Малые фольклорные жанры. Считалки, дразнилки.
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Булатова Галина Каратайевна

Материал может быть использован при проведении уроков по родной литературе, при подготовке к олимпиаде или на внеклассных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_schitalki_draznilki_konspekt.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 3.

Малые фольклорные жанры.

 Считалки, дразнилки.

Вспоминаем то, что знаем.

 – Что такое фольклор? 

(Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает «народная мудрость»)

– С какими малыми фольклорными жанрами вы уже знакомы?

(заклички, приговорки, пестушки, потешки, прибаутки, небылицы)

Открытие новых знаний.

1) Считалки

– Во все времена дети играли. А в играх часто нужно выбирать водящего или делиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? (нужно посчитаться)

–  Верно, на помощь приходят считалки. Какие считалки вы знаете? (ответы детей)

Считалки — это тоже жанр устного народного творчества.

Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для распределения ролей и очередности в игре.

Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Считалки возникли в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Вот тут-то и придумали способ распределения работы – считалку.

Над горою солнце встало

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам!

Покатилось, покатилось,

В речку с мостика свалилось,

Кто увидел – не дремли,

Поскорей его лови!

Кто поймал, тот молодец,

Ведь считалочке конец!

Считалки бывают разных видов: заумные, числовки, заменки.

Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Например:

  1.  Эгэдэ пэгэдэ
    Цугэдэ мэ.
    Абэн фабэн
    Домэнэ,
    Икэ пикэ
    Грамэникэ,
    Дон зон,
    Заяц вон!
  2.  Ази, двази,
    Тризи, ризи,
    Пята, лата,
    Шуби, руби,
    Дуби, крест.

В этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи.

А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест».

Крест не случаен.  В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, вы слышали выражение «заруби себе на носу»? Оно оттуда и произошло.

Поэтому заумные считалки – это древний шифр, который благодаря детским играм дошел до нас.

Считалки-числовки

Это считалки с числами. Например:

  1.  Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в зайчика стреляет.
    Пиф! Паф! Не попал!
    Серый зайчик ускакал!
  2.  Раз, два – голова,
    Три, четыре – платье шили,
    Пять, шесть – хлеб-соль есть,
    Семь, восемь – сено косим,
    Девять, десять -  муку весить.

Считалки-заменки

В считалках-заменках последняя строчка – это выход игрока из круга. Это самые обычные известные всем нам считалки.

  1.  Под горою у реки

Жили гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!

  1.  Черепаха хвост поджала
    И  за зайцем побежала.
    Оказалась впереди –
    Кто не верит – выходи.

В считалках-заменках возможно повторение одного слова в начале каждой строки. Напимер:

Цынцы-брынцы балалайка, 
Цынцы-брынцы заиграй-ка. 
Цынцы-брынцы не хочу, 
Цынцы-брынцы спать хочу.

2) Дразнилки

Очень тесно связаны со считалками  детские дразнилки. К сожалению, человеку свойственны и огорчение, и неприязнь, и злость. Вот дразнилки и использовались для выхода этих эмоций.  Народная дразнилка предназначена для того, чтобы поставить обидчика на место.

Дразнилки — это короткие насмешливые стишки для высмеивания недостатков человека или для защиты от обидчика.

Ябеда – корябеда,
Солёный огурец.
На полу валяется,
Никто его не ест.

Определите, какие качества характера высмеиваются в следующих дразнилках:

  1.  Обманули простака –
    На четыре кулака,
    На щелбан и на подушку,
    На зеленую лягушку.
    (излишняя доверчивость)
  2.   Рева-корова,
    Дай молочка!
    Сколько стоит?
    Три пятачка!
    (плакса)
  3.   Пучеглазая сова –
    Глаза-то по ложке,
    Не видит ни крошки!
    Гляди прямо –
    Впереди-то яма!
    (невнимательность)
  4.  Фу-ты, ну-ты,
    Ножки гнуты.
    Руки – в боки,
    Глаза – в потолоки!
     (хвастовство, высокомерие)
  5.   Уж ты, Васенька дружок,
    Ты не бегай на лужок,
    На крутой на бережок.
    Тебя мышка съест,
    Либо ласточка,
    Либо серенький волчок
    Из-за кустичка,
    Либо белая собачка
    Из-под мостичка.
    (трусость)
  6.  Жадина – говядина,
    Пустая шоколадина.
    (жадность)

Эти дразнилки воспитывают, учат быть щедрыми, честными, справедливыми и добрыми, смелыми.

Иногда дразнилки просто привязаны к имени – они возникают как прибавление к имени ребенка рифмованного слова: Антошка-картошка, Светка-пипетка...

При этом дразнилка чаще всего не является характеристикой человека, ему просто приписывают такое поведение, которое не поощряется в обществе.

