Конспект урока. Малые фольклорные жанры
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Материал для внеклассной и внеурочной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.09 КБ |
![]() | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Малые фольклорные жанры
Цели: 1. Ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.
2. Развивать память, речь, навыки коллективной работы.
3. Воспитывать и прививать интерес к устному народному творчеству, истории русского народа.
Оборудование: карточки с заданиями для каждой команды ( 2-4 команды). Жетоны за правильный ответ.
Ход урока
- Организационный момент
Класс поделён на команды.
- Актуализация знаний
1.Выход корабейников в русских народных костюмах:
-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
-Песнями да считалками побалуйте!
-Давно мы вас ждем -поджидаем!
-Ай да загадочки вам загадаем!
-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!
-Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.
- «Делу время, а потехе час!» - объявляем.
2. Беседа.
- О каких жанрах устного народного творчества вы услышали? (Песни, считалки, скороговорки, пословицы)
- Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?
(«Устное»-передавалось из «уст в уста», не записывалось.
«Народное»-создано народом.
«Творчество»-когда что-то придумывают, сочиняют, творят).
- Изучение нового материала
Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей народа». По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях и быте народа. Фольклор был для народа учебником жизни. Благодаря фольклору в детях воспитывались смелость, доброта, честность, патриотизм (любовь к родине). Кроме того, фольклор-кладовая языка народа.
Сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка-потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы в этом убедитесь.
- Закрепление.
- Пословицы.
- Вы уже знаете, ребята, что пословица-это какое-то изречение, мысль. В ней содержится народная мудрость. Давайте поиграем и узнаем, какие пословицы вы знаете.
Игра «Закончи пословицу»
Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны будете вспомнить пословицу и закончить её. За правильный ответ команда получает по жетону (по 4 жетона на команду).
- Без труда не вытащишь … и рыбку из пруда
- Поспешишь-… людей насмешишь
- Волков боятся - …. в лес не ходить
- Как аукнется, так…. Откликнется
- Мороз не велик, а … стоять не велит
- Старый друг лучше… новых двух
- Век живи-… век учись
- Волки сыты и … овцы целы
- Глаза боятся, а … руки делают
- Гора с горой не сходятся, а … человек с человеком сойдется
- По одёжке встречают, … а по уму провожают
- Дальше в лес-… больше дров
- За двумя зайцами погонишься-… ни одного не поймаешь
- Семь раз отмерь-… один раз отрежь
- Нет друга-ищи, … а нашел-береги
- Азбука-… к мудрости ступенька
Игра «Собери пословицу»
Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по жетону (по 3 жетона на команду).
- Здоровье, деньги, купить. (Здоровье на деньги не купишь)
- Лезть, за, слово, карман. (За словом в карман не полезет)
- Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)
- Дрожит, осина, лист. (Дрожит как осиновый лист)
- Голова, ноги, покой, дурная, не дает (Дурная голова ногам покоя не дает)
- Жить, кошка, собака (Живут, как кошка с собакой)
- Дело, бояться, мастер (Дело мастера боится)
- Сани, зима, лето, телега (Готовь сани летом, а телегу зимой)
- Чьё, знает, мясо, кошка, съесть (Знает кошка, чье мясо съела)
- Игрушки, мышки, кошки, слёзки (Кошке игрушки, а мышке слёзки)
- Работает, ест, кто, не (Кто не работает, тот не ест)
- Кулаки, драка, машут, после, не ( После драки кулаками не машут)
- Песни. Потешки.
А сейчас вспомним песенки, потешки, дразнилки, заклички, шутки-прибаутки. Каждая команда получает карточку (4 карточки). Вы должны определить жанр:
- Колыбельная
Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули гулевать.
Стали гули ворковать,
Стал ребёнок засыпать.
- Потешка
-Ладушки-ладушки, где были?
- У бабушки!
- А что ели?
- Кашку!
-А что пили?
-Бражку!
-Кашка масленька!
-Бабушка добренька!
-Попили, поели . Шуууу!!! Домой полетели!
-На головку сели! «Ладушки» запели.
- Закличка
Дождик-дожлик, пуще!
Дам тебе гущи!
Хлеба каравай!
Хоть весь день поливай!
- Дразнилки
Ябеда, корябеда, солёный огурец.
На полу валяется, никто его не ест.
Жадина, жадина,
Жадина, говядина.
Задира кролик сел на столик
И поехал на войну.
Дрался, дрался, напугался и кричит:
-Домой хочу!
Разыграть «Шутки –прибаутки»
Каждая команда получает карточку.
- –Тит! А Тит!
- Чево?
-Иди молотить.
-Брюхо болит…
-Хошь кашу есть?
-А где моя большая ложка?
- -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг…
-Зачинить можно?
-Да иглы нет…
-А велика дыра?
-Один ворот остался…
- –Что везёшь?
-Сено
-Какое же это сено, если это дрова?
-А коли видишь, так что спрашиваешь?
- -Собака, что лаешь?
-Волков пугаю!
-Собака, что хвост поджала?
-Волков боюсь!
- Скороговорки
-Скороговорки появились давно, в глубокой древности. В них играли и взрослые и дети.
-Для чего нужны скороговорки? (Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая).
-Давайте и мы поиграем.
