Былины
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Толмачёва Татьяна Владимировна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byliny.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП УРОКА: комбинированный.

        

        ЦЕЛИ УРОКА:

  • Продолжить знакомить детей с былинами, как с жанром устного народного творчества;
  • Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом;
  • Развивать навык выразительного чтения.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитывать чувство патриотизма, любви, гордости за Родину, русский народ.
  2. Развивать у учащихся умения анализировать, обобщать и делать выводы.

МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

        беседа, работа по картине, сообщения учащихся, комментированное чтение, словарно- лексическая работа, работа с художественным текстом, продолжение знакомства с УНТ – жанром былина.

Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Организационная часть

Проверка готовности к уроку

Личностные

Метапредметные

Предметные

Целеполагание и мотивация

На доске репродукции В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Записаны буквы. Разгадайте имена и скажите, что их объединяет?

БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЁА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ. (Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец).

 

Овладение начальными навыками адаптация к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной

ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных

Регулятивные УУД:     составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои  действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД:      извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Герои русских былин.

Ребята, кто догадался, с каким жанром устного народного творчества мы продолжим знакомство?

Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

нормах общениях.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в  другую (составлять план, таблицу, схему);  осуществлять анализ и синтез;  

Коммуникативные УУД:    высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

                   

С жанром «Былина».

Формулируют тему урока: «Былины. Герои русских былин».

Актуализация.

Посмотрите на картины, прослушивается музыкальный фрагмент из А.П. Бородина «Богатырская симфония».

-   Кто изображен на картине?

-   Кто ее автор?

Ответы учащихся:

В.М. Васнецов

-   Сколько лет он писал картину? Если к удвоенному числу гномов из знакомой вам сказке прибавить богатырей, изображенных на картине, то вы получите количество лет, потраченное художником на написание картины.

Сообщения учащихся

17 лет

-    Вспомните, от каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю?

От нашествия татаро- монгол.

-     Что означает само слово «Былина»?

Былина – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси.

-   Вспомните, какие былины мы читали с вами в прошлом году?

«Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и соловей разбойник».

-   О каких отличительных чертах былины мы говорили в прошлом году?

Былинный зачин, повторы, образность языка – гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, определенное содержание – сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.

-   Что должен делать человек, какими качествами он должен обладать, чтобы его можно было назвать богатырей?

Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым и т.д.

-   Читая былину, обращайте внимание на черты характера главного героя.

Изучение нового материала.

Работа с учениками.

  1. Чтение и словарно- лексическая работа.
  2. Комментирование чтения учителем по частям.

-   Как называется такое вступление к былине?

Зачин

Словарная работа:

Сие - это,

Кремневенькие – из кремния,

Булатная броня – булат – стальная и узорчатая – старинная узорчатая азиатская сталь,

Убранство – украшение, внешняя отделка,

В 40 тысяч, во 100 тысяч – имеются в виду цены,

Смета – здесь – несметное, несчитанное богатство,

Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом,

Калена стрела, разрывчатая стрела – постоянные эпитеты,

Сажень – 2, 134 метра (3 аршина),

Облатынивать – обращать в католическую веру,

Необлатыненные – не обращенные в католическую веру,

Заподваливать – запирать в подвал,

По ордам – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана,

Не простофильтесь – не поддавайтесь на обман,

Башлыки – теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами,

Вороновые – черные,

Сулят силу, посулу – обещания,

Речи елейные – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле – что-то ласковое, успокаивающее, Гнездовину разнес – тайное, укромное пристанище,

Голь, голи, голытьба – оборванцы, бедняки, нищие,

Амбары – сараи для хранения урожая, припасов, товаров.

-   Какие еще слова вам непонятны?

-   Почему былина называется «Три поездочки»?

-   Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающим?

-   Какое историческое событие нашло отражение в этой былине?

    Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народов католическую веру.

Физкульт-минутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Закрепление изученного.

Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.

Работа с I частью былины.

Характеристика героя. Выборочное чтение.

-   Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? Как он рассуждает на перепутье у камня? О каких чертах характера это говорит?

Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.

-   Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, -ичек,- ечек? Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?

   Уменьшительно-ласкательное.

Для чего это сделано?

Для контраста с силой Ильи Муромца.

-   Зачитайте, как описан Илья Муромец с разбойниками. Какой приём здесь использован и для чего?

Гиперболы – преувеличения, чтобы показать силу русскую.

-   Как вы думаете, почему Илья Муромец вернулся к камню и сделал на нем новую запись?

Чтобы люди могли пользоваться этой дорогой, т.к. путь был свободен.

Рассмотрите картину «Витязь на распутье». Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине.

   Чтение отрывка.

Итог урока:

-   Давайте, обобщим всё, что мы знаем теперь об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.

-   На доске слова, характеризующие человеческие качества. Выберите те из них, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор.

   На доске: храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный,

Работа в группах.

сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, чёрствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый и т.д.

-  Просмотр фрагментов из кинофильма «Илья Муромец».

Результативность урока:

Давайте, на доске напишем слова, характеризующие человеческие качества русского богатыря Ильи Муромца.

Записываем слова, получаем словесный портрет.

Оценка деятельности учащихся:

Спасибо всем за работу на уроке. А дети, которые подготовили сообщения о художнике В.М. Васнецове, о его картинах, получают отметку пять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по теме:"Былины.Добрыня и Змей"

Урок литературного чтения в 4 классе по учебнику Кубасовой  О.В. по теме «О доблестях, о подвигах, о славе». Былины « Добрыня и Змей»  с использование мультимедийной презентации.  На ур...

Былина "Илья Муромец и Святогор". 3 класс. Тестовая работа.

Тест по литературному чтению по содержанию былины....

Былины. Добрыня и Змей

конспект урока чтения по теме Былины.Добрыня и Змей по УМК "Гармония" О.В Кубасова "Любимые страницы"  + Презентация ...

презентация на тему" Былины и былинные герои" 2 класс

Презентация на тему " Былины и былинные герои" в рамках недели литературного чтения  2 класс...

Былины. Виды былин

Презентация по теме "Былины. Виды былин" в помощь при проведении урока литературного чтения...

Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»

Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.Дидактическая цель: организовать совместно-поис...

Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого». Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».

Тема:   Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого».Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толст...