Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 3 класса по литературному чтению. УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.doc362 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Гимназия №2» 

РАССМОТРЕНО:                                   СОГЛАСОВАНО:                                    УТВЕРЖДАЮ:

на заседании кафедры                            Зам директора по УВР                                  Директор МАОУ гимназии №2         математики                                                

Протокол №_________                           ____________М.Р.Соколова                            ______________Т.С.Калинина

«___» _________20____г.                     «___» ________ 20__ г .                                  «___» ____________20___г.

                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературному чтению

3 а  класса

(3 часа в неделю, всего 105 часов)

Программа по литературному чтению: Программа. Планирование учебного материала. Литературное чтение. 1 – 4 классы   [авт.-сост. О. В. Кубасова]. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2013г.

Учебник: « Литературное чтение 3 класс» в 4 ч. авт.-сост.О. В. Кубасова Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2013г.

Составитель: Куталина Вера Борисовна

учитель  начальных классов

2015-2016 учебный год,

Нижний Новгород

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на  основании  Программа. Планирование учебного материала. Литературное чтение. 1 – 4 классы   [авт.-сост. О. В. Кубасова]. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2013г.

             Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучение направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • Развитие художественно - творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно- познавательными текстами;
  • Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками. Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане  и структура курса

Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение предмета «Литературное чтение» выделяется  105часов (3 часа в неделю).

Обеспечение предмета

Авторы

Название

Издательство

Год издания

УМК «Гармония»

Кубасова О.В.

Литературное чтение. Любимые страницы. 3 класс. Учебник в 2-х частях

«Ассоциация XXI»

2013

Кубасова О.В.

Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях

«Ассоциация XXI»

2015

Кубасова О.В.

Литературное чтение. 3 класс. Тестовые задания

«Ассоциация XXI»

2015

  1. Справочные пособия.
  1. Большая российская энциклопедия для детей в 30 томах. – М., 2009.
  2. Хрестоматия для начальной школы. 3-й класс. – Ростов-на-Дону, 2005.
  1. Методические пособия для учителя
  1. Кубасова О.В. Литературное чтение 3 класс. Метод. рекомендации. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век».
  2. Кубасова О.В. Тестовые задания 1-4. Пособие для учителя. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век».
  3. Умные уроки SMART. Сборник методических рекомендаций по работе со СМАРТ-устройствами и программами.
  1. Печатные пособия для учащихся (плакаты, схемы…), электронные приложения, диски – См. Приложения № 1, 2.
  2. Персональный компьютер

Характеристика компьютера

Значение

Форм-фактор (стационарный, переносной, вид корпуса)

Стационарный

Производитель и модель

Intel

Процессор

Pentium ® Dual - Core CPU E5300

2.60 GHz   2.59 GHz   2Gb ОЗУ

Жёсткий диск (диски)

ST3500418AS ATA (тип-дисковые)

Программное обеспечение

Производитель

Наименование

Версия

Microsoft

Windows 7

2009

Microsoft

Office

2010

SMART Technologies Inc.

SMART Notebook

2010

ABBYY

ABBYY PDF Transformer 3.0

2009

  1. Технические средства обучения

Наименование ТСО

Марка

1

Интерактивная доска

SMARTBoard SB680-H2-097280

2

Компьютер с комплектующими

Acer  

3

Проектор

Benq  

Результаты освоения программы по Литературному чтению

Личностные результаты:

  • положительная мотивация     к обучению в школе,   к урокам  литературного чтения  и к чтению книг;  
  • основы смыслообразования и самоопределения;  
  • гражданская идентичность;  
  • нравственно-этическая ориентация в читаемом;  
  • развитие дружеского  отношения  к другим детям;
  • базовые эстетические чувства;
  • рефлексия;
  • эмоционально-личностная децентрация;
  • способность к самооценке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • прогнозировать;
  • использовать определенные учителем (учебником) ориентиры действия;
  • осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;  
  • осуществлять   самоконтроль  и элементарный контроль.

Познавательные УУД:

  • понимать прочитанное, находить в тексте  нужные сведения (выборочное чтение);
  • выявлять непонятные слова,  интересоваться  их значением;
  • выделять главное;  
  • составлять   план;  ориентироваться в одной книге   и в группе книг, в Интернете;  
  • устанавливать элементарную  логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;  
  • выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
  • сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
  • выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого;    
  • обосновывать свои утверждения;
  • обобщать;
  • классифицировать.

Коммуникативные УУД:

  • уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
  • готовность  оказать  помощь товарищу;
  • планировать учебное сотрудничество;
  • согласовывать  действия с партнером; пересказывать  прочитанное;  
  • создавать  текст  по образцу,  по иллюстрации, по заданной теме (повествование, описание, рассуждение).


Содержание курса

Основные содержательные линии

Знания

Умения

Возможное

расширение

Виды речевой   деятельности

 Аудирование (слушание)  

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника,  художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.  Умение задавать вопрос по услышанному  научно-познавательному и художественному произведению.

Осознание цели  речевого высказывания.

Чтение  

Чтение вслух

Чтение «про себя»

Осмысленное, правильное,  беглое, выразительное  чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм чтения  не менее 65-70 слов в минуту (75-80 слов в минуту при чтении про себя). Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Выразительное чтение  с соблюдением логических ударений и пауз, мелодики, верного темпоритма;  передача эмоционального тона реплик персонажей, эмоционального характера   произведения в целом. Осознание  при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте и в книге необходимую информацию.  

Осмысление цели чтения.

Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком), т. е.  преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.

Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных  и  научно-познавательных,  их сравнение. Определение целей   создания этих видов текста.

Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли;   деление текста на смысловые части, их озаглавливание. составление вербального плана.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом  художественного произведения

Тема и идея произведения. План. Пересказ и его виды.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение заглавия  с содержанием текста. Определение темы и идеи произведения.

Характеристика исторического героя – защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.

Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, при помощи которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (единство и контрастность описаний), жанр, структура (композиция).

Составление плана (цитатного, в идее самостоятельно сформулированных повествовательных предложений).

Подробная характеристика героя произведения  с использованием художественно-выразительных средств   читаемого текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и  по контрасту.

Понимание содержания текста и его подтекста. Выявление авторского отношения к герою.  Определение собственного отношения  к   поступкам персонажей.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:  последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (частичный, подробный, творческий - от другого лица и по измененному плану), рассказ по иллюстрациям.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Выявление роли авторского присутствия  в произведении. Составление цитатного плана. Выделение  опорных  (ключевых) слов.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений).

