как учить читать
консультация по чтению на тему

Миронова Любовь Александровна

как лучше научить читать...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как учить читать17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Как лучше научить ребенка читать?

Существует много разных методик обучения чтению. Но, прежде всего, приступая к данной работе, надо уточнить, как учить ни в коем случае нельзя.

ТАК УЧИТЬ НЕ НАДО

Чтение по буквам. Самое главное, запомните, что ребенку мы называем не букву, а звук! Для нас совершенно очевидно, что звук – это то, что мы произносим и слышим, а буква – то, что пишем и видим. Но у малышей абстрактное мышление еще не развито, они мыслят конкретными образами. Поэтому мы говорим «буква М», а не «буква ЭМ», «буква  П», а не «буква ПЭ». Пусть нам это не совсем привычно, но для ребенка – это единственно правильный вариант названия букв. Совсем неважно, будете Вы говорить «буква» или «звук». Главное, произносить не название буквы, а звук!   При буквенном методе не происходит слияния звуков, и чтение получается отрывистым и к тому же очень медленным. Переучивать читать не «м-а-м-а», а «ма-ма, очень сложно.

«Мэ» и «а» - «ма». Ребенок должен быть вундеркиндом, чтобы понять, каким образом из четырех звуков получается слог «ма» Чтобы научиться читать слоги, должно происходить слияние звуков, а не букв. Отсюда во многих методиках пропевание их, а не проговаривание.

«Сначала выучи буквы…» Чтобы научить читать, совсем не нужно знать все буквы сразу. Буквы запоминаются в процессе обучения.

«Пока не прочитаешь...» - грозят родители Насильное чтение от сих до сих, за которым следует поощрение в виде прогулки, компьютера и т д , не принесет быстрых успехов. Кроме того, читать рано или поздно выучивается любой ребенок: не в 3 года, так в 7 лет. А вот полюбить читать, получать от этого удовольствие он будет, лишь если книги любят и его родители.

Хороший способ обучения чтению предложен на сайте Читалочка. Предлагается способ обучения чтению, достаточно простой и легкий, чтобы заниматься с ребенком дома и получать хороший результат.

Легкий способ обучения чтению.

 1.Выучите только гласные.

Нарисуйте их на кружочках диаметром 10 см и напишите красным цветом. Почему именно так? Потому, что  в звуковой схеме  гласный звук обозначается кружочком или точкой красного цвета. И пусть эти «бусинки» поют каждая свою песенку.

Можно расклеить их по дому в разных местах и периодически просить ребенка спеть эту песенку, показывая на какую-то букву. Ошибся малыш, поправьте, скажите, что это песенка вон той «бусинки». Через некоторое время поменяйте буквы местами, и меняйте их так до тех пор, пока малыш не запомнит все песенки правильно. Гласных всего 10, так что выучить из труда не составит.

Когда ребенок уже запомнил «бусинки», поиграйте с ним в «прятки». Покажите текст с  достаточно крупным шрифтом и спросите, какая «бусинка» спряталась в этом слове или назови эту «бусинку». Так ребенок лучше запомнит графическое начертание букв, научится определять букву, написанную разным шрифтом, цветом. Делать это можно  по дороге,  покажите названия магазинов, улиц, рекламные щиты и объявления.  Так, между делом, малыш  быстро выучит все гласные.

2. Научите читать слоги и маленькие слова.

Гласные уже ребенок знает. Наступает период обучения чтению. Можно учить читать буквы по Букварю или Азбуке, но это не лучший вариант. Обычно, при таком обучении детям потом трудно читать слоги, и даже целые слова они читают побуквенно.

Гораздо лучше сразу учить читать маленькие слоги или слова. Это как кому удобнее. А еще лучше сочетать оба эти способа, что я и предлагаю делать.

Итак, сегодня знакомим с буквой  М. Мы не будем говорить, что это согласный и он бывает твердым и мягким. Это совсем не нужно знать, чтобы научиться читать. Мы обязательно скажем, что это мамина буква, потому что слово «Мама» начинается с этой буквы. Хорошо поиграть с буквой и придумать, на что похожа буква «М». Принимайте любые варианты ответа, потому, что каждый видит по-своему. Кто-то увидел клюв птицы, кто-то - качели, половину бантика, сломанный стол. Главное, создать образ в голове ребенка и тогда буква запомнится лучше.

Приставляем эту букву  к «бусинкам» с гласными и читаем. Сначала взрослый читает сам, а потом попросить прочитать вместе, затем вместе шепотом, громко, тихо, повторить, как эхо. Можно написать слоги в виде таблички. А потом дать ребенку задание, покажи то, что я произнесу, назови то, что покажу. Но играть в такие игры надо недолго, 5 – 10 минут, а потом переключиться на что-то другое.

Когда ребенок освоит 2-3 согласные, то можно составлять уже целые слова из 3-4 букв. Например, МА+К, СО+К, СУ+К. Когда Вы начнете читать слова, ребенок сам будет додумывать продолжение, чтобы получилось знакомое слово. Вам останется только подставить нужные буквы, чтобы показать, как это слово будет выглядеть. Для этой цели очень хорошо подойдет магнитная азбука.

3.Чтение слов

Возьмите группу хорошо знакомых и приятных для ребенка слов (3-6  букв), напишите их на разных листочках одного цвета и расклейте по дому, предварительно показав их ребенку. Покажите, прочитайте и наклейте. Очень хорошо, если на листочке  будет изображение предмета. Прочитывайте эти слова вместе с ребенком несколько раз в день.  Затем удалите картинки и попросите найти нужное слово или прочитать, что здесь написано. Меняйте расположение картинок в доме, читайте сами неправильно, чтобы ребенок Вас поправил. Когда большая часть слов запомнится, берите новую группу слов и иногда повторяйте эти слова.

Такой способ обучения поможет вам быстро научить ребенка читать целые слоги и слова без напряжения. 10-15 минут и Вам не трудно выделить,  и малыш не устанет. А главное, если все это будет в качестве игры, то ребенок сам будет просить поиграть с ним еще и еще.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ, ЧТО:

Читать детям вслух нужно, начиная с самого раннего возраста. Читать самим, не перекладывая на кого-то другого.  

Можно давать слушать  аудиосказки , только в прочтении мастеров художественного слова.

Все обучающие занятия проводите в форме игры и никогда не ругайте своего маленького ученика.

Но самое правильное, что можно сделать, чтобы научить ребёнка читать — показать ему, что вы сами любите чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учись читать.

Дидактический материал для первоклассников. При помощи этой презентации ребёнок учится читать по слогам....

Родительское собрание "Ребёнок учится читать"

Данное родительское собрание может быть проведено во 2-4 классах с целью развития у родителей интереса к формированию у детей желания читать....

"Сказочная азбука. Играем, учимся читать" (Книга для дошкольников и их родителей) Авторы: Малютина Н.П., Писмарёва Н.В.

Книга предназначена для дошкольников и их родителей. Пособие поможет ребенку сделать первые шаги в обучении чтению. В книге представлены несложные занимательные упражнения , которые превратят занятия ...

Памятка "Учись читать выразительно"

Памятка поможет ученику приготовить выразительное чтение любого текста....

Учим читать с Сергеем Михайловым

Данная статья предлагает знакомство с авторскими методиками Сергея Михайлова по обучению детей чтению....

Статья "Учиться читать, чтоб учиться читая".

Начиная с 90х годов 20 века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого каждого человека , как условие его развития, а так же условие развития нации в целом. ...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...