Конспект урока. Малые фольклорные жанры
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Материал для внеклассной и внеурочной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_folklornye_zhanry.docx | 22.09 КБ |
malye_folklornye_zhanry.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Малые фольклорные жанры
Цели: 1. Ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.
2. Развивать память, речь, навыки коллективной работы.
3. Воспитывать и прививать интерес к устному народному творчеству, истории русского народа.
Оборудование: карточки с заданиями для каждой команды ( 2-4 команды). Жетоны за правильный ответ.
Ход урока
- Организационный момент
Класс поделён на команды.
- Актуализация знаний
1.Выход корабейников в русских народных костюмах:
-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
-Песнями да считалками побалуйте!
-Давно мы вас ждем -поджидаем!
-Ай да загадочки вам загадаем!
-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!
-Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.
- «Делу время, а потехе час!» - объявляем.
2. Беседа.
- О каких жанрах устного народного творчества вы услышали? (Песни, считалки, скороговорки, пословицы)
- Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?
(«Устное»-передавалось из «уст в уста», не записывалось.
«Народное»-создано народом.
«Творчество»-когда что-то придумывают, сочиняют, творят).
- Изучение нового материала
Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей народа». По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях и быте народа. Фольклор был для народа учебником жизни. Благодаря фольклору в детях воспитывались смелость, доброта, честность, патриотизм (любовь к родине). Кроме того, фольклор-кладовая языка народа.
Сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка-потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы в этом убедитесь.
- Закрепление.
- Пословицы.
- Вы уже знаете, ребята, что пословица-это какое-то изречение, мысль. В ней содержится народная мудрость. Давайте поиграем и узнаем, какие пословицы вы знаете.
Игра «Закончи пословицу»
Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны будете вспомнить пословицу и закончить её. За правильный ответ команда получает по жетону (по 4 жетона на команду).
- Без труда не вытащишь … и рыбку из пруда
- Поспешишь-… людей насмешишь
- Волков боятся - …. в лес не ходить
- Как аукнется, так…. Откликнется
- Мороз не велик, а … стоять не велит
- Старый друг лучше… новых двух
- Век живи-… век учись
- Волки сыты и … овцы целы
- Глаза боятся, а … руки делают
- Гора с горой не сходятся, а … человек с человеком сойдется
- По одёжке встречают, … а по уму провожают
- Дальше в лес-… больше дров
- За двумя зайцами погонишься-… ни одного не поймаешь
- Семь раз отмерь-… один раз отрежь
- Нет друга-ищи, … а нашел-береги
- Азбука-… к мудрости ступенька
Игра «Собери пословицу»
Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по жетону (по 3 жетона на команду).
- Здоровье, деньги, купить. (Здоровье на деньги не купишь)
- Лезть, за, слово, карман. (За словом в карман не полезет)
- Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)
- Дрожит, осина, лист. (Дрожит как осиновый лист)
- Голова, ноги, покой, дурная, не дает (Дурная голова ногам покоя не дает)
- Жить, кошка, собака (Живут, как кошка с собакой)
- Дело, бояться, мастер (Дело мастера боится)
- Сани, зима, лето, телега (Готовь сани летом, а телегу зимой)
- Чьё, знает, мясо, кошка, съесть (Знает кошка, чье мясо съела)
- Игрушки, мышки, кошки, слёзки (Кошке игрушки, а мышке слёзки)
- Работает, ест, кто, не (Кто не работает, тот не ест)
- Кулаки, драка, машут, после, не ( После драки кулаками не машут)
- Песни. Потешки.
А сейчас вспомним песенки, потешки, дразнилки, заклички, шутки-прибаутки. Каждая команда получает карточку (4 карточки). Вы должны определить жанр:
- Колыбельная
Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули гулевать.
Стали гули ворковать,
Стал ребёнок засыпать.
- Потешка
-Ладушки-ладушки, где были?
- У бабушки!
- А что ели?
- Кашку!
-А что пили?
-Бражку!
-Кашка масленька!
-Бабушка добренька!
-Попили, поели . Шуууу!!! Домой полетели!
-На головку сели! «Ладушки» запели.
- Закличка
Дождик-дожлик, пуще!
Дам тебе гущи!
Хлеба каравай!
Хоть весь день поливай!
- Дразнилки
Ябеда, корябеда, солёный огурец.
На полу валяется, никто его не ест.
Жадина, жадина,
Жадина, говядина.
Задира кролик сел на столик
И поехал на войну.
Дрался, дрался, напугался и кричит:
-Домой хочу!
Разыграть «Шутки –прибаутки»
Каждая команда получает карточку.
- –Тит! А Тит!
- Чево?
