Биография Лермонтова М.Ю.
презентация к уроку по чтению на тему

Котова Ольга Николаевна

Презентация "Биография М.Ю.Лермонтова". Детские годы, годы учебы в Москве,  военная служба в Петербурге, ссылка на Кавказ, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biografiya_mihaila_yurevicha_lermontova.rar856.49 КБ

Подписи к слайдам:

Тарханы
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября (старого стиля) 1814 года в Москве. Вскоре его перевезли в усадьбу его бабушки Е. А. Арсеньевны-с ело Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (теперь село Лермонтово).

Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного богатого дворянского рода. Бабушка поэта не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери.
Вскоре после рождения сына Мария Михайловна заболела туберкулезом и умерла, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына.
Бабушка не жалела средств для воспитания внука. По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы. Нянькой Лермонтова была старушка немка, гувернёром — бывший сержант наполеоновской гвардии. Он много рассказывал о Наполеоне, его походах, пожаре Москвы. До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ, в нынешний Пятигорск (тогда Горячеводск). Поездка, предпринятая летом 1825 года, когда мальчику было уже10 лет,' произвела на него огромное впечатление. Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных офицеров, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках — всё это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего поэта Кавказа.
Поездка на Кавказ в 1825 году значительно улучшила здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьёзные занятия. Будущий поэт изучал общеобразовательные предметы и иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу. Разнообразные впечатления откладывались в его душе и давали пищу для размышлений: он слушал рас­сказы об Отечественной войне 1812 года, наблюдал жизнь дворовых и крепостных крестьян как в имении бабушки, так и у соседей-помещиков; крестьяне тайком рассказывали ему о пугачёвском движении, которое докатилось до имения Арсеньевых. В Тарханах узнал Лермонтов о восстании декабристов и о расправе с ними Николая I.
Отечественная война 1812 года осознавалась Лермонтовым как героическая страница русской истории, как время, когда русский народ с особой силой проявил свое мужество и патриотизм. Он восхищался героизмом своего народа, в нем крепла любовь к родной стране.Рассказы крестьян о пугачёвском движении и наблюдения над их жизнью пробуждали у мальчика чувство протеста против крепостного строя. Впоследствии в романе «Вадим» он отразит слышанные им в детстве рассказы живых свидетелей восстания..В 1827 году бабушка с внуком переехала из Тархан в Москву, так как надо было подумать о школьном образовании мальчика. Его стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион.
Годы учения в Москве.Осенью 1828 года Лермонтов был принят в IV класс Московского университетскою благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений того времени. Здесь в своё время учились Фонвизин, Жуковский, Грибоедов. Среди преподавателей были профессора университета, поощрялись занятия литературой, существовало литературное общество, издавались рукописные журналы. В годы учения в пансионе Лермонтов много читал, особенно увлекался Пушкиным; тогда же он начал и сам писать стихи.
Лермонтов любил театр, увлекался пьесами Шиллера и Шекспира, игрой выдающегося актёра Мочалова.Раннее творчество Лермонтова складывалось под влиянием общественно-политической жизни конца 20-х и начала 30-х годов. Оно исполнено протеста свободолюбивого поэта против реакции, воцарившейся в стране. В своей лирике Лермонтов, развивая идеи декабристов, призывает к борьбе, к действию. «Так жизнь скучна, когда боренья нет». Он восклицает: «Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой!» Поэт приветствует французскую революцию 1830 года. В своих ранних поэмах он с глубокой симпатией рисует свободолюбивых, сильных и смелых людей. В драмах его звучит гневный протест против угнетения людей
По свидетельству же одного из студентов, Лермонтов «был выгнан из университета» вместе с другими студентами «за нарушение университетского устава», иными словами — за вольномыслие. Вместе с бабушкой он переехал в Петербург.Поэт любил Москву. «Москва, — писал он впоследствии, — не есть обыкновенный город, каких тысяча: Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у ней есть своя душа, своя жизнь». Эту Москву, душу страны, Лермонтов любил и воспевал:Москва, Москва! Люблю тебя, как сын, Как русский, — сильно, пламенно и нежно!После Москвы Петербург, город чиновников и жандармов, не понравился Лермонтову:
Переезд в Петербург
Увы! Как скучен этот город, С своим туманом и водой... Куда ни взглянешь, красный ворот1 Как шиш торчит перед тобой...В университет Лермонтова не приняли, и он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.Два года, проведённые в школе, сам Лермонтов называл «страшными годами». Школа была настоящей казармой николаевского времени. Каждый шаг юнкеров определялся приказами, царила бессмысленная дисциплина, книги, кроме учебников и уставов, читать запрещалось. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.Но даже в этих условиях Лермонтов продолжал заниматься литературой и писать. По ночам, тайком, он работал над романом «Вадим» — о Пугачёвском восстании.
В ноябре 1834 года Лермонтов был произведён в офицеры и определён в гвардейский гусарский полк, который стоял в Царском Селе, но Лермонтов ездил туда только на парады и дежурства, большую часть времени проводя в Петербурге.Первое время поэт увлекался светской жизнью, балами, маскарадами, посещал театры. Но скоро разочаровался в светском обществе, где почти никто не интересовался искусством, литературой, наукой, тем, что так дорого было Лермонтову. Моральный отдых от светской жизни Лермонтов находил в творчестве. В 1835 — 1836 годах создает ряд прекрасных произведений: драму « Маскарад », поэму « Боярин Орша », оставшуюся незаконченной повесть « Княгиня Лиговская », где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений.
Военная служба в Петербурге.
27 января 1837 года произошла дуэль Пушкина с Дантесом. Пушкин был смертельно ранен. Весть о смерти великого поэта быстро разнеслась по Петербургу. Это известие буквально потрясло Лермонтова. Он немедленно откликнулся стихотворением «Смерть поэта». Стихотворение в первоначальном виде заканчивалось словами: «и на устах его печать». Но через несколько дней Лермонтов узнал, что в придворном и светском кругу по-прежнему злословят о Пушки­не, во всём винят самого поэта и оправдывают Дантеса. Услышав об этом, Лермонтов приписал к стихотворению ещё 16 строк, в которых излил всё своё негодование против подлинных виновников смерти великого русского поэта. Эти строки обвиняли в убийства Пушкина придворные и светские круги. Стихотворение в тысячах списков быстро распространилось по Петербургу, а затем и по всей России.Стихи Лермонтова волновали читателей как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова нового поэта. В Лермонтове увидели достойного наследника убитого Пушкина,
Ссылка на Кавказ.
Посылая Лермонтова под пули, царь надеялся, что поэт не вернётся в столицу. Но участвовать в боях Лермонтову на этот раз не пришлось. Сначала болезнь задержала его в Пятигорске, за­тем он долго добирался до полка, который стоял в Тифлисе. В Пятигорске Лермонтов познакомился, а в Ставрополе и Тифлисе — с декабристами и подружился с одним из них — по­этом А. И. Одоевским, автором с Белинским ответного стихотворения на послание «В Сибирь» Пушкина.На Кавказе Лермонтов закончил «Песню про купца Калашникова», подготовил материалы для «Мцыри» и «Героя нашего времени», создал ряд прекрасных лирических стихотворений.
20 февраля Лермонтов был арестован, а через неделю переведен в армейский Нижегородский драгунский полк,который в то время стоял на Кавказе, где шла война с горцами.
Первая ссылка была непродолжительна. Царь согласился удовлетворить прошение Арсеньевой, поддержанное Жуковским, о возвращении Лермонтова. Лермонтов был переведён в полк, стоявший в Новгороде. Он прибыл туда в феврале 1838 года. Между тем Арсеньева не прекращала своих хлопотВ апреле она добилась полного прощения Лермонтова и возвращения его в гвардейский полк.
В Петербурге.

