Технологическая карта к уроку русского языка "работа с деформированным текстом"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Артемихина Нина Федоровна

Технологическая карта, конспект занятия.

1. Уточнение понятия «текст».

2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.

4. Корректировать внимание, память, логическое мышление, связную речь.

5. Воспитание любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.     

6. Создание условий для положительной мотивации к учению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

 Учитель: Артемихина Нина Федоровна

 Класс: 2 г

 Предмет: Русский язык

 Тема: Работа с деформированным текстом «Синичка спасена»

 Тип урока:    урок развития речи

Цели: 1. Уточнение понятия «текст».

2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.

3. Развитие связной и письменной речи, обогащение словаря.

4. Корректировать внимание, память, логическое мышление, связную речь.

5. Воспитание любви к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.    

6. Создание условий для положительной мотивации к учению.  

Методические приёмы:

  •  Словесные – вопросы, объяснение, игра,              

     составление текста из предложений, деление текста на части, динамическая пауза, упражнение на развитие моторики рук;  

  • Наглядные – карточки, карты - схемы, сюжетные картинки, словарные слова, памятки, слайды.  

Словарно-орфографическая  работа: упражнять детей в правильном составлении предложений, в нахождении изученной орфограммы

    в  слове, в замене повторяющихся слов словами-синонимами;

   формировать грамматически правильную речь, обогатить словарь.

Предварительная работа: знакомство с понятиями «текст»,  «виды текстов», «части текста», тренировочные упражнения, изучение

   по окружающему миру темы «Животные родного края», уроки литературного чтения..

 Демонстрационный материал: карты-схемы, сюжетная картинка “Синица”.

 Формы: фронтальная,  индивидуальная работа

 Основные понятия, термины: предложение, текст, заглавие, синонимы.

 Оборудование: компьютер,  презентация, запись пения синицы, индивидуальные карточки, тетради, ручки.      

 

Тема раздела

Текст.

Тема изучения

Работа с деформированным текстом «Синичка спасена».

Цель

Цели:

1. Уточнение понятия «текст».

2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.

3. Развитие связной и письменной речи, обогащение словаря.

4. Корректировать внимание, память, логическое мышление, связную речь.

5. Воспитание любви к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.      

6. Создание условий для положительной мотивации к учению.  

Планируемый результат

Личностные умения:

- проявлять готовность и способность к саморазви-тию.

- формировать целостный взгляд на мир, уважитель-ное отношение к иному мнению;

-  принятие социальной роли обучающегося;

- развивать мотивы учеб-ной деятельности и лич-ностного смысла учения.

Познавательные умения:

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- выделять общие и отличительные особенности текста, устанавливать зависимость между предложениями и частями текста;

-. формировать грамматически правильную речь.

Регулятивные умения:

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать

вопросы;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- развивать связную речь

Предметные умения:

- закрепить признаки текста;

- называть отличительные признаки текста и предложений;

- знать зимующих птиц своей местности;

- научиться составлять рассказ по деформированному тексту;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

 - рассматривать иллюстрации и , извлекать из них нужную информацию, отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

1.

Организационный этап. Мотивация.

Цель –  создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Психологический настрой на урок.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Личностные: самоопределение; регулятивные:  целеполагание; коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Этап повторения изученного.

Речевая разминка

Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Текст. Виды текста»

Ответы учащихся.

Фронтальная работа.

(На столе лежит книга. Петя взял ее. Мальчик хочет прочитать книгу.)

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с текстом.

-Что такое текст?

Педагог предлагает прочитать предложения и заменить повторяющиеся слова близкими по значению.

Слайд 1.

На столе лежит книга. Петя взял книгу. Петя хочет прочитать эту книгу.

Слайд 2 (правильный вариант текста)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логическое.

3.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Цель – активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.

Индивидуально-групповая работа.

Учащиеся находят карточку с текстом, объясняя свой выбор.

Учащиеся называют правило.

Ответы учащихся

-Прочитайте обе карточки, найдите текст. Объясните свой выбор.

1). У нее было сломано крыло.

Он лечил птичку.

В парке Петя увидел синичку.

Весной синичка улетела.

Мальчик принес бедняжку домой.

2).Дети играли в саду. Там яма.

В яму упал мячик. Лёша и Яша полезли в яму.

Мальчики взяли мяч. Смелые ребята.

- В каком рассказе предложения связаны между собой по смыслу? Почему?

Как вы уже заметили,  нарушен порядок предложений в тексте о синице.

-Что вы знаете о синице?

Слайд 3 (изображение синицы).

- Легко ли зимующим птицам зимовать? Почему?

- Зимой можно услышать пение синицы?

Слайд 3 (фонограмма пения синицы).

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи.

4.

Физминутка. 

Постановка учебной задачи.

Цель - реализация двигательной активности.

