Главные вкладки

    Разработка внеклассного мероприятия Устный журнал: « Л.Н. Толстой – детям».
    план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

    Макарова Любовь Викторовна

    Разработка составлена так, что дети узнают интересные сведения, факты из жизни великого писателя, об горомном сердце этого человека, открывшего школы для крестьянских детей, о его произведениях из "Азбуки".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл meropriyatie_plan.docx30.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:  Устный журнал: « Л.Н. Толстой – детям».

    Данная методическая разработка носит компетентностно ориентированную направленность. В уроке используются информационные технологии с целью привлечения внимания учащихся к материалу, пробуждения интереса ребят к предмету, к акцентированию внимания на основных моментах жизни писателя.

        Цели:  Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого ;проследить, каким образом законы добра воссоздаются в творчестве писателя; воспитывать чувство сопричастности, милосердия, толерантности на основе произведений для детского чтения, созданных Л.Н. Толстым.
        Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, выставка книг для детского чтения Л.Н. Толстого.
                                                                  Ход занятия:
    Учитель:
    - Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня мы с вами окунёмся в мир добра, понимания и сочувствия. Этот мир на протяжении всей своей жизни выстраивал наш с вами земляк, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
    Почему же земляк? Ведь  Лев Николаевич родился и значительную часть своей жизни провел в усадьбе Ясная Поляна, которая находится на территории Тульской области? Да потому, что он ходил по такой же земле, как и мы, дышал тем же воздухом, что и мы, видел такую же красивую природу, такие же золотые деревья осенью.  Но,  как и почему он стал великим?  Об этом мы сегодня подумаем. Эпиграфом к нашему уроку возьмём слова Л.Н.Толстого: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».  Слайд 1 

      Однажды крестьяне, обитавшие на территории усадьбы,  спросили писателя: «Лев Николаевич, вы за границей бывали. Небось, там лучше?» «Нет», - ответил он, - лучше своей родины нигде нет. Для меня самое лучшее - Ясная Поляна».
    - Ребята подготовили небольшие сообщения о жизни Льва Толстого, послушаем?

    Ученик 1. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне. Родители его происходили из дворянских родов и были, «люди образованные, добрые, благочестивые». Но маленький Лёва рано остался сиротой: в полтора года потерял маму, а в 9 лет и отца. Слайды 2 и 3.

    Ученик 2. Детство своё Лев Толстой провёл также в Ясной Поляне. Его окружала красивая  природа, рядом с ним текла простая крестьянская жизнь. Слайд 4.

     Учитель: Запомнилось детство Толстому  весёлыми выездами на охоту, играми,  семейными чтениями по вечерам.

    Ученик 3. В  16 лет писатель поступил в Казанский университет. Проучившись около трёх лет, юноша решил заниматься по собственному плану. Слайд 5. 

    Учитель:  Он был поразительно способен к языкам:

    Свободно владел : английским, французским и немецким;

     Читал : на итальянском, польском, чешском и сербском;

     Знал : греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский;

     Изучал :древнееврейский, турецкий и др.Ну и, конечно, самым главным языком в своей жизни считал русский язык.

     Занимался историей,  музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьёзно читал. Всю жизнь пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. А начиналось всё с вопросов…

       Кто из вас не помнит того вечернего часа, когда вы остаётесь одни в тёмной комнате. Спать не хочется, и глаза, привыкая к темноте, начинают различать предметы: вот край стола, а дальше шкаф с огромным зеркалом, а в нём отражается кресло, где спит уложенная на ночь кукла. Мир в эти часы кажется особенно загадочным и огромным, полным тайн. И рождаются вопросы, один другого сложнее…

                   Отчего в темноте видно?

                   Куда девается вода из моря?

                   Отчего в морозы трещат деревья?

    Над этими вопросами размышлял и Л. Н. Толстой. Предлагаю и вам подумать над этими вопросами.