Игра «Глухой телефон»
Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второй-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.
- На дворе трава, на траве дрова.
- Белые бараны били в барабаны.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Загадки
-Загадки были на Руси в глубокой древности. Загадки –это и игра, и состязание, развлечение и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадка-это история родины.
Каждая команда получит карточки. Вы должны отгадать загадки и разложить их по темам.
- «Неживая природа»
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
Летит птица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)
Скатерть бела,
Весь свет одела. (Снег)
- «Животные»
Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
Не воин, а со шпорами. (Петух)
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит. (Гусь)
Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла. (Корова)
- Овощи
Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
- Инструменты
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
Туда-сюда снует, что в зубы попадет — на две части разжует. (Пила)
Кто ест сено без рта тремя зубами. (Вилы)
- 5. Игры, считалки.
Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.
- Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Ата-баты, золотой. - Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы —
Ты пойди-ка
Поводи! - Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
4.Тратарушки, тра-ра-ра,
Игре очередь пришла,
В круг вставай, не сиди,
Опоздаешь-ты води.
Игра
Хозяин говорит гусям:
— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.
Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».
Далее происходит диалог хозяина и гусей:
Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!
( А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)
5.Итог урока.
Подсчитывается количество житонов. Команда-победитель награждается.
6.Домашнее задание.
Сегодня мы вспомнили малые жанры устного народного творчества. Возьмите в библиотеке сборники русского народного фольклора. Познакомьтесь глубже с народным творчеством.
Предварительный просмотр:
Малые фольклорные жанры
Цели: 1. Ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.
2. Развивать память, речь, навыки коллективной работы.
3. Воспитывать и прививать интерес к устному народному творчеству, истории русского народа.
Оборудование: карточки с заданиями для каждой команды ( 2-4 команды). Жетоны за правильный ответ.
Ход урока
- Организационный момент
Класс поделён на команды.
- Актуализация знаний
1.Выход корабейников в русских народных костюмах:
-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
-Песнями да считалками побалуйте!
-Давно мы вас ждем -поджидаем!
-Ай да загадочки вам загадаем!
-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!
-Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.
- «Делу время, а потехе час!» - объявляем.
2. Беседа.
- О каких жанрах устного народного творчества вы услышали? (Песни, считалки, скороговорки, пословицы)
- Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?
(«Устное»-передавалось из «уст в уста», не записывалось.
«Народное»-создано народом.
«Творчество»-когда что-то придумывают, сочиняют, творят).
- Изучение нового материала
Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей народа». По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях и быте народа. Фольклор был для народа учебником жизни. Благодаря фольклору в детях воспитывались смелость, доброта, честность, патриотизм (любовь к родине). Кроме того, фольклор-кладовая языка народа.
Сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка-потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы в этом убедитесь.
- Закрепление.
- Пословицы.
- Вы уже знаете, ребята, что пословица-это какое-то изречение, мысль. В ней содержится народная мудрость. Давайте поиграем и узнаем, какие пословицы вы знаете.
Игра «Закончи пословицу»
Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны будете вспомнить пословицу и закончить её. За правильный ответ команда получает по жетону (по 4 жетона на команду).
- Без труда не вытащишь … и рыбку из пруда
- Поспешишь-… людей насмешишь
- Волков боятся - …. в лес не ходить
- Как аукнется, так…. Откликнется
- Мороз не велик, а … стоять не велит
- Старый друг лучше… новых двух
- Век живи-… век учись
- Волки сыты и … овцы целы
- Глаза боятся, а … руки делают
- Гора с горой не сходятся, а … человек с человеком сойдется
- По одёжке встречают, … а по уму провожают
- Дальше в лес-… больше дров
- За двумя зайцами погонишься-… ни одного не поймаешь
- Семь раз отмерь-… один раз отрежь
- Нет друга-ищи, … а нашел-береги
- Азбука-… к мудрости ступенька
Игра «Собери пословицу»
Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по жетону (по 3 жетона на команду).
- Здоровье, деньги, купить. (Здоровье на деньги не купишь)
- Лезть, за, слово, карман. (За словом в карман не полезет)
- Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)
- Дрожит, осина, лист. (Дрожит как осиновый лист)
- Голова, ноги, покой, дурная, не дает (Дурная голова ногам покоя не дает)
