Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Чумакова Ольга Николаевна

Программа по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx105.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39»

города Дзержинска Нижегородской области

Принята

на педагогическом совете

от 29.08.2014 года протокол  № 10

Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ № 39

от 29.08.2014 года № 342-п

Рабочая программа

по литературному чтению

3 класс

Разработала

учитель начальных классов

Чумакова Ольга Николаевна

2014 год

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе программы Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой «Литературное чтение: программа: 1-4 классы» - М.: Вентана-Граф, 2012.

На изучение литературного чтения  отводится 4 часа еженедельно, всего 136 ч.

Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его
литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения
(ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и групах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемым теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

Принципы построения курса:

  • системности
  • эстетический
  • эмоциональности
  • преемственности

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).

Результаты изучения учебного предмета

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС HOO:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий;
  12. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области "Филология", должны отражать:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
  • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элемен- тарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».

Содержание учебного предмета

Программа состоит из пяти разделов:

  1. Виды речевой и читательской деятельности.
  2. Круг чтения.
  3. Литературоведческая пропедевтика.
  4. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).
  5. Чтение: работа с информацией.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом.Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста.  Начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • понимать роль чтения и использовать умение читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • понимать и ставить учебную задачу, определять способы ее решения, проводить самоконтроль и самооценку, сравнивая результат своей работы с образцом, находить неточности и ошибки; корректировать – вносить исправления, дополнения и изменения по результатам оценки своей деятельности;
  • выбирать вид чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от учебной задачи;
  • воспринимать содержание различных видов текста при чтении (вслух, молча) и слушании (определять тему, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать авторский замысел, отвечать на вопросы по содержанию);
  • выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках) при составлении плана;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста с учетом его специфики, пользуясь разными видами пересказа;
  • объяснять значения слов, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова;
  • воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы (на примерах поступков героев литературных произведений), понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения (при анализе литературного произведения);
  • произвольно и аргументированно строить высказывания, полно и точно выражать свои мысли с учетом цели высказывания и особенностей слушателя;
  • участвовать в диалоге или дискуссии (о произведении, героях и их поступках), проявляя уважение к мнению собеседника;
  • выявлять мотивы поведения героев, формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественных произведений;
  • осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;
  • читать самостоятельно произведения и книги по заданной теме, жанру или авторской принадлежности;
  • классифицировать произведения и книги по темам, жанрам и авторской принадлежности.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги- справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация),особенности былинного стиха, повторы.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) —промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами.

Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • сравнивать фольклорные и авторские произведения с «бродячим» сюжетом, указывать их сходство и различия;
  • отличать прозаический текст от стихотворного, научно-популярный от художественного;
  • сравнивать тесты малых жанров фольклора по структуре; пользоваться изученными литературоведческими понятиями.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в

литературном кружке или на факультативных занятиях): «Дорога сказок», «Город героев», «Сказочный дом» и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • понимать и формулировать самостоятельно творческую учебную задачу;
  • распределять роли и функции участников при выполнении коллективных творческих проектов;
  • интерпретировать текст произведения (рассказывать от лица одного из героев произведения или от первого лица); восстанавливать деформированный план по тексту;
  • инсценировать художественные произведения, моделировать «живые картины»;
  • создавать по аналогии произведения разных жанров; сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам.

Чтение: работа с информацией

Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.

Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.

Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений. таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.

Универсальные учебные действия (УУД):

  • воспринимать чтение как средство получения информации и удовлетворения личных познавательных запросов;
  • выполнять практико-ориентированные задания: находить информацию в тексте изучаемого произведения, интерпретировать текст, оценивать содержание и языковые особенности;
  • устанавливать последовательность событий в тексте произведения и анализировать причинно-следственные связи;
  • синтезировать, выделять главную и дополнительную информацию (о произведении, героях и их поступках);
  • понимать информацию, данную в тексте, и на ее основе дополнять таблицы и схемы недостающей информацией, сравнивать информацию, представленную в текстовом и схематическом виде;
  • ориентироваться в книге (пользоваться содержанием (оглавлением), предисловием, послесловием);
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
  • с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного
  • рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
  • с уроками технологии: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Диагностика

1

Устное народное творчество

16

1

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

10

4

Стихи русских поэтов

12

5

ПроизведенияЛ.Н. Толстого

11

6

Произведения Н.А. Некрасова

7

7

Произведения А.П. Чехова

5

8

Сказки зарубежных писателей

4

9

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

8

1

10

Произведения А.Н. Куприна

7

11

Стихи С.А. Есенина

7

12

Произведения К.Г. Паустовского

12

13

Произведения С.Я. Маршака

4

14

Произведения Л. Пантелеева

6

15

Произведения А.П. Гайдара

5

16

Произведения М.М. Пришвина

6

17

Произведения зарубежных писателей.

11

1

Итого:

136

3

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока по теме

Раздел, тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности

Оборудование

Дата

16

Устное народное творчество

1

1

Произведения фольклора. Загадки. Какие бывают загадки. В. Даль «Старик-годовик».

УОНЗ

Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр.

Выбирать и использовать интонационные средства

выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.

Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения.

Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и

былины русского народа.

Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл.

Различать виды загадок, народные и авторские.

Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных.

Анализировать тексты сказок с загадками, понимать особенности сюжета.

Различать фольклорные и авторские (литературные) произведения. Сравнивать произведения разных жанров, наблюдать и выделять их особенности.

Различать пословицы по темам, скороговорки по построению и

звучанию, сказки по видам (о животных, бытовые, волшебные).

Работать с сюжетом произведения и его компонентами.

Пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность).

Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев

произведения. Анализировать и выделять образ главного героя.

Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения.

Создавать иллюстрации к тексту, воспроизводить словесные

картины графически.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие

содержанию произведения.

Выполнять творческие проекты в группах, парах или

индивидуально. Самостоятельно распределять и планировать свою деятельность.

Высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений.

Интерпретировать тексты произведений: выбор эпизода и его

пересказ от имени автора или героя.

Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения.

Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев.

10605 2

01.09

2

2

Произведения фольклора. Пословицы. Какие бывают пословицы.

УОНЗ

10605 3

02.09

3

3

Русская народная сказка «Самое дорогое».

УОНЗ

03.09

4

4

Русская народная сказка «Про

Ленивую и  Радивую»

УОНЗ

05.09

5

5

ЛС. Сказки о животных. Русская народная сказка «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд

Еремеевич»

УОНЗ

08.09

6

6

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка».

УОНЗ

09.09

7

7

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич

Нехитер-Немудер».

УОНЗ

10.09

8

8

Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер».

О присказках.

УОНЗ

12.09

9

9

ЛС. Сказки народов России. Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц».

УОНЗ

15.09

10

10

Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки.

УОНЗ

10603 1

16.09

11

11

Стартовая диагностика

УРК

23.09

12

12

Былины. Былина «Добрыня и Змея».

УОНЗ

17.09

13

13

Былины. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

УОНЗ

19.09

14

14

Былины. Былины  «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула».

УОНЗ

22.09

15

15

ЛС. Былины «Про Добрыню

Никитича и Змея  Горыныча»,

«Первый бой Ильи Муромца».

УОНЗ

24.09

16

16

Былины

(обобщение по теме).

УР

26.09

5

Басни

17

1

Эзоп «Лисица и виноград»,

И. Крылов «Лисица и виноград»

УОНЗ

Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение.

Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки.

Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и

фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем).

Определять жанр и тему произведения до чтения, используя

просмотровое чтение молча.

Использовать информацию из таблиц для создания текстов-

описаний предметов, явлений, животных.

Дополнять таблицы и схемы данными из научно-популярных

текстов.

10605 5

29.09

18

2

И.А. Крылов «Ворона и

Лисица», Эзоп  «Ворон и Лисица».

УОНЗ

30.09

19

3

И. Крылов «Волк и Ягненок»,

«Крестьянин и работник».

