урок литературного чтения во 2 классе Русская народная сказка "Два Мороза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Бузаева Светлана Владимировна

Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России»

 Тип урока: урок открытия нового знания

  Цель урока: испоПланируемые результаты:

1.      Предметные

·         учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;

·         научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.

·         осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

·         находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

- познавательные УУД

·         находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

·         строить речевое высказывание в устной форме;

·         учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- коммуникативные УУД

·         слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

·         участвовать в коллективном обсуждении;

·         строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

- регулятивные УУД

·         принимать и сохранять учебную задачу;

·         выделять необходимую (существенную) информацию из текста;

·         оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 -  личностные

·         формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;

·         развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

·         развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

льзуя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dva_moroza.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                              средняя общеобразовательная школа №22                      

Конспект урока литературного чтения

Сказка «Два Мороза»

2 класс

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

Бузаева Светлана Владимировна

        г. Миасс

2015-2016 учебный год

Тема урока:  Русская  народная  сказка «Два  Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России»

 Тип урока: урок открытия нового знания

  Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • учащиеся познакомятся с русской  народной  сказкой « Два   Мороза»;
  • научатся осознанно читать и с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта.
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте.

2. Метапредметные

- познавательные УУД

  • находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- коммуникативные УУД

  • слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;
  • участвовать в коллективном обсуждении;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

- регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • выделять необходимую (существенную) информацию из текста;
  • оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение.

 -  личностные

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-познавательный  интерес к новому учебному материалу;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развивать  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • учебник
  • компьютер
  • мультимедийная презентация
  • карточки с пословицами, снежинки из бумаги

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.  (слайд№1)  

                                                            Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность

-Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Чтобы не было заминки,

Начинаем мы с разминки.

- Постарайтесь быть внимательными, активно работайте, старайтесь получить как можно больше информации и не забудьте поделиться ею  со своими друзьями и родителями.

II. Речевая разминка. (слайд №2)

Коммуникативные: умение работать в парах, проверять друг друга, оценить друг друга.

      - Прочитайте медленно, что перед вами? (скороговорка)

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

-Повторите в паре друг другу, кто быстрее?

-А теперь следующая скороговорка:

Иней лег на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

-Прочитаем хором, первый ряд, второй ряд, выборочно…

-Правильно, молодцы!

III. Проверка домашнего задания. (слайд №3)

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: уметь слушать и слышать, оформлять свои мысли в устной речи

Скажите, пожалуйста, с каким русским поэтом мы познакомились на прошлом уроке?

Ответы учащихся:

С.Есениным.

-Вам на дом было задано выучить наизусть стихотворения С.Есенина «Берёза»

(Учитель оценивает ответы учащихся)

-Хорошо, молодцы!

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Регулятивные: уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя

Коммуникативные: уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний

- Предлагаю поставить цели на урок.

               Ответы детей:

 - познакомиться с новым произведением

- узнать что-то новое, интересное

- учиться рассуждать

- правильно излагать свои мысли

- Сделайте предположение, о чём пойдёт речь на уроке, для этого отгадайте загадки и заполните кроссворд.

         (Слайд№4)

     1. Около села белая лошадка весела. (Метель)

     2. Жил я посреди двора,

         Где играет детвора,

        Но от солнечных лучей

        Превратился я в ручей. (Снеговик)

     3. В обоих домиках темно,

        Зато жарища прямо.

        А коль засветится окно,

        Его починит мама. (Варежки)

     4. Я живу под самой крышей,

        Даже  страшно глянуть вниз.

        Я могла бы жить и выше,

        Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

      5. Кто, угадай-ка,

         Седая хозяйка?

         Тряхнула перинки,

        Над миром пушинки. (Зима)

- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Мороз) Так о чём мы сегодня будем читать на уроке?

- Правильно. Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением «Два Мороза» на стр.198-201.

- Какие ассоциации возникают у вас при прочтении названия произведения «Два   Мороза»?

 (Ассоциации с праздником, волшебством, чудесными картинами, с исполнением желаний, счастьем и добром)

- Как вы думаете, к какому жанру оно относится? Почему?

V.Открытие нового знания. Работа по теме урока.

Личностные: перерабатывать полученную информацию, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, определять последовательность событий, сопоставлять картинки с надписями, находить слова из текста и предложения,  способность к самооценке

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний

1.Словарная работа

- В сказке мы встретим слова, значение которых, возможно, вам будет непонятным. Поэтому проведем словарную работу. (Слайд №5)

Бубенчик – металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек – человек, рубящий дрова.

Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки.

Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.

  2.Прослушивание сказки (Слайд№6)

  3. Первичная проверка понимания.

     Регулятивные:  уметь обобщать, делать выводы,                                                                     Коммуникативные: уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

  Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний

- Понравилась сказка? Докажите, что это русская народная сказка.  (Барин, мужик, лапти,     бубенчик, колокольчик.)