Работа  с  научно-познавательными текстами

Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Осознание особенностей научно-познавательного текста, связанных с передачей информации. Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Опорные (ключевые)  слова. Выделение  главного в содержании текста. Воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова,   схему. Подробный, частичный  и выборочный пересказ текста.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.

Библиографическая культура.

Книга  учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и  как источник  знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Умение ориентироваться в характере книги по ее обложке (прогнозировать тему, жанр, характер текста); умение ориентироваться в одной  книге и    в группе книг (5–6 книг).

Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему.

Типы книги: периодическая печать. Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки.

Говорение (культура речевого общения)  

Диалог, монолог.

Осознание и освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:  способность понимать, отвечать на вопросы по прочитанному, самостоятельно их задавать; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так  и внеучебного общения. Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств  языка для создания собственного устного высказывания.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в устном  сообщении (описание, рассуждение, повествование).  Построение плана собственного высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,   рассказ по иллюстрациям и на заданную тему.

Рассказ по репродукциям картин и по аналогии с прочитанным.

Письмо (культура письменной речи)

Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления  художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: отзыв, аннотация.

Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка.

Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений.

Расширение базы видо-жанровых и тематических литературных впечатлений: сказка, рассказ,  эпическое и лирическое стихотворение, басня, песня, легенда, очерк.

Общее представление о жанрах, особенностях построения и выразительных средствах.

Выделение художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троектратный повтор, концовка) и лексики, умение отличать сказку от рассказа.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,  художественный образ, эпизод, автор (рассказчик), тема, идея; герой произведения  (его портрет, речь, мысли, поступки, мотивы поведения),  отношение автора к герою. Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи   средств выразительности:  синонимов, антонимов, звукописи, эпитетов, художественных повторов, сравнений,   олицетворений.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выявление особенностей стихотворного произведения  (ритм, рифма).

Общее представление о разных видах текстов: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героя).

Ориентировка в литературных понятиях: сюжет. Нахождение в тексте и определение значения в художественной речи   средств выразительности:  метафор, гипербол.

Творческая деятельность  (на основе литературных произведений)

Формирование воссоздающего и творческого  воображения.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: выразительное чтение, драматизация (чтение по ролям, живые картины, произнесенные реплики героя с использованием мимики);   словесное, графическое и музыкальное  иллюстрирование, творческий пересказ, продолжение прочитанного. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии)

Развернутая драматизация, составление диафильма (комикса) и виртуальная экранизация.

Внеурочная деятельность на основе прочитанного  на уроках  литературного чтения

Пополнение и структуризация классной  библиотечки (уголка чтения).

Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству любимых писателей.

Создание поделок и рисунков к прочитанным произведениям.

Участие в конкурсе чтецов.

Участие в работе  кружка «Речевой этикет (культура   речи)».

Участие в работе  кружка «Юный театрал».

Создание коллажей по темам: «Осень», «Зима», «Весна».

Создание сборника любимых стихотворений о природе.

Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов.

Сочинение собственных произведений в жанре очерка, сказки.

Участие в читательской конференции по   теме  «Никто не забыт, ничто не забыто».

Круг  чтения

В третьем классе на первый план выходят задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребенком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.


Система оценивания планируемых результатов по литературному чтению

Отметка "5" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся  обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметка "4" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметка "3" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся  владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ).

Особенности оценивания тестовых работ

Вид теста

Критерии успешности

5-балльная система

Базовый уровень

Тест (с выбором ответа)

65% и более правильных ответов

65% - 79% - «3»

80% - 100% - «4»

Тест (со свободным ответом)

50% и более правильных ответов

50% - 69% - «3»

70% - 100% - «4»

Смешанный тест

55% и более правильных ответов

55% - 75% - «3»

76% - 100% - «4»

Повышенный уровень

Правильно выполены задания базового уровня и 50 – 65 % заданий повышенного уровня

«5»

Критерии оценивания

Отметка

Количество слов в минуту

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

вслух

про себя

5

40 и более

45 и более

50 и более

55 и более

55 и более

65 и более

65 и более

70 и более

4

30-39

35-44

40-49

45-54

45-54

55-64

55-64

60-69

3

25-29

30-34

30-39

35-44

35-44

40-54

40-54

45-59

2

Менее 25

Менее 30

Менее 30

Менее 35

Менее 35

Менее 40

Менее 40

Менее 45


Календарно – тематическое планирование  

по литературному чтению  3  класс  

 

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

Дата

Примечания

по плану

факти-

ческая

Учебная  тема: Труд человека кормит, а лень портит (9 ч.)

1-2

Р. Сеф  «Лопата».

Е. Корганова  «Лекарство без рецепта»

Читают  правильно, бегло и  выразительно. Читают по ролям. Читают выборочно. Определяют эмоциональное состояние персонажа и  его причины. Выявляют тему и идею  текста. Составляют картинный план. Читают    выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого.  Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и  выразительного  чтения одноклассников. Составляют небольшой  текст на заданную тему.

02.09

05.09

1 часть

У-с.3-10

Т. №1

-с.3-9

3

К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Читают,  молча, а также    вслух  плавно и  выразительно. Читают выборочно. Составляют словарик текста. Анализируют  текст с точки зрения его содержания. Составляют картинный план. Выборочно пересказывают  прочитанное. Выбирают и читают книги на заданную тему. Готовят сообщение по заданной теме.

07.09

У-с.11-14

Т.-с.10-11

4

Е.Благинина

«В ненастные деньки»,  «Не мешайте мне трудиться»*,

С. Баруздин  «Бревно»

Читают  правильно, бегло и  выразительно, передавая эмоциональный и смысловой характер читаемого. Определяют эмоциональный характер произведения. Анализируют особенность синтаксической  организации  текста. Характеризуют лирического героя  произведения.

Выявляют   тему  и  идею  текста. Подбирают пословицы, соответствующие смыслу прочитанных произведений. Анализируют и оценивают качество собственного выразительного чтения и выразительного  чтения одноклассников.

09.09

У-с.15-17

    5

Русская народная сказка

«Кому горшок мыть»,

С.Маршак «Старуха, дверь закрой!»

Читают,  молча, а также    вслух  плавно и  выразительно.  Читают выборочно. Объясняют значения фразеологизмов, исходя из контекста.

Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Определяют  идею текста. Выполняют  словесное  рисование места действия. Пересказывают  прочитанное. Сравнивают два произведения.

