Система использования моделей артикуляции звуков на уроках
статья по теме

Юшко Людмила Васильевна

Содержательный компонент подразумевает отбор средств, способствующих предупреждению и коррекции дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи. После анализа литературы  по проблеме (Акименко В.М., Иншакова О.Б., Левина Р.Е., Парамонова Л.Г.), такими средствами были избраны модели артикуляции  звуков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Система использования моделей артикуляции звуков на уроках»

На современном этапе развития образования острой становится проблема  преодоления и коррекции дисграфии.

            Учеными: Левиной Р.Е., Чиркиной Т.В., Лалаевой Р.И, Садовниковой И.Н., Корневым А.Н. в разные годы  были разработаны методики по преодолению нарушений письма. Современные условия требуют    альтернативных способов преодоления дисграфии у учащихся  с тяжелыми нарушениями речи. Следовательно, необходимо особым образом работать над предупреждением и коррекцией дисграфии у учащихся. Но имеющихся средств недостаточно. Таким образом, приведенные обстоятельства вывели противоречие между необходимостью коррекции дисграфии и недостаточной разработанностью системы альтернативных средств коррекции. Данное противоречие актуализирует проблему работы по предупреждению и коррекции дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи.

              Актуальность проблемы, а также запросы практики послужили основанием для определения темы   настоящей работы.

           Целью разработанной системы явилось предупреждение и коррекция дисграфии у детей с нарушениями речи.

          Для достижения поставленной цели была выдвинута гипотеза: система работы по преодолению и коррекции дисграфии будет успешно работать, если она создана с учетом:

- теоретических положений о структуре и причинах нарушений письменной  речи;

- факторов, влияющих на коррекцию нарушений письменной речи;

         -  соотнесения тактильного и визуального образа звука;

-  соотнесения звука с образом буквы, его обозначающей;

- дифференциация звуков и букв, схожих по различным признакам.

          Задачи работы:

     1. Анализ теоретических источников по проблеме.

  1. Закрепление тактильного и визуального образа звука.
  2. Соотнесение тактильного и визуального образа звука с обозначающей его буквой.
  3. Дифференциация звуков и букв посредством использования моделей звуков (при оптической, фонетической, фонематической дисграфиях, дисграфии анализа и синтеза).
  4. Диагностика полученных результатов.

Система использования моделей артикуляции звуков на уроках произношения представлена четырьмя компонентами: целевой, содержательный, организационный, результативный.

Целевой компонент определяет содержание системы, а,  следовательно, является основополагающим. Под целевым компонентом понимается эффективная работа по предупреждению и коррекции нарушений письма у детей с нарушениями речи.

            Содержательный компонент подразумевает отбор средств, способствующих предупреждению и коррекции дисграфии у детей с тяжелыми нарушениями речи. После анализа литературы  по проблеме (Акименко В.М., Иншакова О.Б., Левина Р.Е., Парамонова Л.Г.), такими средствами были избраны модели артикуляции  звуков.

Организационный компонент подразумевает способы реализации системы.

 Каждая модель артикуляции звуков дает практически полную наглядную характеристику звука во всем его фонетическом разнообразии и соответствует положению органов артикуляции в момент произнесения звука.

         Модели артикуляции представляют собой карточки трех цветов: красные, синие, зеленые, что применяется и в традиционном обучении грамоте. Так, гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым цветом. На моделях графически обозначается работа органов артикуляции в момент произнесения данного звука.

  На первом этапе дети знакомятся вначале с гласными  звуками и их моделями, учатся выделять гласный звук в составе слова, обозначив его соответствующей моделью артикуляции. У каждого звука есть своя клеточка, а это способствует формированию умения отделения одного звука от другого.

  На втором этапе работы дети учатся устанавливать связь между звуком и буквой. Известно, что количество букв алфавита не соответствует количеству звуков русского языка. В букве выражается не каждый отдельный звук. В ней выражаются лишь основные звуки.  В букве происходит завершение фонематического процесса.

       На третьем этапе дети сначала учатся распознавать не различаемые звуки по моделям артикуляции. Большую помощь модели могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость-твердость, звонкость-глухость.

      С целью изучения определения результатов коррекционной работы на четвертом этапе проводится диагностическое исследование.

Практическая значимость.

Практическая значимость данной  системы состоит в том, что ее можно использовать  не только на уроках произношения и обучения грамоте в школе, но и в коррекционной работе логопедов общеобразовательных школ и при подготовке детей к школе.

Опыт используют педагоги:

  • Лапина Е.В., учитель начальных классов, КОУ «НШДС № 292 V вида»;
  • Кузьмина И.Н., воспитатель, КОУ «Исилькульская  специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»;
  • Бирюкова Е.И., учитель, КОУ «Южная  специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»;
  • Коненкова О.А., учитель начальных классов, КОУ «Исилькульская  специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»;

Опыт нашёл отражение на портале «ЗАВУЧ. ИНФО».

Продолжаю активно делиться опытом работы со своими  коллегами на методических неделях.  Собираю и изучаю опыт других педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление артикуляции звука Л

Закрепляем артикуляцию звука Л...

Обучение детей грамоте с использованием моделей артикуляции звуков.

В этой статье описываются приемы работы с звуковыми моделями на уроках обучения грамоте....

Использование модели «перевёрнутый класс» на уроках в начальной школе

Об опыте использования модели "перевернутый класс" . Положительные и отрицательные стороны применения модели....

Анализ работы по теме самообразования «Использование модели смешанного обучения на уроках в начальных классах»

В своей работе учителем начальных классов, рассмотреть возможность реализации технологии смешанного обучения на уроках....

План конспект к уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". 1 класс Коррекционной школы. Тема: «Звук и буква «У». Правильная артикуляция звука «У».

Цель урока:познакомить детей с новой буквой и звуком «У».Образовательные задачи урока:познакомить детей с образом буквы "У";научиться правильно и отчётливо произносить звук "...

Презентация к уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". 1 класс Коррекционной школы. «Звук и буква «У». Правильная артикуляция звука «У».

Цель урока:познакомить детей с новой буквой и звуком «У».Образовательные задачи урока:познакомить детей с образом буквы "У";научиться правильно и отчётливо произносить звук "...