Технологическая карта интегрированного урока в 3 классе «Составление текста-рассуждения. Растения весной»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Тема:Составление текста-рассуждения. Растения весной

Цель:

1. Формировать умение составлять текст-рассуждение, формулировать выводы из изученного материала.

2. Уточнять и расширять знания обучающихся о раннецветущих растениях.

3. Воспитывать ответственность за результат учебного труда, понимание его значимости, любовь и бережное отношение к природе.

В данном интегрированном уроке (русский язык+окружающий мир) были использованы следующие формы и методы:

а)работа в группах, самостоятельная работа,фронтальный опрос, коллективная работа  с творческим заданием;

б) проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный методы.

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого – то одного предмета, который является главным. Остальные интегрируемые с ним предметы помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интегрированный урок в 3 классе23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока в 3 классе «Составление текста-рассуждения. Растения весной»

Тема:Составление текста-рассуждения. Растения весной

Цель:

1. Формировать умение составлять текст-рассуждение, формулировать выводы из изученного материала.

2. Уточнять и расширять знания обучающихся о раннецветущих растениях.

3. Воспитывать ответственность за результат учебного труда, понимание его значимости, любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные:

- называть отличительные признаки текста;

- различать типы текста;

- составлять текст;

- оценивать результаты учебного труда;

- объяснять необходимость бережного отношения к природе.

Метапредметные:

- формировать умение сравнивать, работать в группе;

- обсуждать совместно задание к упражнению

- формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;

- формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Личностные:

-познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений;

-формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде, понимание необходимости ее охраны.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Основные понятия: текст-рассуждения, раннецветущие растения

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы:компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: интегрированный урок (русский язык + окружающий мир)

Формы и методы:

Работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа  с творческим заданием; проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный методы.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I.Организационный момент (психологический настрой)

Задаёт вопрос в диалоге:

- Поговорим?

- А знаете о чём?

- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

- Сегодня у нас необычный урок русского языка он  будет проходить в сочетании с уроком окружающего мира.

Отвечают:

- Поговорим!

- О чём?

- Поговорим! Нам будет интересно!

1.Чистописание

(даётся элемент – полуовал влево, соединение с прямой линией с закруглением вверху и внизу, соединение с полуовалом вправо; соединение строчной Ж и строчной Х)

Запись предложения под диктовку:

Жизнь дана на добрые дела.

- Как вы понимаете смысл данного предложения?

- определите главные члены предложения.

- На уроке окружающий мир мы с вами ходили на экскурсию. Наблюдали за изменениями в природе. Дома записали свои наблюдения. А сейчас (Лариса, Петя, Ваня и т.д.) прочитает свой текст, мы послушаем и ответим на вопрос:

- Какой вид текста у (Ларисы, Пети, Вани и т.д.).

- Дают предположительные ответы

- Алгоритм определения главных членов предложения

- Зачитывают текст, определяют его вид.

Примерный текст

Красиво в парке весной! Природа просыпается после длительного сна! На деревьях появились душистые, клейкие почки.

Через тёмную прошлогоднюю листву пробивается молоденькая, ярко-зелёная травка. Сквозь голые верхушки деревьев проглядывает голубое небо, по которому плывут белые, лёгкие облака.

Мотивация познавательной деятельности

Назвать тему и цель урока с опорой на вопрос.

- Как вы думаете, чем мы  будемзаниматься  на уроке?

- Дают предположительные ответы (составлять тексты )

-Сегодня мы ещё узнаем об одном тексте, и вы мне в этом поможете.

- Какую цель поставим перед собой?

- Будем учиться составлять текст.

Организация познавательной деятельности

2.Составление текста о весне по опорным словам.

 Делим учащихся класса на 3 группы. Каждая группа получает по две карточки с зашифрованным словом и ключ к расшифровке. (приложение 1)

- Вы должны при помощи ключа расшифровать слова, подойти к столу найти своё слово и поместить его на доске. (Приложение 2)

Накладываем ключ на карточку и получаем зашифрованное слово.

- Группы выполняют работу, помещают на доске слова Представитель от группы вывешивают  слова.

