Конспект урока. Малые фольклорные жанры
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Материал для внеклассной и внеурочной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_folklornye_zhanry.docx22.09 КБ
Файл malye_folklornye_zhanry.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Малые фольклорные жанры

Цели: 1. Ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.

2. Развивать память, речь, навыки коллективной работы.

3. Воспитывать и прививать интерес к устному народному творчеству, истории русского народа.

Оборудование: карточки с заданиями для каждой команды ( 2-4 команды). Жетоны за правильный ответ.

Ход урока

  1. Организационный момент

Класс поделён на команды.

  1. Актуализация знаний

1.Выход корабейников в русских народных костюмах:

-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

-Песнями да считалками побалуйте!

-Давно мы вас ждем -поджидаем!

-Ай да загадочки вам загадаем!

-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!

-Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.

- «Делу время, а потехе час!» - объявляем.

2. Беседа.

- О каких жанрах устного народного творчества вы услышали? (Песни, считалки, скороговорки, пословицы)

- Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

 («Устное»-передавалось из «уст в уста», не записывалось.

 «Народное»-создано народом.

 «Творчество»-когда что-то придумывают, сочиняют, творят).

  1. Изучение нового материала

Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей народа». По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях и быте народа. Фольклор был для народа учебником жизни. Благодаря фольклору в детях воспитывались смелость, доброта, честность, патриотизм (любовь к родине). Кроме того, фольклор-кладовая языка народа.

Сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка-потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы в этом убедитесь.

  1. Закрепление.
  1. Пословицы.

- Вы уже знаете, ребята, что пословица-это какое-то изречение, мысль. В ней содержится народная мудрость. Давайте поиграем и узнаем, какие пословицы вы знаете.

Игра «Закончи пословицу»

Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны будете вспомнить пословицу и закончить её. За правильный ответ команда получает по жетону (по 4 жетона на команду).

  • Без труда не вытащишь …       и рыбку из пруда                          
  • Поспешишь-…                          людей насмешишь
  • Волков боятся - ….                   в лес не ходить
  • Как аукнется, так….                 Откликнется

  • Мороз не велик, а …        стоять не велит
  • Старый друг лучше…      новых двух
  • Век живи-…                      век учись
  • Волки сыты и …               овцы целы

  • Глаза боятся, а …                         руки делают
  • Гора с горой не сходятся, а …    человек с человеком сойдется
  • По одёжке встречают, …             а по уму провожают
  • Дальше в лес-…                            больше дров

  • За двумя зайцами погонишься-…           ни одного не поймаешь
  • Семь раз отмерь-…                                  один раз отрежь
  • Нет друга-ищи, …                                    а нашел-береги
  • Азбука-…                                                  к мудрости ступенька

Игра «Собери пословицу»

Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по жетону (по 3 жетона на команду).

  • Здоровье, деньги, купить.                         (Здоровье на деньги не купишь)
  • Лезть, за, слово, карман.                           (За словом в карман не полезет)
  • Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо   (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)

  • Дрожит, осина, лист.                                  (Дрожит как осиновый лист)
  • Голова, ноги, покой, дурная, не дает        (Дурная голова ногам покоя не дает)
  • Жить, кошка, собака                                   (Живут, как кошка с собакой)

  • Дело, бояться, мастер                                  (Дело мастера боится)
  • Сани, зима, лето, телега                        (Готовь сани летом, а телегу зимой)
  • Чьё, знает, мясо, кошка, съесть                (Знает кошка, чье мясо съела)

  • Игрушки, мышки, кошки, слёзки                (Кошке игрушки, а мышке слёзки)
  • Работает, ест, кто, не                        (Кто не работает, тот не ест)
  • Кулаки, драка, машут, после, не                ( После драки кулаками не машут)

  1. Песни. Потешки.

А сейчас вспомним песенки, потешки, дразнилки, заклички, шутки-прибаутки. Каждая команда получает карточку (4 карточки). Вы должны определить жанр:

  • Колыбельная

Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули гулевать.

 Стали гули ворковать,

Стал ребёнок засыпать.

  • Потешка

-Ладушки-ладушки, где были?

- У бабушки!
- А что ели?

- Кашку!
-А что пили?

-Бражку!
-Кашка масленька!
-Бабушка добренька!
-Попили, поели . Шуууу!!! Домой полетели!
-На головку сели! «Ладушки» запели.

  • Закличка

Дождик-дожлик, пуще!
Дам тебе гущи!

Хлеба каравай!

Хоть весь день поливай!

  • Дразнилки

Ябеда, корябеда, солёный огурец.

На полу валяется, никто его не ест.

Жадина, жадина,

Жадина, говядина.

Задира кролик сел на столик

И поехал на войну.

Дрался, дрался, напугался и кричит:

-Домой хочу!

 Разыграть «Шутки –прибаутки»

Каждая команда получает карточку.

  1. –Тит! А Тит!

- Чево?

-Иди молотить.

-Брюхо болит…

-Хошь кашу есть?

-А где моя большая ложка?

  1. -Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг…

-Зачинить можно?

-Да иглы нет…

-А велика дыра?