Выполняют упражнения.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылышки сложим назад.

Задачи урока:

Сегодня мы будем восстанавливать порядок предложений в тексте о синице.

Научимся составлять рассказ, опираясь на то, что уже знаем.

Регулятивные: целеполагание

5.

6.

Этап применения изученного материала.  

Словарно-орфографическая работа.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель -  применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений о тексте.

Надо подумать,  что произошло сначала, что потом   и чем всё   кончилось.

В рассказе всегда есть 3 части:  начало, основная часть и концовка.

Учащиеся пишут текст, обозначая его части.

5. Прочитать еще раз предложения о синице.

Слайд 4.

6. - Связаны ли эти предложения общим содержанием?

- Можно ли из них составить связный текст?

- А как установить порядок в предложениях? - О ком здесь рассказывается? (о мальчике)

- Чтобы установить порядок предложений, надо представить себе, что делал этот мальчик.                                                                      

- О каком случае здесь сообщается?

 -  Где он нашёл синичку?

- Из какого предложения вы об этом узнали?

- Прочитайте хором.

- Что случилось с синичкой? Прочитайте предложение.

- Что сделал мальчик?  Прочитайте.

- Что было потом? Прочитайте.

- Чем все закончилось? Прочитайте.

Сколько частей можно выделить в рассказе?

7. Найдем начало рассказа.

В парке Петя увидел синичку.

Основную часть.

У нее было сломано крыло. Мальчик принес бедняжку домой.

Он лечил птичку.

Концовку.

Весной синичка улетела.

Слайд 5.

8. Пересказ составленного текста.

9. Запись озаглавленного текста.

- Можно ли озаглавить текст?

- Какое заглавие подойдёт к тексту?

«Поступок Пети», «Добрый мальчик», «Хороший поступок», «Не оставил в беде».

Словарно-орфографическая работа.

1). В тексте встретятся слова с буквами слабой позиции. Нужно в слова вставить пропущенные буквы и объяснить их написание:

Л.чил, в.сной, бедня.ка, д.мой

2). Запомнить, как пишутся слова:

Увидел, улетела, сломано.

3). Обратить внимание на раздельное написание:

У нее, в парке.

4). Какие слова употребляются в тексте вместо слова синичка?

(синичка, птичка, бедняжка, она, у нее)

 Зачем это делается?

Какие слова употребляются в тексте вместо слова мальчик?

(Петя, мальчик, он)

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи.

Личностные.

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

-соотносят полученный результат с поставленной целью;

-оценивают результат учебной деятельности.

Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами?    (Птицы –животные, тело которых покрыто перьями.) Скажите, вам было интересно на уроке? (ответы детей).

Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 

О чем вы задумались?

Что бы вы хотели ещё узнать про птиц?

Возьмите сигнальную карточку.. Если вам было на уроке интересно, вы все поняли- покажите зеленый цвет.

Если вам  было интересно, но не все поняли- красный цвет.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Конспект занятия по развитию речи во 2 классе. 
Работа с деформированным текстом.

  Учитель: Артемихина Нина Федоровна

Цели:

1. Уточнение понятия «текст».

2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.

4. Корректировать внимание, память, логическое мышление, связную речь.

5. Воспитание любовь к природе, доброе, заботливое отношение к птицам.      

6. Создание условий для положительной мотивации к учению.  

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Речевая разминка.

Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с текстом.

-Что такое текст?

Слайд №1

Прочитайте предложения,  заменить повторяющиеся слова другими, близкими по значению.

На столе лежит книга. Петя взял книгу. Петя хочет прочитать эту книгу.

Слайд 2 (правильный вариант текста)

На столе лежит книга. Петя взял ее. Мальчик хочет прочитать книгу.

3. Актуализация знаний.

А). Перед вами карточки с номерами 1 и 2. Прочитайте их, найдите текст. Объясните, почему вы так думаете.

1). У нее было сломано крыло.

Он лечил птичку.

В парке Петя увидел синичку.

Весной синичка улетела.

Мальчик принес бедняжку домой.

2).Дети играли в саду. Там яма.

В яму упал мячик. Лёша и Яша полезли в яму.

Мальчики взяли мяч. Смелые ребята.

- В каком рассказе предложения связаны между собой по смыслу? Почему? (показ сигнальных карточек)

- В тексте или рассказе все предложения связаны между собой и стоят в определённом порядке. Если этот порядок нарушается, то текст распадается. Чтобы снова составить рассказ из предложений, надо восстановить порядок, связать предложения и озаглавить полученный текст.

Как вы уже заметили,  нарушен порядок предложений в тексте о синице.

-Что вы знаете о синице? (зимующая птица)

Слайд 3 (изображение синицы).

«Спинкою зеленовата,

Животиком беловата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика»

- Легко ли зимующим птицам зимовать? Почему?