Дразнилка – это мир небылицы и фантазии, в них кроется нелепица, перевертыш. Ребенку приписывают несуразные черты внешности:

Анна – балана,
Голова оловянна.
Нос крючком,
Ротик ящичком.

 или нелепые поступки:

  1.  Лёнчик – пончик,
    Съел батончик,
    Поросенка и быка,
    Выпил кринку молока,
    Еще клеть поел хлебов,
    Три корзины пирогов.
  2.  Валя, Валя, простота,
    Кислая капуста!
    Съела мышку без хвоста
    И сказала: «Вкусно!»


Нужно уметь  с юмором воспринять дразнилку, ответить на нее достойно – улыбкой или другой более смешной  и ёмкой рифмой или дразнилкой, не обидеться. Это  своеобразная «школа жизни», умение ответить на «удар». 

  1. Я хотя и воображала,
    Да никого не обзывала!
  2. Обзывай меня сто лет,
    Все равно ты старый дед.
  3. Я тебя не слушаю,
    Посолю и скушаю.
  4. От тебя отстало,
    Ко мне не пристало!
  5. Обзываешь ты меня, переводишь на себя.
    Кто так обзывается, тот сам так называется.
  6. Шел-шел крокодил,
    Твое слово проглотил,
    А моё оставил –
    И печать поставил!

Подводим итог

С какими малыми фольклорными жанрами мы сегодня познакомились?

Что такое считалки? Какие виды считалок вы теперь знаете?

Что такое дразнилки? Почему не надо обижаться на дразнилки?

Практическая работа.

– Попробуем исследовать следующие строки и определить уже изученные нами малые фольклорные жанры.

1) Этот пальчик – в лес пошёл,
   Этот пальчик – гриб нашёл,
   Этот пальчик – занял место,
   Этот пальчик – ляжет тесно,
   Этот пальчик – много ел,
   Оттого и растолстел.
(потешка)

2) Тучи, тучи, тучи, тучи,

    Скачет конь большой, могучий.

    Через тучи скачет он,

    Кто не верит – выйди вон! (считалка-заменка)

3) Пошел котик на торжок, купил котик пирожок.

    Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

    Самому ли съесть? Или Машеньке снесть?

    Я и сам укушу, да и Мешеньке унесу.  (прибаутка)

4) Ваня, Ваня, простота!

    Купил лошадь без хвоста!

    Сел задом наперед

    И поехал в огород.  (дразнилка)

5) Снег идет! Жара такая!

    Птицы с юга прилетают!

    Все вокруг белым-бело –

   Лето красное пришло! (небылица)

6) Потягуси, потягуси,

    Пролетали низко гуси,

    Потягуси, потягушечки,

    Перья мягкие в подушечке,

    Эти перья-потягушеньки,

    Подарили гуси Сашеньке. (пестушка) 

7) Вображала хвост поджала
   И под печку убежала,
   А под печкой крокодил
   Вображалу проглотил.
 (дразнилка)

8) Воробей, воробей!
    Не гоняй голубей!
    Не клюй песок,
    Не тупи носок!
    Пригодится носок
    На овсяный колосок. (приговорка)

9) Морозушка-Мороз!

      Не тяни домой за нос,

      Не стучи, не балуй,

      А на окнах рисуй!  (закличка)

10) Анти, дванти, трынди, валынди,
      Пянти, янти, шивары, вывары.
      Цук, манцук, пере, вере,
      Чуха, рюха, пята, сота,
      Стук о крест.
      Забежал мальчишка в лес,
      Убил галку, убил две,
      Закружилось в голове. (заумная считалка)

11) Едет на лисице
      Курица верхом,
      Бежит качан капустный
      С зайцем кувырком.
      Ловит щука в море
      Сетью рыбака,
      Плавает корова
      В крынке молока.
      Зернышко пшеницы
      Воробья клюёт,
      А червяк ворону
      В коробе несет. (небылица)

12) Ква-ква-ква-квакушка,

      Пирожки пекла лягушка

      Со сладкою начинкой,

      Угощала свинку,

      А заиньке в пирожок

      Положила творожок!  (прибаутка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку чтения во 2 классе "Малые фольклорные жанры"

Данная презентация подготовлена мною для урока чтения во втором классе. В презентации использованы стихотворения собственного сочинения....

Вн. чт. Малые фольклорные жанры 2 кл

Презентация к уроку внеклассного чтения 2 класс "Малые фольклорные жанры. "На ярмарке"...

Презентация на тему: "Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры"

Презентация поможет уч-ся систематизировать свои знания....

статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....

Конспект урока. Малые фольклорные жанры

Материал для внеклассной и внеурочной работы...

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе

Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фоль...

Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие...