Внеклассное мероприятие. Устный журнал " Зрение - бесценный дар"
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему

Анпилогова Любовь Николаевна

 В данной разработке содержится материал о бережном отношении к глазам. Показано важность профилактики работы над гигиеной зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrenie_-_bestsennyy_dar.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

                  Внеклассное занятие.

 Устный журнал

Тема.  « Зрение – бесценный дар »

Цель. Ознакомить с элементарным строением глаза, учить беречь свои глаза.

Актуализация знаний.

Два братца через дорогу живут

А друг друга не видят.

- Что это?

- Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются?

- У кого ещё есть глаза? (Глаза есть у всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых).

Глаза помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать и т. д.

1. Зрение – бесценный дар ( Дети читают стихи наизусть)

1.Для чего нужны глаза
Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Глаза у Вари – карие
У Васи с Верой – серые,
У маленькой Алёнки
Зелёные глазёнки.
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза? 

2.Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно – 
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом – 
Править быстрым самолётом;
Все моря на белом свете
Переплыть желает Петя,
Будет Николай танкистом,
3.А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…


Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья – 
Всем необходимо зренье!
Чтоб рука была крепка
За работой у станка,
Чтоб не дрогнула рука
У таёжного стрелка,
Чтоб отправился в полёт
Реактивный самолёт,
Чтобы смело корабли
По морям студёным шли – 
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!


4.Ты узнаешь всё на свете:
Как летают на ракете,
Сколько всех на небе звёзд,
Как устроен длинный мост,
Кто живёт на дне морском,
Как построен школьный дом,
Как железо добывают,
Как микробов изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили,
О животных и о птицах,
И о пчёлах – мастерицах.


5.Но, чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.

Если хочешь ты в кино – 
Тоже зрение нужно,
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения,
Значит каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

2.Беседа «Кто как видит»

  Рассказ учителя. Оказывается все животные видят по разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят рыбы. К тому же они всё видят в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воле не высока. А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и глаза ему не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орёл, ястреб, сокол и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью.

   А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? На многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

    Вывод: пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека его главные помощники.

Учитель читает стихотворение.

Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила
Нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока!”
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть – 
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!
Я хочу предостеречь: 
Нужно всем глаза беречь!

3.Знакомство со строением глаза.

         Посмотрите в глаза друг другу. В центре вы видите чёрную точку. Она сжимается и расширяется. Это зрачок . Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются в сетчатке. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

4.Практическая работа.

           - По очереди закройте глаза на одну минуту ладонью. Затем уберите руку, наблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился).

           - Давайте повторим всё, что мы сейчас узнали. Послушайте стихотворение.

         Глаз – волшебный теремок,

          Круглый маленький домок.

          Яркой радужки кружок

          Украшает глаз-домок.

          В центре радужки – зрачок,

          Чёрный маленький кружок.

           Коль светло – зрачок поуже,

           Чтобы видел глаз не хуже.

           Лишь стемнеет – наш зрачок

           Станет сразу же широк.

           А за радужкой лежит

           Маленький хрусталик.

           Он такой имеет вид,

            Как стеклянный шарик.

            Очень хрупок этот дом,

            Тонки, нежны стенки в нём.

               - А как же защищены глаза, раз они такие нежные, хрупкие? Посмотрите друг на друга. Какие органы окружают глаз? (Веки, брови, ресницы).

5.  Советы Айболита ( ученик 5 класса в костюме  Айболита)

Айболит: Я принес вам картинки с изображениями разных ситуаций. Найдите, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где – нет.

  1. трет глаза грязными руками;
  2. смотрит телевизор, сидя близко к экрану;
  3. читает, лежа в постели;
  4. читает в транспорте;
  5.  моет глаза чистой водой;
  6.  Защищает лицо маской при игре в хоккей;

Дети выбирают картинки, объясняя свой выбор.

Айболит: Глаза надо беречь, для этого надо их подпитывать витаминами. Какие продукты содержат витамины?

Дети: Морковь, лук, петрушка, помидоры, красный перец, черника.

6. Гимнастика для глаз

Офтальмологические паузы или гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо- влево.

Заниматься вновь начнем.

Глазами смотрят вверх, вниз.

ЗАЯЦ

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

Смотрят вверх.

Только глазками смотри:  вверх-вниз, вправо-влево.

Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.

Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргает.

Моргают глазками.

Глазки закрывают.

Глазки закрывают.

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Мы будем прыгать, как зайчики :) )

БЕЛКА

Белка дятла поджидала,

Резко перемещают взгляд вправо- влево.

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

Смотрят вверх-вниз.

Вот орехи-1,2,3.

Пообедал дятел с белкой

Моргают глазками.

И пошел играть в горелки.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

Пальцами делают очки.

Влево- вправо, назад- вперед-

Глазами смотрят вправо- влево.

Ну, совсем как вертолет.

Круговые движения глаз.

Мы летаем высоко.

Смотрят вверх.

Мы летаем низко.

Смотрят вниз.

Мы летаем далеко.

Смотрят вперед.

Мы летаем близко.

Смотрят вниз.

       

7.Работа в группах.

        - Обсудите, что для глаз полезно, а что вредно. Выслушайте мнение каждого.

        ПОЛЕЗНО

         ВРЕДНО

   Читать при хорошем освещении.

   Читать лёжа.

   Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров.

   Смотреть близко телевизор.

   Беречь глаза от ударов.

   Тереть глаза грязными руками.

   Употреблять в пищу витамины.

   Читать в транспорте или за обедом.

   Выполнять упражнения для глаз.

   Долго сидеть за компьютером.

8. Зрение и компьютер ( Дети читают стихи)

Есть компьютер у Романа,
Он с друзьями у экрана
Прямо с самого утра – 
Любит игры детвора.
Войны, битвы до победы – 
Так до самого обеда,
Не гуляют, не едят – 
У компьютера сидят.
Чем заняться после школы? 
Поспешить на стадион?
Нет, манит другой досуг,
Ждёт компьютер – лучший друг.
Виртуальная реальность
Заменила всё вокруг.
Где же пропадают дети?
Ну конечно в Интернете!
Коды, патчи, обновленья
Закачать без промедленья.
Вышла новая аркада – 
Юных геймеров отрада.
“Квейк”, ”Диабло”,”Камелоты” – 
Всё попробовать охота.
Бьются час, проходит два – 
Разболелась голова.
Удивляться стали сами – 
Пелена перед глазами,
Ноги ходят еле-еле – 
Видно мышцы ослабели…
Где уж скейт или футбол,
Не забить простейший гол…
Сделай выводы сейчас:
Чтоб тебе не портить глаз,
Чтоб не высох, как сморчок,
И не стал, как старичок – 
У компьютера играть
Нужно время соблюдать.

9.. Зрение и телевизор

Ребятишки нынче рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей,
Выступления артистов,
Встречу тележурналистов,
Длинный фильм
Документальный
И хоккейный матч
Финальный…
Скоро ночь,
Друзья не спят – 
Смотрят, смотрят всё подряд!
А после удивляются:
“Как это получается – 
У самого экрана
Уселись мы удобно…
Всё видели подробно…
Но это ж очень странно – 
Теперь в глазах мерцание,
Теперь в глазах рябит,
Всё кружится, качается
И голова болит!..”
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.

10.Береги свои глаза!                                   Правила охраны зрения.

  • Не ставьте карандаш и ручки остриём кверху.
  • Не сидите долго за компьютером, не смотрите долго телевизионные передачи
  • Не стойте слишком близко к человеку, который чинит карандаш, строгает ножом, работает ножницами, шьёт.
  • Не играйте с рогатками и в другие игры , при которых есть опасность повредить глаза.
  • Будьте осторожны с петардами.
  • Не поддавайтесь на приманку сделать и взорвать «бомбочку»!

Всегда помните, что взрыв может испортить вам зрение на всю жизнь.

  • Не смотрите долго телевизор и не играйте часами в компьютерные игры.
  • Не смотрите на прямые солнечные лучи или яркий свет.
  • Читайте только сидя и держите книгу (журнал, газету) на расстоянии от глаз.
  • При попадании в глаз пылинки не трите глаза грязными руками, а промойте проточной водой.
  • Удерживайте товарищей от озорных игр и развлечений: такие игры могут довести до большой беды вас и товарищей.

11.Подведение итогов.

- Каждый год проверяйте зрение у врача. Если врач прописал вам очки, обязательно носите их. Очки исправляют зрение. А если ваше зрение хорошее – берегите его.

Список литературы

  1. Орлова Н.С. Ребятишкам про глаза. – Рис. Т. Домниной. – СПб, клиника детской офтальмологии “ЭксимерKIDS”
  2. Фомичева Л.В. Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нормальным и нарушенным зрением. СПб, КАРО, 2007.
  3. Михайлова Л.“Школа зоркости” Москва “Крон-пресс” 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Устный журнал - Агния Барто"

Мероприятие направлено на развитие кругозора, знакомство с творчеством поэтессы. Каждая страница знакомит сэтапом жизни А.Барто....

Внеклассное мероприятие: устный журнал "Что такое толерантность?"

С помощью этого мероприятия Вы познакомите учащихся с понятием толерантность....

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка - зима"

Мероприятие проводится в начале зимы. Дети знакомятся с приметами зимы, знакомятся с перелётными и зимующими птицами, учатся правильно ввести себя в на природе зимой....

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Святой Сергий--заступник земли Русской"

внеклассное мероприятие, можно использовать на уроках по православной культуре....

Внеклассное мероприятие. Устный журнал «Странички нашей школьной жизни». 2 класс

Внеклассное мероприятие «Странички нашей классной жизни» проведено при участии всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей, учителя. Проводится во 2 классе в последние дни учебного года...

Разработка внеклассного мероприятия Устный журнал: « Л.Н. Толстой – детям».

Разработка составлена так, что дети узнают интересные сведения, факты из жизни великого писателя, об горомном сердце этого человека, открывшего школы для крестьянских детей, о его произведениях из "Аз...

Внеклассное мероприятие. Устный журнал " Зрение - бесценный дар"

В данной разработке содержится материал о бережном отношении к глазам. Показано важность профилактики работы над гигиеной зрения....