Урок русского языка. Работа с текстом
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Урок родного русского языка 2 класс. Редактирование текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока родного русского языка во 2 классе

Тема: «Редактирование текста»

Пронина Елена Валерьевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 140

Советского района г. Казани

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Орг. Момент. (Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку)
     

Сегодня урок необычный у нас.            

Готов к нему вижу каждый из вас:                                      

 «Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!”            

 Давайте приступим, пора начинать!»

- Ребята, я предлагаю всем посмотреть друг на друга, улыбнуться.                                                                  

 - Что вы чувствуете?            

 - Это поддержка ваших товарищей. Она будет помогать вам весь урок мыслить, рассуждать, анализировать. Ведь мы с вами – одна большая дружная команда.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

  1. Речевая разминка

Учись отчётливо произносить звуки.

Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».

Читай без ошибок. Произноси быстро.

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

             Восстанови текст.

Н-ш-  Т-н-  гр-мк-  пл-ч-т.

-р-н-л-  в  р-чк-  м-ч-к.

Работа над дикцией, скорочтением, работа с текстом

3.(Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока)
Беседа:

 - Ребята, на каждом уроке мы с Вами отправляемся путешествовать по стране Знаний.

Вот и сегодня нам предстоит увлекательное, интересное и важное путешествие в мир русского языка. Нам покорятся  неизведанные вершины русского языка.

Но чтобы пройти этот трудный путь,  давайте   проверим наш багаж знаний.   Задание на карточках:

Речь                                   - это единица речи                              

                                           служащая для выражения

                                           для выражения отдельного

                                           понятия.

Текст                                 - это то, что мы говорим и

                                           слышим.

Предложение                   - это группа предложений,

                                          объединенных основной

                                          мыслью.

Слово                                - это слово или несколько

                                           слов, выражающих

                                           законченную мысль. Слова

                                           в предложении связаны

                                           между собою по смыслу.

1.Возьмите карточку и ручку.

2.Стрелочкой вы должны будете соединить понятие и определение.

3.На работу вам дается 3 минуты. Вопросы к заданию есть?  (музыка)

 Итак,  проверим, что у нас получилось (интерактивная доска).

 ПРОВЕРКА.   (речь, текст, предложение, слово). Все, что мы с вами повторили, нам очень пригодиться во время нашего путешествия.

- Люди наделены бесценным даром общения - Речью. Речь помогает общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить,  рассмешить кого-то; поддержать друга в трудную минуту, посоветоваться с кем-либо.

- Но этим даром надо уметь пользоваться,  не нарушая законы языка и человеческого общества в целом.   

Индивидуальная работа по карточкам

Дети работают с карточками, соединяют понятия и определение.

 

3. Постановка проблемы: 

1. У вас на столе карточка ____________________ цвета.

2. Возьмите ручку. На карточках зашифрованы слова, чтобы их расшифровать, нужно зачеркнуть буквы, которые не обозначают звука.

3. На выполнение задания – 3 мин. (пока звучит тихая музыка). Затем проверка.  Выполнив эти задания в парах, Вы сможете сформулировать   тему нашего путешествия.

4. Ваши вопросы? Тогда начинаем работу.

Проверка:

- Какие слова получились? (Редактирование, учимся, текст – вывешиваю на доску)

- Кто догадался, какова  тема нашего урока? (Учимся редактировать текст – на доске.)

- Нам встретилось незнакомое слово – редактировать. Давайте определим его значение. Что нам поможет? (толковый словарь).  Ребята, пожалуйста, прочитайте значение слова «редактировать». Проверка на доске (слайд):

  1. Редактировать и редижировать книгу, журнал, быть редактором их, распоряжаться, заведовать изданьем.    - В. Даль.
  2.  РЕДАКТИРОВАТЬ: проверять и исправлять текст, при подготовке к печати
    Р. рукопись.-  С. Ожегов

Вывод (тема) - Сегодня во время нашего путешествия мы учимся редактировать текст, т.е. исправлять.

4. Постановка проблемы:

- Подумайте и скажите, какие задачи нам предстоит сегодня  решить?  (на доске)

- развивать, что? … (устную и письменную речь.)

- (пополнять) обогащать, что? … (словарный запас или словарик)

- учиться, что … (правильно строить текст)

На доске появляется план или задачи урока.

  Дети отвечают на вопросы учителя.

Дети работают в парах

«Мозговая атака» – расшифруй слово.

Определение темы.

Дети определяют задачи урока.

(Указывает объект наблюдения)

-Давайте откроем свои тетради, запишем тему сегодняшнего путешествия.

