«Доброе отношение между животным и человеком в произведении Джека Лондона «Волк». (УМК «Начальная школа 21 века» 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Алешина Надежда Анатольевна

Конспект урока по литературному чтению по произведению Д.Лондона "Волк"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению с использованием ТКМ (теории критического мышления) в 3 классе «А» МБОУ «СОШ № 6 им. Героя Сов. Союза Н.З. Ульяненко»

Учитель: Алешина Надежда Анатольевна

Тема. «Доброе отношение между животным и человеком в произведении Джека Лондона  «Волк».  (УМК «Начальная школа 21 века»)

Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.

Задачи:

1.Продолжить знакомство с рассказом Джека Лондона «Волк»; работать  над образом литературного героя.

2. Закреплять умение выделять ключевые слова, находить главную мысль рассказа.

3. Развивать умение анализировать поступки героев и давать им оценку.

4. Развивать умение высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение.

5.   Раскрыть гуманистическую суть данного произведения.

6. Создавать условия для развития навыка самостоятельной подготовки к уроку.

7.Продолжать учить детей ставить вопросы, пользуясь ромашкой Блума.

8.Стимулировать творческую мыслительную деятельность учащихся – синквейн.

9.Продолжать учить детей работать в группах: выслушивать мнения товарищей, выбирать лучшие варианты вопросов.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

План урока:

  1. Орг. момент. Положительный настрой на восприятие произведения через работу с иллюстрацией.
  2. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
  3. Анализ литературного произведения. Групповая форма работы.
  4. Рефлексия, итог урока. Составление синквейна.
  5. Оценка работы на уроке.

Оборудование:

  1. «Литературное чтение. Часть вторая. 3 класс» учебник,

Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова;

ИЦ «Вентана-Граф», Москва, 2011 г.

  1. Мультимедийный проектор, ноутбук.
  2. Карточки для учащихся, оценочный лист, лист «Лучшие работы», жетоны, звёзды для оценивания (прием «2 звезды и пожелание»), песочные часы, сигнальные карточки.

Ход урока:  (слайд № 1)

1. Орг. момент.

(на доске 3 листа А – 2: «Оценочный лист», «Две звезды и пожелание», «Лучшие работы»)

2. Положительный настрой на восприятие произведения через работу с иллюстрацией (волк) и работу с высказываниями и пословицами.

     - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Д.Лондон «Волк»)  (слайд № 2)

       - Приготовьте листочки, проведём небольшой тест на восприятие текста. (Слайд № 3)(на слайде тест)

(Дети работают самостоятельно 1 минуту, на столе учителя песочные часы)

                     

Тест:

1. К какому жанру литературы относится прочитанное произведение?

А) сказка

Б) рассказ

В) басня

2. Кто автор прочитанного произведения?

А) Константин Георгиевич Паустовский

Б) Рувим Исаевич Фраерман

В) Джек Лондон

3.Какую кличку носил волк в этом рассказе?

А) Друг

Б) Рыжий

В) Белый Клык

4.Главный герой произведения…

А) волк

Б) Скайф Миллер

В) Медж

(Проверка. (слайд № 4))

- Поднимите сигнальные карточки, я проверю, у кого правильный ответ.

(У детей круги с зелёным и красным цветами. Если всё верно, дети показывают круг зелёного цвета, если есть ошибки – красного.)

-Ребята, перед вами оценочные листы.( слайд № 5) За правильные ответы вы будете получать жетоны, в конце урока мы должны заполнить этот чистый лист.                       Возьмите жетоны те, кто правильно ответил на вопросы теста, сейчас у вас снова будет возможность заработать жетоны.

3.Работа в группах. (Дети сидят в группах по 6 человек, получают конверт с пословицами)

Задание:

1. Соедините слова по смыслу.

2. Внимательно прочитайте, обсудите в группе, постарайтесь объяснить значение пословицы.

3. Выскажите свое мнение вслух.

1 группа. «Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко» (пословица)

2 группа. «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

3 группа. «Друга в верности без беды не узнаешь» (пословица)

4группа. «Время придёт, и час пробьёт» (пословица)

- Выберите ту пословицу, которая, по вашему мнению, подходит к рассказу Д.Лондона и может выразить главную мысль этого рассказа. (за правильные ответы жетоны)

4. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

- Мы  продолжим работу над этим произведением. Сегодня мы постараемся составить своё представление об этом произведении, попробуем понять, что хотел сказать автор нам – читателям; как он относился к действиям и поступкам героев рассказа.  

       - Для достижения этих целей сформулируем учебные задачи.

       - Чему будем продолжать учиться сегодня на уроке? (дети предлагают свои ответы)

(Учиться анализировать произведение, находить ключевые слова, характеризующие поступки героев, давать им свои оценки,  развивать свою речь).