УОНЗ

01.10

20

4

ЛС. Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», А.

Измайлов «Филин и Чиж».

УОНЗ

03.10

21

5

Проверьте себя.

УР

06.10

10

Произведения А.С. Пушкина

22

1

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый..».

УОНЗ

Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение.

Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их.

Использовать в письменной речи обращения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы и предложения из произведений.

Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки.

Контролировать чтение молча (исключать речедвижение и

фиксацию читаемой строки линейкой или пальцем).

Определять жанр и тему произведения до чтения, используя

просмотровое чтение молча.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев

произведения. Анализировать и выделять образ главного героя.

Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения.

Использовать умение читать молча для поиска информации в

произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников.

Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для

работы с текстом произведений, составления плана, выделения

смысловых частей и эпизодов.

Определять особенности текста и характеризовать его: по

структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.

Определять тему и жанр произведения.

10605 6

07.10

23

2

А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «Бой Руслана с головой»

УОНЗ

08.10

24

3

А.С. Пушкин «Сказка о царе

Салтане»

УОНЗ

10.10

25

4

А.С. Пушкин «Сказка о царе

Салтане»

УОНЗ

13.10

26

5

А.С. Пушкин «Сказка о царе

Салтане»

УОНЗ

14.10

27

6

К. Паустовский  «Сказки

Пушкина», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

УОНЗ

15.10

28

7

А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

УОНЗ

17.10

29

8

А.С. Пушкин «Вот север, тучи

нагоняя..», «Зимний вечер»

УОНЗ

20.10

30

9

А.С. Пушкин «Няне».

УОНЗ

21.10

31

10

Произведения А.С. Пушкина.

Проверьте себя.

УР

22.10

5

Стихи русских поэтов

32

1

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою зимою»

УОНЗ

Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с

подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя.

Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что,

чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д.

Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Использовать информацию из таблиц для создания текстов-

описаний предметов, явлений, животных.

24.10

33

2

А. Майков «Осень».

УОНЗ

27.10

34

3

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка..», «Кот поет, глаза прищуря..»

УОНЗ

28.10

35

4

ЛС. Стихи русских поэтов. И. Бунин «Листопад».

УОНЗ

29.10

36

5

Проверьте себя.

УР

31.10

11

Произведения Л.Н. Толстого

37

1

Л.Н. Толстой  «Два брата»

УОНЗ

Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты

художественных произведений, воспринимать и эмоционально

реагировать на художественное слово, поэтические произведения.

Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их.

Использовать умение читать молча для поиска информации в

произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников.

Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для

работы с текстом произведений, составления плана, выделения

смысловых частей и эпизодов.

Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки.

Определять жанр и тему произведения до чтения, используя

просмотровое чтение молча.

Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе

информации, представленной в форме таблицы.

Пользоваться умением читать молча для первичного

(ознакомительного) чтения нового произведения.

Определять тему и жанр произведения.

Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора.

Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения.

Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев.

10605 9

10.11

38

2

Л.Н. Толстой  «Белка и волк»

УОНЗ

11.11

39

3

ЛС. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан».

УОНЗ

12.11

40

4

Л.Н. Толстой  «Лебеди», «Зайцы».

УОНЗ

14.11

41

5

Л.Н. Толстой  «Лев и собачка».

УОНЗ

17.11

42

6

Л.Н. Толстой  «Прыжок».

УОНЗ

18.11

43

7

Л.Н. Толстой  «Прыжок».

УОНЗ

19.11

44

8

Л.Н. Толстой  Былина «Как боролся русский богатырь».

УОНЗ

21.11

45

9

Л.Н. Толстой  Былина «Как боролся русский богатырь».

УОНЗ

24.11

46

10

ЛС. Книги  Л.Н. Толстого. А. Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

УОНЗ

25.11

47

11

Урок-обобщение по разделу. («Проверь себя»)

УР

26.11

7

Произведения Н.А. Некрасова

48

1

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок),  «Мужичок с ноготок» (отрывок).

УОНЗ

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми

звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения.

Читать тексты произведений фольклора, отечественных и

зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания,

расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор,

художник.

Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи.

Определять тему и жанр произведения.

Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора.

28.11

49

2

ЛС. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок),  К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок».

УОНЗ

01.12

50

3

Н.А. Некрасов «Славная осень…».

УОНЗ

02.12

51

4

Н.А. Некрасов «Зелёный шум». К.И. Чуковский «Зелёный шум». 

УОНЗ

03.12

52

5

Н.А. Некрасов «Мороз-воевода».

УОНЗ

05.12

53

6

ЛС. К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов «Саша» , «Перед дождём».

УОНЗ

08.12

54

7

Урок-обобщение по разделу         (« Проверь себя»).

УР

09.12

5

Произведения А.П. Чехова

55

1

А.П. Чехов «Степь» (отрывок).

УОНЗ

Выделять название произведения (фамилия автора и заглавие),

смысловые части, озаглавливать каждую часть

Определять особенности текста и характеризовать его: по

структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.

Сравнивать тексты художественных, научно-популярных

произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности).

10.12

56

2

А.П. Чехов. «Белолобый». И.С.Тургенев. «Лес и степь»

УОНЗ

12.12

57

3

А.П Чехов. «Ванька».

УОНЗ

15.12

58

4

А.П. Чехов «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

УОНЗ

16.12

59

5

ЛС. Книги о животных.

Л. Андреев «Кусака», А.П. Чехов «Каштанка»

УОНЗ

17.12

4

Сказки зарубежных писателей

60

1

Ш. Перро. «Подарки феи»

УОНЗ

Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их.

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми

звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения.

Читать тексты произведений фольклора, отечественных и

зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания,

расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях.

Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды.

10605 13

19.12

61

2

Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка».

УОНЗ

22.12

62

3

ЛС. Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм «Умная дочь крестьянская».

УОНЗ

23.12

63

4

Урок-утренник «В мире сказок».

УР

24.12

7

Стихи русских поэтов

64

1

И.С. Никитин. «Русь»

УОНЗ

Сравнивать тексты художественных, научно-популярных

произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности). 

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи.

26.12

65

2

И.С. Никитин. «Утро».

УОНЗ

12.01

66

3

И.З. Суриков. «Детство»

УОНЗ

13.01

67

4

ЛС. Стихи русских поэтов. И.С. Никитин .«Помню я: бывало, няня…»

УОНЗ

14.01

68

5

С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

УОНЗ

16.01

69

6

ЛС. Ф.Н. Глинка. «Москва»

УОНЗ

19.01

70

7

Урок-обобщение по разделу        (« Проверь себя»).

УР

20.01

8

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

71

1

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

УОНЗ

Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах. Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части,

определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения.

Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе.

Портрет

21.01

72

2

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

УОНЗ

23.01

73

3

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

УОНЗ

26.01

74

4

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

УОНЗ

27.01

75

5

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

УОНЗ

28.01

76

6

ЛС. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Постойко»

УОНЗ

30.01

77

7

Урок – обобщение по разделу («Проверьте себя»).

УР

02.02

78

8

Промежуточная диагностика.

УРК

03.02

7

Произведения А.Н. Куприна

79

1

А.И. Куприн «Синяя звезда».

УОНЗ

Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части,

определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства.

Определять авторское отношение к героям.

Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки. Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме.

Характеризовать героев, используя данные из таблиц. Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

04.02

80

2

А.И. Куприн «Синяя звезда».

УОНЗ

06.02

81

3

А.И. Куприн «Синяя звезда».

УОНЗ

09.02

82

4

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

УОНЗ

10.02

83

5

А.И. Куприн «Барбос и Жулька», «Собачье счастье».

УОНЗ

11.02

84

6

ЛС. А.И. Куприн «Ю-ю».

УОНЗ

13.02

85

7

Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Манина - Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»)

УР

16.02

7

Стихи С.А. Есенина

86

1

С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…».