-А сейчас посмотрите внимательно по сторонам.  У нас в классе рассыпались слова девиза нашего путешествия.   Давайте их соберем.

- Но есть важное правило: с места сходить нельзя, можно только встать и поворачиваться.

- Какие слова отыскали (ясно, кто, мыслит, тот, излагает, ясно). Что можно составить из этих слов?

- Какие ваши предположения, что это за  пословица?  (Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.) (слайд).

- Прочитаем хором.

- Как вы понимаете эти слова?

Итак: мы с вами повторили, что такое речь и ее составные части и  мы познакомились со значением слова «редактировать».

Прежде чем продолжить наше путешествие, проведём  физминутку.

- Ну, а сейчас я предлагаю вам побывать в роли редактора и попробовать исправить текст.  

- У вас на парте текст, который мы должны отправить в один известный  журнал. Познакомимся с ним.

- Можно ли в таком виде его передать в журнал? (нет)  Прочитайте текст про себя.  

                                                           Текст.

         1.Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. ___________ долго бродил по лесу. ________ искал берлогу.

       2.Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ___________. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы ___________ крепко спит.

    3. Наступит весна. Зазвенят ручьи.  ___________ покинет свое жилище.

- О ком говорится в тексте  (о медведе).  Докажите.    Что означает черта?  (пропущенное слово). Какое слово будем вставлять? Возьмите простой карандаш, вставьте слово «медведь» в текст   (одновременно на доске вставляем слова)

- Вам  нравится этот вариант текста? (нет) Его нужно отредактировать.

- А что же надо сделать, чтобы текст приятно было слушать? (использовать синонимы). Вспомним:  что такое синонимы?

- Давайте подберем синонимы к слову медведь.

Какие синонимы вы  нашли? (слова появляются на  доске)

Медведь, он, хозяин леса, животное, косолапый, мишка, большущий зверь.

- А сейчас начинается ваша творческая работа.

- На карточке слово «медведь» замените подходящими по смыслу синонимами. Придумайте заголовок.

-Запишите получившийся текст.

- На работу вам отводится 7 минут (музыка) и не забудьте:  «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». 

- Давайте прочитаем текст.  Посмотрим, что у нас получилось. Ведь мы с Вами - одна команда.  А это значит, что деятельность каждого из нас - есть общий  результат.

Давайте послушаем, что у вас получилось.

Итог урока:

(обращение к плану)

Мы сегодня хорошо потрудились. А справились ли мы с поставленными задачами? Возвращаемся к поставленным задачам.

- Оцените свою работу во время нашего путешествия (спросить нескольких детей).

- Вот теперь мы можем назвать себя настоящими редакторами (обращение к теме), мы научились редактировать текст.

Давайте подведем итог нашего урока.  Заполните анкету.

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ…

СВОЕЙ РАБОТОЙ НА УРОКЕ Я…

УРОК ДЛЯ МЕНЯ ПОКАЗАЛСЯ…

ЗА УРОК Я…

МОЕ НАСТРОЕНИЕ…

МАТЕРИАЛ УРОКА МНЕ БЫЛ…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ МНЕ КАЖЕТСЯ

                 АКТИВНО / ПАССИВНО

                 ДОВОЛЕН / НЕ ДОВОЛЕН

                 КОРОТКИМ / ДЛИННЫМ

                 УСТАЛ / НЕ УСТАЛ

                 ПОНЯТЕН / НЕ ПОНЯТЕН

                 СТАЛО ЛУЧШЕ / СТАЛО ХУЖЕ

                 ПОЛЕЗЕН / БЕСПОЛЕЗЕН

                 ИНТЕРЕСЕН / СКУЧЕН

                 ЛЁГКИМ / ТРУДНЫМ

                 ИНТЕРЕСНЫМ / НЕИНТЕРЕСНЫМ

Ответы детей.

Работают  в тетради

Формулируют девиз  урока

Самостоятельная работа

физминутка

Работа у доски и на карточках

Проверка на экране.

                                                         

Работа в группах.

Дети оценивают выступления одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка. Работа с текстом Б. Шергин. "Рифмы." 2 класс

Интегрированный урок русского языка в рамках проекта «Успешное чтение» - Книга на уроке....

Технологическая карта к уроку русского языка "работа с деформированным текстом"

Технологическая карта, конспект занятия.1. Уточнение понятия «текст».2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.4. Корректировать внимание, память, логическое мышлени...

Презентация к уроку 86 русского языка "Работаем с текстом"

Презентация по русскому языку для 3 класса урок 86  "Работаем с текстом" УМК "Начальная школа ХХI века", раздел "Развитие речи"...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)

Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формир...