Доклад «Системно-деятельностный подход в обучении и формировании УУД на уроках литературного чтения»
статья по чтению на тему

Давыденко Людмила Александровна
Доклад «Системно-деятельностный  подход в обучении и формировании УУД на уроках литературного чтения»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Системно-деятельностный подход в обучении и формировании УУД на уроках литературного чтения » Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность. Б.Шоу

Слайд 2

Причины необходимости перехода общества к новой образовательной системе

Слайд 3

Цели ФГОС начального образования по литературному чтению Основные цели Приоритетная цель Овладение базовыми навыками чтения Развитие творческих и познавательных способностей Обогащение нравственного опыта Формирование читательской компетентности

Слайд 4

Задачи ФГОС начального образования по литературному чтению Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе Формирование нравственных знаний и эстетического вкуса

Слайд 5

Требования ФГОС к результатам освоения образовательной программы по литературному чтению Личностные Метапредметные Предметные

Слайд 6

Личностные результаты Формирование чувства гордости за свою Родину, народ Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Формирование социально- ориентированного взгляда на мир и разнообразие природы, народов, религий, культур Становление гуманистических и демократических ориентаций Принятие и понимание социальной роли ученика и личного смысла учения Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических чувств и потребностей

Слайд 7

Метапредметные Освоение способов решений учебных задач поискового и творческого характера. Формирование умения планировать и оценивать учебные действия Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации Обладание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной форме Использование знаково-символических Средств представления информации Для создания моделей Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою

Слайд 8

Предметные Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей Достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, приемами интерпретации, анализа и преобразования текстов Понимание роли чтения, использование различных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать оценку Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

Слайд 9

Возникновение понятия «Универсальные Учебные Действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности.

Слайд 10

Универсальные учебные действия Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Слайд 11

Функции универсальных учебных действий Обеспечение возможостей самостоятельно осуществлять деятельность учения Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации

Слайд 12

Познавательные УУД Общеучебные Логические Постановка и решение проблемы Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Преобразовывать информацию из одной формы в другую; Подробно пересказывать небольшие тексты. на уроках литературного чтения:

Слайд 13

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль(волевая саморегуляция) Коррекция Оценка

Слайд 14

Регулятивные УУД на уроках литературного чтения Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Слайд 15

Коммуникативные УУД Планирование Постановка вопроса Построение речевых высказываний Лидерство Согласование действий с партнёром Оценка

Слайд 16

Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других; Выразительно читать и пересказывать текст; Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. на уроках литературного чтения

Слайд 17

Личностные УУД Нравственно-эстетическое оценивание Самопознание и самоопределение Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 18

Личностные УУД на уроках литературного чтения Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Слайд 19

Действия УУ: Самоопределение Мотивация учения Формирование основ гражданской идентичности личности Примеры заданий : Составьте слово из первых звуков ( « дружба ») Как вы понимаете слово «дружба»? Дружба- главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее. И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Как вы думаете: с чего начинается дружба? Что обозначает выражение «Водой не разольешь»?Кто ещё не имеет друга? Кто хотел бы найти друга? Для чего нужны друзья? Блоки УУ Д : личностные Буква «М»

Слайд 20

Смыслообразование «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Действия УУ: Блоки УУ Д : личностные С.62№1 Проблемная ситуация. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша с разных. Кто из ребят был прав? Как объясните Мише? Есть повод для ссоры? Примеры заданий : Буква «М»

Слайд 21

Целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» регулятивные Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с.36 1.Задание для нечитающих детей. Закрасить части рисунка, в которые вписана буква М. 2 . Впишите букву М в пустые квадратики. Прочитайте слова, которые получились.

Слайд 22

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» регулятивные Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик С. 63 букварь В.Орлова «Кто кого» Прочитайте название стихотворения. Кто автор? Прочитаем слова записанные на доске по слогам. О-би-дел - обидел. У-да-рил - ударил. Дру-жи-ли - дружили. Не по-де-ли-ли – не поделили. Ваши предположения о чем это стихотворение?

Слайд 23

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С. 62 №2 общеучебные -формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -знаково-символические - моделирование познавательные МА-МО-МЯ-МЫ-МИ- МУ-МЁ-МЮ-МЭ-МЕ Сколько в первой строчке слогов с мягким согл. звуком? Сколько во второй строчке слогов с твёрдым согласным звуком?

Слайд 24

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С. 62 №2 познавательные Логические -анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -подведение под понятия, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Звукобуквенный анализ слов «Маша», «Миша» с помощью цветных фишек. Соотнесение слов с картинками. Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики) Какие предметы можно объединить в одну группу ( Одежда)

Слайд 25

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С. 62 №2 коммуникативные Планирование определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Наши гости Миша и Маша. Они смотрят в разные стороны, они поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша с разных.

Слайд 26

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С. 63 №2 коммуникативные Разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация В.Орлова «Кто кого» Чтение стихотворения читающими детьми. О ком это стихотворение? Кто задает вопросы мальчикам? Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают им разобраться, сделать правильный вывод? Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться? Подтвердились ли ваши предположения, о чем это стихотворение?

Слайд 27

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С. 63 №4 коммуникативные Работа в парах. Соедини стрелками предметы, к которым подходит слово моё (моя, мой, мои) Управление поведением партнера Точность выражать свои мысли Контроль, коррекция, оценка действий партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слайд 28

Рефлексия учебной деятельности (УД) на уроке. Над какой темой работали? Удалось ли выполнить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? В чём испытывали трудности? Где можем применять полученные знания? Оцените работу свою и своего напарника по шкале достижений..

Слайд 29

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности « С малой удачи начинается успех» Смело иди вперёд, не стой на месте. Что не сделаешь сам, сделаем вместе.

Слайд 30

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: "Пусти меня". Волк сказал: "Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас, смотришь, вы там, вверху, все играете и прыгаете". Белка сказала: "Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя". Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: "Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. ВОЛК И БЕЛКА басня Л.Н.Толстого

Слайд 31

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (Т ехнология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. 3 этап. Работа с текстом после чтения.

Слайд 32

Серовато, зубовато , по полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк) - Прочитайте ключевые слова. Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло) Проверим наши прогнозы. Фрагмент урока № 1.(до ЧТЕНИЯ ТЕКСТА) Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем занятии? Составьте пословицу и объясните её смысл. 1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. 2 ) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы . (Работа в группах) (Группы составляют пословицы: Доброе слово лечит, а злое калечит. Делай доброе дело, чтобы сердце пело.) Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло) - Отгадайте, о каких героях будем читать? С ветки на ветку быстрый ,как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. ( Белка)

Слайд 33

Содержание работы: Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия. Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям. УУД: Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; (регулятивные) Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; (регулятивные) Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; (познавательные) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; (К оммуникативные) Слушать и понимать речь других. ( Коммуникативные)

Слайд 34

Урок сегодня завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К успеху в жизни приведут .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке литературного чтения во 2 классе

Данная разработка является  конспектом урока по теме "Русские народные загадки"...

Программа формирования УУД на уроках литературного чтения(ФГОС), математики, русского языка, окружающего мира, 2класс, УМК ПНШ

В программе подробно расписано формирование УУД на уроках литературного чтения , русского языка, математики, окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2 поколения....

Доклад "Формирование УУД на уроках литературного чтения"

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обес...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Мастер-класс "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД на уроках литературного чтения"

Мастер - класс с мультимедийным приложением на примере фрагментов урока "Знакомство с творчеством И.А. Крылова"...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения».

        СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников.1.1 Психолого-педагогическая сущность пон...

Доклад для выступления на семинаре "Влияние использования музыки на уроках литературного чтения на эмоциональное развитие младших школьников."

Музыка… Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы,...