12.09

У-с.18-25

Т.-с.12-14

  6-7

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Читают,  молча, а также    вслух  правильно и  выразительно.  Читают выборочно. Читают по ролям. Прогнозируют читаемое. Объясняют значения фразеологизмов, исходя из контекста. Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Определяют  идею текста. Подбирают пословицы,  выражающие ту же идею, что и изученное произведение. Выявляют  художественные языковые средства языка  и определяют их роль в тексте.    Выделяют  кульминационный эпизод. Иллюстрируют прочитанное. Создают  текст  по заданным темам  и жанру.  Находят и читают книги по заданной теме.

14.09

16.09

У-с.26-40

Т.-с.15-19

8

И.Крылов «Стрекоза и Муравей», книги И. Крылова

Читают   вслух  правильно и  выразительно. Читают выборочно. Читают по ролям. Характеризуют персонажей. Выявляют подтекст. Определяют  идею (мораль) текста. Инсценируют  прочитанное. Заучивают   наизусть стихотворный текст. Обмениваются читательским опытом.

19.09

У-с.41-43

Т.-с.20-23

9

Африканская сказка «Лентяйка»

Р. Сеф «Странное дело»; обобщение

Читают, молча и, выразительно,  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Выявляют  подтекст. Определяют  идею произведения. Подбирают  пословицы по   смыслу. Делают  творческий  пересказ  с изменением лица рассказчика. Сравнивают разные  произведения одного жанра.

21.09

У-с.44-49

Т.-с.24-26

Учебная  тема: «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» (7 ч.)

10

Русская народная сказка   «Дочь-семилетка».

Читают молча и, выразительно, вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению.  Характеризуют  персонажей. Выявляют  мотивацию  персонажа. Определяют  и формулируют  личное отношение к персонажам. Иллюстрируют прочитанное.

23.09

У-с.50-57

Т.-с.27

11-12

Русская народная сказка    «Морской царь и Василиса Премудрая».

Читают  молча, а также  правильно, бегло  и выразительно вслух.

Обсуждают прочитанное. Обогащают  словарный запас. Выявляют   мотивы поступков персонажей. Характеризуют  персонажей. Наблюдают  художественное своеобразие  русских  народных волшебных сказок, в том числе  особенности их построения. Выявляют специфические  сказочные  языковые средства: повторы,  в том числе тавтологические;    устойчивые сказочные эпитеты и др.  Определяют   и обосновывают  тип русской народной сказки. Выделяют  из текста  эпизод. Делают  творческий пересказ  эпизода (от иного лица). Выполняют словесное рисование места действия и портрета персонажа.

Иллюстрируют прочитанное.

26.09

28.09

У-с.58-73

Т.-с.28-30

13

Армянская сказка

«Золотое яблоко».

 Читают,  молча, а также  правильно   и выразительно вслух. Читают выборочно. Обсуждают прочитанное. Характеризуют  персонажей. Составляют  картинный план. Выделяют  из текста  эпизод. Планируют свою учебную  деятельность. Читают по ролям. Инсценируют прочитанное. Создают    текст по заданным параметрам. Определяют   и обосновывают  тип   сказки. Обсуждают успешность  совместной деятельности

30.09

У-с.74-77

Т.-с.31-32

14-15

Кир Булычёв

«Авгиева лаборатория».

Прогнозируют характер текста перед его чтением. Читают осмысленно и  выразительно вслух. Читают выборочно. Выделяют  кульминационный эпизод. Делают словесный  портрет персонажа. Характеризуют  героя произведения. Знакомятся с жанром фантастического рассказа. Отвечают на вопросы к тексту. Создают  небольшое высказывание  в виде  продолжения текста. Выбирают и читают  книги по заданной теме.    Составляют читательский отзыв.

03.10

05.10

У-с.78-87

16

 «Книги о  мудрецах и о глупцах».  

Читают  осознанно, правильно, бегло, выразительно. Дают   аргументированную нравственную оценку описанным в тексте поступкам и событиям.   Читают  выборочно. Характеризуют  персонажей.    Выявляют  мотивы поступков персонажей.  Сравнивают    персонажей одного произведения и персонажей разных произведений. Сравнивают   произведения  по одной теме. Определяют    собственное отношение к произведению и к персонажам.   Высказывают  и обосновывают  свое   мнение о прочитанном.   Обсуждают  читательские  отзывы.

7.10

Учебная тема: Унылая пора! Очей очарованье!..  (5 ч.)

17

К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов  «Листопадничек».

Читают, молча и выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют эмоциональный характер текста.

Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Составляют партитуру для выразительного чтения. Заучивают  наизусть стихотворный текст. Делают  художественный  творческий пересказ  эпизода (от иного лица). Создают   высказывание  в  виде  продолжения прочитанного.

10.10

У-с.88-93

Т.-с.33-34

  18

Ф. Тютчев «Листья»;  

А. Фет «Ласточки пропали...».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют   образ лирического героя стихотворения  и его эмоциональное состояние. Наблюдают  за использованием    средств языковой выразительности   в художественно организованной речи.

Составляют партитуру для выразительного чтения. Иллюстрируют прочитанное графически. Применяют прием музыкального иллюстрирования.

12.10

У-с.94-97

Т.-с.35-37

19

К. Паустовский «Барсучий нос».

Читают,   молча и  выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   и анализируют  образ рассказчика. Выявляют причинно-следственные связи. Наблюдают  за использованием    средств языковой выразительности   в художественно организованной речи. Словесно  иллюстрируют. Делают    творческий пересказ  эпизода (от иного лица). Выбирают   и самостоятельно читают   книги  по предложенной теме.

14.10

У-с.98-104

20-21

А. С. Пушкин «Осень»*;

М. Лермонтов  «Осень»;  

А. К. Толстой «Осень! Обсыпается  весь наш бедный сад...»;

Н. Некрасов   «Славная  осень! Здоровый,  ядрёный...»;

книги по теме «Стихи об осени».

Читают, молча и выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста.

Наблюдают  за точностью использования слов   в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  эпитета     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  сравнения     в художественно организованной речи. Сравнивают  поэтические тексты разных авторов по заданным параметрам. Иллюстрируют прочитанное. Заучивают  наизусть. Составляют  рассказ по пейзажной  картине. Систематизируют  книги по заданным параметрам.

17.10

19.10

У-с.105-109

Т.-с.38-42

Учебная  тема:  Много хватать — своё потерять (3 ч.)

22

Английская сказка

«Женщина, которая  жила в бутылке».

Читают  правильно  и  выразительно. Прогнозируют  читаемое.

Читают выборочно. Характеризуют персонажей. Определяют и обосновывают  личное отношение к персонажам. Составляют  план.

