Малые фольклорные жанры. Считалки, дразнилки.
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Материал может быть использован при проведении уроков по родной литературе, при подготовке к олимпиаде или на внеклассных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_schitalki_draznilki_konspekt.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 3.
Малые фольклорные жанры.
Считалки, дразнилки.
Вспоминаем то, что знаем.
– Что такое фольклор?
(Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает «народная мудрость»)
– С какими малыми фольклорными жанрами вы уже знакомы?
(заклички, приговорки, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы)
Открытие новых знаний.
1) Считалки
– Во все времена дети играли. А в играх часто нужно выбирать водящего или делиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? (нужно посчитаться)
– Верно, на помощь приходят считалки. Какие считалки вы знаете? (ответы детей)
– Считалки — это тоже жанр устного народного творчества.
Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для распределения ролей и очередности в игре.
Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
– Считалки возникли в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Вот тут-то и придумали способ распределения работы – считалку.
Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел – не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
– Считалки бывают разных видов: заумные, числовки, заменки.
Заумные считалки.
В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Например:
- Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон! - Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест.
– В этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи.
А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест».
Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, вы слышали выражение «заруби себе на носу»? Оно оттуда и произошло.
Поэтому заумные считалки – это древний шифр, который благодаря детским играм дошел до нас.
Считалки-числовки
– Это считалки с числами. Например:
- Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал! - Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб-соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять - муку весить.
Считалки-заменки
– В считалках-заменках последняя строчка – это выход игрока из круга. Это самые обычные известные всем нам считалки.
- Под горою у реки
Жили гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!
- Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи.
– В считалках-заменках возможно повторение одного слова в начале каждой строки. Напимер:
Цынцы-брынцы балалайка,
Цынцы-брынцы заиграй-ка.
Цынцы-брынцы не хочу,
Цынцы-брынцы спать хочу.
2) Дразнилки
– Очень тесно связаны со считалками детские дразнилки. К сожалению, человеку свойственны и огорчение, и неприязнь, и злость. Вот дразнилки и использовались для выхода этих эмоций. Народная дразнилка предназначена для того, чтобы поставить обидчика на место.
Дразнилки — это короткие насмешливые стишки для высмеивания недостатков человека или для защиты от обидчика.
Ябеда – корябеда,
Солёный огурец.
На полу валяется,
Никто его не ест.
– Определите, какие качества характера высмеиваются в следующих дразнилках:
- Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку. (излишняя доверчивость) - Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
Три пятачка! (плакса) - Пучеглазая сова –
Глаза-то по ложке,
Не видит ни крошки!
Гляди прямо –
Впереди-то яма! (невнимательность) - Фу-ты, ну-ты,
Ножки гнуты.
Руки – в боки,
Глаза – в потолоки! (хвастовство, высокомерие) - Уж ты, Васенька дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой на бережок.
Тебя мышка съест,
Либо ласточка,
Либо серенький волчок
Из-за кустичка,
Либо белая собачка
Из-под мостичка. (трусость) - Жадина – говядина,
Пустая шоколадина. (жадность)
– Эти дразнилки воспитывают, учат быть щедрыми, честными, справедливыми и добрыми, смелыми.
– Иногда дразнилки просто привязаны к имени – они возникают как прибавление к имени ребенка рифмованного слова: Антошка-картошка, Светка-пипетка...
При этом дразнилка чаще всего не является характеристикой человека, ему просто приписывают такое поведение, которое не поощряется в обществе.
Дразнилка – это мир небылицы и фантазии, в них кроется нелепица, перевертыш. Ребенку приписывают несуразные черты внешности:
Анна – балана,
Голова оловянна.
Нос крючком,
Ротик ящичком.
или нелепые поступки:
- Лёнчик – пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил кринку молока,
Еще клеть поел хлебов,
Три корзины пирогов. - Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: «Вкусно!»
– Нужно уметь с юмором воспринять дразнилку, ответить на нее достойно – улыбкой или другой более смешной и ёмкой рифмой или дразнилкой, не обидеться. Это своеобразная «школа жизни», умение ответить на «удар».
- Я хотя и воображала,
Да никого не обзывала! - Обзывай меня сто лет,
Все равно ты старый дед. - Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю. - От тебя отстало,
Ко мне не пристало! - Обзываешь ты меня, переводишь на себя.
Кто так обзывается, тот сам так называется. - Шел-шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А моё оставил –
И печать поставил!
Подводим итог
– С какими малыми фольклорными жанрами мы сегодня познакомились?
– Что такое считалки? Какие виды считалок вы теперь знаете?
– Что такое дразнилки? Почему не надо обижаться на дразнилки?
Практическая работа.
– Попробуем исследовать следующие строки и определить уже изученные нами малые фольклорные жанры.
1) Этот пальчик – в лес пошёл,
Этот пальчик – гриб нашёл,
Этот пальчик – занял место,
Этот пальчик – ляжет тесно,
Этот пальчик – много ел,
Оттого и растолстел. (потешка)
2) Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон! (считалка-заменка)
3) Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть? Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу, да и Мешеньке унесу. (прибаутка)
4) Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород. (дразнилка)
5) Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело –
Лето красное пришло! (небылица)
6) Потягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягушеньки,
Подарили гуси Сашеньке. (пестушка)
7) Вображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Вображалу проглотил. (дразнилка)
8) Воробей, воробей!
Не гоняй голубей!
Не клюй песок,
Не тупи носок!
Пригодится носок
На овсяный колосок. (приговорка)
9) Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй! (закличка)
10) Анти, дванти, трынди, валынди,
Пянти, янти, шивары, вывары.
Цук, манцук, пере, вере,
Чуха, рюха, пята, сота,
Стук о крест.
Забежал мальчишка в лес,
Убил галку, убил две,
Закружилось в голове. (заумная считалка)
11) Едет на лисице
Курица верхом,
Бежит качан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюёт,
А червяк ворону
В коробе несет. (небылица)
12) Ква-ква-ква-квакушка,
Пирожки пекла лягушка
Со сладкою начинкой,
Угощала свинку,
А заиньке в пирожок
Положила творожок! (прибаутка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация у уроку чтения во 2 классе "Малые фольклорные жанры"
Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения....
Вн. чт. Малые фольклорные жанры 2 кл
Презентация к уроку внеклассного чтения 2 класс "Малые фольклорные жанры. "На ярмарке"...
Презентация на тему: "Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры"
Презентация поможет уч-ся систематизировать свои знания....
статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"
В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....
Конспект урока. Малые фольклорные жанры
Материал для внеклассной и внеурочной работы...
Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе
Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фоль...
Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...