 – 75 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.

4 класс

В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного  при  ориентировочном  темпе 100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, лак и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

  1. Развитие навыков чтения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком ударения, расширение поля чтения, целенаправленных упражнений на целостное и дифференцированное восприятие слов

Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка основного способа – чтения целыми словами за счет:

  1. 1) установки на плавное чтение
    целыми   словами;
  2. 2) проведения речевых    зарядок или       речевых
    гимнастик    для
    овладения нормативным   способом      чтения
    (3 – 4 мин);
  3. 3) проведения соревнований       и конкурсов      на
    звание лучшего чтеца;

4) развития темпового чтения.
Обучение    чтению про себя

Развитие навыков чтения

Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного)

Развитие умений переходить от чтения вслух к чтению про себя

Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением различных по объему и жанрам произведений

Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте

2. Развитие выразительности чтения и речи,

формирование навыков орфоэпически правильного чтения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания

Организация практикумов по выразительному чтению:

1)        проведение   упражнений по технике   речи,   упражнений   с   элементами игры для тренировки дыхания («задувание   пламени   воображаемой свечи»), силы   голоса,   дикции;

  1. овладение правилами литературного
    произношения  слов (орфоэпическими
    правилами), словесным ударением;

3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями,      мелодикой речи и чтения).
Произнесение    стихотворных   строк   с
различными смысловыми оттенками,
с различными намерениями  (с разным
подтекстом): с осуждением, похвалой,
одобрением

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания

3. Требования к уровню сформированности навыка чтения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 30 – 40 слов в минуту

Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению

4. Выработка умений работать с текстом

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом

Подробный и выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением

Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление взаимосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему

Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин

Деление текста на части, озаглавливание их, выявление основной мысли прочитанного (с помощью учителя). Ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного произведения, умение пользоваться заданиями и вопросами, помещенными в учебных книгах

Практическое различение художественных и научно-популярных текстов.

Наблюдение над стилистическими особенностями текстов

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художетвенным текстам.

Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего     класса. Самостоятельное нахождение     в тексте    слов    и выражений,  которые    использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту

Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка

Обогащение и развитие опыта творческой деятельности

эмоционально-чувственого отношения к действительности

1. Обогащение опыта эстетического восприятия

окружающей действительности на основе наблюдений.

Развитие творческих способностей школьников

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру

На основе проведения экскурсий обогащать опыт детей непосредственными наблюдениями за состоянием природы в разное время года, за поведением животных, их позами, выразительными движениями. Развитие у школьников способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире. Формирование умений передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению

Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам, формировать свое видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах

Накопление опыта живых впечатлений от общения с миром
животных, которых дети видят в лесу, зоопарке, живом
уголке, развитие
умения подмечать позы, повадки, характерные
движения животных в раз
личных ситуациях, уметь рассказать об увиденном. Наблюдение за на
строением людей в различных состояниях

Формирование умений различать эмоциональное состояние человека в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жестах, тембре и силе голоса, в поступках людей, видеть отношение человека к окружающему миру, размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и от ношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций

Коллективное слушание литературно-художественных произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях

2. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного

мышления, образного восприятия окружающего мира

с помощью целенаправленных упражнений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Выполнение заданий типа «С чем можно сравнивать данный предмет?», «На что похожи предметы?».

Рисование красками этих предметов, их словесное описание, рассказ по собственному рисунку.

Придумывание своей концовки к известным сказкам «Колобок», «Теремок» и др.

Рассматривание и описание сходных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшебные превращения вещей», которые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печальную.

Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Красная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница»

Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам,  сочинениям, стимулирование активности при их обсуждении

3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления,

свое видение предмета, состояние природы и человека

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характеристики, описания предмета или героя прочитанной книги, коллективное сочинение различных историй.

Устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы

Обучение приемам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемам рассуждения и повествования на заданную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письменно)

4. Обогащение опыта эстетического восприятия

произведений художественной литературы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений

Формирование потребности в общении
с книгой, в постоянном чтении художественной литературы, формирование желания обсудить услышанное и прочитанное, создание
условий для возникновения у детей
чувства радости, удовлетворения при встрече с произведения
ми известных авто
ров, при их перечитывании

Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием

Развитие  у  детей умения испытывать      радость,  получать удовольствие от повторного слушания произведений    художественной   литературы

Размышление    над    содержанием    произведений,    умение выразить   свое   отношение   к прослушанному. Сравнение стихотворных  произведений,  написанных на одну тему разными поэтами, и ряда   стихотворений  одного  и  того  же  автора. Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым событиям. Формирование эмоционально-оценочных суждений

Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение, его художественные особенности

5. Активизация способности учащихся полноценно

воспринимать художественные произведения

на основе целенаправленной деятельности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Знакомство    со средствами   художественной выразительности (эпитетами, сравнениями),   воспитание интереса и уважения к писателям    как художникам, волшебникам слова

