Урок по литературному чтению на тему "Поэтическая сказка С. Козлова "Лисичка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Аввакумова Людмила Анатольевна

Урок по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeticheskaya_skazka_s._kozlova_lisichka.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 2.

Тема: Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка»

Задачи:

-  подвести к пониманию сложного лирико-философского смысла сказки С.Козлова «Лисичка»;

- формировать умения выражать своё мнение о произведении;

- обогащать словарь учащихся;

- совершенствовать умение работать с текстом;

- воспитывать чувство доброты, сострадания. 

Оборудование: карточки со словами: «красота», «радость», «солнце», «время», «друг», «доброта», «чудо», «мужество»; модель Солнца.

Вид используемых на уроке средств ИКТ:  мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентация к уроку, магнитола, аудиозапись детских музыкальных произведений.

Ход занятия

  1. Организационный момент.    

Приходит сказка в гости,

                                                Учит добрым быть.

 А автор – наш волшебник,

                                                Учит нас любить.

  1. Подготовительный этап.

Учитель: Какую  сказку называют авторской?

Дети: Это сказка, созданная автором.

Учитель:  Какие сказки вам знакомы?  

Дети: Аксаков «Аленький цветочек», Шарль Перро «Красная шапочка» , Александр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие

  1. Сообщение темы

  Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой для вас авторской сказкой.  Прочитайте фамилию автора. Вам знаком он?

Дети вспоминают  из собственного опыта

  1. Сведения о писателе.  

   Учитель: Сергей Григорьевич Козлов – поэт, писатель-сказочник. К сожалению, в начале 2010 года, в возрасте 70 лет, его не стало. Но остались прекрасные произведения, которые радуют читателей. Его сказочную прозу переводят во Франции, Германии, Америке, Голландии.

    Наиболее известное произведение – книга и сценарий к одноимённому мультфильму «Ёжик в тумане». Это он написал стихи весёлой песенки Львёнка и Черепахи. Он автор любимых детьми и взрослыми историй про Ёжика и Медвежонка.

  1. Подготовительная работа. Настрой на урок.

   Учитель: Сергей Козлов считал, что  с детьми можно поговорить всерьёз, о чём и с взрослыми – о доверии, о радости жизни, о доброте, о хрупкости красоты.

   Я  тоже буду с вами сегодня говорить как с взрослыми, серьёзно.

     Представьте сказочный лес… Там каждый зверёк живёт в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Зверьки ходят  друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками, чаем с мёдом. В лесу медленно и чудесно сменяются времена года.

   Прочитайте название  сказки.  Как вы думаете, о чём или о ком  она?

 Дети: О животном лисичке, о хитром человеке, о грибе лисичке.

  1. Чтение произведения учителем.

Учитель читает сказку «Лисичка», дети слушают или следят по тексту за учителем.

Учитель: О чём же эта сказка?  

Дети: О лисичке – грибе.

Учитель:  Почему своё произведение Сергей Козлов назвал «Лисичка»? Разве оно о лисичке?

Дети рассуждают, пытаются выразить свою точку зрения.

Учитель:  Кто главный герой?

Дети:  Ёжик и Медвежонок.

7. Самостоятельное чтение сказки учащимися.

Учитель:  Перечитайте сказку самостоятельно и попробуйте придумать своё  более подходящее название. Докажите свою точку зрения.  

Дети: «Ёжик и Медвежонок», «Жизнь зверят», «Ёжик и золотой гриб», «Друзья» «В волшебном лесу», «Чудесная история» …

8. Основной этап урока.

Работа над содержанием сказки.

Учитель: Почему плакал Медвежонок?

Дети: Его поразила красота. 

 

На доске появляется  слово  красота

Учитель: А разве от радости плачут? Подтвердите словами текста.

(Дети ищут ответ на вопрос в тесте сказки.)

   

На доске -  слово  радость

Учитель: Чего бы  хотелось Медвежонку, хотя он и понимает, что это невозможно?  

Дети: Остановить время

Учитель: Вспомните, а с вами когда-нибудь было что-то подобное:  когда настолько красиво, что плакать хотелось?   Поделитесь своими воспоминаниями.

(Ответы детей)

Учитель: А меня трогает до слёз, когда поднимается над нашей Волгой   солнце и будит ещё спящую природу.  

На доске -  слово солнце 

Оздоровительная пауза «Солнце» (под музыку):

Утро! Уже просыпайся

                                                 И новому дню улыбайся.

  Пусть он удачно пройдёт

   И радость тебе принесёт.

            Выглянуло солнышко немножко,

           Утро постучит в твоё окошко.

                Чтобы бодрым быть в теченье дня

            Слушать приготовься ты меня…

Учитель: О чём говорил Медвежонок, успокаивая Ёжика?      

Дети: Завтра снова будет солнце…  А как красиво зимой!

