Разработка урока: "Басни. Эзоп «Лисица и виноград». И.А. Крылов «Лиса и виноград»."
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Технологическая карта, а также ход урока литературного чтения в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока.41.18 КБ

Предварительный просмотр:

    Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе.

Тема: Басни. Эзоп «Лисица и виноград».

         И.А. Крылов «Лиса и виноград».

Тема

Басни

Кол-во учебных  часов

5 часов

Планируемые результаты

Предметные умения

                  УУД

Личностные и метапредметные

  • Научиться анализу и интерпретации басни;
  • познакомиться с особенностями жанра и способами изображения персонажей;
  • научиться характеризовать и сравнивать героев басни;
  • выделять особенности басен Эзопа и Крылова;
  • научиться выразительному чтению басни.

Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; уважительное отношение к иному мнению. Познавательные: ставить и формулировать проблемы; научиться выделять «воспитательную» составляющую басни как жанра; формировать представление о хитрости персонажа.

  Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться переносить смысл басни на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей;

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной басни; выражать отношение к поступкам персонажей;  обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего; задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.

 

Основной тезаурус уроков

Басня, персонаж,

характеристика персонажа, мораль, интонация, олицетворение, сюжет.

Организация пространства

Межпредметные связи

 Формы работы

  Ресурсы

Литературное чтение (особенности жанра «басня»).

Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Театр (подготовка небольшого спектакля по изученной басне).

Живопись (иллюстрирование произведения).

Работа в парах.

Фронтальная работа.

Представление творческих работ (иллюстраций).

Учебник Л.А. Ефросининой;

М.И. Омороковой «Литературное чтение», 3 класс, часть первая, с. 58-60; методическое пособие к учебнику.

Портреты Эзопа и И.А. Крылова.

Рабочая тетрадь №1

Иллюстрации к басне.

Ход урока.

I этап. Организационный момент. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха. (Фронтальная работа)

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.

- Ребята, давайте начнём урок с загадки, которую хотела бы, чтоб вы отгадали:

«Есть у радости подруга в виде полукруга.

   На лице она живёт.

   То куда-то вдруг уйдёт,

   То внезапно возвратится.

   Грусть-тоска её боится». (Ответы уч-ся: «Улыбка»).

-  Давайте подарим, друг другу улыбки и начнём урок, на котором вместе устремимся к новым открытиям.

- Вспомните наш девиз на уроке. /Хором называют девиз урока: «Наблюдаю – замечаю – размышляю – делаю выводы»./

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Цель:  вспомнить то, что учащимся уже известно о басне, и определить то, что пока неизвестно.

- Ребята, на каждой парте вы найдёте карточку с произведением, которое мы изучали в прошлом году. Я хочу, чтоб вы перечитали его самостоятельно, вспомнили его автора, заголовок, и какому жанру  относится это произведение. Работаете в парах.

/ Учащиеся вспоминают, что это басня И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»./

 - Ребята, на примере этого произведения  попытайтесь вспомнить,  что же такое басня. Обсудите в парах.

Басня – это … (версии ответов учащихся)

- Значит басня – это маленькое поучительное произведение. Вспомните, пожалуйста, кто или что чаще всего являются героями басни?

/Ответы: «Чаще всего это животные или предметы, которые ведут себя в басне как люди. Вместо животных или предметов подразумеваются люди»./

- Теперь заглянем в учебник. Стр. 58, рубрика: «Обрати внимание».

 Давайте прочтём определение басни в учебнике.

/Уч-ся читают вслух./

- А сейчас на примере басни «Лебедь, Рак и Щука»  вспомним художественные особенности басни и дополним таблицу на доске.

- Кто же герои этой басни?

/ Ответы: « Герои - Лебедь, Рак и Щука, а подразумеваются люди. Это одна из художественной особенности басни - иносказание»./

- Как автор говорит о товарищах, как он описывает ситуацию, в которой оказались персонажи?

/ Ответ: «Крылов с юмором описывает эту ситуацию. /

- Значит, ещё одна особенность – юмор.

/ Один из уч-ся выходит к доске  и заполняет пропуски в таблице./

2.Введение нового материала.

На доску вывешиваются портреты Эзопа и И.А. Крылова.

Небольшой рассказ учителя о том, когда и  где впервые появились басни и кто  был  их автором. Кто писал басни в России.

- Ребята, как вы уже поняли, сегодня мы вновь обращаемся к басенному жанру. На доску я вывесила два портрета. Кто изображён на одном из них вам уже известно. Давайте назовём его ещё раз.

/ Ответ: «Это Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец»./

- Правильно. Его любят и взрослые, и дети. А вот кто изображён на втором портрете вы сегодня узнаете. Для этого мы совершим небольшое историческое путешествие в Древнюю Грецию.

/ Далее учитель немного рассказывает об Эзопе. После рассказа учителя учащиеся читают басни «Лисица и виноград» и «Лиса и виноград»./

 После первичного знакомства с текстами басен на доску вывешивается условное обозначение /рубрика: «Словарь»- знакомство с новыми словами/. Дети находят слова, значения которых им неизвестны. Пятерым учащимся предлагается по толковым словарям найти и зачитать их значения.

Лоза – тонкий, длинный, гибкий стебель.

Рделись – краснели.

Яхонты – драгоценные камни.

Неймёт – не берёт.

Оскомина – ощущение во рту терпкости и вяжущей кислоты.

3.Анализ и интерпретация басни.

Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать басни; формировать умение характеризовать персонаж;  совершенствовать умение чтения текста в соответствии с критериями выразительного чтения.

/ После словарной работы переходим к работе с текстом. На доску вывешивается следующее условное обозначение: рубрика: « Работа с текстом»./

- Ребята, басни тоже бывают разные. Мы прочли басню Эзопа и И.А. Крылова. Как вы уже поняли это одна и та же история, но рассказана она по-разному. В чём их различие?

/ Ответы уч-ся: «Одна басня в стихах, а другая в прозе»./

- Правильно, а по каким признакам мы определяем стихотворный стиль?

(Учащиеся отвечают, что признаки стихотворного стиля – это наличие рифмы, строки и строфы). На доске  открывается схема:

 

- Ребята, помогите устранить знак вопроса. Напишите фамилии авторов, которые писали в данном жанре. (Учащиеся вписывают в первый прямоугольник  Эзопа, а во второй И.А. Крылова).

- Теперь я хочу, чтоб Вы попытались выразительно прочитать басни, но прежде мы должны вспомнить средства выразительного чтения. На каждой парте вы найдёте листочки, где вы должны будете заполнить пропуски. Работаете в парах. Советуйтесь друг с другом.

/Ответы учащиеся вписывают в пропуски. «Это темп, громкость и логическое ударение,  которое необходимо при  выразительном чтении»./

- Теперь, когда мы  вспомнили средства выразительного чтения, прочтите басню Крылова в соответствии с этими критериями. Возьмите в руки карандаш. Во время чтения подчёркивайте те слова, на которые падает логическое ударение. Далее одной вертикальной чертой отмечаем короткую паузу, а двумя  - длинную.

/ Читаете самостоятельно, проверьте в парах работу./

- Ребята, давайте устроим небольшой конкурс чтецов. От каждого ряда предложите по одному чтецу. Остальные в оценочной карте оценят их  после чтения, и мы выберем лучшего чтеца.

/ После чтения басни рубрика: «работа с текстом» ./

- Теперь, когда мы прочли обе басни, я хочу, чтоб мы сравнили их по следующим критериям. Обратите внимание на доску.

  • заголовок;
  • характеристика персонажа;
  • эпизоды описания.

                                                     

( ответы уч-ся записываются учителем на доске.)

/Первое отличие мы видим уже в заголовке. Эзоп и Крылов по-разному назвали своего персонажа. Эзоп ласково называет свой персонаж Лисица, а у Крылова  просто – Лиса./

- А в какой басне Лиса показана хитрее? Найдите и прочтите отрывок подтверждающий это.

/ Ответ: «В басне Крылова Лиса оказалась хитрее». Зачитывают последнюю строфу басни./

- Ребята, какими словами авторы описывают состояние голода Лисы? Найдите в тексте эти слова и прочтите их.

/Ответы: « Голодная кума Лиса…», « …у кумушки глаза и зубы разгорелись…»,

«Голодная Лисица увидала …»./

- А как Крылов и Эзоп описывают виноград. С чем сравнивает его Крылов?

/ «… а кисти сочные, как яхонты, горят…», «… Лисица увидала виноградную лозу со свисающими гроздьями…»./

- Действительно, ребята, в басне Эзопа лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они еще зеленые». В басне Крылова лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Автор  даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда: «тотчас оскомину набьешь», как будто уговаривая  отказаться от попыток его попробовать.  В басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов, а в тексте Крылова ярко представлены и поведение, и характер лисы, и сочные ягоды винограда.