-Один ворот остался…

  1. –Что везёшь?

-Сено

-Какое же это сено, если это дрова?

-А коли видишь, так что спрашиваешь?

  1. -Собака, что лаешь?

-Волков пугаю!

-Собака, что хвост поджала?

-Волков боюсь!

  1. Скороговорки

-Скороговорки появились давно, в глубокой древности. В них играли и взрослые и дети.

-Для чего нужны скороговорки? (Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая).

-Давайте и мы поиграем.

Игра «Глухой телефон»

Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второй-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Проворонила ворона воронёнка.

  1. Загадки

-Загадки были на Руси в глубокой древности. Загадки –это и игра, и состязание, развлечение и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадка-это история родины.

Каждая команда получит карточки. Вы должны отгадать загадки и разложить их по  темам.

  • «Неживая природа»

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Летит птица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

Скатерть бела,

Весь свет одела. (Снег)

  • «Животные»

Кто на себе свой дом носит?   (Улитка)

Не воин, а со шпорами.            (Петух)

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.             (Гусь)

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.                                (Корова)

  • Овощи

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.        (Репа)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.                (Огурец)

Голова на ножке, в голове горошки.   (Горох)

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.  
(Лук)

  • Инструменты

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется.        (Топор)

Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет.    (Гвоздь)

Туда-сюда снует, что в зубы попадет — на две части разжует.             (Пила)

Кто ест сено без рта тремя зубами.        (Вилы)

  • 5. Игры, считалки.

Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.

  1. Аты-баты, шли солдаты,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, он какой?
    Ата-баты, золотой.
  2. Раз, два, три,
    Четыре, пять,
    Будем в прятки
    Мы играть.
    Небо, звезды,
    Луг, цветы —
    Ты пойди-ка
    Поводи!
  3. Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!

4.Тратарушки, тра-ра-ра,

Игре очередь пришла,

В круг вставай,  не сиди,

Опоздаешь-ты води.

Игра

Хозяин говорит гусям:

— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.

Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».

Далее происходит диалог хозяина и гусей:

Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!

( А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)

5.Итог урока.

Подсчитывается количество житонов. Команда-победитель награждается.

6.Домашнее задание.

Сегодня мы вспомнили малые жанры устного народного творчества. Возьмите в библиотеке сборники русского народного фольклора. Познакомьтесь глубже с народным творчеством.

 





Предварительный просмотр:

Малые фольклорные жанры

Цели: 1. Ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.

2. Развивать память, речь, навыки коллективной работы.

3. Воспитывать и прививать интерес к устному народному творчеству, истории русского народа.

Оборудование: карточки с заданиями для каждой команды ( 2-4 команды). Жетоны за правильный ответ.

Ход урока

  1. Организационный момент

Класс поделён на команды.

  1. Актуализация знаний

1.Выход корабейников в русских народных костюмах:

-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

-Песнями да считалками побалуйте!

-Давно мы вас ждем -поджидаем!

-Ай да загадочки вам загадаем!

-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!

-Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.

- «Делу время, а потехе час!» - объявляем.

2. Беседа.

- О каких жанрах устного народного творчества вы услышали? (Песни, считалки, скороговорки, пословицы)

- Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

 («Устное»-передавалось из «уст в уста», не записывалось.

 «Народное»-создано народом.

 «Творчество»-когда что-то придумывают, сочиняют, творят).

  1. Изучение нового материала

Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей народа». По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях и быте народа. Фольклор был для народа учебником жизни. Благодаря фольклору в детях воспитывались смелость, доброта, честность, патриотизм (любовь к родине). Кроме того, фольклор-кладовая языка народа.

Сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка-потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы в этом убедитесь.

  1. Закрепление.
  1. Пословицы.

- Вы уже знаете, ребята, что пословица-это какое-то изречение, мысль. В ней содержится народная мудрость. Давайте поиграем и узнаем, какие пословицы вы знаете.

Игра «Закончи пословицу»

Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны будете вспомнить пословицу и закончить её. За правильный ответ команда получает по жетону (по 4 жетона на команду).

  • Без труда не вытащишь …       и рыбку из пруда                          
  • Поспешишь-…                          людей насмешишь
  • Волков боятся - ….                   в лес не ходить
  • Как аукнется, так….                 Откликнется

  • Мороз не велик, а …        стоять не велит
  • Старый друг лучше…      новых двух
  • Век живи-…                      век учись
  • Волки сыты и …               овцы целы

  • Глаза боятся, а …                         руки делают
  • Гора с горой не сходятся, а …    человек с человеком сойдется
  • По одёжке встречают, …             а по уму провожают
  • Дальше в лес-…                            больше дров

  • За двумя зайцами погонишься-…           ни одного не поймаешь
  • Семь раз отмерь-…                                  один раз отрежь
  • Нет друга-ищи, …                                    а нашел-береги
  • Азбука-…                                                  к мудрости ступенька

Игра «Собери пословицу»

Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по жетону (по 3 жетона на команду).