        - А рассказ о ком? (о собаке)

        - Почему тогда автор  назвал рассказ «Волк»?

Сравнение описания волка (научная статья и текст учебника) (слайд  № 6)

 Сравнение художественного текста с научной статьёй. (работа по слайдам) (слайд № 7,8,9)

     

5.  Анализ литературного произведения. Групповая форма работы.

Стадия осмысления.    (слайд 10)

- Ребята, сейчас вы будете работать в группах.

 Ваша задача – составить 6 типов вопросов по тексту, используя ромашку Блума. Затем один человек от группы с этими вопросами переходит в другую группу и задает вопросы им, оценивая их ответы через «Две звезды и пожелание»  (ученик выделяет 2 положительные стороны работы товарища и ещё ему нужно выразить пожелание, что можно в работе улучшить: «я хочу дать звезду за… и звезду за …, а  пожелаю… )  (слайд 11)

Проверка.  (за правильные ответы даются жетоны) (Звёзды дети снимают с доски и отдают ученикам  за лучшие ответы) (лучшие работы прикрепляются на доску на лист «Лучшие работы»), группы тоже оценивают работу выступающих учеников.

  6. Физкультминутка (слайд 12)

(если пройдет больше 20 минут, то физкультминутку провести перед проверкой)
(слайд № 13)

- Я составила свои вопросы к тексту по ромашке Блума и хотела бы услышать ответы на мои вопросы.

 (слайд № 14)

Вопросы:        

1.Где жил Скайф Миллер?

(В Кливленде, на Аляске.)

2.По-моему, Волк хотел остаться с Медж и Уоттом.        

(Нет. Он не хотел этого.)

3. Почему Волк выбрал Скайфа Миллера?        

(Миллер был Волку как мать.)

4.Что было бы, если бы Волк выбрал Медж и Уотта?

(Волк чувствовал бы себя предателем. Он не мог остаться.)

5.Чем Уотт Ирвин отличается от Скайфа Миллера?        

(Всем: характером, поведением, внешностью. Они совершенно разные люди.)

6.Как бы ты поступил на месте Волка?

(Наверное, так же.)

 ( за правильные ответы даются жетоны)

7. Рефлексия, итог урока.

- Подведём итоги нашего исследования. 

     - О ком  рассказ Джека Лондона? (Рассказ о волке, который в результате человеческой доброты и внимательного отношения к нему изменился, перестал убегать, но не забыл старого хозяина и всегда о нем помнил.)

   - О чем рассказ? ( о доброте, преданности, чувстве долга. Что животные не только помощники, но и самые близкие друзья и товарищи)

- Что такое доброта? (отзывчивость, стремление делать добро другим, когда делаешь что-то бескорыстно)

     - Какой жизненный урок для себя вы вынесли из этой истории?

(учиться преодолевать любые трудности, быть верным другом, не терять надежду, веру в себя, не отчаиваться ни при каких обстоятельствах)

     - Рассказам Джека Лондона более 100 лет, а захотелось ли вам прочитать ещё рассказы Д.Лондона?

 (ответы детей)

6. Самостоятельная работа.

Давайте составим синквейн по теме: «Волк». (слайд № 15).

 - Прочитайте в своей группе, что у вас получились. Выберите лучший вариант и зачитайте его всему классу. (лучшие работы прикрепляются на лист «Лучшие работы»)

(слайд №16)

1. Волк

2. Преданный, верный

3.Помнит, ждет, любит

4. Почему вернулся к старому хозяину?

5. Собака

7. Оценка работы групп.  (слайд № 17)

         - У вас на столах лежат листы для самооценки своей работы на уроке.

Вам необходимо ответить для себя на следующие вопросы:

- Активно ли я работал в группе?

- Помог ли я своей группе при выполнении задания?

- Мои ответы были полезны ребятам, я смог их убедить.

За каждый ответ ставите 1 балл в первой колонке.

Передайте свой лист соседу справа. Теперь ваш сосед оценит вашу работу (в соседней клетке). Хочу, чтобы вы были объективны в выставлении оценок. Суммируйте все  баллы и запишите в 3 колонке итог. У кого получилось 5-6 баллов, возьмите жетон, вы молодцы.

Лист самооценки работы в группе.

Ф.И. ученика   ______________________________________

1

2

3

1. Активно ли я работал в группе?

2. Помог ли я своей группе при выполнении задания?

3. Мои ответы были полезны ребятам, я смог их убедить.

 

- Посчитайте, сколько жетонов вы набрали за урок. Если у вас 6-7 жетонов, возьмите желтые кружки и прикрепите их на «Оценочный лист», у кого 4-5 , возьмите синего цвета, у кого 3- зеленого.