СОЛНЦЕ,  НЕБО,  СНЕГ, ЦВЕТЫ,  ДЕРЕВЬЯ, ПТИЦЫ

- Хором читают все слова.        

-Если мы внимательно прочитали все эти слова, о каком времени года они нам напоминают?

-О весне.

- Правильно, Молодцы!  А сейчас давайте вспомним загадки, пословицы в которых встречаются эти слова либо в отгадке, либо  в тексте.

Если затрудняются, то учитель зачитывает сам. (Приложение 3)

Слайды 2-7

Ответы

- Молодцы! Все загадки составлены на основе примет, признаков.

И когда вы дома записывали свои наблюдения, вы тоже отражали приметы, признаки весны. И такие тексты мы называем…….

Ответ (текст-описание)

- А сейчас ещё раз  каждая группа, используя свои слова, составит небольшой текст из 3-4 предложений, описывая эти весенние явления природы.

Каждая группа зачитывает свой текст.

II. Изучение нового материала

- Какой частью речи являются эти слова в предложении.

- Молодцы!

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом текста.

- Может кто-то знает, как называется вид этого текста?

Ответы

Предположительные ответы (если в ответ тишина)

- Поможет нам один из героев - это-------

Слайд 8 НЕЗНАЙКА

(хором) НЕЗНАЙКА

-А почему Незнайка?

- Какой вопрос постоянно задаёт Незнайка?

- Молодцы! Правильно!

- Обосновывают свою точку зрения (ответы)

- Почему?

Слайд 9 с появлением вопроса «Почему?»

- Потому, что он многого не знает и постоянно задаёт этот вопрос «Почему?»

В тексте-рассуждении, который мы сегодня будем учиться писать, тоже постоянно звучит вопрос «Почему?». И мы на него будем давать ответ, используя ключевое слово.

Слайд 10 Потому, что

- Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится вот что:

Слайд 11 (с появлением схемы на доске) обращает внимание детей на то, что у каждой группы такая схема на столе. (Приложение 4)

- Так почему Незнайку назвали – Незнайкой?

- Не забудьте начать свой ответ с первой части рассуждения:

- Незнайку так назвали ….. (по схеме) слово-мостик «потому что»…

- Планируют действие. Представляют результат.

III. Закрепление изученного материала

- Мы с вами познакомились, как составляется текст-рассуждение.

А сейчас, используя текст стихотворения А.С.Пушкина «Ещё дуют холодные ветры…», мы ещё раз попробуем составить текст-рассуждение.

Слайд 12

Знакомятся с текстом (Приложение 5)

Стихотворение лежит у каждого на столе, один из обучающихся читает вслух

Ещё дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы,

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки;

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетала первая пчёлка,

Полетала по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у берёзы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветёт черёмуха душиста.

- Читая стихотворение, подчёркивайте приметы ранней весны.

Работают с текстом

- Какие приметы ранней весны описал поэт?

Ответ зачитывается

Слайд13

Ещё дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы,

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки;

Как из чудногоцарства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетала первая пчёлка

Полетала по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у берёзы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветёт черёмуха душиста.

- Как автор называет весну?

- Гостья, дорогая, красная весна

Слайд14  (гостья, дорогая, красная весна)

- Почему?

- Ответ начинаем по схеме

-Как вы понимаете «Красная весна?»

- Красивая

- Почему?

- Ответ начинаем по схеме

- Молодцы!

3.Словарно-орфографическая работа

- Дети, а вы любите загадывать и разгадывать загадки?

Послушайте загадку

- Отгадку вам поможет определить карточка 2, которая лежит на столе у каждой группы.

                 Дышит, растёт,

                А ходить не может.                        

Ответы

Разгадывание ребуса (Приложение 6)

- Начало от выделенной буквы по часовой стрелке

Слайд  15(растение)

- Эта отгадка определила ещё одну тему нашего урока.

- Как вы думаете какая тема урока?

Слайд 16 (после предположений детей) Обращает внимание на тему «Растения весной».

- Записывают в тетрадях слово РАСТЕНИЕ

-Поставить ударение, подчеркнуть «опасное» место, если сомневаемся открыть учебник на стр. 151, проверить.

-Предположения детей

- Попробуйте дать название раннецветущим растениям, которые я вам покажу.