Учитель: А что бы вы сказали Медвежонку, чтобы он больше не плакал?  

(Ответы и рассуждения детей)

Учитель дополняет ответы детей: Проходит время. Золотая осень сменяется белоснежной зимой. После зимы звенит капелью весёлая  весна. А тут вовсю спешит жаркое лето.  Каждое время года прекрасно по-своему. Не плачь, Медвежонок.

   Учитель: Но бывает так, что словами не поможешь… Что предложил Ёжик?

  Выборочное чтение детьми:

- Бежим! – крикнул он.  Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.

Учитель:  Найдите и зачитайте описание пути Ёжика и Медвежонка на гору.

Выборочное чтение детьми

Учитель:  Что вы увидели?  

Дети: Старую сломанную берёзу, сгнивший мостик, срубленную осину, горелые пни.

Учитель: Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности?

(Дети рассуждают)

Учитель обобщает ответы детей: Автор подтверждает тревожные опасения Медвежонка – да, всё проходит: проходит осень, улетают птицы, стареет берёзка, состарился мостик.  К сожалению, всё прекрасное со временем стареет и разрушается.

На доске -  слово время.

Учитель:  Но что увидел Медвежонок после такой мрачной картины? Прочитайте.  

Дети (выборочное чтение): Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

 Учитель: Мрачные картины леса – прекрасный маленький золотой гриб.  

Какой приём использует автор, показывая после такой картины лисичку?

Дети:  Приём контраста.

Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

    Учитель: О чём Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая гриб?

(Дети пытаются высказать свою точку зрения)

Учитель -  от ученика (могут быть варианты):

 -  Лес всё время обновляется, красота вечна, на смену погибающему приходит новое. Всему старому приходит на смену новое.  Маленький золотой гриб.

- Ёжик показывает, что Медвежонок счастливее той же лисички – она совершенно одна, а у медвежонка есть – Ёжик. Поджав коленки, в сумерках сидел во мху.

Учитель:  Что значит «поджав коленки»?    

Дети: Может ему холодно? Неудобно? Тяжело?

Учитель:  В сумерках – это когда?   

Дети: Когда темнеет

Учитель: Что можно сказать о Ёжике?    

Дети: Ёжик – настоящий друг.

На доске -  слово друг

Учитель:  Как автор относится к грибку?  

Дети: С уважением.    Маленький золотой гриб

Учитель:  Что вы можете сказать о лисичке?    

Дети: Лисичка - стойкая, выносливая, смелая. 

Учитель: В жизни  настоящие грибы лисички также  выносливые и умеют постоять за себя.  Эти удивительные грибы не поддаются гниению. Они не мнутся после сбора в рюкзаках, долго сохраняют свежий вид.

Почему же рассказ назван «Лисичка»?  

Дети: Ответы детей

Учитель обобщает ответы детей: Лисичка – это конкретный пример обновления леса, стойкости, выносливости, мужества.

На доске -  слово мужество

9. Чтение по ролям.

  Учитель: Попробуем прочитать  это  произведение по ролям. Подумайте в парах,  кто за какую роль будет нести ответственность. Покажите голосом настроение героев.

Чтение по ролям, обсуждение

10. Обобщение знаний.

Учитель: Какие важные слова помогли нам на уроке рассуждать, мыслить, философствовать?

красота

радость

солнце

доброта

время

дружба

чудо

мужество

Какое из этих слов главное и руководит всеми остальными словами?  

Дети рассуждают, приходят к выводу – это время

Дети: Время

11. Итог.

   Учитель: Время неподвластно никому. Идёт время, бегут минуты. Меняется мир, но вы не грустите. На долгом пути вас обязательно удивит красота, порадует дружба, не покинет мужество, а в вашем сердце (неожиданно появляется в руках у учителя золотое солнце (модель)) пусть всегда живёт солнце!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Русская народная сказка "Снегурочка"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чуракова. (Л.В. Занков) Русская народная сказка "Снегурочка"....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Урок по литературному чтению.Русская народная сказка "Хаврошечка"

Открытый урок по литературному чтению (УМК «Начальная школа ХХI века», программа «Литературное чтение» 1-4 классы Л.А.Ефросининой) Русская народная сказка "Хаврошечка"....

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка"

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и пров...

Открытый урок по литературному чтению Русская народная сказка "Снегурочка"

В декабре во 2 классе был проведен открытый урок по литературному чтению на тему: Русская народная сказка "Снегурочклениям".Дети читали "про себя", "цепочкой", озаглавливали каждую часть, составили пл...

Театрализованный урок по литературному чтению.«Путешествие в СКАЗКИ Г.-Х. Андерсена»

Имя Г.-Х. Андерсена знает каждый с самого раннего детства, а если кто-то и не помнит его имени, то уж сказки, написанные им, слышали и читали все. Это «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Огниво», «П...