- Жить, кошка, собака (Живут, как кошка с собакой)
- Дело, бояться, мастер (Дело мастера боится)
- Сани, зима, лето, телега (Готовь сани летом, а телегу зимой)
- Чьё, знает, мясо, кошка, съесть (Знает кошка, чье мясо съела)
- Игрушки, мышки, кошки, слёзки (Кошке игрушки, а мышке слёзки)
- Работает, ест, кто, не (Кто не работает, тот не ест)
- Кулаки, драка, машут, после, не ( После драки кулаками не машут)
- Песни. Потешки.
А сейчас вспомним песенки, потешки, дразнилки, заклички, шутки-прибаутки. Каждая команда получает карточку (4 карточки). Вы должны определить жанр:
- Колыбельная
Ай, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули гулевать.
Стали гули ворковать,
Стал ребёнок засыпать.
- Потешка
-Ладушки-ладушки, где были?
- У бабушки!
- А что ели?
- Кашку!
-А что пили?
-Бражку!
-Кашка масленька!
-Бабушка добренька!
-Попили, поели . Шуууу!!! Домой полетели!
-На головку сели! «Ладушки» запели.
- Закличка
Дождик-дожлик, пуще!
Дам тебе гущи!
Хлеба каравай!
Хоть весь день поливай!
- Дразнилки
Ябеда, корябеда, солёный огурец.
На полу валяется, никто его не ест.
Жадина, жадина,
Жадина, говядина.
Задира кролик сел на столик
И поехал на войну.
Дрался, дрался, напугался и кричит:
-Домой хочу!
Разыграть «Шутки –прибаутки»
Каждая команда получает карточку.
- –Тит! А Тит!
- Чево?
-Иди молотить.
-Брюхо болит…
-Хошь кашу есть?
-А где моя большая ложка?
- -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг…
-Зачинить можно?
-Да иглы нет…
-А велика дыра?
-Один ворот остался…
- –Что везёшь?
-Сено
-Какое же это сено, если это дрова?
-А коли видишь, так что спрашиваешь?
- -Собака, что лаешь?
-Волков пугаю!
-Собака, что хвост поджала?
-Волков боюсь!
- Скороговорки
-Скороговорки появились давно, в глубокой древности. В них играли и взрослые и дети.
-Для чего нужны скороговорки? (Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая).
-Давайте и мы поиграем.
Игра «Глухой телефон»
Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второй-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.
- На дворе трава, на траве дрова.
- Белые бараны били в барабаны.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Загадки
-Загадки были на Руси в глубокой древности. Загадки –это и игра, и состязание, развлечение и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадка-это история родины.
Каждая команда получит карточки. Вы должны отгадать загадки и разложить их по темам.
- «Неживая природа»
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
Летит птица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)
Скатерть бела,
Весь свет одела. (Снег)
- «Животные»
Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
Не воин, а со шпорами. (Петух)
Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит. (Гусь)
Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла. (Корова)
- Овощи
Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)
Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
- Инструменты
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
Туда-сюда снует, что в зубы попадет — на две части разжует. (Пила)
Кто ест сено без рта тремя зубами. (Вилы)
- 5. Игры, считалки.
Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.
- Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Ата-баты, золотой. - Раз, два, три,
Четыре, пять,
Будем в прятки
Мы играть.
Небо, звезды,
Луг, цветы —
Ты пойди-ка
Поводи! - Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
4.Тратарушки, тра-ра-ра,
Игре очередь пришла,
В круг вставай, не сиди,
Опоздаешь-ты води.
Игра
Хозяин говорит гусям:
— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.
Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».
Далее происходит диалог хозяина и гусей:
Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!
( А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)
5.Итог урока.
Подсчитывается количество житонов. Команда-победитель награждается.
6.Домашнее задание.
Сегодня мы вспомнили малые жанры устного народного творчества. Возьмите в библиотеке сборники русского народного фольклора. Познакомьтесь глубже с народным творчеством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку чтения во 2 классе "Малые фольклорные жанры"
Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения....

Вн. чт. Малые фольклорные жанры 2 кл
Презентация к уроку внеклассного чтения 2 класс "Малые фольклорные жанры. "На ярмарке"...

Презентация на тему: "Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры"
Презентация поможет уч-ся систематизировать свои знания....

статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"
В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе
Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фоль...

конспект занятия по чхл "Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам"
конспект занятия по чхл "Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам"...

Обобщение по разделу: Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры. Народные промыслы. Урок в школьном музее «Русская изба».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 3 класса в предметной области литературное чтение по теме «Устное народное т...