Пересказывают  прочитанное. Читают  по ролям. Иллюстрируют прочитанное. Сравнивают  произведения  разных авторов.

21.10

У-с.110--117

Т.-с.43-47

23

  Я. Аким «Жадина»;

В. Зотов «Бабушкин халат».

Читают  правильно  и  выразительно. Прогнозируют  читаемое. Читают выборочно. Характеризуют персонажей. Определяют  отношение автора к персонажам. Определяют и обосновывают  личное отношение к персонажам. Наблюдают над художественным приемом противопоставления персонажей. Делают словесное иллюстрирование.

Составляют  план. Пересказывают  прочитанное. Читают  по ролям.

Иллюстрируют прочитанное. Составляют  высказывание по предложенной теме. Выбирают   книги  по заданным параметрам и читают  их.

24.10

У-с.118-126

Т.-с.48

24

 Дж.  Родари  «Солнце и туча»;  «Книги о щедрых и жадных»;  обобщение.

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Характеризуют персонажей. Наблюдают над художественным приемом противопоставления персонажей. Отвечают на вопросы обобщенного характера к прочитанным книгам. Соотносят прочитанные произведения с пословицами. Пересказывают  прочитанное. Классифицируют книги, имеющиеся на выставке. Обобщают прочитанное  по заданиям рабочей тетради. Иллюстрируют прочитанное.

26.10

У-с.127-128

Т.-с.49-51

Учебная  тема:  Тайное всегда становится явным (6 ч.)

25

B. Драгунский «Тайное становится явным».

Читают  правильно  и  выразительно. Читают выборочно. Определяют  эмоциональный характер  текста. Определяют   мотивацию поведения персонажей. Определяют и обосновывают  личное отношение к персонажам. Выявляют  причинно-следственные связи событий. Наблюдают  за использованием такого   средства выразительности, как гипербола. Составляют цитатный план. Читают  по ролям. Делают  сообщение, опираясь на личный опыт.

28.10

У-с.129-134

Т.-с.52-53

   26

Н. Носов «Огурцы».

Читают  правильно  и  выразительно. Читают выборочно. Определяют   мотивацию поведения персонажей. Характеризуют персонажей. Определяют и обосновывают  личное отношение к персонажам. Выявляют  причинно-следственные связи событий. Анализируют цитатный план. Находят  в тексте  элементы сюжета. Соотносят  пословицы с произведением. Соотносят   иллюстрации и фрагменты текста. Читают  по ролям.

31.10

У-с.135-140

Т.-с.54-55

   27

В. Осеева «Почему?».

Читают  правильно  и  выразительно. Читают выборочно. Определяют   мотивацию поведения персонажей. Характеризуют персонажей. Определяют и обосновывают  личное отношение к персонажам. Определяют отношение автора к персонажам. Выявляют  причинно-следственные связи событий. Выявляют  подтекст. Выделяют   из текста эпизод. Наблюдают  над ролью пейзажного описания. Читают  по ролям.

09.11

У-с.141-148

Т.-с.55-57

28-29

Шведская сказка

«Принцесса-лгунья».

Читают  правильно  и  выразительно. Читают выборочно. Определяют   мотивацию поведения персонажей. Характеризуют персонажей. Определяют и обосновывают  личное отношение к персонажам.

Выявляют  причинно-следственные связи. Составляют    перечень вопросов к произведению. Иллюстрируют  прочитанное. Читают  по ролям.

11.11

14.11

У-с.149-163

Т.-с.58-59

30

 Л. Пантелеев

«Честное слово».

Читают  правильно  и  выразительно. Читают выборочно. Определяют   и характеризуют  образ  рассказчика. Определяют   мотивацию поведения персонажей. Характеризуют персонажей. Определяют и обосновывают  личное отношение к персонажам. Определяют отношение автора к персонажам. Выявляют  причинно-следственные связи событий. Выявляют  подтекст. Определяют идею произведения.  Соотносят  пословицы с произведением. Озаглавливают   части текста.  Составляют  план. Читают  по ролям. Инсценируют  прочитанное. Составляют   текст-рассуждение

16.11

У-с.164-173

Т.-с.60-61

Учебная  тема:  Ежели вы вежливы... (2 ч.)

31

C. Маршак «Урок вежливости»;  

И. Пивоварова «Вежливый ослик»;

Б. Заходер «Очень вежливый Индюк».

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Характеризуют  главного персонажа. Определяют     отношение автора   к персонажам. Высказывают  и обосновывают  свое   мнение относительно  прочитанного.  Выявляют подтекст.   Сравнивают  персонажей разных произведений.

18.11

У-с.174-180

Т.-с.62-63

32

В. Осеева «Волшебное слово».

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Прогнозируют читаемое. Отвечают на вопросы  к произведению. Выявляют  причинно-следственные связи. Определяют  идею произведения.  Выделяют  эпизоды из  текста. Соотносят  пословицы с прочитанным произведением.

Пересказывают. Читают по ролям. Инсценируют. Составляют  собственное высказывание.

21.11

У-с.180-186

Т.-с.64-68

Учебная  тема:  Снег летает и сверкает... (6 ч.)

33

С. Есенин «Берёза»*;

 М. Пришвин «Деревья в лесу».

И. Никитин «Весело сияет месяц  над  селом...»;  

Прогнозируют  характер текста перед чтением. Читают, молча и выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  эпитета     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  сравнения     в художественно организованной речи.

 Наблюдают  за использованием  метафоры (без термина)     в художественно организованной речи. Словесно иллюстрируют прочитанное. Заучивают  наизусть. Составляют  предложения на заданную тему, используя языковые средства выразительности.

23.11

Часть 2

У-с.3-9

34

А. С. Пушкин «Зимний вечер»,

 А. Блок «Ветхая избушка»;

Читают, молча и выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста.

Характеризуют  место  действия. Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  эпитета     в художественно организованной речи.

Наблюдают  за использованием  сравнения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  глаголов     в художественно организованной речи. Словесно иллюстрируют прочитанное.

25.11

У-с.10-14

Т.-с.69

35

И. Суриков «Детство»,

З. Александрова «Снежок»*;  Саша Чёрный «На коньках».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают  за использованием  эпитета     в художественно организованной речи. Наблюдают  за точность использования слов   в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  метафоры     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  художественного повтора     в поэтическом тексте. Наблюдают  за использованием  сравнения     в художественно организованной речи. Подбирают   сравнения  на заданную тему.

Соотносят  иллюстрации с фрагментами текстов. Иллюстрируют  прочитанное.

