Литературное чтение.. Рабочая программа.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса. Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie._rabochaya_programma.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

                                                                                        к основной образовательной программе

                                                                  начального общего образования

      «Основная общеобразовательная школа № 7»

Управление образования администрации г.Ленинска-Кузнецкого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»

                                                 

РАССМОТРЕНО:                                                                   УТВЕРЖДАЮ:

На методическом объединении                                             Директор МБОУ ООШ № 7

Начальных классов                                                                 Ю. В. Штальбаум

Протокол от «__»_____2015 №___                                       ________________________

                                                                                                  «___»___________2015

СОГЛАСОВАНО:

На педагогическом совете

Протокол от «___»____2015 №___

Рабочая программа по предмету

«Литературное чтение»

для обучающихся 4 классов

                                      Составитель:

                                                                 Усевич Наталья Леонидовна,

                                                               учитель начальных классов

                                                                       

Ленинск-Кузнецкий

2015.

Содержание.

Пояснительная записка                                                                                                        3

Общая характеристика учебного предмета                                                                        3

Описание места учебного предмета в учебном плане                                                      4

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.                             4

Личностные, метапредметные и предметные результаты                                                5

Содержание учебного предмета                                                                                          7

Тематическое планирование  с определением основных видов

учебной   деятельности                                                                                                         9          

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности     11                                                                                  

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению   составлена    на основе требований к результатам основной общеобразовательной программы начального общего образования «Основная общеобразовательная школа № 7» и программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

         3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной куль- турой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое

ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета;

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В 4-м классе  дети  получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс  русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для  того  чтобы  у детей  воз- никло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно- исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в  1–4-м  классах,  составить  представление  о многообразии творчества писателей

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев  –  профессора-литературоведа Николая  Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли.  С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный матери- ал:  биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей,  и  уроки  внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том,  что на этих  уроках дети  работают не с учебником-хрестоматией,  а  с детской книгой.  Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.  Уроки внеклассного чтения проводятся после  окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы  этих  уроков –  индивидуальное дело  учителя.

Для   заучивания  наизусть  рекомендуются все   стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4  до 7–8  предложений) отрывки прозы по выбору учителя.

       На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На основании учебного плана индивидуального обучения на дому в предметной области «Филология»   на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в обязательной части отводится 1 час в неделю - 34 часа в год. 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявления любви.

Ценность свободы, чести, достоинства кА основа принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживания чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явление, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержания предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребенка себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы.

Личностными результатами

Обучающиеся получат возможность научится:

–  эмоциональности; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

– эмпатии –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувству прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

–  любви  и уважению к Отечеству, его языку, культуре;

– пониманию ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интересу к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличию собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентации в нравственном содержании и смысле поступков –

своих  и окружающих людей;

–  этическим чувствам –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

– вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–    извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД        

Обучающиеся получат возможность научиться:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения  курса  «Литературное чтение»

является сформированность следующих умений:

обучающиеся научатся:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про  себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на  материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

–  иметь  собственные читательские  приоритеты,  уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII  в., XVIII  в., XIX  в., XX в., XXI  в.);  соотносить автора, его про- изведения со временем их  создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Произведения современной детской  литературы разных  жанров (2ч).

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской  детской  литературы ( 5 ч). Отрывки из русских  летописей. Русские  народные сказки  в  ранних записях. Стихи  для   детей   поэтов   XVII   в.   Савватия,  Симеона  Полоцкого, Кариона  Истомина.  Произведения  для   детей   писателей  XVIII   в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение   для   сердца  и  разума»,  детские стихи  А.   Шишкова.  Нраво- учительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (13ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли»   А.  Погорельского. «Сказка  о  царе   Салтане...» А.  Пушкина и

«Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для  детей  В. Даля. Исторические рассказы А.  Ишимовой. Разнообразие жанров; образ- ность  произведений для  детей, постепенно приходящая на смену  пря- мой  назидательности. Появление темы   природы в  детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для  чтения К.  Ушинского и Л.  Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и  Толстого. Тема  детства в  рассказах писателей конца XIX  в.  Рассказ  «Слон» А.  Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская   литература XX   в.  (13ч).  Отрывки из  повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура  1920-х гг.:  «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм  и тем для  детских стихов. Весёлый тон и юмор  стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской   литературы: сказки  Е.   Шварца  и  А.Н.  Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг.  Герои  А. Гайдара («Тимур и его  команда»).  Юмор   и  сатира  в  детской  литературе:  рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для  детей: стихи Е.  Благининой, Б.  Заходера, В.  Берестова,  И.   Токмаковой, Н.  Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г.         Цыферова.