    На доске:

    • Куда девается вода из моря?

    • Отчего в морозы трещат деревья?

    Ответы детей.

    - А теперь давайте сравним ваши ответы с рассуждением Л. Н. Толстого.

    Тексты для чтения:

    1. Куда девается вода из моря?

    Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки, из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…

    2. Отчего в морозы трещат деревья?

    Оттого, что в деревьях есть сырость, и сырость эта замерзает, как вода. Когда вода замерзает, она раздаётся; а когда ей нет места раздаться, она разрывает деревья.

    Если налить воды в бутылку и поставить на мороз, вода замёрзнет и разорвёт бутылку.

    - Подумайте, а что было бы с реками, если бы вода при замерзании сжималась?

    Учитель: - Лев Николаевич Толстой  призывал людей жить в согласии с природой, бережно относиться к ней, любить друг друга, никогда не ссориться.

     - Ребята, посмотрите и отгадайте,  что у меня в руках? (зелёная палочка)                   

    Ребенком Лёвушка зарыл вместе с братьями в лесу зелёную палочку. Верил: кто найдет – будет счастлив, желания его исполнятся. Поискали – не нашли. С тех пор Толстой всегда думал о «зелёной палочке», как о талисмане.

         Желаний у него было много и одно из них – открыть свободную народную школу в Ясной Поляне, что он и сделал. Слайды  6 – 7 - 8. Дети и учитель работали весь день: занятия шли с 8 до 12 часов утра, а потом с 3 до 6 часов вечера. По утрам дети часто задерживали учителя до двух часов дня, чтобы послушать его сказки. Когда Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, ему только что исполнилось 32 года. Он был молод, энергичен, мастер придумывать разные игры, загадки.

      -У вас на столах кроссворд, разгадав который, вы узнаете об одном из любимых жанров литературы Л. Н. Толстого.

          Вопросы к кроссворду:

    1) Ниток много, а в клубок не смотаешь» (Паутина)

    2) По морю идет, а до берега дойдет – пропадет. (Волна)

    3) На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

    4) Сидит дед на грядках, весь в заплатках; кто взглянет, тот заплачет. (Лук)

    5) Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)

    6) Без рук, без ног – под окном стучится, в дом просится. (Ветер)

    7) Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила)

    8) Идет лесом – не треснет, идет плёсом – не плеснет. (Месяц)

    9) Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)

         -Центральным словом в кроссворде является - … (пословица) .

    Если мы посмотрим  в «Толковый словарь русского языка», то узнаем, что «ПОСЛОВИЦА – это краткое изречение с поучительным содержанием».

    Лев Николаевич Толстой писал небольшие рассказы на темы пословиц.

               Ребята  зачитают  некоторые рассказы, а вы выберите из предложенных на доске пословиц ту, которая подходит к рассказу.

    Рассказы на тему пословиц:

    • Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула, голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала:  (Сама не ест, и мне не даёт.)

    • Ездил барин за границу. Приехал к себе и затеял рожь руками сажать. Мужики сказали: (Ворон за море летал, да умней не стал.)

    • Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом – скучает.

    Мать спрашивала:

    -Отчего ты скучаешь?

    -Дома скучно.

    А мать сказала: (Глупой птице свой дом не мил.)

    Два рыбака тянули невод. Когда стало тяжело, один сказал:

    - Невод не хорош.

    Другой сказал:

    - Нет, невод хорош, но ты слабо тянешь.

    И стала у них ссора. Пока спорили, рыба вся ушла… (За спором дело стало)

    Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

    - Сломайте!

    Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

    Они легко переломали прутья поодиночке.

    Отец и говорит:

    - Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.(Один за всех и все за одного)

     - Впоследствии и загадки, и пословицы, а также сказки, рассказы, были, басни, которые Л. Н.  Толстой рассказывал детям, вошли в книги:

    • «Азбука», которая помогла детям научиться читать, лучше понять окружающий мир, радости и печали людей, красоту русского языка. Слайд 9.