- Теперь, давайте обратимся к рабочей тетради. Самостоятельно выполните задания №1, 2, 3  на странице 36 с взаимопроверкой.

/ После работы в тетради физкультминутка для глаз: в среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза. 3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным./

III этап.  Моделирование жанра.

Цель: формировать умение моделировать построение жанра; формировать умение характеризовать каждую условную часть басни.

- Ребята, в начале урока в рубрике: обрати внимание, вы прочли, что мораль - это нравоучение, поучение, вывод.  Давайте выясним, сколько частей в баснях, и как называются эти части.

/ Ответ: «Две части. В одной происходит само действие, а потом мораль басни»./

- Обратите внимание на доску.  Здесь  схематично показаны разные структуры. Найдите ту, которая соответствует басням. (Учащиеся отвечают, что вторая схема соответствует нашим басням).

-Я хочу, чтоб вы нашли мораль в  басне Эзопа?

/Уч-ся зачитывают последний абзац басни Эзопа./

-Как вы её понимаете?

/Ответ: « Иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь ее по разным причинам не может»./

- Что же можно сказать про басню Крылова? Как высказана мораль в этой басне?

/ Ответ уч-ся: «Мораль здесь подразумевается./

- Ребята, найдите и прочтите фразу в басне Крылова, которая является моралью  и вследствие чего, стала «крылатым выражением»?

/ Ответы уч-ся: «Хоть видит око, да зуб неймёт» /.

- А применима ли мораль басни Эзопа к басне Крылова?

/ «Да, смысл в них один и тот же»./

- Эзоп, рассказывая про лисицу,  чрезвычайно серьезен и делает очень серьезный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту историю остроумно и шутливо, называет лису то кумой, то кумушкой, создает атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста лисицы целое житейское рассуждение. Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно же, применима к басне Крылова, но она несколько не соответствует шутливому тону повествования Крылова. Ребята, а какой человеческий порок высмеивается в баснях Эзопа и Крылова?

/ Ответ: «Высмеивается лень». /

- Давайте вспомним пословицы, в которых говорится о лени.

/ «Лёжа пищи не добудешь». «Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться»./

IV. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.

Цель: формировать умение контроля, оценки и самооценки деятельности; формирование умения работать коллективно в одном проекте.

- Ребята, какое открытие сегодня вы сделали на уроке?

/ Ответы: «Узнали, что басни появились ещё в Древней Греции, что их сочинял талантливый и мудрый баснописец Эзоп, который был рабом.

Узнали, что басня это иносказательное произведение, которое имеет скрытый смысл, и где высмеиваются недостатки, пороки людей». /

- Подумайте, чему каждый из вас сегодня научился?

/ Ответы: «Мы поняли, что хитрость и лень, плохие попутчики, что для достижения любой цели нужно приложить усилия и не винить обстоятельства»./

- Подумайте, о чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?

- В оценочных картах оцените свою работу за урок и работу своей пары. Ниже в прямоугольнике укажите своё настроение с помощью положения губ на лицах. / Каждый поднимает и показывает своё настроение./

- Мне тоже понравилось то, как вы сегодня работали на уроке. А теперь пришло время получить домашнее задание на следующий урок литературного чтения: задание у нас будет творческое. Во-первых, на уроке изобразительного искусства мы разделимся на группы и проиллюстрируем нашу басню. На уроке будет выставка ваших работ. Во-вторых, надо выучить наизусть басню И.А. Крылова «Лиса и виноград» для того, чтобы разыграть небольшую сценку на уроке. В парах распределите роли автора и лисы. При этом не забудьте про критерии выразительного чтения, выберите правильную интонацию, чтоб точнее охарактеризовать наш персонаж. В рабочей тетради выполните задание №4 .Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диафильм И. А. Крылов "Лисица и виноград"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград"

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград".УМК "Школа XXI века"...

Урок литературного чтения Эзоп «Лиса и виноград», Крылов «Лисица и виноград»

Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа  «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»УУДПознавательные:·...

Басня Эзопа Лисица и виноград

Басня Эзопа Лисица и виноград...

3 класс Начальная школа 21 века. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и Виноград». Сравнение басен.

План урока 3 класс литературное чтение. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и Виноград». Сравнение басен....

Методическая разработка урока «Басни И.А.Крылова»

Методическая разработка урока по творчеству  И.А.Крылова...