Лермонтов вернулся в Петербург. Теперь он был известный поэт, автор таких первоклассных произведений, как « Смерть поэта », « Бородино », « Песня про купца Калашникова ». В светском обществе его окружили вниманием, ему льстили, надеясь примирить поэта с придворными кругами. Но отношение Лермонтова к светскому обществу оставалось по-прежнему неприязненным.
Его притягивал к себе мир литераторов, знакомство с которыми у него теперь расширилось. Он охотно бывал у Жуковского, у В. Ф. Одоевского (писателя и философа), у вдовы Н. М. Карамзина. Здесь он встречался с писателями, с композиторами, с журналистами. Это был круг культурных людей, где говорили об искусстве, литературе, театре.
Творческая деятельность по-прежнему захватывала Лермонтова. Он много пишет, его произведения появляются в печати. В журнале «Отечественные записки» печатаются его стихотворения— «Поэт», «Русалка», «Дума», «Дары Терека», «Памяти А. И. Одоевского», «Воздушный корабль» и многие другие, отдельные части из романа «Герой нашего времени».
В феврале 1840 года враги поэта вызвали дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь, и Лермонтова арестовали. Когда Лермонтов сидел под арестом, начальниками караула были его однополчане, которые допускали к нему родственников и товарищей.
Лица, ненавидевшие поэта искали только повода, чтобы навсегда избавиться от «несносного выскочки и задиры», как они называли Лермонтова, старались подбить на ссору с ним какого-нибудь офицера. Наконец такой человек был найден. Это был Мартынов, товарищ Лермонтова по военной школе.Мартынов 13 июля 1841 года вызвал поэта на дуэль.Вечером 15 июля у подножия горы Машук близ Пятигорска дуэль состоялась. Это было, собственно, заранее подготовленное, обдуманное политическое убийство. Об этом ясно говорят сохранившиеся свидетельства современников. Вот одно из них: «Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило никогда в голову его обидеть, даже огорчить, а что всё это была одна только шутка, а что ежели Мартынова это обижает, он готов просить у него прощения не токмо тут, но везде, где захочет. Стреляй! Стреляй! — был ответ исступлённого Мартынова. Надлежало начинать Лермонтову; он выстрелил на воздух, желая кончить глупую эту ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов, он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к противнику своему, и выстрелил ему прямо в сердце...» «Мартынов поступил как убийца» — таков был вывод современников, осведомлённых о дуэли.
В это время разразилась сильная гроза с ливнем. Все быстро разъехались, оставив на месте дуэли убитого Лермонтова. Только поздно вечером удалось перевезти его в Пятигорск.17 июля Лермонтов был погребён на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 года, по ходатайству бабушки, его прах был пере­везён в Тарханы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация биографии М.Ю. Лермонтова

Презентация биографии М.Ю. Лермонтова может быть использована на уроке литературного чтения в 4 классе при изучении данной темы....

Тема: Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Цели деятельности учителя:- познакомить с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова;- познакомить с произведением «Горные вершины»;- развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать ...

Биография М.Ю.Лермонтова

В данной презентации представлена биография великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова....

Литературное чтение. Тема: Биография Лермонтова М.Ю.

Литературное чтение. Тема: Биография Лермонтова М.Ю., для 3 класса....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...