Развитие наблюдательности, чуткости  к  поэтическому  слову, умения находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры, умения подбирать варианты сравнений,  сопоставлять их с  авторским отбором средств художественной   выразительности, накапливать опыт восприятия и  осмысления  метафор,  умения видеть и ценить их иносказательную выразительность

Обучение детей умению сравнивать    предметы загадки    и    отгадки, находить в    них    общее, учить их видеть и ценить образность в изображении предмета загадки

Работа над загадками как развернутыми метафорами Работа над загадками как развернутыми метафорами

Развитие    умения использовать метафоры    при составлении собственных   загадок, развитие творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений

Развитие внимания детей к средствам художественной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием. Целенаправленное формирование умений воссоздавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образного описания предметов или явлений

Упражнения в отборе и синтезировании отдельных деталей словесной изобразительности для создания целостного художественного образа (в стихотворении А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» дети находят словесные детали)

Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе:

оживления двух рядов представлений – реальных и образных (например, по стихотворениям        С. Есенина «Береза» и И. Бунина «Листопад» – оживление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: осенний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали);

рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов;

сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном)

Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и создателя художественного текста.

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников

6. Первоначальное обобщение опыта работы

с литературоведческими терминами

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка

Ознакомление детей с некоторыми особенностями таких жанров художественных     произведений, как сказка (художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического;    обычно    различают сказки о животных, волшебные и бытовые);  былина – жанр, имеющийся только в русском фольклоре (героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси); басня (краткий рассказ в стихах, где в сатирической иносказательной форме изображаются человеческие поступки   и   недостатки. Персонажами    басни    являются чаще  всего животные,  растения, вещи. В начале или в конце басни даются нравоучения,  вывод); рассказ (небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то     случае,     эпизоде     из жизни героя рассказа); стихотворение   (небольшое   художественное произведение, написанное стихами,  оно  ритмически  организовано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроения и мысли лирического героя)

Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может постепенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетворение

Сочинение собственных загадок, небылиц, прибауток, дразнилок, считалок, страшилок. Коллективное придумывание различных концовок к известным сказкам

Описание   севера    и    волшебницы-зимы, делают рисунки этих поэтических образов     и     дают словесное описание. Учитель вместе с детьми размышляет над тем, насколько рисунки и описания соответствуют картинам, нарисованным поэтом

Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происходит  проникновение  в  авторское образное видение мира,  изменение собственного отношения ребенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности. Привитие  интереса и  потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира,  образного  миропонимания  и нравственно-эстетической оценки описываемого

Придумывание варианта развития сюжета сказок,   известных рассказов,     изменение или перестановка    героев произведения,    перенесение действий в необычную   обстановку (в подводное царство, на Луну, Марс)

Сочинение продолжения    текста  по  предложенному учителем началу. Письменные отзывы   о   прочитанных   книгах, телевизионных   передачах, фильмах,   краткие    аннотации к  прочитанным книгам. Первые    пробы пера:   собственные   стихи,   художественные рассказы

Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя (с помощью учителя). Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки. Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин, диафильмов по прочитанным произведениям (рисование на пленке и показ через кодоскоп), озвучивание фильмов музыкальными произведениями

Основные требования к знаниям, умениями навыкам учащихся

в 4 классе начальной школы

Обучающиеся должны:

  • владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  • знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  • знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысли объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  • уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Список литературы

Литература для учащихся:

  • Основная:
  1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 1 класс, М.: Просвещение, 2007
  2. Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 2 класс, М.: Просвещение, 2007
  3. Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс, М.: Просвещение, 2007
  4. Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 4 класс, М.: Просвещение, 2007

  • Дополнительная:
  1. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005
  2. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004

Пособия для учителя:

  1. Горовая В. И., Дробот Н. И., Кулагина Л. И, Лаврентьева Т. К. Конспекты уроков по внеклассному чтению: 1 – 4 классы. М.: ВЛАДОС, 2005
  2. Гостимская Е. С., Михайлова М. И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2005
  3. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение: 3 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006
  4. Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение: 4 класс: Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006
  5. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 1 класс. – М.: Просвещение, 2004
  6. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 2 класс. – М.: Просвещение, 2005
  7. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 3 класс. – М.: Просвещение, 2005
  8. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 4 класс. – М.: Просвещение, 2005
  9. Клюхина И. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО
  10. Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2007
  11. Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007
  12. Кутявина С. В. и др. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО
  13. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО
  14. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО
  15. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
  16. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
  17. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007
  18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012....

Литературное чтение рабочая программа

2 класс литературное чтение рабочая программа...

Литературное чтение Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"

Литературное чтение  Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...

Литературное чтение Рабочая программа для 4 класса

Рабочая программа  для 4 класса  Школа "2100"....

Литературное чтение.. Рабочая программа.

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса. Образовательная система "Школа 2100"...

Литературное чтение, рабочая программа, 1 класс, УМК "Гармония"

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс...