Интегрированный урок русского языка. Работа с текстом Б. Шергин. "Рифмы." 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка в рамках проекта «Успешное чтение» - Книга на уроке.
Учитель: Торопина И.Ю.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 62
Работа с текстом. Б.Шергин. "Рифмы". 2-й класс
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина и его «Сказками о Шише». Дать понятие о рифме, развивать чувство ритма, интонации; закрепить знания о тексте и умение выполнять требования хорошего текста, редактировать текст, тренировать в нахождении и решении известных орфограмм.
- развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память, творческие способности учащихся.
- воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.
Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг, м/м презентация урока, выставка рисунков и синквейнов по произведениям Б. Шергина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_v_ramkah_proekta.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка в рамках проекта «Успешное чтение» - Книга на уроке.
Учитель: Торопина И.Ю.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 62
Работа с текстом. Б.Шергин. "Рифмы". 2-й класс
Задачи:
- образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина и его «Сказками о Шише». Дать понятие о рифме, развивать чувство ритма, интонации; закрепить знания о тексте и умение выполнять требования хорошего текста, редактировать текст, тренировать в нахождении и решении известных орфограмм.
- развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память, творческие способности учащихся.
- воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.
Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг, м/м презентация урока, выставка рисунков и синквейнов по произведениям Б. Шергина.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Литературное чтение.
– Какие бывают слова.
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.
– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)
III. Работа по теме урока.
– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)
– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов.
– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Сочинять стихи не так уж и просто.
- Знакомство с творчеством писателя.
- – Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Бориса Викторовича Шергина.
Давайте и вспомним о его жизни и творчестве.
- Где родился Борис Викторович?
- Где жила Анна Ивановна, мама Б.В.? (презентация)
Сообщение учителем сведений из биографии писателя. Выставка книг.
Б. Шергин – художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель – сказочник. Родился в северном городе Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера.
Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать народные былины, сказки, которые позже стали основой его творчества.
Шергин прожил 77 лет, половину из которых провел в полной слепоте. Несмотря на это, он создал множество произведений, в которых отражена красота русского Севера и того народа, который жил там. Не напрасно многие писатели называют Шергина “Душой Севера”
2.Много рассказов и сказок написал Шергин, в том числе веселые, смешные.
- Вы любите смеяться? А шутить?
- С каким очень известным героем сказок Б.В.Шергина мы знакомы? (Шишом).
- Правильно, он тоже любит шутить.
- Кто такой Шиш? Как говорит Б.В.Шергин про Шиша?
(«Братья – мужики степенные, а он весь – как саврас без узды»)
- Что же такое за «саврас»? Саврасый – это лошадиная масть, светло – коричневая. Раньше лошадей такой масти частенько называли Савраска. А если нет у Савраски узды – значит он свободен, бегает, где хочет. Вот таким и был Шиш.
- Как описывает Шиша Шергин?
(Выступление ученика: А вот портрет Шиша: «… на лбу хохол рыжий, глаза как у кошки. Один глаз голубой, другой как смородина. Нос кверху».)
- Кто такой Шиш?
(Выступление ученика: В словаре хрестоматии «Морянка» написано:
Шиш – 1) бедняк, лентяй, голь перекатная;
2) шатун, бродяга, вор;
3) шалун, повеса, плут.)
«Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет – другое готово».
- В самом имени Шиш – насмешка: шиш значит кукиш, ничего не получишь. Где
Шиш, там жди потехи. Рано Шиш начал шуточки зашучивать. Везде поспевал.
3.Подготовка к восприятию.
- Сказок, где главный герой Шиш, Б. Шергин написал несколько. Эти сказки он слышал в Архангельске, а затем пересказал их. Они рассказаны языком не совсем обычным. В них встречаются непривычные для нас слова, которые употребляли давно. Но понять их не так уж трудно. Одна из этих сказок называется «Рифмы». В ней герои тоже играли в рифму.
(Пояснение значения недостаточно понятных детям слов.)
- Знакомство с текстом. (Чтение по ролям подготовленными детьми.)
- Обсуждение прочитанного.
– Как Шиш оказался на телеге у незнакомого дядьки?
– Какую игру предложил Шиш?
– Какие рифмы у него получились?
– Понравились стихи дядьке? Докажите.
– Какие рифмы придумал дядька? Зачитайте.
– Для чего он это сделал?
– Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.
- Вернемся к началу урока.
- Что же такое рифма? Как об этом сказано у Шергина? Найдите и зачитайте.