УОНЗ

Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения,

подтверждающие главную мысль.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя. Пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения

Ориентироваться в литературоведческих понятиях, использовать их в речи.

17.02

87

2

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»

УОНЗ

18.02

88

3

С.А. Есенин «Берёза».

УОНЗ

20.02

89

4

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

УОНЗ

24.02

90

5

Сравнение стихотворений

И. Сурикова, И. Никитина и

С. Есенина.

УОНЗ

25.02

91

6

ЛС. С.А. Есенин «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…»; И.С. Тургенев «Деревня».

УОНЗ

27.02

92

7

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

УР

02.03

12

Произведения К.Г. Паустовского

93

1

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

УОНЗ

Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения.

Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его.

Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям.

Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий.

Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе.

Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды.

Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения..

Портрет

03.03

94

2

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

УОНЗ

04.03

95

3

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

УОНЗ

06.03

96

4

К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»

УОНЗ

10.03

97

5

К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди».

УОНЗ

11.03

98

6

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

УОНЗ

13.03

99

7

ЛС. К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»

УОНЗ

16.03

100

8

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»

УОНЗ

17.03

101

9

ЛС. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

УОНЗ

18.03

102

10

ЛС. И.С. Тургенев. «Воробей», «Перепёлка».

УОНЗ

20.03

103

11

Урок –обобщение по разделу («Проверьте себя»).

УР

01.04

104

12

«Моя любимая книга»

УР

03.04

4

Произведения С.Я. Маршака

105

1

С.Я. Маршак «Урок родного языка».

УОНЗ

Читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми

звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения.

Читать тексты произведений фольклора, отечественных и

зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания,

расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях.

Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды.

10603 6

06.04

106

2

С.Я Маршак «Ландыш».

УОНЗ

07.04

107

3

ЛС. С.Я. Маршак  Пьеса-сказка «Кошкин дом».

УОНЗ

08.04

108

4

Произведения и книги С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком».

УОНЗ

10.04

6

Произведения Л. Пантелеева

109

1

Л. Пантелеев «Честное слово»

УОНЗ

Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев

произведения. Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения. Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части,

определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.

Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий.

Анализировать и выделять образ главного героя..

Портрет

13.04

110

2

Л. Пантелеев «Честное слово»

УОНЗ

14.04

111

4

Л. Пантелеев «Камилл и учитель».

УОНЗ

15.04

112

5

Л. Пантелеев «Камилл и учитель».

УОНЗ

17.04

113

3

ЛС. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая».

УОНЗ

20.04

114

6

Урок- обобщение по разделу («Проверьте себя»).

УР

21.04

5

Произведения А.П. Гайдара

115

1

А.П. Гайдар «Горячий камень».

УОНЗ

Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения,

подтверждающие главную мысль.

Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть,

составлять план.

Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь

алгоритмом учебных действий.

Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для

работы с текстом произведений, составления плана, выделения

смысловых частей и эпизодов.

Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев

произведения. Анализировать и выделять образ главного героя.

Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения..

Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их.

Портрет

22.04

116

2

А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы).

УОНЗ

24.04

117

3

А.П. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы).

УОНЗ

27.04

118

4

С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». С.В. Михалков. «Ошибка».

УОНЗ

28.04

119

5

ЛС. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре».

УОНЗ

29.04

6

Произведения М.М. Пришвина

120

1

М.М. Пришвин «Моя Родина».

УОНЗ

Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части,

определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.

Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их.

04.05

121

2

М.М. Пришвин «Двойной след».

УОНЗ

05.05

122

3

М.М. Пришвин «Выскочка».

УОНЗ

06.05

123

4

М.М. Пришвин «Жаркий час».

УОНЗ

08.05

124

5

В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

УОНЗ

11.05

125

6

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

УР

12.05

11

Произведения зарубежных писателей

126

1

Дж. Лондон. «Волк».

