Урок родного языка
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Воробьева  Фаина Алексеевна

Составление родословной семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Как составлять родословную74.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_rodoslovnoy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный урок родного (ненецкого) языка.

Урок проект по родному (ненецкому) языку.  3 класс

Творческий проект                                                                                                                       Тема: «Моя семья», «Мань мяай чел».                                                                                       Цель урока: Используя учебный проект  создать «Семейную книгу».                               Задачи:                                                                                                                     Образовательные:                                                                                                                  1. Закрепить слова по теме «Семья» и познакомить с новыми словами.                                     2. Формировать исследовательские умения и навыки.                                                                  3. Вырабатывать  навык правильного произношения и употребление в речи слов и конструкций предложений.                                                                                                               4. Формировать представления о том, что семья – это цепь поколений, связанных друг с другом общим происхождением и семейной памятью.                                                 Развивающие:                                                                                                                         1. Развивать интерес к истории своей семьи, родословной.  

2. Развивать умения коллективно планировать порядок трудовых действий.                                               3. Повышать уровень речевого коммуникативного развития учащихся.                                          4. Развивать эмоциональную и эстетическую восприимчивость детей.                         Воспитывающие:                                                                                                                                 1. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к старшим.                                     2. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: чистые листы, карточки со словами «Аналитики», «Художники», «Экспериментаторы», схема родословных, словарь русского языка,  древо семьи,  цветные карандаши, фломастеры, клей, листы А3.

Тип урока: урок-проект.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

- Здравствуйте ученики, гости дорогие! Ань торова школан нашки, маня мячинчена.

  1.   Создание проблемной ситуации. 

- Чукан маныңатя. Чики намы вата?

- Отгадайте слово. (ребус)  Какое слово зашифровано? (семья)   Отгадайте тему урока.

- У каждой семьи, как и у страны, есть своя история.

- А от кого мы можем узнать историю семьи?  (У своих родных старшего поколения)

- А откуда мы можем определить связь с родными? (составив родословную).

  1. Формулирование цели и задач урока. 

     - Сегодня мы будем проводить исследовательскую работу по теме: Семья.

               научимся составлять родословную, вы узнаете новые слова по теме:

                «Семья».

-Чтобы решить задачи нам необходимо:  

  1. Определить понятия, относящиеся к теме «Семья» (род, родословная, семья)
  2. Научиться, как по разному  можно  составить родословную.
  3. Составить рассказ о семье.
  4. Создать проект «Моя семья».
  1. Работа над проектом.

  А)  Подготовительный этап.

         

  Повторение  и знакомство с новыми словами по теме «Семья».

            -   Кто входит в семью?

                  Ама –  мама                                             

                  неша –  папа                                              

                  не ню - дочка                                            

                  каса  ню – сын                                          

                  апа – сестра                                              

                  ката - бабушка

                  нили – дедушка

                  мань – я

(Слова вставляем в Древо)                                  

                             

                                                 амма                неша

                                                                                               

                                                                                 

                         

                                                 ама                            неша

                                                             Нили,  ката.

                                                                                                               

-  Вот у нас получилось  Дерево семьи. Корнем являются ката, нили. Давайте прочитаем слова хором.

Но в семье ещё могут быть  Ыття – старший брат,

                                               кай’ка – младший брат,

                                               нетя – тётя,

                                               хотюма – дядя.  

- Прочитаем эти слова хором.

-Чукан тоңа ңуп патал. Четан тонланңама.

- Нам доставили одно письмо. Вот только прочитать мы не можем т.к. потеряны слова. Нам нужно вставить слова.

На слайде дан  текст:        Мань мяай чел.

    Мань нимть _____.    Мань татя ____.  Амай нимьта___.  ____  татя. Нешай нимьта___.      ___ Тира не.             ____ Максим.

Катай, нилий петалахана тилинахан. Ты' лэтпи. Пыта  ты ну’ка.

(Слова для справок: Оля,  амай, Нева, нешай, Колы, апай, ыттяй)

 

                                                Моя  семья.

     Меня зовут Оля. У меня есть  мама.  Маму зовут Нева.  У меня  есть  папа.  Папу зовут Колы. Сестра Ира есть. Старший брат Максим.

    Бабушка, дедушка  в лесу живут. Они стерегут оленей. Оленей у них много.

 

Стихотворение. Ама, неша, ытя, мань

                             Чики чу’ пян мань мяам.

   -  Тонланата. 

   - Прочитаем стихотворение. Найдите знакомые слова.

Физминутка. (выполняя движение, дети произносят стихотворение)

Б)  Исследование. 

  - Вы все сели по группам. Каждая группа будет работать по одной определённой проблеме.

(1 группа «Экспериментаторы»  рассмотреть  различные  древа семьи, родословные.  (Приложение)

(2 группа «Художники»  в словаре ищут понятия «род», «семья») Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще поколение. Семья – группа, живущих вместе близких родственников. Родословная – это ряд поколений, происходящих от общего предка.

(3 группа «Аналитики»  дают ответ на вопрос «Зачем нам надо изучать историю своей семьи?».  

Каждой команде даётся по 2 минуты.      

После самостоятельной работы даётся слово командам.    

В) Разработка проекта «Моя семья»                                                                                              - Сейчас мы решим, что войдёт в наш проект?

  1. Родословная (древо) семьи.
  2. Портрет (рисунок) семьи.
  3. Рассказ о семье (клише)

  1. Практическая работа.  - Давайте представим, каждая группа это одна семья. И вам нужно сделать на свою семью:  

1 группа «Экспериментаторы» – работает над созданием древа.

2 группа  «Художники» - выполняет рисунок.

3 группа «Аналитики» – составляет рассказ (клише).

Мань нимть______.   Мань  татя _____.    Татя____.    Мань татя ___.

Мань   ………… хумунат.

(Слова для справок: (имя), амай, нешай, ытяй, апай, мяай чел).

  1. Презентация выполненной работы.

  1. Итог урока: -Что учились составлять на уроке?

                        - Какие слова по теме «Семья» запомнили?

                           - О чём говорили на уроке?

     Рефлексия.          -   Скажите, пожалуйста, когда мы говорим крепкая семья?

    - Семья, у которой есть взаимопонимание, любовь друг другу, когда все

    дарят частичку своего сердца.  

   И я хочу вам оставить часть своего сердца. Дарю вам сердечки.

   Всего хорошего. Урокхана хомана найванаташ.  ПАШИПА. Переменан  катята.

 1.«Экспериментаторы»

   Для того чтобы нагляднее представить себе жизнь родственников разных поколений существуют различные схемы. Называются они генеалогическое или родословное древо.

Родословная – это ряд поколений происходящих от одного предка.

Нисходящая родословная

                                                                                          Древо

  2.    Составьте своё генеалогическое древо.  

                  Вставьте  имена в кружочки

«Художники» 

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще поколение.

Семья – группа, живущих вместе близких родственников.

 Родословная – это ряд поколений, происходящих от общего предка.

«Художники».    

Задание:

  – Составить портрет семьи (рисунок)

«Экспериментаторы».    

Задание:  

– Составить древо семьи.

«Аналитики».

Задание:    Составить рассказ о семье.

                                        Мань мяай чел.

Мань нимть_______.  

Мань  татя _______.  

 Татя______.  

 Мань татя _____ ,   _____.

Мань   ………… хумуңат.

(Слова для справок: (имя), амай, нешай, ытяй, апай, мяай чел).



Предварительный просмотр:

Конкурсный урок родного (ненецкого) языка.

Урок проект по родному (ненецкому) языку.  3 класс

Творческий проект                                                                                                                       Тема: «Моя семья», «Мань мяай чел».                                                                                       Цель урока: Используя учебный проект  создать «Семейную книгу».                               Задачи:                                                                                                                     Образовательные:                                                                                                                  1. Закрепить слова по теме «Семья» и познакомить с новыми словами.                                     2. Формировать исследовательские умения и навыки.                                                                  3. Вырабатывать  навык правильного произношения и употребление в речи слов и конструкций предложений.                                                                                                               4. Формировать представления о том, что семья – это цепь поколений, связанных друг с другом общим происхождением и семейной памятью.                                                 Развивающие:                                                                                                                         1. Развивать интерес к истории своей семьи, родословной.  

2. Развивать умения коллективно планировать порядок трудовых действий.                                               3. Повышать уровень речевого коммуникативного развития учащихся.                                          4. Развивать эмоциональную и эстетическую восприимчивость детей.                         Воспитывающие:                                                                                                                                 1. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к старшим.                                     2. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование: чистые листы, карточки со словами «Аналитики», «Художники», «Экспериментаторы», схема родословных, словарь русского языка,  древо семьи,  цветные карандаши, фломастеры, клей, листы А3.

Тип урока: урок-проект.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

- Здравствуйте ученики, гости дорогие! Ань торова школан нашки, маня мячинчена.

  1.   Создание проблемной ситуации. 

- Чукан маныңатя. Чики намы вата?

- Отгадайте слово. (ребус)  Какое слово зашифровано? (семья)   Отгадайте тему урока.

- У каждой семьи, как и у страны, есть своя история.

- А от кого мы можем узнать историю семьи?  (У своих родных старшего поколения)

- А откуда мы можем определить связь с родными? (составив родословную).

  1. Формулирование цели и задач урока. 

     - Сегодня мы будем проводить исследовательскую работу по теме: Семья.

               научимся составлять родословную, вы узнаете новые слова по теме:

                «Семья».

-Чтобы решить задачи нам необходимо:  

  1. Определить понятия, относящиеся к теме «Семья» (род, родословная, семья)
  2. Научиться, как по разному  можно  составить родословную.
  3. Составить рассказ о семье.
  4. Создать проект «Моя семья».
  1. Работа над проектом.

  А)  Подготовительный этап.