    • «Русские книги для чтения» (их было 4),  где были даны ответы на множество детских вопросов, которые возникали на уроках.

    Сейчас книги Льва Николаевича печатаются миллионными тиражами. С некоторыми из книг вы уже знакомы. Книги не только привлекают нас своим содержанием, но и интересными иллюстрациями. Слайды 10 – 11 – 12 – 13. Л.Толстой жил скромно, стараясь обслуживать себя сам, знал и крестьянский труд: умел косить, пахать, и, даже будучи уже дедушкой, ездил на велосипеде, ходил босиком, обливался холодной водой. Писатель работал ежедневно, был великим тружеником. Собрание его сочинений составляет 90 томов. Слайд 14. 

    Л.Н. Толстой стремился давать благо многим людям, но особое внимание он уделял детям. Его интересовала жизнь не только своих детей, он переживал и за крестьянских. Слайды 15 – 16.  Лев Николаевич не только создал школу для детей, находившихся в Ясной Поляне, он способствовал открытию 20 школ в окрестностях Ясной Поляны.  Давайте вспомним некоторые произведения и ответим на вопросы викторины.
    Викторина: Слайд 17.
    Вопросы по произведению «Лев и собачка»: Слайды 18 – 19 – 20.
    1. В каком произведении Толстого подружились опасный хищник с густой гривой и домашний сторож? («Лев и собачка»).
    2. Как собачка попала в клетку ко льву? (её принесли на корм дикому зверю).
    3. Почему лев переживал из-за смерти собачки? (потому что она стала для него настоящим другом, он любил её).

    Вопросы по произведению «Филиппок»:
    1. Как звали героя произведения Толстого, который очень хотел учиться? (Филипп).
    Слайд 21.
    Вопросы по произведению «Как мужик камень убрал»: Слайды 22 – 23.
    1. Что придумал мужик из рассказа Толстого «Как мужик камень убрал» для того, чтобы убрать камень с площади? (выкопать яму и свалить камень туда).
    2. Сколько заплатили мужику за его находчивость? (100 р. За работу и 100 р. За умную выдумку).
    Разгадайте шифр (под каждой буквой номер, расположите буквы в порядке возрастания). Получится название произведения Толстого (
     «Котёнок».) Сл.  24 – 25.
    Учитель: Все произведения Л.Н. Толстого поучительны, они воспитывают нравственные качества  как в детях, так и во взрослых.
    Вопросы к произведению «Котёнок»:
    -Как вы думаете, чему научил нас рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок»? (ответственности, смелости)
    - Почему Катя не бросилась спасать котёнка?
    - Почему Вася перестал брать котёнка в поле?

    - Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле.  Зачем человек живёт?  Какой след  он должен оставить после себя? Послушайте, какие выводы  сделал писатель  сам и передал своему внуку Серёже.

    Уроки жизни Льва Толстого.

    1. Делай всё по возможности сам, не будь «барином».
    2. Не будь назойлив.
    3. Будь внимательным.
    4. Не надо жадничать.
    5. Не нервничай, держи себя в руках.
    6. Будь твёрд и стоек.
    7. В игре, в спорте, в труде – будь разумен.
    8. Будь организованным.
    9. Глубоко вникай в то, что тебе преподаётся.

        10.Имей собственное мнение.

    Вы согласны с этими уроками? Давайте и мы с вами будем жить по этим урокам.

    Учитель:
    - На малой Родине (т.е. в своём имении Ясной Поляне) писатель создал огромное количество произведений. Давайте совершим  небольшую экскурсию и узнаем несколько интересных фактов об усадьбе Ясная Поляна.
    Слайд 26.
    Интересные факты:
    1. Круглые кирпичные башни при въезде в усадьбу построены дедом Толстого Николаем Сергеевичем Волконским. Когда-то между ними были железные ворота, а в башнях, полых изнутри, в непогоду укрывались сторожа. При жизни Толстого ворот уже не существовало.
    Слайд 27. 
    2. Слева, у въезда в усадьбу, - Большой пруд - одно из старейших гидротехнических сооружений Ясной Поляны.
    Слайд 28
    3. В доме писателя до сих пор остается многотысячная библиотека Льва Николаевича. Количество книг – 22 000.
    Слайд 29. 
    4. Живым символом Ясной Поляны является Дерево Любви – могучий вековой дуб с раскидистой кроной и молодая изящная берёза, белоснежным станом овивающая от самой земли мощный дубовый ствол. Существует легенда, что дерево исполняет желания.
    Слайд 30.
    5. На территории Ясной Поляны находится Дерево Бедных – вяз, разбитый молнией. Под этим вязом ожидали Толстого приходившие к нему за советом и за помощью крестьяне, бедные люди. В кору этого дерева наполовину врос колокол, звоном которого собирали к обеду многочисленную семью Толстых и столь же многочисленных гостей.
    Слайд 31.
    6. Открытая в 1859 году Л.Н. Толстым школа для крестьянских детей до сих пор существует и функционирует.
    Слайд 32. 
    7. В гостях у Л.Н. Толстого в Ясной Поляне бывали такие знаменитые писатели и художники, как Чехов, Короленко, Горький, Танеев, Фет, Крамской, Репин.
    Слайд 33. 
    8. Могила Л.Н. Толстого является одним из наиболее популярных мест среди посетителей усадьбы.
    Слайд 34. 

      Учитель: - Вот и подходит к концу наша сегодняшняя встреча, которая посвящалась

    Л. Н. Толстому и его творчеству. С этим замечательным человеком мы встречаемся в раннем детстве, а постигаем и заново открываем его для себя всю последующую жизнь.

       Понравилось вам мероприятие?  Надеюсь, на сегодняшнем занятии, творчество Толстого еще больше вас заинтересовало, а доброта и мудрость самого писателя подвигнет вас на хорошие поступки. Ребята, больше читайте и помните, что день, прожитый без книги, - потерянный день!  Слайд 35.

             И в завершение нашего мероприятия –стихотворение, которое будет вам напутствием :

    Не стой в стороне равнодушно,

    Когда у кого-то беда.

    Рвануться на выручку нужно

    В любую минуту, всегда.

    И если кому-то поможет

    Твоя доброта, улыбка твоя,

    Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

    Что годы живёшь ты не зря!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Устный журнал - Агния Барто"

    Мероприятие направлено на развитие кругозора, знакомство с творчеством поэтессы. Каждая страница знакомит сэтапом жизни А.Барто....

    Внеклассное мероприятие: устный журнал "Что такое толерантность?"

    С помощью этого мероприятия Вы познакомите учащихся с понятием толерантность....

    Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка - зима"

    Мероприятие проводится в начале зимы. Дети знакомятся с приметами зимы, знакомятся с перелётными и зимующими птицами, учатся правильно ввести себя в на природе зимой....

    Внеклассное мероприятие Устный журнал "Святой Сергий--заступник земли Русской"

    внеклассное мероприятие, можно использовать на уроках по православной культуре....

    Внеклассное мероприятие. Устный журнал «Странички нашей школьной жизни». 2 класс

    Внеклассное мероприятие «Странички нашей классной жизни» проведено при участии всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей, учителя. Проводится во 2 классе в последние дни учебного года...

    Внеклассное мероприятие. Устный журнал " Зрение - бесценный дар"

    В данной разработке содержится материал о бережном отношении к глазам. Показано важность профилактики работы над гигиеной зрения....

    Внеклассное мероприятие. Устный журнал " Зрение - бесценный дар"

    В данной разработке содержится материал о бережном отношении к глазам. Показано важность профилактики работы над гигиеной зрения....