Интегрированный урок русского языка. Работа с текстом Б. Шергин. "Рифмы." 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Торопина Ирина Юрьевна

Интегрированный урок русского языка в рамках проекта «Успешное чтение» - Книга на уроке.

                                        Учитель: Торопина И.Ю.,

                                 учитель начальных классов  МБОУ СОШ № 62

      Работа с текстом. Б.Шергин. "Рифмы". 2-й класс

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина и его «Сказками о Шише». Дать понятие о рифме, развивать чувство ритма, интонации; закрепить знания о тексте и умение выполнять требования хорошего текста, редактировать текст, тренировать в нахождении и решении известных орфограмм.
  • развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память, творческие способности учащихся.
  • воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг, м/м презентация урока, выставка рисунков  и синквейнов по произведениям Б. Шергина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_v_ramkah_proekta.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка в рамках проекта «Успешное чтение» - Книга на уроке.

                                        Учитель: Торопина И.Ю.,

                                 учитель начальных классов  МБОУ СОШ № 62

      Работа с текстом. Б.Шергин. "Рифмы". 2-й класс

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина и его «Сказками о Шише». Дать понятие о рифме, развивать чувство ритма, интонации; закрепить знания о тексте и умение выполнять требования хорошего текста, редактировать текст, тренировать в нахождении и решении известных орфограмм.
  • развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память, творческие способности учащихся.
  • воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг, м/м презентация урока, выставка рисунков  и синквейнов по произведениям Б. Шергина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Литературное чтение.

– Какие бывают слова.

Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

III. Работа по теме урока.

– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов.

– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Сочинять стихи не так уж и просто.

  • Знакомство с творчеством писателя.
  1. – Сегодня  мы продолжаем знакомство с творчеством Бориса Викторовича  Шергина.

    Давайте  и вспомним о его жизни и творчестве.

  -  Где родился  Борис Викторович?

  - Где жила Анна Ивановна, мама Б.В.?   (презентация)

    Сообщение учителем сведений из биографии писателя.  Выставка книг.
Б. Шергин – художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель – сказочник. Родился в северном городе Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера.
Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать народные былины, сказки, которые позже стали основой его творчества.
Шергин прожил 77 лет, половину из которых провел в полной слепоте. Несмотря на это, он создал множество произведений, в которых отражена красота русского Севера и того народа, который жил там. Не напрасно многие писатели называют Шергина “Душой Севера”

        2.Много рассказов и сказок написал Шергин, в том числе веселые, смешные.

         

               - Вы любите смеяться?  А шутить?

               - С каким очень известным героем  сказок Б.В.Шергина мы знакомы? (Шишом).

               - Правильно, он тоже любит шутить.

               - Кто такой Шиш?   Как говорит Б.В.Шергин про Шиша?

    («Братья – мужики степенные, а он весь – как саврас без узды»)

                - Что же такое за «саврас»?  Саврасый – это лошадиная масть, светло – коричневая. Раньше лошадей такой масти частенько называли Савраска. А если нет у Савраски узды – значит он свободен, бегает, где хочет. Вот таким и был Шиш.

               - Как описывает Шиша  Шергин?

(Выступление ученика:  А вот портрет Шиша: «… на лбу хохол рыжий, глаза как у кошки. Один глаз голубой, другой как смородина. Нос кверху».)

              - Кто такой Шиш?

(Выступление ученика:  В словаре хрестоматии «Морянка» написано:

                                            Шиш – 1) бедняк, лентяй, голь перекатная;

                                                          2) шатун, бродяга, вор;

                                                          3) шалун, повеса, плут.)

«Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет – другое готово».

               - В самом имени Шиш – насмешка: шиш значит кукиш, ничего не получишь. Где

Шиш, там жди потехи. Рано Шиш начал шуточки зашучивать. Везде поспевал.

      3.Подготовка к восприятию.

- Сказок, где главный герой Шиш, Б. Шергин написал несколько. Эти сказки он слышал в Архангельске, а затем пересказал их. Они рассказаны языком не совсем обычным. В них встречаются непривычные для нас слова, которые употребляли давно. Но понять их не так уж трудно. Одна из этих сказок называется  «Рифмы».  В ней герои тоже играли в рифму.

 (Пояснение значения недостаточно понятных детям слов.)

  • Знакомство с текстом. (Чтение по ролям подготовленными детьми.)
  • Обсуждение прочитанного.

– Как Шиш оказался на телеге у незнакомого дядьки?
– Какую игру предложил Шиш?
– Какие рифмы у него получились?
– Понравились стихи дядьке? Докажите.
– Какие рифмы придумал дядька? Зачитайте.
– Для чего он это сделал?
– Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.

- Вернемся к началу урока.

- Что же такое рифма?  Как  об этом сказано у Шергина?  Найдите и зачитайте.

         («так говорить, чтоб складно было»)

- Найдите рифмы в стихах сказки «Рифмы». Где вы их будете искать?

- Играть в рифмы интересно. Давайте поиграем в рифмы, но только будем сочинять такие, за которые нас бы не прогнали с телеги и не обиделись.

  • Творческая работа.

      - Давайте попробуем овладеть шуточным стихом, о котором рассказал Шергин.

Игра «Допиши две строки».    – по рифмам:

…. грачи                       …. звонок

….калачи                      ….урок                  

Игра “Весёлые рифмы”    - Добавить слово в рифму.

По порядку счёт веди,
Рифмы парные найди:
Картинка – корзинка,
Петрушка –
Катушка –
Крючок –
Бутылка –
Сестрички –

IV. Физкультминутка.

V. Русский язык.

  - Сказки, сказы, рассказы были написаны Б.В. Шергиным. Многие из них о нашем городе, о родном крае, о поморах, северной природе.

- Вспомните, какой рассказ об Архангельске, мы читали?  («Двинская земля»).

VI. Русский язык.

       - Я приготовила предложения из этого рассказа. Перед вами лежат карточки. С этим отрывком мы сейчас и  будем работать.

        Так  и  з . ма   пр . дет.  К  н . ябрю  дни  стану .  кра . ки. Кто поздн . вст . ёт – и дня  не види .  .  В  школах  тольк . на  ч . сок  лампы гасят.  В . ликое   дел .   у  нас   л . доход.  В  д . кабре  кре . к.  ударя .  м . р . зы.  Воздух  как  хрустал?.  В  полдень займётся в с . неве  н . бесной заря. И день  пр . стоит ч . са  два. Д . ма, з . боры,  д . рев?я  в  прозрачной  с . неве,  как сах . рные: заиндевели,  закуржавели.  По  дв . рам  ло . ки   заг . тавливают.  Дух  з . хватывает  м . ро . – то.

Так  и  зима   придет.  К  ноябрю  дни  станут  кратки. Кто  поздно  встаёт – и дня  не видит.  В  школах  только  на  часок  лампы  гасят.  Великое   дело   у  нас   ледоход.  В  декабре   крепко   ударят  морозы.  Воздух  как  хрусталь.  В  полдень займётся в синеве  небесной заря.  И день  простоит  часа  два.  Дома,  заборы,  деревья  в  прозрачной  синеве,  как сахарные: заиндевели,  закуржавели.  По  дворам  лодки   заготавливают.  Дух  захватывает  мороз – то.

Задания по тексту:

  1. Вспомним всё, что знаем о тексте.  (составляем кластер)
  2. – Найдем предложение, в котором высказана тема текста.

Как вы это предложение искали, по какому вопросу определяли тему?  (о чем)

  1. – Что вы помните об особенностях первого и последнего предложений в тексте?
  2. – Вы знаете, что предложения объединены общей, главной мыслью. В каком предложении выражена главная мысль?
  3. – Понаблюдаем, добавляет ли каждое следующее предложение что-то новое к уже сказанному, развивает ли высказанные мысли? (перечитываем по - одному).  Отметим лишние  предложения условным знаком /  /.

Вывод:  Каждая следующая мысль что-то добавляет, первое и последнее выполняют свою

              «работу», предложения объединены главной мыслью.

  1. – Как считаете, получился  у нас  хороший текст?
  2. – Кто помнит, как называют человека, который делает текст лучше?  (редактор)
  3.  – Осталось решить орфографические задачи. Везде будем вставлять буквы?
  4. – Как  будем их решать? Знаем – вставляем,  не знаем – оставляем «окошко».

VII. Домашнее задание.  

  1. Прочитать сказку «Рифмы». Выполнять задание в  «ПЧ»  по произведениям Б. Шергина.
  2. Списать текст с карточки в тетрадь, подчеркнуть орфограммы.

VIII. Рефлексия.   Что нового узнали о словах?
– Кому было интересно? Что было самым трудным? С удовольствием ли будете выполнять домашнее задание?

Зачитать синквейны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Виды текстов. Дикие и домашние животные".

Ребята познакомятся с различными видами текста, научатся их распозновать. Вспомнят, что они знают о диких и домашних животных....

Конспект открытого урока русского языка На тему: «Текст и предложение».1 класс.

Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.Планируемые результаты:Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельны...

Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Тема урока: русский язык «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели"

Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка. Работа с текстом

Урок родного русского языка 2 класс. Редактирование текста....