Формирование читательской компетентности младших школьников
учебно-методический материал по теме

Учитель начальных классов

Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.
                            Сесиль Лупан

«Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности,  заинтересуй его ею. 

Лев Семенович Выготский

 Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь!

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у ребенка читательской компетентности, которая  является фундаментом всего последующего образования.

Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении правильном, осознанном, быстром.

Поэтому, овладение учеником читательской компетентностью  – важная задача, стоящая перед учителем.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezginova_formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.pptx556.18 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_1.doc46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

опыт работы Безгинова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Спасская СОШ» Формирование читательской компетентности младшего школьника

Слайд 2

«Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.» Сесиль Лупан «Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.» Л.С. Выготский

Слайд 3

владение техникой чтения понимание прочитанного и прослушанного произведения знание книг и умение их самостоятельно выбирать сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания Читательская компетентность:

Слайд 4

Актуальность Во–первых , в наш век, где господствуют телевидение, компьютеры дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые, а известно: «когда человек перестает читать, он перестает думать». Во-вторых, успеваемость детей перешедших в среднее звено резко падает, учителя объясняют это неосознанным и медленным чтением детей. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителем.

Слайд 5

воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя Цель работы:

Слайд 6

- если при формировании навыков полноценного чтения у младших школьников применять новые технологии, разнообразные формы и методы работы, то это приведёт к повышению качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, формированию стремления к достижению более высокого результата. Гипотеза:

Слайд 7

1. Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности. 2. Стимулировать творчество детей. Задачи:

Слайд 8

Формирование навыка (техники) чтения: Формированию оптимальной скорости чтения способствует применения приёма жужжащего чтения и обязательные пятиминутки на каждом уроке не зависимо от предмета.

Слайд 9

Формирование навыка (техники) чтения: Использую слоговые таблицы и таблицы Шульте , задания из логопедических тетрадей М. Поляковой и др.

Слайд 10

Понимание прочитанного и прослушанного:

Слайд 11

Понимание прочитанного и прослушанного: Большую роль в обучении осознанному чтению играют инсценировки, прочитанных произведений. Кукольный театр на уроке и во внеурочной деятельности доставляет детям удовольствие и приносит много радости.

Слайд 12

Знание книг и умение выбирать: Использую разные виды читательских дневников – дети знают в конце года будет обязательно поощрение!

Слайд 13

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Вовлекаю родителей в детские проекты, требующие совместного с ребенком поиска информации. Создание читающей среды:

Слайд 14

Организую литературные праздники с участием родителей Создание читающей среды:

Слайд 15

Мониторинг:

Слайд 16

Спасибо, за внимание! Научимся читать – научимся мыслить. В.А. Сухомлинский

Слайд 17

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа – 1990г. - №8 – стр.52 Оморкова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей – М.Просвещение, 1990 г. Поздеева С.И. « Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе» – Томск; « Дельтаплан», 2004г. Политова Н.И. «Развитие речи учащихся начальных классов» – М.: Просвещение, 1984г. Светловская Н.Н. « Основы науке о читателе» – М.: Просвещение, 1997г. Выготский Л.С. «Педагогическая психология»/ под ред. В.В. Давыдова – М., 1991г. Евдокимова Н.Ф. « Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению»// Начальная школа – 2005г. - №7, стр.88 Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. «Техника быстрого чтения» – М.: Просвещение,1983г. Интернет – ресурсы: www.festival.1september.ru www/referats.net www/referats.com www. Nachalka.Com www. hr-portal.ru www. clubook.ru www.erudites.ru Источники информации



Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетентности младших школьников.

(2 слайд)Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать.
                           Сесиль Лупан

«Прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности,  заинтересуй его ею.  Лев Семенович Выготский

     Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь!

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у ребенка читательской компетентности, которая  является фундаментом всего последующего образования.

Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником читательской компетентностью  – важная задача, стоящая перед учителем.  

(3 слайд) Читательская компетентность определяется

  • владение техникой чтения,
  • понимание прочитанного и прослушанного произведения,
  • знание  книг и умение их самостоятельно выбирать,
  • сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

 Многолетний опыт учителей позволяет сделать вывод, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если начальную школу они закончили, имея навык чтения 120–150 слов. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

(4 СЛАЙД) НО как этого добиться!? Во–первых, в наш век, где господствуют телевидение, компьютеры дети потеряли интерес к чтению.

Но не только дети не читают, не читают и взрослые, а известно: «когда человек перестает читать, он перестает думать».