  • Здоровье, деньги, купить.                         (Здоровье на деньги не купишь)
  • Лезть, за, слово, карман.                           (За словом в карман не полезет)
  • Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо   (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)

  • Дрожит, осина, лист.                                  (Дрожит как осиновый лист)
  • Голова, ноги, покой, дурная, не дает        (Дурная голова ногам покоя не дает)
  • Жить, кошка, собака                                   (Живут, как кошка с собакой)

  • Дело, бояться, мастер                                  (Дело мастера боится)
  • Сани, зима, лето, телега                        (Готовь сани летом, а телегу зимой)
  • Чьё, знает, мясо, кошка, съесть                (Знает кошка, чье мясо съела)

  • Игрушки, мышки, кошки, слёзки                (Кошке игрушки, а мышке слёзки)
  • Работает, ест, кто, не                        (Кто не работает, тот не ест)
  • Кулаки, драка, машут, после, не                ( После драки кулаками не машут)

  1. Песни. Потешки.

А сейчас вспомним песенки, потешки, дразнилки, заклички, шутки-прибаутки. Каждая команда получает карточку (4 карточки). Вы должны определить жанр:

  • Колыбельная

Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули гулевать.

 Стали гули ворковать,

Стал ребёнок засыпать.

  • Потешка

-Ладушки-ладушки, где были?

- У бабушки!
- А что ели?

- Кашку!
-А что пили?

-Бражку!
-Кашка масленька!
-Бабушка добренька!
-Попили, поели . Шуууу!!! Домой полетели!
-На головку сели! «Ладушки» запели.

  • Закличка

Дождик-дожлик, пуще!
Дам тебе гущи!

Хлеба каравай!

Хоть весь день поливай!

  • Дразнилки

Ябеда, корябеда, солёный огурец.

На полу валяется, никто его не ест.

Жадина, жадина,

Жадина, говядина.

Задира кролик сел на столик

И поехал на войну.

Дрался, дрался, напугался и кричит:

-Домой хочу!

 Разыграть «Шутки –прибаутки»

Каждая команда получает карточку.

  1. –Тит! А Тит!

- Чево?

-Иди молотить.

-Брюхо болит…

-Хошь кашу есть?

-А где моя большая ложка?

  1. -Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг…

-Зачинить можно?

-Да иглы нет…

-А велика дыра?

-Один ворот остался…

  1. –Что везёшь?

-Сено

-Какое же это сено, если это дрова?

-А коли видишь, так что спрашиваешь?

  1. -Собака, что лаешь?

-Волков пугаю!

-Собака, что хвост поджала?

-Волков боюсь!

  1. Скороговорки

-Скороговорки появились давно, в глубокой древности. В них играли и взрослые и дети.

-Для чего нужны скороговорки? (Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая).

-Давайте и мы поиграем.

Игра «Глухой телефон»

Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второй-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Проворонила ворона воронёнка.

  1. Загадки

-Загадки были на Руси в глубокой древности. Загадки –это и игра, и состязание, развлечение и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадка-это история родины.

Каждая команда получит карточки. Вы должны отгадать загадки и разложить их по  темам.

  • «Неживая природа»

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Летит птица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

Скатерть бела,

Весь свет одела. (Снег)

  • «Животные»

Кто на себе свой дом носит?   (Улитка)

Не воин, а со шпорами.            (Петух)

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.             (Гусь)

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.                                (Корова)

  • Овощи

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.        (Репа)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.                (Огурец)

Голова на ножке, в голове горошки.   (Горох)

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.  
(Лук)

  • Инструменты

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется.        (Топор)

Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет.    (Гвоздь)

Туда-сюда снует, что в зубы попадет — на две части разжует.             (Пила)

Кто ест сено без рта тремя зубами.        (Вилы)

  • 5. Игры, считалки.

Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.

  1. Аты-баты, шли солдаты,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, он какой?
    Ата-баты, золотой.
  2. Раз, два, три,
    Четыре, пять,
    Будем в прятки
    Мы играть.
    Небо, звезды,
    Луг, цветы —
    Ты пойди-ка
    Поводи!
  3. Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!

4.Тратарушки, тра-ра-ра,

Игре очередь пришла,

В круг вставай,  не сиди,

Опоздаешь-ты води.

Игра

Хозяин говорит гусям:

— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.

Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».

Далее происходит диалог хозяина и гусей:

Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!

( А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)

5.Итог урока.

Подсчитывается количество житонов. Команда-победитель награждается.

6.Домашнее задание.

Сегодня мы вспомнили малые жанры устного народного творчества. Возьмите в библиотеке сборники русского народного фольклора. Познакомьтесь глубже с народным творчеством.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку чтения во 2 классе "Малые фольклорные жанры"

Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения....

Вн. чт. Малые фольклорные жанры 2 кл

Презентация к уроку внеклассного чтения 2 класс "Малые фольклорные жанры. "На ярмарке"...

Презентация на тему: "Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры"

Презентация поможет уч-ся систематизировать свои знания....

статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе

Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фоль...

Малые фольклорные жанры. Считалки, дразнилки.

Материал может быть использован при проведении уроков по родной литературе, при подготовке к олимпиаде или на внеклассных занятиях....

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...