  (Есть зачин. Присутствуют слова и выражения, типичные для русской сказки: «по    чистому полю, по густому лесу», «еле я ноги унёс, до сих пор бока болят», «бил-бил», «колотил-колотил», «шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи»)                                                                                                                                    - Кто   главные  герои?  

- Что в сказке волшебного?

- Какой урок можно извлечь из этой сказки?

- Найдите пословицу в тексте?

VI. Физкультминутка (Слайд№7)

Личностные: сбережение здоровья

Наклоняемся вперёд,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре-

Завертелись, закружились.

VII. Закрепление изученного.        

1.Работа с текстом. Выборочное чтение. (Слайд№8)

Личностные:

Перерабатывать полученную информацию, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, способность к самооценке

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы,

Коммуникативные:

Умение работать в группах, проверять друг друга, оценить друг друга.

- Как решили позабавиться два Мороза?

- Куда едет купец? Крестьянин?

- Как одет крестьянин? Купец?

- Как Мороз - Синий нос заморозил купца?

- Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?

- Как повёл себя крестьянин, когда ему стало холодно?

- Зачем он так сделал?

2.Осмысление содержания сказки.

– Определите тему произведения.

– Какова главная мысль сказки?

– Выразите свое отношение к героям этого произведения.

- Ребята, обратите внимание (учитель зачитывает) « А  мужик  всё  работает  да  работает. Чем  бы  зябнуть, а  ему    жарко  стало».

- Какие черты характера проявил  дровосек во время работы? Составьте  нужные слова из букв на карточках  (групповая работа)

ТРУДОЛЮБИЕ  СТАРАНИЕ  УПОРСТВО  ВЫНОСЛИВОСТЬ  храбрость

     3.Тест по тексту (Слайды №9,10)

                Познавательные:

          Уметь представить подготовленную информацию  в виде письменных или устных ответов.

       (ответы дети пишут на снежинках)

1.Что решили сделать братья Морозы?

    а) поиграть;

    б) порезвиться;

    в) позабавиться;

2.Богатый купец ехал:

    а) с колокольчиками;

    б) с бубенчиками;

    в) со звоночками;

3.За кем побежал младший брат Мороз – Красный нос?

    а) за рыбаком;

    б) за охотником;

    в) за дровосеком;

4.Какая у купца была шуба?

    а) медвежья;

    б) волчья;

    в) лисья;

5.Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

    а) кнутом;

    б) поленом;

    в) палкой;

6.Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа лучше шубы греет?

    а) печка;

    б) костёр;

    в) топор.

 Проверка теста:

  1. В
  2. А
  3. В
  4. А
  5. Б
  6. В

XIII. Подведение итогов урока

Регулятивные: уметь обобщать и делать выводы

Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

- С какой русской народной сказкой мы познакомились сегодня?

- О чём рассказывается в этой сказке?

- О трудолюбии

На доске записаны пословицы. Прочитайте их. (Слайд№12)

Найдите те пословицы, которые подходят к нашей сказке.

Разбор каждой пословицы.

1.Землю солнце красит, а человека труд.

2.Волков бояться, в лес не ходить.

3.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

4.Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- О чём эти пословицы?

- О трудолюбии.

Далее используется приём «Помоги другу» (работа в парах)

   - Придумайте советы, которым на ваш взгляд, нужно следовать, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие.

 Обучающиеся формулируют:

•        Любую работу  делай на совесть;

•        Не оставляй работу, если видишь, что она не завершена;

•        Не будь равнодушен к выполняемой работе;

- Какое предложение выражает основную мысль сказки? (Топор лучше шубы греет.)

IX. Рефлексия (Слайд№11)

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач

Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

- На сегодняшнем уроке я узнал…….

- На этом уроке я похвалил бы себя за …..

- После урока мне захотелось……

- Сегодня я сумел…………

– Актуальна ли тема сказки в наши дни?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Покажите карточки. Объясните свой выбор?

X. Домашнее задание.  (Слайд№13)

Регулятивные: уметь сделать выбор

  • Прочитать сказку
  • Выполнить задание 5 на стр.202
  • Пересказ (по желанию)

Источники:

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. - 5-е изд.  М.  Просвещение, 2015.  (Школа России)
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.:ВАКО, 2015.
  3. Аудио-мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=S_INleu5V3Q

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок литературного чтения во 2 классе "Два Мороза" (русская народная сказка).

Урок литературного чтения во 2 классе по теме:"Два Мороза" русская народная сказка. УМК "Школа России". Главной целью данного урока является воспитание трудолюбия. Урок, в ходе которого дети учат...

Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....

Урок литературного чтения В.Ф.Одоевский Сказка Мороз Иванович.

Конспект урока В.Ф.Одоевский Сказка Мороз Иванович....

Урок литературного чтения по теме «Царство Деда Мороза»

Урок литературного чтения  по теме «Царство Деда Мороза». Урок обобщения по теме "Зима". Дети повторят произведения о зиме, попытаются написать сочинение о зиме с использованием произведений....