        Во-вторых,  успеваемость детей перешедших в среднее звено резко падает, учителя объясняют это неосознанным и медленным чтением детей. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителем.    

(5 слайд)

Цель работы: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя

(6 слайд)

Гипотеза - если при формировании навыков полноценного чтения у младших школьников применять новые технологии, разнообразные формы и методы работы, то это приведёт к повышению  качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, формированию стремления к достижению более высокого результата, раскрытию способностей  и природных задатков личности.

(7 слайд)

Задачи:

1. Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности.         

2. Стимулировать творчество детей.

(8 слайд)

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка (техники) чтения: это умение читать вслух и про себя.

Формированию оптимальной скорости чтения способствует применения приёма жужжащего чтения и обязательные пятиминутки на каждом уроке не зависимо от предмета.

применяю  виды чтения : ознакомительное, поисковое, просмотровое.

Используемые такие приёмы:  чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, чтение фраз с разной смысловой интонацией, чтение в парах, работа со скороговорками, в 1 классе приходилось использовать  задания из логопедических тетрадей  М. Поляковой, Е.Мазановой и др, так как дети 90% класса – логопедические, с нарушениями фонематического слуга, произношения и т.п.

(9 слайд)Во втором классе использовала в работе таблицы Шульте

Таблицы Шульте — случайно расположенные числа для тренировки быстрого их нахождения по-очереди. Таблицы Шульте применяют для увеличения угла зрения и  скорости зрительных поисковых движений. Ориентировочные глазные движения являются основой динамического чтения. Широкое поле зрения уменьшает время обнаружения нужных читателю фрагментов текстов

(10 слайд)

2. Формирование понимания прочитанного и прослушанного произведения 

Это разносторонняя работа с текстом

Моя находка это учебно-методический комплект

«Чтение. Работа с текстом» автор Ольга Николаевна Крылова. Полностью соответствует ФГОС. Способствует обучению учащихся извлекать требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языку текста. Это пособие использую как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Оно помогает подготовить детей к комплексным работам.

Много работаем со словарями - толковыми, словарь настроения, синонимы-антонимы и др.

(11 слайд)

Большую роль в обучении осознанному чтению играют инсценировки, прочитанных произведений. Кукольный театр на уроке  доставляет детям удовольствие и приносит много радости.

(12 слайд)

 3. Формирование знания книг и умение их самостоятельно выбирать

Используемые приёмы:

Использую разные виды читательских дневников – «Книжный червь», «Книжное дерево», «Каточка читателя». Дети знают в конце года будет обязательно поощрение! Дети ведут тетради по чтению, обязательно говорим о жанрах произведении.

(13 слайд)

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей.

 Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, которое перерастает  в потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Я вовлекаю родителей в детские проекты, требующие совместного с ребенком поиска информации

(14 слайд)

провожу родительское собрания, литературные  праздники

Рекомендую список лучших книг, буклеты с советами для родителей.

(15 слайд)

Мониторинг чтения провожу в конце четверти, у каждого ребёнка есть своя индивидуальная карта развития чтения.

В октябре более 100 слов в минуту  – 3 ,

более 70 слов прочитали – 3

Более 60 слов читают – 3 ребенка.

50 слов – 1 ребенок.

Норма на конец первого полугодия на отметку «5» - 65 и более слов.

Большая часть моих детей превышают норму чтения 3 класса.

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем.

Главное – организовать процесс так, чтобы ребенок испытывал потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

(16 СЛАЙД)

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.

Я продолжаю искать и  применять различные методы и приёмы для формирования читательской компетентности школьников.

В планах применить во 2 четверти «Зрительные диктанты »Федоренко. Проверю – эффективны ли они?

Желаю и Вам удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД школьников

Выступление на Региональной конференции...

СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ СИТУАЦИЙ ВЫБОРА

          Способность человека к ответственному выбору  жизненного пути относится     наряду с осознанием роли и места образования в  становле...

Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность

Патриотизм от греческого – отечество – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность  Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стре...

Формирование патриотизма школьников средствами краеведения через урочную и внеурочную деятельность

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания мла...

Основы семейного воспитания и роль семьи в формировании младшего школьника

выступление на 3-х Всероссийских аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание школьников и молодежи"...

Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

Формирование УУД через решение логических  задач:​обеспечит обучающихся  возможностью самостоятельно  ставить  учебные  цели, искать и  использовать  необходимые ...