- Ответы

Слайды 17- 23(с постепенным появлением)

(Ветреница лютичная, медуница, мать-и-мачеха, одуванчик, крокус, прострел (сон-трава), галантус (подснежник).

Останавливаемся на подснежнике (он появляется последним)

- А почему этот цветок назвали подснежник?

Ответ (по схеме)

- Молодцы!

Читает стихотворения.

                Из-под снега расцветает,

                Раньше всех

                Весну встречает

                Первым вылез из землицы

                На проталинке

                Он мороза не боится

                Хоть и маленький.

Слайд 23(остаётся только подснежник)

4. Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся

(Туловище вправо, влево).

Больше спать не захотел

(Туловище вперёд, назад).

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел

(Руки вверх, вправо, влево).

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся

(Покружиться).

 (Туловище вправо, влево).

(Туловище вперёд, назад).

(Руки вверх, потянуться)

 (Руки вверх, вправо, влево).

(Покружиться).

5.Составление текста-рассуждения

- А сейчас попробуем составить самостоятельно текст-рассуждение, отвечая на вопрос:

- Почему эти растения цветут рано весной?

Слайд 24 (с первоцветами)

Обращает внимание детей на картинки первоцветов. Опору делаем на схему.

- Каждая группа зачитывает свой текст.

- Молодцы! Эти цветы радуют нас своей красотой после долгой, холодной зимы. Природа оживает. Что нужно делать, чтобы эта красота не исчезла с планеты Земля и радовала нас каждый год своей красотой.

 Ответ

IV.Подведение итогов

- Послушайте стихотворение Г.Глушкова «Цветы»

                Шёл Серёжа по траве,

                Бил цветы по голове,

                Бил панамкой.

                Бил ладошкой.

                Не хотим играть с Серёжкой!

-Правильно поступал Серёжа?

- Ответ

- Составьте устно совет- рассуждение к вопросу:

- Почему нельзя рвать эти цветы?

-Ответ (опора на схему) по группам

- Давайте ещё раз обратимся к правилам друзей природы, которые нам знакомы.

Слайд 25 (на доске таблица с экологическими правилами.

-Читает стихотворение:

   Давай пройдёмся медленно по лугу.

                 И «здравствуй» скажем каждому цветку.

                 Я должен над цветами наклониться

                 Не для того, чтоб рвать или срезать,

                 А чтоб увидеть добрые их лица,

                 И доброе лицо им показать.

-Читают хором экологические правила  и рассматривают знаки

V. Домашнее задание:

- Дома я предлагаю разгадать кроссворд «Раннецветущие растения», и составить небольшой текст-рассуждение об одном из них. (Приложение 7)

VI. Рефлексия:

- Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:  Я    → знаю

                                            →  запомнил

                                            → смог

Ответ

- Что нового вы сегодня узнали?

- Как вы думаете, смогли мы с вами сегодня на уроке проследить взаимосвязь между школьными предметами? 

- Какие растения-цветы мы называем первоцветами?

- С каким видом текста мы сегодня познакомились?

- Чем отличается текст-рассуждение от других текстов?

- Я рада, что мы выполнили поставленную сегодня цель и добились следующих результатов (объявить оценки за работу).

- Спасибо всем за работу.

- Подвести итог проделанной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...

Технологическая карта интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к».

План-конспект интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 классУМК «Планета знаний»Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные  б – п, в – ф, г - к». Тип...

Технологическая карта интегрированного урока по учебным предметам «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство» в 1 классе на тему «Покормите птиц зимой»

Урок  приурочен к акции "Покормите птиц зимой": первоклассники сидят за одним большим столом, что полезно на стадии формирования классного коллектива, и для создания коллективной работы ...

технологическая карта интегрированного урока математики. 3 класс

интегрированный урок математики 3 класс. "День рождения Кроша"...

Технологическая карта интегрированного урока музыки экологической направленности "Музыка утра" 1 класс

Разработка технологической карты интегрированного урока музыки экологической направленности для 1 класса УМК «Школа России» Урок №19 по ФГОС НОО УМК«Школа России» «М...

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства по теме «Матрёшки» в 1 (якутском) классе

Путем создания условий для речевых навыков и организации учебного сотрудничества обучающихся формируются универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)...