Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Мироненко Екатерина Александровна

Разработка открытого урока литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_literaturnogo_chteniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Учитель: Мироненко Екатерина Александровна

Предмет: литературное чтение

Место работы: МАОУ СОШ №17 г. Тобольск, Тюменская область

Предмет и УМК: УМК «Начальная школа XXI век»

Класс: 2 Д

Тема учебного занятия: «Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока:  проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям, создать условия для формирования умения обучающихся работать с текстом произведения, выразительно читать.

Задачи урока:

- познакомить с русской народной сказкой «Дети Деда Мороза», его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.

- способствовать развитию: устной речи учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

- способствовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, внимательности, уважению чужого мнения.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, рабочая тетрадь «Литературное чтение», презентация, рисунки девушки Снежинки, Деда Мороза, вырезанные из бумаги снежинки по количеству человек в классе, листочки со словами – прилагательными, компьютер, экран.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.

Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке.

Задачи:

создание доброжелательного психологического настроя на уроке,  стимуляция деятельности обучающихся;

организация внимания обучающихся;

кратковременность этапа.

Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм.

Задачи:

позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность класса к уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей.

-Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? А с хорошим настроением легче работать.  

Звучит музыка «В гостях у сказки». На фоне музыки:

О чём-то скрипит половица,

И спице опять на спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.



Выполняют задание учителя

2 мин

2.Актуализация знаний.

Цель этапа для учителя: актуализировать знания по теме «Сказки», выявить читательский опыт учащихся, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала.

Задачи:

развитие умения учащихся  сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи вопросов викторины.

Цель этапа для учащихся: показать читательский опыт, уровень владения изученным материалом.

Задачи:

уметь давать определение сказки как жанра литературы, уметь определять сказки народные и авторские, знать название и авторов изученных произведений.

Метод: контроля: подготовка ответов на вопросы викторины, самоконтроль.

Предполагаемый итог этапа:

установление степени усвоения изученного материала, создание положительного настроя на познавательную деятельность и готовность к усвоению материала по теме урока.  

-Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А что такое сказка? 

-На какие две большие группы делятся сказки?

Слайд 1

 Какие сказки мы называем авторскими, а какие народными?

- Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать авторские сказки от народных. Послушайте отрывки из сказок и скажите, какая это сказка и кто её автор?

Слайд 2

- Дома я никого не боюсь, - сказал Вейтли, который теперь шел впереди всех. Вот так храбрецы!

В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! 

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе.

-Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы!

Сегодня к нами пришли герои из сказок. А кто именно пришел вам нужно открыть замок. Этот замок можно открыть только, назвав слова, которые необходимы для сегодняшнего урока:

- играть

- бегать

- слушать

- внимательность

- активность

- работать

- узнавать

- понимать 

Отвечают на вопрос (Сказка – устный рассказ о чём-то необычном, о невероятном, фантастическом).

Авторские и народные

Ответы детей

Братья Гримм «Семеро храбрецов»

Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

«Снегурочка» русская народная сказка

Слушать, внимательность, активность, работать, узнавать, понимать

3 мин

3.Постановка темы и целей урока.

Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала

Задачи:

подведение детей к формулированию темы и постановки цели урока,  плана учебных  действий;

привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового произведения.

Цель этапа для учащихся: 

сформулировать при помощи учителя  тему, цель урока,

наметить план учебных действий.

Задачи:

проявление активности в формулировке темы, постановке цели  урока; осознанное  понимание плана учебных действий.

Метод: проблемно-поисковый, наглядный.

Предполагаемый итог этапа:

готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

-Ребята, скоро наступит долгожданное и любимое время года одного из сказочных героев. А вот кто это догадаться помогут подсказки.

Слайд 3

Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Подсказка 2: Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма.

Подсказка 3: Его дом находится  в Великом Устюге

- О ком же будете читать сегодня?

 - Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока.

- Какую цель урока вы поставите?

Слайд №4

- Какие же дети могут быть у Деда Мороза?

- Более подробно мы с вами узнаем, прочитав сказку.

- А что нам понадобиться, чтобы хорошо понять, разобрать сказку?

- Что для этого мы должны с вами уметь?