28.11

У-с.15-22

Т.-с.70-73

36

B. Драгунский

«Кот в сапогах».

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Определяют  и характеризуют  рассказчика в повествовательном тексте. Отвечают на вопросы  к произведению. Выявляют  причинно-следственные связи. Выделяют  эпизоды из  текста. Соотносят иллюстрацию с эпизодом произведения. Определяют жанр произведения. Читают по ролям. Инсценируют. Иллюстрируют.

30.11

У-с.22-30

Т.-с.74

37

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*;  

К. Бальмонт «Снежинка»;  

С. Есенин «Пороша».

Читают, молча и выразительно  вслух. Читают выборочно.

Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Характеризуют  лирического героя стихотворения. Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  эпитета     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  сравнения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  метафоры (без термина)     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  глаголов в художественно организованной речи. Составляют  партитуру для выразительного чтения. Словесно иллюстрируют прочитанное.

Заучивают  наизусть.

02.12

У-с.31-35

Т.-с.75-77

38

С. Есенин «Поёт зима, аукает...»;

Обобщение. «Книги о зиме».

Читают, молча и выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста.

Выделяют картины (микротемы). Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  эпитета     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  сравнения     в художественно организованной речи. Создают сочинение по картине. Находят   и читают  книги    по заданной теме.

05.12

У-с.36-38

Т.-с.77-80

Учебная  тема:   Каждый своё получил  (13 ч.)

39

Эстонская сказка  

«Каждый своё получил».

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Анализируют заголовок произведения с целью выявления  его соответствия идейному  содержанию текста. Определяют  отношение к  персонажам. Наблюдают   использование приема противопоставления. Наблюдают  художественное своеобразие     народных волшебных сказок, в том числе  особенности их построения. Выявляют   идею произведения.  Определяют   и обосновывают  тип   народной сказки.

07.12

У-с.39-44

40

Латышская сказка «Два брата».

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Анализируют заголовок произведения с целью выявления  его соответствия идейному  содержанию текста. Определяют  отношение к  персонажам. Наблюдают   использование приема противопоставления. Наблюдают  художественное своеобразие     народных волшебных сказок, в том числе  особенности их построения. Выявляют   идею произведения. Выявляют  сюжет народной сказки. Определяют   и обосновывают  тип   народной сказки. Создают  текст по заданным параметрам. Сравнивают  произведения.

09.12

У-с.45-48

41

Ю. Ярмыш

«Добрый Клён», «Озеро»;

узбекская  сказка «Черепаха и скорпион».

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют  отношение к  персонажам. Выявляют   идею произведения.  Соотносят  пословицы с текстом. Определяют   и обосновывают  тип   народной сказки. Читают по ролям.

12.12

У-с.49-56

Т.-с.81-83

42

И. Крылов «Чиж и Голубь»*;  Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».

Читают вслух осмысленно, правильно  и выразительно. Читают  выборочно. Отвечают на вопросы к тексту. Характеризуют персонажей. Определяют  личное  отношение к  персонажам. Выявляют причинно-следственные связи. Выявляют   идею произведения (мораль). Соотносят  пословицы с текстом. Создают  текст на  заданную  мораль.   Читают  по ролям. Сравнивают  произведения по их идейному содержанию. Заучивают  наизусть.

14.12

У-с.57-60

43

Г. Ладонщиков «В старой сказке»;

русская народная сказка «Баба-Яга».

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют  мотивацию персонажей. Характеризуют персонажей. Пересказывают прочитанное от иного лица. Читают по ролям. Иллюстрируют прочитанное.

16.12

У-с.61-68

Т.-с.84-85

44

Русская народная сказка  «Падчерица и  мачехина дочка».

Читают молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Наблюдают  использование художественного приема противопоставления. Делают  сопоставительную  характеристику  персонажей. Иллюстрируют прочитанное (словесно). Сравнивают  произведения. Находят и читают  книги по заданной теме. Готовят  презентацию книги.

19.12

25.12

У-с.69-72

Т.-с.86-87

45

Книги по  теме «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших».

Читают  выразительно  вслух. Читают выборочно. Характеризуют  персонажей. Сравнивают  произведения. Классифицируют книги.

Делают  презентацию книги.

21.12

25.12

У-с.73

46

Б. Заходер

«Серая Звёздочка».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Выявляют  и анализируют  образ рассказчика. Определяют   личное отношение к персонажам. Характеризуют  персонажей. Определяют  и формулируют тему произведения. Выявляют   идею произведения.  Анализируют  особенности построения произведения. Читают  по ролям.

23.12

27.12

У-с.74-85

Т.-с.88-89

47

Английская сказка

«Хромая Молли».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей. Выявляют  причинно-следственные связи событий. Выявляют   сюжетную линию произведения. Определяют   идею произведения.

Делают    творческий пересказ    (от иного лица). Иллюстрируют  прочитанное. Определяют   тип  народной  сказки. Создают  текст по заданным параметрам.

26.12

27.12

У-с.86-95

Т.-с.90-91

48

Чешская сказка «Златовласка».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей. Выявляют  причинно-следственные связи событий. Определяют   тему произведения. Определяют   идею произведения.  Определяют   тип  народной  сказки. Наблюдают над особенностями  волшебных сказок.

 11.01

13.01

У-с.96-112

Т.-с.92-94

49-50

Итальянская сказка

«Дары феи Кренского   озера».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей.

Выявляют  причинно-следственные связи событий. Определяют микротему эпизода. Определяют   идею произведения.  Делают   выборочный   пересказ. Делают   творческий пересказ. Иллюстрируют  прочитанное. Читают  по ролям. Инсценируют. Составляют   высказывание в качестве дополнения текста. Находят  и читают  книги по заданной теме. Составляют    высказывание о прочитанном произведении.

13.01.

16.01.

У-с.113-134

Т.-с.94-96

51

Книги по теме «Волшебные литературные сказки».

Ю. Мориц «Песенка про сказку»; обобщение.

Сравнивают  произведения. Классифицируют книги. Делают  сообщение  

о  прочитанном произведении. Читают выразительно вслух. Определяют   тему текста. Выявляют   идею произведения.  Наблюдают над  особенностями  синтаксической  организации  текста.  Наблюдают над  особенностями  построения стихотворного   текста.  Отвечают на вопросы обобщающего характера к прочитанным книгам. Определяют  жанр произведения. Определяют  авторскую принадлежность  произведения (народное, литературное). Определяют  тип сказки. Иллюстрируют  прочитанное (музыкальное иллюстрирование). Пересказывают  прочитанное.

 18.01.