         

  Повторение  и знакомство с новыми словами по теме «Семья».

            -   Кто входит в семью?

                  Ама –  мама                                             

                  неша –  папа                                              

                  не ню - дочка                                            

                  каса  ню – сын                                          

                  апа – сестра                                              

                  ката - бабушка

                  нили – дедушка

                  мань – я

(Слова вставляем в Древо)                                  

                             

                                                 амма                неша

                                                                                               

                                                                                 

                         

                                                 ама                            неша

                                                             Нили,  ката.

                                                                                                               

-  Вот у нас получилось  Дерево семьи. Корнем являются ката, нили. Давайте прочитаем слова хором.

Но в семье ещё могут быть  Ыття – старший брат,

                                               кай’ка – младший брат,

                                               нетя – тётя,

                                               хотюма – дядя.  

- Прочитаем эти слова хором.

-Чукан тоңа ңуп патал. Четан тонланңама.

- Нам доставили одно письмо. Вот только прочитать мы не можем т.к. потеряны слова. Нам нужно вставить слова.

На слайде дан  текст:        Мань мяай чел.

    Мань нимть _____.    Мань татя ____.  Амай нимьта___.  ____  татя. Нешай нимьта___.      ___ Тира не.             ____ Максим.

Катай, нилий петалахана тилинахан. Ты' лэтпи. Пыта  ты ну’ка.

(Слова для справок: Оля,  амай, Нева, нешай, Колы, апай, ыттяй)

 

                                                Моя  семья.

     Меня зовут Оля. У меня есть  мама.  Маму зовут Нева.  У меня  есть  папа.  Папу зовут Колы. Сестра Ира есть. Старший брат Максим.

    Бабушка, дедушка  в лесу живут. Они стерегут оленей. Оленей у них много.

 

Стихотворение. Ама, неша, ытя, мань

                             Чики чу’ пян мань мяам.

   -  Тонланата. 

   - Прочитаем стихотворение. Найдите знакомые слова.

Физминутка. (выполняя движение, дети произносят стихотворение)

Б)  Исследование. 

  - Вы все сели по группам. Каждая группа будет работать по одной определённой проблеме.

(1 группа «Экспериментаторы»  рассмотреть  различные  древа семьи, родословные.  (Приложение)

(2 группа «Художники»  в словаре ищут понятия «род», «семья») Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще поколение. Семья – группа, живущих вместе близких родственников. Родословная – это ряд поколений, происходящих от общего предка.

(3 группа «Аналитики»  дают ответ на вопрос «Зачем нам надо изучать историю своей семьи?».  

Каждой команде даётся по 2 минуты.      

После самостоятельной работы даётся слово командам.    

В) Разработка проекта «Моя семья»                                                                                              - Сейчас мы решим, что войдёт в наш проект?

  1. Родословная (древо) семьи.
  2. Портрет (рисунок) семьи.
  3. Рассказ о семье (клише)

  1. Практическая работа.  - Давайте представим, каждая группа это одна семья. И вам нужно сделать на свою семью:  

1 группа «Экспериментаторы» – работает над созданием древа.

2 группа  «Художники» - выполняет рисунок.

3 группа «Аналитики» – составляет рассказ (клише).

Мань нимть______.   Мань  татя _____.    Татя____.    Мань татя ___.

Мань   ………… хумунат.

(Слова для справок: (имя), амай, нешай, ытяй, апай, мяай чел).

  1. Презентация выполненной работы.

  1. Итог урока: -Что учились составлять на уроке?

                        - Какие слова по теме «Семья» запомнили?

                           - О чём говорили на уроке?

     Рефлексия.          -   Скажите, пожалуйста, когда мы говорим крепкая семья?

    - Семья, у которой есть взаимопонимание, любовь друг другу, когда все

    дарят частичку своего сердца.  

   И я хочу вам оставить часть своего сердца. Дарю вам сердечки.

   Всего хорошего. Урокхана хомана найванаташ.  ПАШИПА. Переменан  катята.

 1.«Экспериментаторы»

   Для того чтобы нагляднее представить себе жизнь родственников разных поколений существуют различные схемы. Называются они генеалогическое или родословное древо.

Родословная – это ряд поколений происходящих от одного предка.

Нисходящая родословная

                                                                                          Древо

  2.    Составьте своё генеалогическое древо.  

                  Вставьте  имена в кружочки

«Художники» 

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще поколение.

Семья – группа, живущих вместе близких родственников.

 Родословная – это ряд поколений, происходящих от общего предка.

«Художники».    

Задание:

  – Составить портрет семьи (рисунок)

«Экспериментаторы».    

Задание:  

– Составить древо семьи.

«Аналитики».

Задание:    Составить рассказ о семье.

                                        Мань мяай чел.

Мань нимть_______.  

Мань  татя _______.  

 Татя______.  

 Мань татя _____ ,   _____.

Мань   ………… хумуңат.

(Слова для справок: (имя), амай, нешай, ытяй, апай, мяай чел).