Знакомство         с  творчеством        детских         писателей К. Драгунской,

Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Название раздела, тема

Количество

часов

Характеристика основных видов деятельности

Введение.1 ч 

Знакомство с учебником. Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»

1

Произведения современной детской  литературы разных  жанров 2ч

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Аудирование

Воспринимать на слух художественные произведения

Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада». Проверочная работа по разделу

1

У истоков детской литературы 5ч

Введение в раздел. Летопись и летописцы. Что такое детская литература?

1

Аудирование

Воспринимать на слух художественные произведения

Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно

Творческая деятельность

Иллюстрировать текст

Изобретение славянской азбуки. Похвала книгам Ярослава Мудрого

1

Путешествие в 17 век. Савватий – первый детский поэт. Стихи С. Полоцкого

1

Древнерусская литература 11-17 вв. Конец 18 в. Усадьба Аксаковых. «Детские годы Багрова – внука»

1

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары

1

Детская литература XIX в 13 ч.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу.

Москва начала 19 в. Басни И. Крылова

1

Аудирование

Воспринимать на слух художественные произведения

Характеризовать прослушанное произведение, его жанр, сюжет, описывать героев

Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно

Декламировать стихотворения, отрывки прозы

Читать текст про себя осознанно, выделять в нем логические части

Составлять простой план текста самостоятельно

Творческая деятельность

Иллюстрировать текст

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге,

Конструировать монологическое высказывание, создавать устно текст-характеристику героя

Нелегкий путь в подземное царство. А. Погорельский «Черная курица»

1

Главный герой сказки. А. Погорельский, «Черная курица»

1

Лето 1831 г. Как писать для детей? А. С. Пушкин сказка о царе Салтане…»

1

Сказочное и реальное в сказке. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна». В. Даль «Война грибов»

1

Обобщение. Проверочная работа по теме 19 в.

1

Картины природы в книге. С. Аксаков «Детские годы Багрова – внука»

1

Поэты 19 в о природе. Стихи А. Майкова, Ф Тютчева о природе

1

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины природы.

1

Непростые простые тексты. Л. Н. Толстой

1

И. А. Куприн «Слон».

1

Обобщение. Проверочная работа по разделу

1

Детская   литература XX   в.  13 ч

Работа над ошибками. Путешествие в библиотеку. Загадка Лизы Чарской

1

Аудирование

Воспринимать на слух художественные произведения

Характеризовать прослушанное произведение, его жанр, сюжет, описывать героев

Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно

Декламировать стихотворения, отрывки прозы

Читать текст про себя осознанно, выделять в нем логические части

Составлять простой план текста самостоятельно

Творческая деятельность

Иллюстрировать текст

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге,

Конструировать монологическое высказывание, создавать устно текст-характеристику героя

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки

1

Петроград. 1923. Редакция «Воробья». Житков и Маршак

1

Гимназисты К. Чуковского. Обэриуты. Стихи Д. Хармса, Ю. Владимирова, Ю. Введенского

1

Е. Шварц «Два брата». Мудрость сказки

1

Удалось ли А. Н. Толстому стать детским писателем. «Фофка», «Кот сметанный рот»

1

М. Пришвин «Изобретатель». Обобщение. Проверочная работа

1

Работа над ошибками. Литературный утренник в Сокольниках. А. Барто, В. Маяковский

1

Ю. Олеша «Три Толстяка». Простые высокие истины

1

«Дорогие мои мальчишки». Р. Фраерман «Гайдар и дети»

1

А. Гайдар. «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы

1

Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника, Н. Носова, Э. Успенского

1

Обобщение. Берем интервью у детских писателей

1

Всего

34

Описание материально – технического обеспечения

образовательной деятельности

Книгопечатная продукция.

Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Баласс, 2011. –  432 с.

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.Учебник «В океане света»4 класс в 2-х частях
  2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 4 класс

Печатные пособия.

  1. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
  2. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме).

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Принтер, сканер, копир.

Экранно-звуковые пособия.

  1. Презентации.  Электронное приложение.
  2. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

Интернет – ресурсы.

http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php

http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Рабочая программа

 Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Голова...

УМК "Школа России",литературное чтение, рабочая программа 3 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Литературное чтение» 3 класс (авт. Л. Ф. Климанова и др.), М.: Просвещение, 2012....

Литературное чтение рабочая программа

2 класс литературное чтение рабочая программа...

Литературное чтение Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"

Литературное чтение  Рабочая программа курса УМК "Перспективная начальная школа"...

Литературное чтение Рабочая программа для 4 класса

Рабочая программа  для 4 класса  Школа "2100"....

Литературное чтение, рабочая программа, 1 класс, УМК "Гармония"

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс...