"Игра с рифмами"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Асланова Ирина Викторовна

Внеклассное занятие по развитию речи для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aslanova_i.v._vneklassnoe_zanyatie_1-2_kl.rar2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Асланова Ирина Викторовна    

учитель начальных классов                                        

                                             "Игра с рифмами"

              (Внеклассное занятие по развитию речи для учащихся начальной школы)

Цели и задачи занятия:

обучающие: учить детей отвечать словом, созвучным с названным, чувствовать ритм, рифму, самостоятельно составлять рифмующиеся строчки.

развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;

воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

                           Ход занятия:

Учитель:

Ребята, вы пробовали когда-нибудь писать стихи? Как вы думаете писать стихи легко? А вам бы хотелось этому научиться? Вот Незнайке тоже захотелось научиться сочинять стихи.    (Слайд 1.)                                                

                                           C:\Users\User\Desktop\Nikolaj_Nosov__Kak_Neznajka_sochinyal_stihi.jpg              C:\Users\User\Desktop\i.jpeg

 Незнайка пришёл к поэту Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

 - А ты знаешь, что такое рифма?

 - Рифма? Нет, не знаю.

 - Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

 - Понял.

 - Ну, скажи рифму на слово «палка».

Селедка, - ответил Незнайка.

- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно.

Думал Незнайка думал, ничего не смог придумать.

А вы ребята поняли, что такое рифмовка? Помогите Незнайке подобрать рифму к слову "палка" (Слайд 2)

Дети: Галка, салка, скакалка, кричалка и далее.

Учитель: Молодцы! Мы помогли Незнайке.

- Запомни Незнайка, что такое рифма.

           

 Игра "Весёлые рифмы"

Учитель: Ребята, давайте мы с вами рифмы поиграем и посоревнуемся. Нужно подобрать рифмы к словам, кто назовёт последнюю рифму, тот и победитель.

Косы , снежок, синичка, массаж, день.

Ответы детей: косы - (росы, покосы, тросы) снежок - (лужок, прыжок, рожок, дружок) синичка - (птичка, лисичка, водичка, невеличка, сестричка) массаж - (гараж, этаж, багаж, пейзаж, трикотаж, вернисаж, репортаж)

Учитель: Молодцы! Вы научились подбирать рифмы. А давайте мы все вместе сочиним стишок рифмовку.  (Слайд 3)

                              Ра-ра-ра  -  начинается игра

                              Ре-ре-ре - будет весело в игре

                              Ру-ру -ру  - очень я люблю игру.

Учитель:  Как у нас дружно всё получилось. А теперь мы с вами выполним более сложное задание. Будем сочинять чистоговорки. Начинаем:

                           Ча-ча-ча-ча -

                            Ай-ай-ай -

                            Жу-жу-жу-

                            Со-со-со-

                             Су-су-су-

                             Чу-чу-чу-

(Возможные варианты): Ча-ча-ча-ча  - мы увидели грача

                                        Ай-ай-ай - выпили горячий чай

                                        Жу-жу-жу  - я с тобою не дружу

                                        Со-со-со - у машины колесо

                                        Су-су-су - было холодно в лесу

                                        Чу-чу-чу - на луну я полечу

Учитель: Молодцы, ребята! Замечательно  вы справились с заданием. Давайте, ребятки, доскажем слова в стишках. Обратите внимание на рифмующиеся строчки. (Слайд 4)

                            Широка и глубока

                            По мостком текла ...(река)

                            Под корягой, под мостом

                            Жил в реке усатый ...(сом)                          

                                                                                 C:\Users\User\Desktop\4792.jpg 

                            Он всю зиму в шубе спал,

                            Лапу бурую ...(сосал)

                            А проснувшись стал реветь

                            Этот зверь - лесной ...(медведь

                                                                                       C:\Users\User\Desktop\brown-bear-2.jpg                             

                         

(слайд5)

                           Что за скрип, что за хруст?

                            Это что ещё за ...(куст?)            

                            Как же быть без хруста?

                            Если я ...(капуста?)

                                                                          C:\Users\User\Desktop\d0bad0b0d0bfd183d181d182d0b0-d0b1d0b5d0bbd0bed0bad0b0d187d0b0d0bdd0bdd0b0d18f-11.jpg

Учитель: Играть в рифмы интересно. Сочинять стихи ещё интереснее. И вы у меня почти все поэты. Давайте мы с вами попробуем написать буриме. (Слайд 6)

              "Буриме"  (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом.      

                                                               

Рифма: год-народ                        (Скоро праздник - Новый год!

                                                      Веселится весь народ!)

             январь-календарь           (Зимний месяц январь

                                                      Начинает календарь)

Учитель:  Ребята, мы с вами дошли до высшей ступеньки. теперь вы уже можете писать стихи сами. Приготовьте  листы бумаги и ручки. Самые лучшие стихи будут опубликованы в нашей школьной газете. И так, ребята начинаем. Я вам немножечко помогу, вот начало строчек:    (Слайд 7.)

C:\Users\User\Desktop\chashka-dlja-kapuchino-6h8-sm-200-ml-rand8370.jpg                                                                 C:\Users\User\Desktop\krokodil4.jpg

                        На столе стояла чашка                      Жил на свете крокодил

                        ....................................                        ........................................

                        .....................................                       ......................................

                        .....................................                        ....................................

C:\Users\User\Desktop\867762148.jpg                                                           C:\Users\User\Desktop\x_ac2f27d6.jpg

(Слайд 8.)

                         В зимний день замёрзли речки         В зоопарке львёнок жил

                         ....................................................          ........................................

                           ....................................................        .........................................

                        .......................................................         ..........................................

Возможные варианты:  

                        На столе стояла чашка                          Жил на свете крокодил,

                         В чашке было молоко                          Он гориллу проглотил.

                         Подбежала кошка Дашка                     И теперь у крокодила

                         Да и выпила его.                                    В животе живёт горилла.

                         В зимний день замёрзли речки                  В зоопарке львёнок жил,

                         Вьюга снежная кружит.                              Он по маме так грустил,

                         С неба сыплются снежинки,                      Что директор зоопарка

                         Солнце круглое висит.                                Его к маме отпустил.

                                           Подведение итогов (Слайд 9)

Учитель: Я надеюсь, что Незнайка и вы поняли писать стихи трудно, но возможно и интересно. Я думаю, что среди вас растут будущие поэты и романтики. Вот будущим поэтам (самым активным) я хочу подарить необходимые для поэта предметы: блокнот и ручку. Всем спасибо за творческую работу.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мысли в рифму

Стихи на школьную тематику....

Орфография и грамматика в рифмах

Грамматические сказки, веселые стихи помогут взрослым открыть для детей прекрасный мир слова, научить их любить и чувствовать родной язык....

Неправильные глаголы в рифму

Подобранные в рифму неправильные глаголы  помогут учащимся  быстрее усвоить грамматический материал....

Релаксационная фонетическая зарядка: действия в рифму

Релаксационная фонетическая зарядка способствует формированию слухо-произносительных навыков, помогает снять усталость, психологическое напряжение.В основе фонетической зарядки лежат рифмовки, которые...

Интегрированный урок русского языка. Работа с текстом Б. Шергин. "Рифмы." 2 класс

Интегрированный урок русского языка в рамках проекта «Успешное чтение» - Книга на уроке....

Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы

На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, ...

Логопедическая игра на подбор слов в рифму «Собери варежки в пары»

Данная логопедическая игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель данной игры:  развитие фонематического слуха, словарного запаса, внимания и восприятия....