- Да, ребята, мы сегодня будем учиться представлять картины, описанные в сказке, определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при чтении сказки, учиться рассказывать о своих впечатлениях, а также постараемся сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?»

Слайд №5

-О Деде Морозе (определяют тему урока)

- Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Познакомиться со сказкой, узнать её героев, их поступки, продолжать учиться составлять  модель обложки, научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые (новые) слова.

- метель, вьюга, ветер, снежинки и др.

Внимательно слушать, отвечать на вопросы, работать с текстом сказки.

3 мин

Чтобы перейти нам дальше давайте немного отдохнём. А помогут нам снежные помощники Деда Мороза – Снеговики.

Физминутка

Выполняют упражнения, повторяя за Снеговиками

4. Этап усвоения новых знаний.

Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, определении  главной мысли произведения.

Задачи:

обеспечение эмоциональной реакции на текст, его осмысления, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в парах в процессе изучения произведения, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом произведения, умения выразительно читать текст,  организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемный вопрос, развитие творческих способностей обучающихся.  
 
Цель этапа для учащихся: 

получить представление о произведении, понять и уметь формулировать его главную мысль.

Задачи:

умение слушать товарища, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно работать, работать в паре, находить нужную информацию в тексте произведения, моделировать обложку,  давать характеристику героям произведения.

Метод: проблемно-поисковый, самостоятельной работы.

Предполагаемый итог этапа:

активные действия учащихся, формирование первичных умений на основе самоконтроля.

- Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту.

- Какое настроение передано в сказке.  Обоснуйте свой выбор.

- А какие чувства возникли в вашем сердце?

- Я предлагаю вам поработать в парах и составить модель обложки. Давайте проверим, всё ли у вас получилось.

Посмотрите, какую модель составила я, вы согласны со мной? Почему? А с чем согласны?

Слайд №6

- Посмотрите на экран и сравните со своей обложкой. У кого правильно, поднимите руки?

- Все ли слова вам понятны в этой сказке?

Работа с рабочей тетрадью.

Слайд 7.

- Сколько детей было у Деда Мороза?

Найдите в тексте имена детей и запишите их в тетрадь. С какой буквой вы напишите имена детей?

- Прочитайте имена в тетради.

-Все ребята согласны.  

- Зачем Мороз собрал своих детей? Найди ответ в тексте и прочитай.

- Прочитайте в учебнике второй вопрос и дайте на него ответ.

- А вот какую работу выполнила Снежинка, вы найдёте в тексте и запишите ответ в тетрадь на стр. 62 №1.

- Прочитайте, что вы записали.

- Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Обоснуйте свой ответ.

- Почему отец особенно похвалил Снежинку? Зачитайте, что ей сказал отец.

-  Да, Снежинка пожалела землю. Так какой была Снежинка, прочитайте слова и назовите лишние?

- добрая

- жестокая

- щедрая

- внимательная

- заботливая

- несчастная

Слайд 10-11

- Ребята, а вот посмотрите, какие разные по форме и размеру могут быть снежинки

Слайд № 12.

Слайд 13

- Первым научился фотографировать снежинки в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И сам, фотограф, получил  прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа»

- Так как же Снежинка пожалела землю?

- Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.

- Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки. Под такой периной растениям тепло.
 

(слайд №11)

- Так зачем же земля покрывается снежным одеялом?

- А вы знаете, что скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.

Прослушайте как скрипит снег под ногами.

- Посмотрите на доску. Что мы с вами  ещё сделали?

- Мы сегодня познакомились со сказкой, которую сочинил народ русский, посмотрели, как художник нарисовал её героев. Но мы можем показать и своё творчество. На прошлом уроке я предложила Вам выполнить творческое задание – сочинить своё стихотворение о зиме и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто выполнил это задание? Как я уже говорила, ваши работы будут помещены в нашу книгу.

- Спасибо, ребята! Молодцы!

- Знакомство с произведением.

Отвечают на вопросы.

- Составить модель обложки.

Работа в парах над составлением модели обложки.

Находят ошибки и исправляют

Работа над содержанием сказки.

- Работа в тетради на стр. 62 №2.

Работа по учебнику.

Четверо

С заглавной

Ветер, Иней, Лед, Снежинка

Подают сигналы

- Чтобы узнать, кто из низ лучше людям поможет.