УОНЗ

Читать выразительно тексты произведений по образцу в

соответствии с интонационным рисунком произведения. Использовать алгоритм (памятку) работы над

выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов.

Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части,

определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.

Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для

работы с текстом произведений, составления плана, выделения

смысловых частей и эпизодов.

Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча.

13.05

127

2

Дж. Лондон. «Волк».

УОНЗ

15.05

128

3

Дж. Лондон. «Волк».

УОНЗ

18.05

129

4

Итоговая диагностика.

УРК

19.05

130

5

Э. Сетон «Чинк».

УОНЗ

20.05

131

6

Э. Сетон «Чинк».

УОНЗ

22.05

132

7

Э. Сетон «Чинк».

УОНЗ

25.05

133

8

Э. Сетон «Чинк».

УОНЗ

26.05

134

9

ЛС. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

УОНЗ

27.05

135

10

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).

УР

29.05

136

11

Библиотечный урок «Летнее чтение».

УР

Условные обозначения:

УОНЗ - урок открытия новых знаний

УР - урок рефлексии

УОН - урок общеметодологической направленности

УРК - урок развивающего контроля

Требования  к уровню подготовки учащихся

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» 

Ученик научится:

  • осознавать значение чтения для расширения своего читательского кругозора;
  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций, и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем  возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее55–60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
  • пересказывать текс ты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сборник; книги-сборники по темам и жанрам.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;
  • понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторским мнением;
  • работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг -сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» 

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок);
  • использовать в речи изученные литературоведческие понятия(сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик может научиться:

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;
  • находить и читать диалоги и монологи героев. Раздел «Творческая деятельность» Ученик научится:
  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • рассказывать сказки от лица героя;
  • рассказывать о героях произведения;
  • создавать истории с героями произведений. Ученик получит возможность научиться:
  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»,  «Животные — герои литературных произведений»;
  • создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;
  • сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям; дополнять, исправлять, уточнять.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;
  • находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
  • сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

Критерии и нормы оценки знаний

Виды проверочных и контрольных заданий:

  • контрольная работа по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце года);
  • диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности (в конце четверти);
  • проверка навыка чтения вслух и молча;
  • тесты по изученному разделу; произведению.

Тесты

«5» - верно выполнено 80 – 100% заданий;

«4» - верно выполнено 65 – 79% заданий;

«3» - верно выполнено 50 – 64% заданий;

«2» - верно выполнено менее 50% заданий.

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценить по сумме верных ответов.

«5» - если все задания выполнены верно;

«4» - если выполнено не менее ¾ всех заданий;

«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;

«2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий.

Выразительность чтения проверяется по подготовленному тексту. Контроль может быть текущим (при проверке домашнего задания) и итоговым. Итоговый контроль проводится 1-2 раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Текст подбирается эмоционально окрашенный, но небольшой по объему (1/2 страницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

Оценка выразительности чтения

«5» - ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.

«4» - ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

«2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Выразительное чтение стихотворения.

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение текста

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4»  - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка «3» -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка «5» -  выполнены все требования

Оценка «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка «3»  - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка «2» - допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2» - не может передать содержание прочитанного.

Устные ответы

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1. Полнота и правильность ответа.

2. Степень осознанности, понимания изученного.

3. Языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2»  отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Учебно-методическое обеспечение

Учебник:

1. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Методическая литература:

1. Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие/Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Дидактическая литература: 

1. Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Цифровые образовательные ресурсы:

http-www.detochki.su-index.php.ur

http-puzkarapus.orq-83262-pesnya-o-moskve-kip.html.url

http://900igr.net/prezentatsii/izo/KHudozhniki.html

http://pedsovet.su

http://nspontal.ru

http://metodsovet.su

http://lutiksol.narod2.ru/prezentatsii/yavleniya_obschestvennoi_zhizni/rossiya_-_nascha_rodina/

http://deti-online.com/audioskazki/skazki-bratev-grimm-mp3/bremenskie-muzykanty/

http://skazvikt.ucoz.ru/index/0-65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...