(«так говорить, чтоб складно было»)
- Найдите рифмы в стихах сказки «Рифмы». Где вы их будете искать?
- Играть в рифмы интересно. Давайте поиграем в рифмы, но только будем сочинять такие, за которые нас бы не прогнали с телеги и не обиделись.
- Творческая работа.
- Давайте попробуем овладеть шуточным стихом, о котором рассказал Шергин.
Игра «Допиши две строки». – по рифмам:
…. грачи …. звонок
….калачи ….урок
Игра “Весёлые рифмы” - Добавить слово в рифму.
По порядку счёт веди,
Рифмы парные найди:
Картинка – корзинка,
Петрушка –
Катушка –
Крючок –
Бутылка –
Сестрички –
IV. Физкультминутка.
V. Русский язык.
- Сказки, сказы, рассказы были написаны Б.В. Шергиным. Многие из них о нашем городе, о родном крае, о поморах, северной природе.
- Вспомните, какой рассказ об Архангельске, мы читали? («Двинская земля»).
VI. Русский язык.
- Я приготовила предложения из этого рассказа. Перед вами лежат карточки. С этим отрывком мы сейчас и будем работать.
Так и з . ма пр . дет. К н . ябрю дни стану . кра . ки. Кто поздн . вст . ёт – и дня не види . . В школах тольк . на ч . сок лампы гасят. В . ликое дел . у нас л . доход. В д . кабре кре . к. ударя . м . р . зы. Воздух как хрустал?. В полдень займётся в с . неве н . бесной заря. И день пр . стоит ч . са два. Д . ма, з . боры, д . рев?я в прозрачной с . неве, как сах . рные: заиндевели, закуржавели. По дв . рам ло . ки заг . тавливают. Дух з . хватывает м . ро . – то.
Так и зима придет. К ноябрю дни станут кратки. Кто поздно встаёт – и дня не видит. В школах только на часок лампы гасят. Великое дело у нас ледоход. В декабре крепко ударят морозы. Воздух как хрусталь. В полдень займётся в синеве небесной заря. И день простоит часа два. Дома, заборы, деревья в прозрачной синеве, как сахарные: заиндевели, закуржавели. По дворам лодки заготавливают. Дух захватывает мороз – то.
Задания по тексту:
- Вспомним всё, что знаем о тексте. (составляем кластер)
- – Найдем предложение, в котором высказана тема текста.
Как вы это предложение искали, по какому вопросу определяли тему? (о чем)
- – Что вы помните об особенностях первого и последнего предложений в тексте?
- – Вы знаете, что предложения объединены общей, главной мыслью. В каком предложении выражена главная мысль?
- – Понаблюдаем, добавляет ли каждое следующее предложение что-то новое к уже сказанному, развивает ли высказанные мысли? (перечитываем по - одному). Отметим лишние предложения условным знаком / /.
Вывод: Каждая следующая мысль что-то добавляет, первое и последнее выполняют свою
«работу», предложения объединены главной мыслью.
- – Как считаете, получился у нас хороший текст?
- – Кто помнит, как называют человека, который делает текст лучше? (редактор)
- – Осталось решить орфографические задачи. Везде будем вставлять буквы?
- – Как будем их решать? Знаем – вставляем, не знаем – оставляем «окошко».
VII. Домашнее задание.
- Прочитать сказку «Рифмы». Выполнять задание в «ПЧ» по произведениям Б. Шергина.
- Списать текст с карточки в тетрадь, подчеркнуть орфограммы.
VIII. Рефлексия. Что нового узнали о словах?
– Кому было интересно? Что было самым трудным? С удовольствием ли будете выполнять домашнее задание?
Зачитать синквейны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить младших школьников внимательно читать текст, видеть...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Виды текстов. Дикие и домашние животные".
Ребята познакомятся с различными видами текста, научатся их распозновать. Вспомнят, что они знают о диких и домашних животных....
Конспект открытого урока русского языка На тему: «Текст и предложение».1 класс.
Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.Планируемые результаты:Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельны...
Интегрированный урок с использованием герменевтических методов по предметам естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Тема урока: русский язык «Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам», окружающий мир «Водоём и его обитатели"
Освоение на практике технологии создания исследовательской работы по предметам социально-гуманитарного и естественно-научных циклов. 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Работа с текстом" 2 класс
работа над развитием речи...
Урок русского языка. Работа с текстом
Урок родного русского языка 2 класс. Редактирование текста....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...