Главные вкладки

    Проект по русскому языку (4 класс) на тему:
    Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

    Леонтьева Инесса Николаевна

    Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески работать по теме проекта; умение писать сочинение-миниатюру, работая в группах; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologicheskaya_karta_integrirovannogo_uroka.docx210.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта интегрированного урока-проекта (литературное чтение, русский язык, изо)                                                                 в 4 «А» классе по УМК «Школа России»

    Тема. «Зимние краски»

     Цели урока:

    • создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
    • развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
    • формирование эстетического восприятия окружающего мира (формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира)

    Задачи:

    • расширение познавательных интересов, развитие фантазии;
    • развитие коммуникативности, умения работать в группах;
    • создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке

    Проектные цели:

    • развивать умение строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
    • умение писать сочинение-миниатюру на заданную тему;
    • умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь

    Тип урока: интегрированный урок

    Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.

    Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.

    Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

    Оборудование:

    1. Презентация под названием «Зимняя сказка» (Зимние пейзажи). Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона,  «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.

    2. Аудиозапись «Сказочная зимняя мелодия».

    3. Листы формата А-3.

    4. Карандаши, сухая пастель, клей, раздаточный материал.

    5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Этап вхождения в проектную деятельность

    1.Организационный  момент.

    - Ребята, встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.                                                                                                          Я желаю вам успехов на уроке!

    Приветствие  обучающихся.

    Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность

    Регулятивные: нацеливание на успешную работу

    2.  Мотивация  учебной деятельности обучающихся.

    - Теперь сядьте удобно и подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите  слово «зима». (Снег, мороз, снежинки, сугробы, лёд, каток, холод и т.д.)

    - Закройте глаза и представьте, что на вашу ладошку упала снежинка ... Лёгкая, пушистая, красивая … Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка русской зимы?

    - Как вы относитесь к этому времени года?

    - Мне хочется зачитать вам отрывок из сочинения одной ученицы. Внимательно послушайте.

    «Самое красивое время года – это осень.  То она золотая, то багряная, то разноцветная, я бы ещё сказала пёстрая. А вот зима не радует нас разнообразием красок. Она белая, бесцветная. Тоскливо зимой, неинтересно».  

    - Что вы об этом скажете?  

                                                                                                                                     

    Называют слова, которые ассоциируются со словом  «зима»

    Высказывания  детей.

    Высказывания  детей.

    Личностные:  самоопределение

    Коммуникативные: умение высказывать свои мысли

    Регулятивные:  определение учебной проблемы

    Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

     3. Постановка цели и задач урока.

    - Как вы думаете, какая главная задача нашего урока?  

                                                                                       

     - А как это сделать?

    • Я предлагаю выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта «Зимние краски». А результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. Знания изученных произведений о зиме помогут вам в создании этой газеты.
    • Работать будете в группах. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой. Давайте вспомним правила совместной работы.

    • Не забудьте составить план работы вашей группы и распределение ролей.

    Предположения ребят. (Доказать (показать), что зима-прекрасное время года. Зимой можно тоже увидеть много разнообразных красок).

    Высказывания  детей.

    Называют правила работы в группах.

    Распределяют роли и составляют план работы в группе

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Регулятивные: планирование работы в группах

    Познавательные: логические – формулирование проблемы и умение ориентироваться в своей системе знаний

    Создание продукта проектной деятельности

    4. Создание проекта

    Задание 1.

    - Ребята! Пусть каждая страничка вашей литературной газеты имеет своё название. Вот и начнём работу с выбора заголовка. Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А3. Откройте конверт № 1, в нём вы найдёте несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился,  и приклейте на вашу страницу. (Время работы 3 мин.)

    Варианты названия странички:

    1. Зимние краски.                 2. Зима в лесу.

    3.   Птицы зимой.                 4. Зимние забавы.

    Задание 2.

    - Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт № 2. Но вот беда: строчки стихотворений рассыпались и перепутались. Ваша задача: найти и собрать стихотворение, которое подходит к заголовку вашей страницы газеты. Помните о  стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Собранное стихотворение приклейте на свою страничку.  (Время работы  3  мин.)

    Физминутка.

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    Задание № 3.

     - На следующем этапе работы  вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Кто знает, что такое миниатюра? (Жанр малых форм, т.е. небольшое по размеру произведение).

    - Откройте конверт № 3.  Перед вами словосочетания. Некоторыми из них вы можете воспользоваться, чтобы  написать сочинение-миниатюру, соответствующее  заголовку вашей странички газеты. (Время работы 7 мин.)

    Задание № 4.

    - Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, композиторов.

    Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских живописцев. Поделитесь своими впечатлениями.

    Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и украсить страничку своими зимними рисунками.

                      (Время работы 5 мин.)

    Обучающиеся выбирают название страницы газеты и наклеивают на лист бумаги А3.

    Находят рассыпавшиеся строчки стихов, собирают их и наклеивают на страницу газеты.

    Выполняют движение руками, имитирующее падение снега.

    Дают определение:

    Миниатюра – это жанр малых форм,

    т.е. небольшое по размеру произве-дение.

    Пишут сочинение.

    Высказывания  детей.

    Ребята украшают рисунками свои страницы.  

    Коммуникативные:  умение договариваться, выполнять различные роли в группе

    Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Регулятивные: умение выполнять по образцу

    Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

    Коммуникативные: умение работать в группах

    Личностные: нравственно-зстетическое оценивание усваиваемого материала

    5. Представление (защита)  работ по плану.

    - А сейчас каждая группа представит свою работу по плану.

    План.

    1. Представиться (авторы работы).
    2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения)
    3. Определить, где можно использовать готовый продукт.

    (По 3 мин. на каждую презентацию)

    Составление газеты из изготовленных страничек (скрепление)

     - Где можно применить эту газету?

    Представление работ.

    Высказывания детей.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    Обосновывать свое мнение.

    Личностные: самоопределение

    Регулятивные: планирование, прогнозирование

    1. Итог урока. Рефлексия.

    - Подошёл к концу наш урок. Как вы думаете, смогли ли мы справиться с задачей, поставленной в начале урока?  

     

    - Подводя  итог всему сказанному, я хочу предложить вам послушать сказку, которую приготовила  Новожилова Алёна.

                                                        Зимняя сказка.  

     «Побелели поля и пригорки (2 слайд). Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке (3-5 слайды). Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках (6 слайд). Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно (7 слайд). А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись (8 слайд).  Их Зима тоже в белые шубки одела (9 слайд).  И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось (10 слайд). На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются (11 слайд).

        Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы (12-13 слайды). Можно её и Солнышку показать (14 слайд). Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится (15-16 слайды). Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях (17 слайд). А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей (18 слайд), и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки (19 слайд). Чудесная получилась картина!»(20-21 слайды).

                                             

     - А сейчас откройте конверт под № 4, в нём лежит лист, на котором изображена «лесенка успеха» и человечек.  Если вы довольны  работой  своей группы и всё у вас получилось, то поставьте человечка на верхнюю ступеньку. Если вы не очень довольны  работой своей группы и что-то у вас сегодня не получилось, то поставьте человечка на среднюю ступеньку. Ну а если вы совсем недовольны работой своей группы, то поставьте человечка на нижнюю ступеньку.

    - Сегодня вы работали творчески, создали замечательные проекты, за которые я хочу вручить вам сертификаты.

    (Вручение сертификатов).

    - Из ваших страничек получилась замечательная  газета,  мы обязательно покажем её первоклассникам. Ну и конечно, украсим этой газетой наш кабинет.

    Урок окончен. Спасибо!

    Высказывания  детей.

    Ученица рассказывает  «Зимнюю сказку» (с презентацией)

    Оценка работы группы.

    Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать в группе, умение выражать свои мысли

    Познавательные: уметь давать характеристику выполненной деятельности

    Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

    Регулятивные: самооценка, оценка работы группы

    Приложение 1

    С. Есенин

    Берёза.

    Белая берёза                                                                                                                                                   Под моим окном

    Принакрылась снегом,    

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит берёза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Ф. Тютчев

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован, -

    Не мертвец и не живой –

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован

    Лёгкой цепью пуховой …

    Солнце зимнее ли мещет

    На него свой луч косой –

    В нём ничто не затрепещет,

    Он весь вспыхнет и заблещет

    Ослепительной красой.

    А. Прокофьев.

    Как на горке, на горе,

    На широком на дворе

    Кто на санках,

    Кто на лыжах,

    Кто повыше,

    Кто пониже,

    Кто потише,

    Кто с разбега,

    Кто на льду,

    А кто по снегу.

    С горки – ух,

    На горку – ух!

    Бух!

    Захватывает дух!

    С. Есенин.

    Поёт зима – аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка.

    Кругом с тоской глубокою

    Плывут в страну далёкую

    Седые облака.

    А по двору метелица

    Ковром шелковым стелется,

    Но больно холодна.

    Воробышки игривые,

    Как детки сиротливые,

    Прижались у окна…

    Приложение 2

    Снежные хлопья                                 пушистый снежок                переливаются огоньками

    покрылась тонким льдом                              чудесная картина

    тяжёлые снеговые шубы                  белое покрывало накинула    

       вспыхнули, засветились снега                 заплясали разноцветные огоньки

    сказочная красота                                                 покидают родные места                 в  зимнюю стужу      

                           

      отправляются в дальнее путешествие                           зимующие птицы    

           

      нужно позаботиться о птицах зимой           любимое время года          радостно на душе            хочется взять санки

    поиграть в снежки          покататься на коньках и лыжах                           чудесное время года            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Входные (сентябрь) диагностические работы по русскому языку для 2-4 классов (УМК Школа России).

    Входные (сентябрь) диагностические работы по русскому языку для 2-4 классов (УМК Школа России)....

    Рабочая программа по предмету «ИЗО» в 4 классе. УМК Школа России

    Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по...

    интегрированный урок "ПЕРВЫЙ СНЕГ"(лит. чтение, русский язык, ИЗО)

    Знакомство с произведениями А.П. Чехова «Первый снег»,  Г. Скребицкого, живописными полотнами А. Пластова......

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ОРКСЭ И ИЗО В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ДОРОГОЙ ДРЕВНИХ КАРАВАНОВ»

    Возможности данного урока  позволят обучающимся- сформировать представление о географическом положении Средней Азии,- раскрыть значения понятий «Мечеть», «Минарет», «Портал», «Регистан», «Изразцы...

    Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 1-4 классов по программе "Школа России"

    Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 1-4 классов...