Главные вкладки

    Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Писатели России 19 века"
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Урок -обощения по поризведениям и биографии Жуковского, Крылова, Лермонтова и Пушкина, метапредметные связи с уроком ИЗО, Работа в группах, получен реальный продукт.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка открытого  урока по литературному чтению в 4 – ом классе.

    Тема: Писатели  XIX века.

    Тип урока – урок – игра систематизации и обобщения знаний.

    УМК: «Начальная школа XXIвек»

    Цели: создать условия  для демонстрации знаний учащихся по пройденной теме, приобретённых как на уроках, так и самостоятельно.

    Задачи: Обучающие – проверить и обобщить знания детей о творчестве и биографии писателей 19 века – Жуковском В. А., Пушкине А. С., Лермонтове М. Ю., Крылове И. А.. а так же проверить уровень усвоения пройденных произведений.

    Развивающие –  развивать культуру речи; эмоционально – нравственную сферу детей; развитие интереса к чтению, творческое воображение.

    Воспитывающие – чувство коллектива, взаимопомощи и взаимоподдержки; воспитывать культуру поведения.

    Оснащение и подготовительная работа – иллюстрации, изготовленные детьми дома и на уроках ИЗО, страницы с текстами пройденных произведений, таблички с фамилиями писателей и заголовками произведений, степлер, фигуры из цветной бумаги по жанрам и тематике произведений, карандаши, фломастеры, проектор, экран, компьютер, презентация; дети заранее делятся на группы по результатам жеребьёвки, выбирают капитана - главного редактора и название своей команде – издательству: «Фиксики», «Барбоскины», «Формула стиля», медали «Лучшему работнику книжного издательства»

    Педагогические технологии, методы и приёмы – групповой метод работы, деятельностный подход, игровые технологии.

    Планируемые результаты:

    Предметные: расширить представление о производс0тве книги

    Личностные – формирование чувств уважения к своей культуре, чувства патриотизма и принадлежности к русскому народу, формирование мотивации к самообучению.

    УУД: познавательные – анализирует, сравнивает, обобщает

    Регулятивные – планирование деятельности, самоконтроль, взаимоконтроль, само – и взаимооценка

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли, своё отношение к изученным произведениям, к писателям, написавшим эти произведения, умение договариваться друг с другом

    Ход урока

    Этапы

    оснащение

    Деятельность учителя

    Деятельность деетй

    1.Мотивация к учебной деятельности.

    Приветствие

    Приветствие

    2. Сообщение темы и целей урока

    Слайд1

    Ребята! Посмотрите на экран и скажите, кого вы узнаёте на экране?

    Догадались ли вы, что мы будем делать на этом уроке?

    Посмотрите ещё раз, на те вещи, которые вы приготовили к уроку и подумайте, что ещё мы сделаем на нашем уроке?

    А теперь скажите, как мы это сделаем?

    Фиксирую план на доске.

    На экране мы видим портреты таких великих писателей, как  Жуковский В. А., Пушкин А. С., Лермонтов М. Ю., Крылов И. А..

    Мы будем повторять творчество и биографии этих великих писателей.

    Мы будем работать как в книжном издательстве и сделаем книжку – самоделку по пройденным произведениям.

    Повторим биографию писателей, их произведения, вспомним как работает книжное издательство и соберём книгу.

    Работа по теме урока. Литературная разминка. ( актуализация опорных знаний)

    Слайд 2

    Фигуры из цветной бумаги.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Итак начинаем литературную разминку. Вам нужно назвать произведение, отрывок из которого я вам прочитаю.

    Читаю.

    Называют заголовок произведения, жанр и тематику показывают фигурой.

    «И. И. Пущину» А.С. Пушкин, стихотворение о человеке – жёлтый треугольник.

    «Спящая царевна» В.А. Жуковский, сказка о волшебстве – фиолетовый круг.

    «Ашик - Кериб» М.Ю. Лермонтов, сказка о волшебстве и о людях – круг жёлтый и фиолетовый.

    «Осёл и соловей» И.А. Крылов – басня

    Коричневый перевёрнутый треугольник.

    Конкурс «Знатоки биографии» (обобщение и систематизация знаний- воспроизведение знаний на новом уровне)

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Задаю вопросы:

    1) Кто из представленных авторов, был незаконнорожденным ребёнком в семье и не унаследовал фамилии своего настоящего отца?

    Пояснения учителя:Незаконнорождённый сын помещика Афанасия Ивановича Бунина (1716—1791) и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой; ум. 1811), привезённой в 1770 году крепостными Бунина, участниками русско-турецкой войны, из-под крепости Бендеры (по другим данным, была взята в плен майором К. Муфелем, отдавшим её на воспитание Бунину). Фамилию свою ребёнок получил от жившего в имении бедного белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского.

    Дают ответы

    Проверяют себя по слайду 8

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд13

    Слайд 14

    Слайд15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    2) Назови фамилию человека, убившего М. Ю. Лермонтова?

    3) Какая родственница А. С. Пушкина являлась родственницей  А.П. Ганнибала?

    4) Именно к этому человеку, после смерти А. С. Пушкина, попала одежда погибшего поэта, а уже от него к  В. И. Далю. О ком идёт речь?

    5) В. А. Жуковский в свою очередь закончил  Московский университетский благородный пансион, а кому из авторов не удалось закончить это учебное заведение?

    6) Назовите фамилию человека, которого А. С. Пушкин вызвал на дуэль, именно он нанёс поэту смертельную рану.

    7)Этот автор известен не только своими литературными произведениями, но и произведениями живописи – пейзажами Кавказа. О ком идёт речь?

    8) Кто или что послужило поводом для дуэли А. С. Пушкина и Дантеса.

    9) Кто из авторов родился в бедной семье и не имел возможности учиться?

    Он родился в бедной семье и поэтому образование, которое он получил, он приобретал самостоятельно. Он самостоятельно изучал языки, занимался математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. В юности он работал судебным подканцеляристом, где и познакомился с судебным беспределом, взяточничеством и наговорами. Этот неприятный опыт стал основой его сатирического творчества.

    Отвечают, самопроверка по слайду 10 (Мартынов.)

    Отвечают, самопроверка по слайду 11 – мать, Надежда Осиповна Ганнибал.

     Это В.А. Жуковский, самопроверка, слайд 13

    Московский университетский благородный пансион не удалось закончить М. Ю. Лермонтову., самопроверка слайд 15

    Дантес. Объясняют подробности, самопроверка слайд 16

    Этот автор – М. Ю. Лермонтов. С его пейзажами мы знакомились на уроках ИЗО., самопроверка слайд 18

    Поводом послужило общение супруги Александра Сергеевича Натальи Гончаровой и Дантеса, самопроверка слайд 19

    И.А. Крылов

    Физминутка - выполняем движения под стихотворение А.С. Пушкина

    Создатель книги( применение знаний и умений в новой ситуации)

    Контроль усвоения знаний, обсуждения и коррекции ошибок.

    Иллюстрации детей, степлер, фигуры, клей

    Помощь в работе со степлером!!!

    Ребята! Какие пункты плана мы уже выполнили?

    Что осталось сделать?

    Кто главный в издательстве?

    Почему?

    Кто ваши редакторы?

     А теперь внимание!!!

    Каждая команда будет готовить книгу по заказу и только одного автора, заказы лежат на моём столе. Капитаны подойдут и возьмут заказы в конвертах.

    Какой заказ достался?

    Что нужно сделать если у вас нет нужных иллюстраций?

    Чего ещё не хватает?

    Где возьмёте?

    А страницы и недостающие картинки я предлагаю вам купить у наших гостей, а рассчитаться вам необходимо тем, что вы каждый день получаете в школе. Чем же?

    Да! Для того чтобы получить недос-тающие страницы, вам нужно подойти к учителю, около которого стоит табличка с именем того же автора что и у вас в конверте. Каждый участник издательства должен выплатить свою часть знаний, то есть ответить должны все. Вы можете читать произведения наизусть или рассказывать какие – либо факты из биографии вашего автора.

    Контролирую, оказываю помощь в случае необходимости.

    Повторили биографию писателей и некоторые произведения.

    Вспомнить как работает книжное издательство и собрать книгу.

    Редактор.

    Он редактирует, то есть исправляет ошибки.

    Называют капитанов – редакторов и название издательств.

    Капитаны берут конверты.

    Объясняют

    Поменяться. (меняются)

    Обложки и страниц.

    Обложку сделаем…

    Знаньями.

    Каждая группа, совещается, подходит к своему учителю – гостю урока и «выкупает страницы». После этого дети отправляются на свои места и собирают книгу.

    Рефлексия

    Готовые книги

    Итак, прошу издательства представить свои  книжные издательства.

    Ребята, посмотрите на наш план, всё ли удалось выполнить? Какие новые знания вы получили на этом уроке? Что понравилось больше всего? Да, у вас получились очень хорошие книжки, а какую пользу они могут принести?

    Большое вам спасибо за урок и ребята вам тоже скажут спасибо за ваши книжки! А я за вашу работу хочу вручить вам медали за труд, с надписью «Лучшим работникам книжного издательства»!

    Презентуют свои книги: «Наша книга называется…, она содержит такие произведения или произведение как…, книгу выпустило книжное издательство…называют себя»

    Рассуждают…

    Да.

    Рассуждают, высказывают своё мнение.

    Их могут прочитать ребята из младших классов, их можно унести в библиотеку.

    После звонка дети дарят свои книги ученикам младших классов.

                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

    Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

    Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Начальная школа ХХI века» Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

    Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Начальная школа ХХI века»Тема: Урок литературного слушания,  Х.-К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»Класс: 2...

    Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»»

          Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой по теме «И.Панькин «Легенда о матерях»» п...

    Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников "Начальная школа 21 века" по теме Н. Сладков " Эхо", 2 класс .

    Урок изучающего чтения рассказа Н. Сладкова "Эхо" с богатым игровым материалом в формате notebook , который позволяет сделать урок  интересным, динамичным, красочным. Весёлая физкультминутка позв...

    Материал из опыта работы методическая разработка урока по литературному чтению на тему: «Учимся уму-разуму Е. Ильина «Шум и шумок»Знакомство с буквой Л (л).1 класс по программе «Начальная школа XXI века»

    Материал содержит описание урока и презентацию к уроку по программе «Начальная школа  XXI века»Цель: создать условия для знакомства  детей с буквами Л, л обозначающими согласные звуки...

    Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

    Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

    Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века

    Методическая разработка урока по литературному чтению 3 класс тема урока: А. С. Пушкин  «Зимний вечер» УМК Школа XXI Века...