У-с.134-137

Учебная тема: Жизнь дана на добрые дела (4 ч.)

52

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»;

X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   личное отношение к персонажам.

Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей.

Выявляют  причинно-следственные связи событий. Выделяют эпизод.

Определяют   идею произведения.  Наблюдают за использованием художественного повтора. Делают    творческий пересказ    (от иного лица). Иллюстрируют  прочитанное (словесно). Читают по ролям.

20.01

У-с.138-147

53

X. К. Андерсен «Ель».

Читают, молча и вслух.  Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей. Выявляют  причинно-следственные связи событий. Определяют   идею произведения.  Наблюдают  за использованием такого  средства  языковой выразительности, как  художественный повтор.  Делают    творческий пересказ    (от иного лица). Иллюстрируют  прочитанное. Создают  текст по заданным параметрам.

23.01

У-с.148-164

Т.-с.97-100

54

Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Расширяют  словарный запас. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей. Выявляют  причинно следственные связи событий. Определяют   идею произведения.  Выявляют  ключевые слова. Выделяют  эпизод. Читают  по ролям. Иллюстрируют  прочитанное. Создают  текст по заданным параметрам.

25.01

У-с.165-177

Т.-с.100-103

55

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»;

обобщение.

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют  эмоциональный характер текста. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей. Выявляют  причинно-следственные связи событий. Определяют   идею произведения.  Читают  по ролям. Иллюстрируют  прочитанное. Создают  текст-повествование  на  заданную тему. Делятся со сверстниками читательским  опытом.

27.01

У-с.178-184

Т.-с.103-112

Учебная тема: За доброе дело стой смело (8 ч.)

56-57

Русская народная сказка  «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей. Определяют   идею произведения.  Выявляют   художественные особенности  народной сказки (построения, языка).

Определяют   тип  народной  сказки.

30.01

01.02

Часть3

У-с.3-19

Т.№2 -

с.3-7

58

Н. Артюхова «Трусиха»;   Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк».

Читают, молча и вслух. Прогнозируют  читаемое. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей. Определяют   идею произведения.  Составляют  план. Соотносят пословицы с текстом. Иллюстрируют прочитанное (графически и словесно). Определяют   жанр произведения. Сравнивают   произведения. Создают   продолжение  текста.

3.02

У-с.20-25

Т.-с.8-11

59-60

Б. Полевой «Последний день Матвея  Кузьмина».

Читают, молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Расширяют  словарный запас. Характеризуют   персонажей. Выявляют  причинно-следственные связи. Выявляют  идею  произведения. Соотносят  пословицы с текстом. Знакомятся с произведением  нового жанра.

06.02

08.02

У-с.26-36

Т.-с.12--14

61

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»;

 C. Баруздин  «Страшный клад».

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Анализируют  заглавие произведения. Определяют  эмоциональное состояние  лирического героя.   Характеризуют образ   лирического героя. Наблюдают  за использованием такого  средства  языковой выразительности, как  художественный повтор.  Выделяют    в тексте, определяют    роль  в художественной речи.  Составляют  цитатный план. Словесно  иллюстрируют прочитанное. Находят  и читают  книги по заданной теме.

10.02

У-с.37-41

Т.-с.14-17

62

С. Маршак

«Рассказ о неизвестном  герое»

Читают, молча и выразительно вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Выявляют  мотивацию персонажа. Характеризуют   персонажей. Выявляют  причинно-следственные связи.

Выявляют  идею  произведения. Наблюдают  за использованием такого  средства  языковой выразительности, как  художественный повтор.  

Наблюдают  над особенностями построения текста. Сравнивают  персонажей разных произведений. Определяют  жанр литературного  произведения. Сопоставляют   жанры. Составляют  партитуру для выразительного чтения. Ориентируются в книгах.

13.02

У-с.42-49

Т.-с.18-19

63

 «Книги о подвигах». Обобщение.

Читают  выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы обобщающего характера. Характеризуют  персонажей. Сравнивают  произведения. Классифицируют книги. Делают  сообщение  о  прочитанном.

15.02

Учебная тема: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (11 ч.)

64

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»;

Б. Емельянов «Мамины руки».

Читают  правильно  и  выразительно. Читают выборочно. Анализируют  заглавие произведения. Определяют  мотивацию персонажей.

Характеризуют   персонажей. Выявляют  причинно-следственные связи.

Выявляют  подтекст. Определяют  тему текста. Выявляют   идею произведения. Определяют   жанр произведения. Сравнивают   персонажей из разных произведений. Создают   продолжение  текста.

17.02

У-с.50-56

Т.-с.20-21

65

Л. Яковлев «Альбом фотографий»;  

Л. Квитко «Бабушкины руки»;   В. Драгунский «...Бы».

Читают  правильно  и  выразительно. Читают выборочно. Анализируют  заглавие произведения. Определяют  эмоциональный  характер текста.

Определяют  и   характеризуют   образ рассказчика. Наблюдают над художественным своеобразием произведения. Определяют   жанр произведения. Сравнивают     произведения. Сочиняют     текст на заданную тему.

20.02

У-с.57-65

Т.-с.22-23

66

Н. Артюхова «Трудный вечер».

Читают  правильно  и  выразительно. Читают выборочно. Отвечают на вопросы к тексту. Определяют  и аргументируют свое отношение к прочитанному. Определяют  тему текста. Выявляют   идею произведения.  Рассуждают на заданную тему.

22.02

У-с.66-71

67

М. Зощенко «Золотые слова»;  «Книги

М. Зощенко о детях».

Читают  правильно  и  выразительно. Читают выборочно. Анализируют  заглавие произведения. Определяют   и характеризуют  образ рассказчика.  Выявляют   идею произведения.  Наблюдают  над художественным своеобразием произведения. Читают  по ролям. Создают   небольшой   текст. Находят  и читают   книги по заданной теме. Делают  презентацию книги.

24.02

У-с.72-84

Т.-с.24-27

68

 Адыгейская сказка

«Девочка-птичка».

Читают молча и вслух. Отвечают на вопросы  к произведению. Расширяют  словарный запас. Определяют  эмоциональный характер текста. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   идею произведения.  Создают   продолжение прочитанного  текста  по заданному параметру.

27.02

У-с.85-91

Т.-с.28

69-70

Испанская сказка

«Птица-Правда».

Читают, молча и вслух. Отвечают на вопросы  к произведению.

Расширяют  словарный запас. Определяют  эмоциональный характер текста. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   идею произведения.  Наблюдают  над использованием приема противопоставления. Наблюдают  над   сравнением  в художественно организованной речи. Определяют  тип   сказки. Делают художественный частичный пересказ. Сравнивают  произведения одной тематики. Иллюстрируют  прочитанное. Читают  по ролям.

29.02

02.03

У-с.92-116

Т.-с.29-35

71-72

A. Платонов «Разноцветная бабочка».

Читают, молча и вслух. Отвечают на вопросы  к произведению.

Расширяют  словарный запас. Определяют   личное отношение к персонажам. Характеризуют  персонажа. Выявляют  подтекст. Выявляют  причинно-следственные связи. Определяют   идею произведения.  Наблюдают  над  использованием выразительных языковых средств  в художественно организованной речи. Иллюстрируют  прочитанное.

05.03

07.03

У-с.117-132

Т.-с.36-37

73

Русская народная сказка  «Подземные царства».

Читают, молча и вслух. Отвечают на вопросы  к произведению. Расширяют  словарный запас. Характеризуют персонаж. Определяют   тему текста. Определяют   идею произведения.  Наблюдают  над использованием  языковых средств выразительности  в художественно организованной речи. Наблюдают  над особенностями построения народной волшебной  сказки. Соотносят   иллюстрацию с эпизодом произведения. Озаглавливают  эпизод. Иллюстрируют  прочитанное. Составляют  рассказ по картине.

09.03

У-с.133-145

Т.-с.38-40

74

 «Книги о семье»; обобщение.

Читают  выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы обобщающего характера. Характеризуют  персонажей. Выразительно декламируют стихотворные произведения. Сравнивают  произведения. Классифицируют книги. Делают  сообщение  о  прочитанном.

12.03

Учебная  тема: Весна идет, весне дорогу!.. (8 ч.)

75

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*;  

М. Пришвин «Капля и камень».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют  мотивацию персонажа. Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  глаголов     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  повтора     в художественно организованной речи. Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Заучивают  наизусть.

14.03

У-с.146-149

Т.-с.41-43

76

 В. Железников «Три ветки мимозы»;

И. Северянин  «Отчего?».

Читают   выразительно  вслух. Отвечают на вопросы  к произведениям.

Определяют  рассказчика в повествовательном тексте. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют  своё отношение к персонажу. Определяют  мотивацию персонажа. Характеризуют персонаж. Словесно   иллюстрируют прочитанное.

16.03

У-с.150-154

Т.-с.44

77

Г. Новицкая «Подснежник»;   B. Берестов «Мать-и-мачеха»;  

Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая   холодами...».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют  тему  произведения. Озаглавливают  текст. Наблюдают  за использованием  метафоры    в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  эпитетов     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  антонимов     в художественно организованной речи. Обогащают  словарный запас. Сравнивают  произведения. Различают  типы текстов (повествование, рассуждение, описание).

19.03

У-с.155-159

Т.-с.45

   78

А. Плещеев   «Весна»  

(«Песни жаворонков

снова...»);  

К. Паустовский «Стальное колечко».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют  мотивацию персонажа. Характеризуют персонаж. Определяют  идею произведения.  Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи, за использованием  глагола     в художественно организованной речи. Обогащают  словарный запас. Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Создают текст в виде продолжения прочитанного

30.03

У-с.160-173

Т.-с.46-47

79

А. Майков «Ласточка примчалась...»;  

А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*;  

А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи, за использованием  метафоры     в художественно организованной речи. Наблюдают  за своеобразием синтаксического построения текста. Составляют  партитуру для выразительного чтения. Сравнивают произведения. Словесно и графически иллюстрируют прочитанное. Заучивают  наизусть.

02.04

У-с.174-177

Т.-с.48-50

80

А. Чехов «Весной»;  

 Я. Аким «Апрель».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста.

Наблюдают  за использованием  метафоры     в художественно организованной речи. Словесно   иллюстрируют прочитанное. Ищут  и читают книги по заданной теме. Делают аннотацию книги.

04.04

У-с.177-181

Т.-с.51

   81

А. Блок «Вербочки»;  

Л. Чарская «Дивные звуки»;

Е. Благинина «Черёмуха».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  эпитета    в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием художественного повтора. Обогащают  словарный запас.Словесно   иллюстрируют прочитанное. Читают  по ролям.

06.04

У-с.182-185

82

«Книги о весне»;  обобщение.

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Наблюдают над  средствами языковой выразительности. Отвечают на вопросы   к прочитанным произведениям. Аннотируют  прочитанное произведение.

Заучивают  наизусть. Иллюстрируют. Классифицируют книги, находящиеся на выставке. Выразительно декламируют  стихотворения.

09.04

Т.-с.52-53

Учебная  тема: Любовь — волшебная страна (10 ч.)

83-84

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»;

 Н. Вагнер «Сказка».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Анализируют заглавие произведения. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   мотивацию  персонажей.

Характеризуют  персонажей. Выявляют  причинно-следственные связи событий. Выявляют   роль пейзажа в тексте. Определяют   идею произведения. Наблюдают  за использованием    тавтологического повтора, эпитетов, метафоры, сравнений, сказочных  слов  и оборотов речи,  приема противопоставления.

Наблюдают  за выразительностью  использования   глаголов. Иллюстрируют  прочитанное (словесно). Создают  продолжение  текста в стилистике произведения.  

11.04

13.04

Часть 4

У-с.3-29

Т.-с.54-57

85

Братья Гримм «Рапунцель»

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Выявляют   элементы развития действия. Определяют   идею произведения.  Делают    творческий пересказ    (от иного лица). Соотносят иллюстрацию с эпизодом. Озаглавливают  эпизод. Сравнивают  произведения.

16.04

У-с.30-38

86

Французская сказка «Красавица и    чудовище».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Пополняют  словарный запас. Делают  сопоставительную  характеристику   персонажей. Наблюдают  над  применением приема противопоставления в тексте. Определяют   идею произведения.  Выявляют  элементы развития действия. Делают художественный  творческий пересказ    (от иного лица). Иллюстрируют  прочитанное  (словесно и графически). Сочиняют  продолжение  текста.  

18.04

У-с.39-52

Т.-с.58-64

87

X. К. Андерсен «Ромашка».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют  эмоциональный характер произведения.

Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей и их взаимоотношения. Определяют   идею произведения.  Наблюдают  над использованием   средств языковой выразительности. Иллюстрируют  прочитанное.

20.04

У-с.53-60

Т.-с.65-68

88

Ш. Сильверстайн

«Щедрое дерево».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   личное отношение к персонажам. Выявляют  подтекст. Определяют   идею произведения. Читают по ролям.  Создают  текст-рассуждение.  