- Ветер нагнал холода, чтобы люди знали, что зима идёт.

- Лёд на реках мосты построил.

- Иней лес украсил, чтобы он был красивый.

Самостоятельный поиск информации в тексте и запись в тетрадь.

 «Мне стало землю жалко. Я покрыла её снегом»

- Хороших, потому, что они принесли пользу людям.

- Потому, что она лучше своих братьев. У неё была особенная душа и она принесла пользу земле и людям.

Добрая, внимательная, заботливая

- Она покрыла её белым снегом.

- чтобы растения не погибли

Прослушивание скрипа снега

- Узнали много нового.

27 мин

5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку успешности достижения урока, сообщить учащимся о домашнем задании.

Задачи:

соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа;

проведение инструктажа по выполнению домашнего задания,  дифференциация заданий.

Цель этапа для учащихся: учиться составлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.

Задачи:

осмысление и оценка своей деятельности на уроке;

понимание содержания и способов выполнения домашнего задания;

умение выбрать домашнее задание согласно уровню знаний.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Предполагаемый итог этапа:

обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.

- Подведём итоги нашего урока.

- Какую сказку мы читали на уроке?

- Что вы узнали нового?  Чему удивились? Может быть что-то захотели, прочитав сказку?

А вот и сюрприз. К нам пожаловала девушка Снежинка. Может  кто-то хочет её сказать добрые слова ? Да, низкий ей поклон за то, что согрела нашу землю, сохранила урожай, а это значит, что мы с вами будем кушать вкусные булочки и ароматный хлебушек.


Давайте поможем ей в добром и трудном деле – подарим ей по снежинке, чтобы она ещё лучше покрыла землю.

Но прежде, оцените свою работу на уроке.

- На ваших столах лежат снежинки. Раскрасьте серединку снежинки в тот цвет, который соответствует вашим знаниям и успехам на сегодняшнем уроке

(слайд №14)

- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке, у кого сегодня всё получилось. Я рада за вас, ребята!

Кто раскрасил в жёлтый цвет, у кого не всё получилось, но может работать лучше?

Обоснуйте своё мнение. У кого были большие затруднения? В чем они заключались?

Итак, прикрепите  свои снежинки. Как много снега у нас получилось!

- Думаю, что поработав ещё с этой сказкой дома, все ребята смогут сказать, что у них всё получилось.

Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто-то из вас выполнит все задания?

- подробный пересказ по плану (уч. стр.141 №5);

- подготовить выразительное чтение сказки с друзьями по ролям (уч. стр.141 №4);

- творческое задание: сочинить сказку по рисунку и пополнить нашу книгу новой своей работой (тетр. стр. 62 №4).

-Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями.

- Русскую народную сказку «Дети Деда Мороза».

Ответы детей.

-Дети раскрашивают снежинки.

- Пояснения детей.

- Прикрепляют снежинки на платье Снежинки.

Выбор задания и запись в дневник.

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе.Русская народная сказка "Два Мороза"

Задачи урока: •ознакомить с русской народной  сказкой “Два мороза”;       •отрабатывать навыки выразительного чтения;       •закреплять...

Конспект урока литературного чтения ОС "Гармония". 2 класс. Русская народная сказка"Два Мороза".

Конспект   урока  Литературного  чтения  во  2  классе  по  ОС "Гармония"...

Конспект урока чтения в 3 классе СКШИ 8 вида на тему: русская народная сказка «Два Мороза»

Цель: Познакомить с новой сказкой.Задачи: 1. Учить правильному, выразительному чтению. Умению отвечать на...

Русская народная сказка "Два Мороза"

Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению. Планируемые результаты: учащиеся поз...

Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка"Два мороза"

Конспект урока по литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка"Два мороза" . Цели урока:- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два мороза»;- ра...

урок литературного чтения во 2 классе Русская народная сказка "Два Мороза"

Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России» Тип урока: урок открытия нового знания  Це...

Урок русского языка "Письмо Деду Морозу"

Тема: Письмо Деду МорозуЦель:· формировать умение детей писать письмо;· расширять лингвистический кругозор детей;· воспитывать уважение к старшимОборудование: рисунки (или слайды) почтальона Печкина, ...