-Иди молотить.
-Брюхо болит…
-Хошь кашу есть?
-А где моя большая ложка?
- -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг…
-Зачинить можно?
-Да иглы нет…
-А велика дыра?
-Один ворот остался…
- –Что везёшь?
-Сено
-Какое же это сено, если это дрова?
-А коли видишь, так что спрашиваешь?
- -Собака, что лаешь?
-Волков пугаю!
-Собака, что хвост поджала?
-Волков боюсь!
- Скороговорки
-Скороговорки появились давно, в глубокой древности. В них играли и взрослые и дети.
-Для чего нужны скороговорки? (Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая).
-Давайте и мы поиграем.
Игра «Глухой телефон»
Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второй-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.
- На дворе трава, на траве дрова.
- Белые бараны били в барабаны.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Загадки
-Загадки были на Руси в глубокой древности. Загадки –это и игра, и состязание, развлечение и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадка-это история родины.
Каждая команда получит карточки. Вы должны отгадать загадки и разложить их по темам.
- «Неживая природа»
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
Летит птица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)
Скатерть бела,
Весь свет одела. (Снег)
- «Животные»
Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
Не воин, а со шпорами. (Петух)
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит. (Гусь)
Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла. (Корова)
- Овощи
Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
- Инструменты
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
Туда-сюда снует, что в зубы попадет — на две части разжует. (Пила)
Кто ест сено без рта тремя зубами. (Вилы)
- 5. Игры, считалки.
Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.
- Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Ата-баты, золотой. - Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы —
Ты пойди-ка
Поводи! - Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
4.Тратарушки, тра-ра-ра,
Игре очередь пришла,
В круг вставай, не сиди,
Опоздаешь-ты води.
Игра
Хозяин говорит гусям:
— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.
Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».
Далее происходит диалог хозяина и гусей:
Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!
( А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)
5.Итог урока.
Подсчитывается количество житонов. Команда-победитель награждается.
6.Домашнее задание.
Сегодня мы вспомнили малые жанры устного народного творчества. Возьмите в библиотеке сборники русского народного фольклора. Познакомьтесь глубже с народным творчеством.
Предварительный просмотр:
Малые фольклорные жанры
Цели: 1. Ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.
2. Развивать память, речь, навыки коллективной работы.
3. Воспитывать и прививать интерес к устному народному творчеству, истории русского народа.
Оборудование: карточки с заданиями для каждой команды ( 2-4 команды). Жетоны за правильный ответ.
Ход урока
- Организационный момент
Класс поделён на команды.
- Актуализация знаний
1.Выход корабейников в русских народных костюмах:
-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
-Песнями да считалками побалуйте!
-Давно мы вас ждем -поджидаем!
-Ай да загадочки вам загадаем!
-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!
-Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.
- «Делу время, а потехе час!» - объявляем.
2. Беседа.
- О каких жанрах устного народного творчества вы услышали? (Песни, считалки, скороговорки, пословицы)
- Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?
(«Устное»-передавалось из «уст в уста», не записывалось.
«Народное»-создано народом.
«Творчество»-когда что-то придумывают, сочиняют, творят).
- Изучение нового материала
Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей народа». По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях и быте народа. Фольклор был для народа учебником жизни. Благодаря фольклору в детях воспитывались смелость, доброта, честность, патриотизм (любовь к родине). Кроме того, фольклор-кладовая языка народа.
Сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка-потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы в этом убедитесь.
- Закрепление.
- Пословицы.
- Вы уже знаете, ребята, что пословица-это какое-то изречение, мысль. В ней содержится народная мудрость. Давайте поиграем и узнаем, какие пословицы вы знаете.
Игра «Закончи пословицу»
Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны будете вспомнить пословицу и закончить её. За правильный ответ команда получает по жетону (по 4 жетона на команду).
- Без труда не вытащишь … и рыбку из пруда
- Поспешишь-… людей насмешишь
- Волков боятся - …. в лес не ходить
- Как аукнется, так…. Откликнется
- Мороз не велик, а … стоять не велит
- Старый друг лучше… новых двух
- Век живи-… век учись
- Волки сыты и … овцы целы
- Глаза боятся, а … руки делают
- Гора с горой не сходятся, а … человек с человеком сойдется
- По одёжке встречают, … а по уму провожают
- Дальше в лес-… больше дров
- За двумя зайцами погонишься-… ни одного не поймаешь
- Семь раз отмерь-… один раз отрежь
- Нет друга-ищи, … а нашел-береги
- Азбука-… к мудрости ступенька
Игра «Собери пословицу»
Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по жетону (по 3 жетона на команду).
