Внеклассное мероприятие: устный журнал "Что такое толерантность?"
материал на тему

Фролова Лидия Александровна

С помощью этого мероприятия Вы познакомите учащихся с понятием толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_chto_takoe_tolerantnost.rar1.25 МБ

Предварительный просмотр:

«Что нужно знать о толерантности?».

Классный час.

Цель: 

сформировать у учащихся представление о толерантности;

развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

воспитывать уважение к своим правам и правам других людей.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, музыкальное сопровождение.

Оформление: доска украшена веселыми и забавными рисунками лиц детей разных национальностей, плакаты.

Ход классного часа.

Организационная часть.

- Добрый день. Нашу встречу, я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви.

Слово учителя.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место….

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот  выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого бы выбрали вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

 

- Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы)

 

Основная часть.

- Сегодня наш разговор посвящен толерантности.

Из истории. 

Понятие толерантность имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

16 ноября Международный день толерантности. Мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу “Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма”.

- Как вы думаете, почему эта проблема особенно актуальна для современной России? (Ученики высказывают свои точки зрения на поставленный вопрос). 

Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

- Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей?

- Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения?

- Кто должен воспитывать толерантную личность?

На эти и другие вопросы мы попробуем сегодня найти ответы.

На классную доску вывешивается плакат с изображением мозаики, где на каждом звене нарисована фигура школьника и одно звено отсутствует. Также имеется надпись: Присоединяйтесь! (Закрыта листом бумаги).

Беседа с классом:

- Что здесь изображено? (Мозаика).

- А что на мозаике изображено? (Рисунок).

- Какой? (Класс, коллектив, группа…..)

Затем класс делится на две команды и им выдается детская игра “Мозаика”, причём у одной мозаики отсутствует одно звено. Учащимся предлагается очень быстро собрать данные изображения. В итоге одна команда проигрывает, т. к. у них не хватает одного звена.

- Что произошло?

- Почему при выполнении простого задания оказались проигравшие? (Дети комментируют)

 

-  Какая связь между мозаикой и вашими взаимоотношениями? Вспомните работу в группах. Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д. И как было трудно второй команде, когда звенья были маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено отсутствовало, и не все принимали участие.

- А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)

         - Какие мы?

Упражнение «Учимся ценить индивидуальность».

         - А какие мы сами?

- Чем мы отличаемся друг от друга? Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

-  «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».

- Напишите три признака, которые отличают тебя от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер. Предупреждаю, что записи зачитаю вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений).

Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут).


      Собираю листочки и еще раз отмечаю положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Затем зачитываю по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам. Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера.

Упражнение «Давайте пофантазируем…» 

Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост,цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

- Каким будет этот мир?

- Как люди в нем будут жить? 

- Хорошо или плохо, что мы все разные?

- Как жить в мире, где столько разных людей? 

Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. 

 

Рассматриваем второй плакат, на котором изображены дети в виде геометрических фигур, линий, цвета …

         Кроме рисунка на плакате имеется надпись: Не оценивайте людей, а цените! (Слова – “…а цените”, закрыты листом бумаги) Ёще раз обращаю внимание детей на то, что все мы очень разные.

 - Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое (картинку), так из вас разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами.

         -  А что у нас общее?

а) учёба;

б) цель – получить образование

в) класс, т.е. коллектив;

г) возрастные интересы.

И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Возвращаемся к плакату с мозаикой.

-  Как вы думаете, по какой причине отсутствует заключительное звено в мозаике? (Можно уточнить: -  Кого здесь нет? ) Дети выдвигают разные версии.

-  Что нужно сделать, чтобы мозаика (т.е. коллектив) была собрана, целая?

(Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно).

-  С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не  принимали в свою компанию?

- Считаете не достойным его вашего общества?

-  Так что написано на этом плакате? (Внимание детей обращаю на первый плакат).

Дети выдвигают разные версии.

Затем снимаю лист бумаги с плаката, и школьники сразу могут оценить правильность своего ответа.

Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этой ……..; от этого ……..; потому что он такой-то ……

- А вы задумывались над тем - ему это приятно слышать?

- А ты сам-то достоин, сидеть с ним?………… /

Внимание детей обращаю на второй плакат. Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а…

1)……………………

2)……………………

Все варианты записываю на доске. После этого открываю закрытое слово.

Творческая работа «Дерево толерантности». 

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации.

- А какими вы видите себя? Не только внешность, но и характер и ………..

- Вам необходимо нарисовать себя в виде какой-либо геометрической фигуры, линий, цвета или какого-либо художественного образа. (Классный руководитель также выполняет свой рисунок).

После завершения творческого задания начинаем монтировать вернисаж картин.

- Ребята, где мне можно расположить свой рисунок?

-В какой части доски?

Рефлексия: 

Давай те послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара:

 в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском – готовность быть терпимым,  снисходительным;

в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мирится с существованием чего-либо, кого-либо).

- Какое из определений вам импонирует более всего? 

- Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? 

- А что же объединяет эти определения? 

Заключительная часть.

Итак, давайте же попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале классного часа.

- Что же такое толерантность?

Возможные ответы учащихся.

         Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способности к установлению и поддержанию общения с людьми.

Толерантность – это

  1. равноправие (социальные. блага, управление, образовательные возможности, независимо от расы, пола, религии).
  2. взаимоуважение, доброжелательность;
  3. сохранение и развитие культурной самобытности;
  4. свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
  5. сотрудничество, солидарность;
  6. позитивная лексика.

Толерантность не должна восприниматься как конформизм, индифферентность, ущемление собственных интересов. 

Черты толерантной личности: терпение, снисходительность, расположенность к другим, юмор, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, несклонность обсуждать других, умение слушать, способность к сопереживанию и т.д.

Литература

Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.

Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.

Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.

Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.

                                                                                                                 

                                                                                                                    Приложение №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Устный журнал - Агния Барто"

Мероприятие направлено на развитие кругозора, знакомство с творчеством поэтессы. Каждая страница знакомит сэтапом жизни А.Барто....

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка - зима"

Мероприятие проводится в начале зимы. Дети знакомятся с приметами зимы, знакомятся с перелётными и зимующими птицами, учатся правильно ввести себя в на природе зимой....

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Святой Сергий--заступник земли Русской"

внеклассное мероприятие, можно использовать на уроках по православной культуре....

Внеклассное мероприятие. Устный журнал «Странички нашей школьной жизни». 2 класс

Внеклассное мероприятие «Странички нашей классной жизни» проведено при участии всех субъектов образовательного процесса: детей, родителей, учителя. Проводится во 2 классе в последние дни учебного года...

Разработка внеклассного мероприятия Устный журнал: « Л.Н. Толстой – детям».

Разработка составлена так, что дети узнают интересные сведения, факты из жизни великого писателя, об горомном сердце этого человека, открывшего школы для крестьянских детей, о его произведениях из "Аз...

Внеклассное мероприятие. Устный журнал " Зрение - бесценный дар"

В данной разработке содержится материал о бережном отношении к глазам. Показано важность профилактики работы над гигиеной зрения....

Внеклассное мероприятие. Устный журнал " Зрение - бесценный дар"

В данной разработке содержится материал о бережном отношении к глазам. Показано важность профилактики работы над гигиеной зрения....