(на доске заполненные листы) (слайд № 18)

8. Домашнее задание: пересказ от лица одного из героев произведения Д.Лондона «Волк».

- Большое спасибо вам за работу на уроке, очень хочется верить, что сегодняшние рассуждения оставят след в ваших душах и сердцах.


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Доброе отношение между животным и человеком в произведении»

Слайд 2

Джек Лондон «Волк»

Слайд 3

1. К какому жанру литературы относится прочитанное произведение? А) сказка Б) рассказ В) басня 2. Кто автор прочитанного произведения? А) Константин Георгиевич Паустовский Б) Рувим Исаевич Фраерман В) Джек Лондон 3. Какую кличку носил волк в этом рассказе? А) Друг Б) Рыжий В) Белый Клык 4. Главный герой этого произведения… А) волк Б) Скайф Миллер В) Медж

Слайд 4

Ответы: Б, В, Б, А

Слайд 6

Волк — хищное млекопитающее семейства псовых. Является предком домашней собаки, которая обычно рассматривается как подвид волка.

Слайд 7

Самое крупное животное в семействе волчьих. Длина тела (с хвостом) — 105—160 см, высота в холке 60—85 см; масса — 30—70 кг. По общему виду напоминает крупную остроухую собаку. Ноги у волка высокие, сильные; лапа крупнее и более вытянута, нежели собачья, длина следа порядка 15см, ширина 7см, средние два пальца вынесены вперёд, что позволяет отличать следы волка от собачьих. Голова широколобая, морда сильно вытянута и по бокам обрамлена «бакенбардами». Морда волка очень выразительна. Ученые насчитывают у него более 10 мимических выражений: гнев, злоба, покорность, ласка, веселье, настороженность, угроза, спокойствие, страх. Мех у волков густой, довольно длинный. Между подвидами волка имеются значительные различия в окраске. Лесные волки — серо—бурые. Тундровые — светлые, почти белые. Пустынные — серовато—рыжеватые.

Слайд 8

И по строению тела, и по длине шерсти это был настоящий большой лесной волк. Только расцветка выдавала собаку. Волков с таким цветом шерсти не бывает. Он был тёмно-коричневый с красновато-рыжими подпалинами. На боках этот тёмно-коричневый цвет постепенно бледнел, а на брюхе переходил в жёлтый. Белые пятна на шее и лапах казались грязными, потому, что коричневый цвет всё-таки пробивался через них; глаза его отливали золотом.

Слайд 14

вопросы 1 . Где жил Скайф Миллер? 2. По – моему Волк хотел остаться с Медж и Уоттом . 3. Почему Волк выбрал Скайфа Миллера? 4. Что было бы, если бы Волк выбрал Медж и Уотта ? 5. Чем Уотт Ирвин отличается от Скайфа Миллера? 6. Как бы ты поступил на месте Волка?

Слайд 15

синквейн В первой строчке тема называется одним словом (существительным) Вторая строчка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами) Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова. Который повторяет суть темы

Слайд 16

синквейн 1. Волк. 2. Преданный, верный. 3. Помнит, ждёт, любит. 4. Почему вернулся к старому хозяину? 5. Собака.

Слайд 17

Лист самооценки работы в группе Ф.И. ученика ______________________________ 1 2 3 1. Активно ли я работал в группе? 2. Помог ли я своей группе при выполнении задания? 3. Мои ответы были полезны ребятам, я смог их убедить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"

Предлагаю технологическую карту урока   окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...

КЛАССНЫЙ ЧАС "ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ"

эТО МАТЕРИАЛ УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯК ЖИВОТНЫМ....

Конспект урока математики "Произведение. Множители" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать первый и второй множители в произведении, понимать их смысл; навыков решения задач; развитие вычислительных навыков.Планируемые результатыПр...

Презентация к уроку Внеклассное чтение в 3 классе "Воспитай в себе человека" по произведению Н. Носова "Витя Малеев в школе и дома"

Презентация к уроку внеклассного чтения. Урок- игра по произведению Н.Носова "Витя Малеев в школе и дома" пороходит в группах. Дети получают задания, обсуждают и отвечают. Данный урок ...

Конспект урока технологии "Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины»Изделие: аппликация «Грузовик»Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории развития автомобилестрое...

Проверочная работа по разделу "Учимся понимать произведение и его автора". УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс.

Проверочная работа по разделу "Учимся понимать произведение и его автора" /УМК "Начальная школа 21 века",  3класс, учебник "Литературное чтение" с. 8-24/...

Технологическая карта урока литературного чтения "Произведение Н. Рубцова «Доволен я буквально всем»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2)  освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...