23.04

У-с.61-66

Т.-с.69-71

89-90

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   мотивацию  персонажей. Характеризуют  персонажей. Выявляют  фабулу. Определяют  тему. Определяют   идею произведения.  Выделяют эпизод. Выявляют      языковые особенности  народной волшебной сказки (повторы, эпитеты,  устойчивые сказочные выражения). Выявляют     особенности  построения народной волшебной сказки. Иллюстрируют  прочитанное. Читают  по ролям. Пересказывают  прочитанное.  Находят  и читают  книги по заданным параметрам. Составляют  рассказ о персонаже.

25.04

27.04

У-с.67-88

Т.-с.72-77

   91

Польская сказка

«Каменный Принц и Прекрасная Померанца».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Характеризуют  персонажей. Определяют   идею произведения.  Наблюдают  над особенностями построения текста. Выявляют   элементы развития действия. Иллюстрируют  прочитанное (словесно и графически). Читать по ролям.

30.04

У-с.89-103

Т.-с.78-80

92

 «Книги о прекрасных женщинах»;

А. Фет «Облаком волнистым...»;  

И. Тургенев «Воробей».

Читают  выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы обобщающего характера. Определяют эмоциональное состояние лирического героя, персонажа. Характеризуют  персонажей. Выявляют   отношение автора к персонажу. Определяют  идею произведения. Наблюдают  над  использованием   средств языковой выразительности. Иллюстрируют  (словесно) прочитанное.

Выразительно декламируют стихотворные произведения. Сравнивают  произведения. Классифицируют книги. Делают  сообщение  о  прочитанном. Заучивают наизусть.

04.05

У-с.104-107

Т.-с.81

Учебная тема: Чудесное — рядом (10 ч.)

93

Р. Сеф «Чудо»;

А. Прокофьев «Люблю берёзку  русскую...»;  

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют  идею произведения.  Наблюдают  за использованием  олицетворения     в художественно организованной речи. Наблюдают  за использованием  эпитетов   в художественно организованной речи. Обогащают  словарный запас. Составляют  партитуру для выразительного чтения. Пересказывают  прочитанное  от иного лица. Создают  сочинение по картине. Сравнивают   типы  речи. Ориентируются в книге.

07.05

У-с.108-112

Т.-с.82-85

94

Паустовский

«Заботливый цветок».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют  эмоциональное состояние   персонажа.        Выявляют  подтекст. Иллюстрируют прочитанное. Заучивают  наизусть. Сопоставляют  произведения, посвященные одной теме. Составляют  текст-рассуждение на заданную тему.

11.05

У-с.113-122

Т.-с.85

95

В. Жуковский «Родного неба милый  свет...»*;

С. Маршак «О том, как хороша природа»;

Н. Абрамцева «Радуга».

Читают   выразительно  вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведениям. Определяют эмоциональный характер текста.

Определяют  эмоциональное состояние   персонажа.        Выявляют  подтекст. Иллюстрируют прочитанное. Заучивают  наизусть. Сопоставляют  произведения, посвященные одной теме. Составляют  текст-рассуждение на заданную тему.

14.05

У-с.122-131

Т.-с.86-88

96

Ю. Могутин

«Берег бродячих   камешков»;

 М. Пришвин «Дятел»;  

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Прогнозируют  читаемое.

Отвечают на вопросы  к произведению. Формируют  контекстный способ чтения. Определяют  и характеризуют  образ рассказчика. Определяют   личное отношение к персонажам. Определяют   эмоциональное состояние  персонажей. Характеризуют  персонажей. Наблюдают  за использованием   средств языковой выразительности. Выделяют эпизод. Озаглавливают   эпизод. Пополняют  словарный запас. Ориентируются в книгах.

Создают   текст на основе своего жизненного опыта.

16.05

У-с.132-140

Т.-с.89--90

97

В. Астафьев

«Стрижонок Скрип».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Пополняют  словарный запас. Определяют  личное отношение к персонажам. Характеризуют  персонаж. Делают  сопоставительную  характеристику   персонажей. Наблюдают  над  применением приема противопоставления в тексте. Определяют   идею произведения.  Цитируют. Определяют   жанр. Иллюстрируют  прочитанное. Читают  по ролям. Инсценируют. Сочиняют  продолжение  текста.    Находят  и читают  книги  по заданной теме. Готовятся к  презентации  книги.

18.05

У-с.141-155

Т.-с.91

98

О. Дриз «Счастье»;

Б. Заходер «Что красивей всего?»;  

Читают  выразительно   вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Анализируют  заголовок текста. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют  тему.  Определяют  идею произведения. Учат  наизусть стихотворный текст.

21.05

У-с.156-159
Т.-с.91

99-100  

Белорусская сказка

«Музыка-чародейник».

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Наблюдают над  средствами языковой выразительности. Отвечают на вопросы   к прочитанным произведениям. Заучивают  наизусть. Иллюстрируют. Классифицируют книги, находящиеся на выставке. Выразительно декламируют  стихотворения. Делают  презентацию книги. Составляют  текст-рассуждение.

23.05

 

У-с.160-169

Т.-с.92-93

101-102

Итальянская сказка

«Тайна Флорио».

Читают, молча и вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Пополняют  словарный запас. Определяют  личное отношение к персонажам. Характеризуют  персонаж. Делают сопоставительную  характеристику   персонажей. Наблюдают  над  применением приема противопоставления в тексте. Определяют   идею произведения.  Цитируют. Определяют   жанр. Иллюстрируют  прочитанное. Читают  по ролям. Инсценируют. Сочиняют  продолжение  текста.   Находят  и читают  книги  по заданной теме. Готовятся к  презентации  книги.

25.05

У-с.170-183

Т.-с.94

 103-104

И. Мазнин «Давайте дружить»;  Ю. Ким «Летучий ковёр»;  В. Шефнер «Миг».

Читают  выразительно   вслух. Читают выборочно. Отвечают на вопросы  к произведению. Анализируют  заголовок текста. Определяют эмоциональный характер текста. Определяют  тему.  Определяют  идею произведения. Учат  наизусть стихотворный текст.

28.05

У-с.184-187

105

Тема «Книги об обыкновенных чудесах»

Читают выразительно вслух. Читают выборочно. Наблюдают над  средствами языковой выразительности. Отвечают на вопросы   к прочитанным произведениям. Заучивают  наизусть. Иллюстрируют.

Классифицируют книги, находящиеся на выставке. Выразительно декламируют  стихотворения. Делают  презентацию книги.

30.05

Т.-с.95


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...