- Здоровье, деньги, купить. (Здоровье на деньги не купишь)
- Лезть, за, слово, карман. (За словом в карман не полезет)
- Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)
- Дрожит, осина, лист. (Дрожит как осиновый лист)
- Голова, ноги, покой, дурная, не дает (Дурная голова ногам покоя не дает)
- Жить, кошка, собака (Живут, как кошка с собакой)
- Дело, бояться, мастер (Дело мастера боится)
- Сани, зима, лето, телега (Готовь сани летом, а телегу зимой)
- Чьё, знает, мясо, кошка, съесть (Знает кошка, чье мясо съела)
- Игрушки, мышки, кошки, слёзки (Кошке игрушки, а мышке слёзки)
- Работает, ест, кто, не (Кто не работает, тот не ест)
- Кулаки, драка, машут, после, не ( После драки кулаками не машут)
- Песни. Потешки.
А сейчас вспомним песенки, потешки, дразнилки, заклички, шутки-прибаутки. Каждая команда получает карточку (4 карточки). Вы должны определить жанр:
- Колыбельная
Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули гулевать.
Стали гули ворковать,
Стал ребёнок засыпать.
- Потешка
-Ладушки-ладушки, где были?
- У бабушки!
- А что ели?
- Кашку!
-А что пили?
-Бражку!
-Кашка масленька!
-Бабушка добренька!
-Попили, поели . Шуууу!!! Домой полетели!
-На головку сели! «Ладушки» запели.
- Закличка
Дождик-дожлик, пуще!
Дам тебе гущи!
Хлеба каравай!
Хоть весь день поливай!
- Дразнилки
Ябеда, корябеда, солёный огурец.
На полу валяется, никто его не ест.
Жадина, жадина,
Жадина, говядина.
Задира кролик сел на столик
И поехал на войну.
Дрался, дрался, напугался и кричит:
-Домой хочу!
Разыграть «Шутки –прибаутки»
Каждая команда получает карточку.
- –Тит! А Тит!
- Чево?
-Иди молотить.
-Брюхо болит…
-Хошь кашу есть?
-А где моя большая ложка?
- -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг…
-Зачинить можно?
-Да иглы нет…
-А велика дыра?
-Один ворот остался…
- –Что везёшь?
-Сено
-Какое же это сено, если это дрова?
-А коли видишь, так что спрашиваешь?
- -Собака, что лаешь?
-Волков пугаю!
-Собака, что хвост поджала?
-Волков боюсь!
- Скороговорки
-Скороговорки появились давно, в глубокой древности. В них играли и взрослые и дети.
-Для чего нужны скороговорки? (Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая).
-Давайте и мы поиграем.
Игра «Глухой телефон»
Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второй-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.
- На дворе трава, на траве дрова.
- Белые бараны били в барабаны.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Загадки
-Загадки были на Руси в глубокой древности. Загадки –это и игра, и состязание, развлечение и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадка-это история родины.
Каждая команда получит карточки. Вы должны отгадать загадки и разложить их по темам.
- «Неживая природа»
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
Летит птица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)
Скатерть бела,
Весь свет одела. (Снег)
- «Животные»
Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
Не воин, а со шпорами. (Петух)
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит. (Гусь)
Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла. (Корова)
- Овощи
Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
- Инструменты
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
Туда-сюда снует, что в зубы попадет — на две части разжует. (Пила)
Кто ест сено без рта тремя зубами. (Вилы)
- 5. Игры, считалки.
Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.
- Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Ата-баты, золотой. - Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы —
Ты пойди-ка
Поводи! - Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
4.Тратарушки, тра-ра-ра,
Игре очередь пришла,
В круг вставай, не сиди,
Опоздаешь-ты води.
Игра
Хозяин говорит гусям:
— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.
Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».
Далее происходит диалог хозяина и гусей:
Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!
( А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)
5.Итог урока.
Подсчитывается количество житонов. Команда-победитель награждается.
6.Домашнее задание.
Сегодня мы вспомнили малые жанры устного народного творчества. Возьмите в библиотеке сборники русского народного фольклора. Познакомьтесь глубже с народным творчеством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация у уроку чтения во 2 классе "Малые фольклорные жанры"
Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения....
Вн. чт. Малые фольклорные жанры 2 кл
Презентация к уроку внеклассного чтения 2 класс "Малые фольклорные жанры. "На ярмарке"...
Презентация на тему: "Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры"
Презентация поможет уч-ся систематизировать свои знания....
статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"
В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....
Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе
Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фоль...
Малые фольклорные жанры. Считалки, дразнилки.
Материал может быть использован при проведении уроков по родной литературе, при подготовке к олимпиаде или на внеклассных занятиях....
Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...