(Легко, если они не голодны)

- Зимой можно услышать пение синицы?

(Да, если птице тепло и сытно)

(Слова из басни И.А.Крылова «И кому же в ум пойдет на желудок петь голодный?»)

Слайд 4 (фонограмма пения синицы).

4. Физминутка. 

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылышки сложим назад.

5. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем восстанавливать порядок предложений в тексте о синице.

Научимся составлять рассказ, опираясь на то, что уже знаем.

Определим по опорной таблице вид текста.

6. Работа по теме урока.

Слайд 5.

1). Прочитать еще раз предложения о синице.

У нее было сломано крыло.

Он лечил птичку.

В парке Петя увидел синичку.

Весной синичка улетела.

Мальчик принес бедняжку домой.

2) Беседа по содержанию.

- В этом тексте, о какой птице говорится?

- Связаны ли эти предложения общим содержанием?

- Можно ли из них составить связный текст?

- А как установить порядок в предложениях? Надо подумать,  что произошло сначала, что потом   и чем всё   кончилось.

- О ком здесь рассказывается? (о мальчике)

- Чтобы установить порядок предложений, надо представить себе, что делал этот мальчик.                                                                      

 -  Где Петя нашёл синичку?

- Из какого предложения вы об этом узнали?

- Прочитайте хором.

- Что случилось с синичкой? Прочитайте предложение.

- Что сделал мальчик?  Прочитайте.

- Что было потом? Прочитайте.

- Чем все закончилось? Прочитайте.

Сколько частей можно выделить в тексте?

3) В тексте всегда есть 3 части:  начало, основная часть и концовка.

3) Найдем начало рассказа.

В парке Петя увидел синичку.

Основная часть.

У нее было сломано крыло. Мальчик принес бедняжку домой.

Он лечил птичку.

Концовка.

Весной синичка улетела.

4)  Пересказ составленного текста.

5) Озаглавливание текста.

- Можно ли озаглавить текст?

- Какое заглавие подойдёт к тексту?

«Поступок Пети», «Добрый мальчик», «Хороший поступок», «Не оставил в беде».

6). Словарно-орфографическая работа.

1). Поиграем в игру «Буквы спрятались»

Нужно найти в словах спрятавшиеся буквы.

Л.чил, в.сной, бедня.ка, д.мой (бедняжка, несчастная, жалкая, страдалица )

2). Запомнить, как пишутся слова:

Слайд 6.

Увидел, улетела, сломано, принес.

3). Обратить внимание на раздельное написание:

У нее, в парке.

- Какие орфограммы еще встретились в предложениях? (чк-чн)

4). Какие слова употребляются в тексте вместо слова синичка?

(синичка, птичка, бедняжка, она, у нее)

 Зачем это делается?

Какие слова употребляются в тексте вместо слова мальчик?

(Петя, мальчик, он)

7. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ КИСТЕЙ РУК

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели, посидели,

Снова полетели.

8. Самостоятельная работа.

Запись рассказа по частям. Три части, каждая с красной строки.

Для слабых учащихся картинный план.

Слайд 7.

9. Упражнение для глаз «Солнышко»

9. Проверка.

Прочитать полученный рассказ.

Мы получили с вами связный рассказ. По порядку описали все события.

Как можно назвать поступок мальчика? (благородным, добрым)

10. Рефлексия. Итог урока.

Чему научил нас рассказ?

Чтение учителем цитаты из пособия по окружающему миру «На лесной полянке»

А с вами случалось подобное, когда вы спасали жизнь животному?

Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами?    (Птицы –животные, тело которых покрыто перьями.) Скажите, вам было интересно на уроке? (ответы детей).

Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке? 

О чем вы задумались?

Что бы вы хотели ещё узнать про птиц?

Возьмите сигнальную карточку.. Если вам было на уроке интересно, вы все поняли- покажите зеленый цвет.

Если вам  было интересно, но не все поняли - красный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова» (по системе Л.В. Занкова) Тип урока: закрепление новых знаний

Технологическая карта урока русского языка во 2 классеТема урокаСлова с безударными гласными в корне словаТип уроказакрепление новых знаний;      ЦельНаучить школьников ...

Конспект урока, технологическая карта, презентация урока русского языка в 4-м классе «Склонение личных местоимений 1-го и 2 -го лица ед. и мн. ч.».

Урок по технологии оценивания, критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на системно-деятельностной основе обучения....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные". Урок закрепления знаний.

Цель урока закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные....

Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока  доведены до обучающихся.  Поставленные задачи старалась реализоват...

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме : "Учимся озаглавливать текст"

Технологическая карта к уроку русского языка в 3 классе по теме : "Учимся озаглавливать текст"...

Технологическая карта интегрированного урока в 3 классе «Составление текста-рассуждения. Растения весной»

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.Тема:Составление текста-рассуждения. Ра...