Главные вкладки

    Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"
    проект по русскому языку (4 класс) на тему

    Леонтьева Инесса Николаевна

    Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески работать по теме проекта; умение писать сочинение-миниатюру, работая в группах; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologicheskaya_karta_integrirovannogo_uroka.docx210.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта интегрированного урока-проекта (литературное чтение, русский язык, изо)                                                                 в 4 «А» классе по УМК «Школа России»

    Тема. «Зимние краски»

     Цели урока:

    • создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
    • развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
    • формирование эстетического восприятия окружающего мира (формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира)

    Задачи:

    • расширение познавательных интересов, развитие фантазии;
    • развитие коммуникативности, умения работать в группах;
    • создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке

    Проектные цели:

    • развивать умение строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
    • умение писать сочинение-миниатюру на заданную тему;
    • умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь

    Тип урока: интегрированный урок

    Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.

    Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.

    Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

    Оборудование:

    1. Презентация под названием «Зимняя сказка» (Зимние пейзажи). Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона,  «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.

    2. Аудиозапись «Сказочная зимняя мелодия».

    3. Листы формата А-3.

    4. Карандаши, сухая пастель, клей, раздаточный материал.

    5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия

    Этап вхождения в проектную деятельность

    1.Организационный  момент.

    - Ребята, встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.                                                                                                          Я желаю вам успехов на уроке!

    Приветствие  обучающихся.

    Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность

    Регулятивные: нацеливание на успешную работу

    2.  Мотивация  учебной деятельности обучающихся.

    - Теперь сядьте удобно и подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите  слово «зима». (Снег, мороз, снежинки, сугробы, лёд, каток, холод и т.д.)

    - Закройте глаза и представьте, что на вашу ладошку упала снежинка ... Лёгкая, пушистая, красивая … Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка русской зимы?

    - Как вы относитесь к этому времени года?

    - Мне хочется зачитать вам отрывок из сочинения одной ученицы. Внимательно послушайте.

    «Самое красивое время года – это осень.  То она золотая, то багряная, то разноцветная, я бы ещё сказала пёстрая. А вот зима не радует нас разнообразием красок. Она белая, бесцветная. Тоскливо зимой, неинтересно».  

    - Что вы об этом скажете?  

                                                                                                                                     

    Называют слова, которые ассоциируются со словом  «зима»

    Высказывания  детей.

    Высказывания  детей.

    Личностные:  самоопределение

    Коммуникативные: умение высказывать свои мысли

    Регулятивные:  определение учебной проблемы

    Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

     3. Постановка цели и задач урока.

    - Как вы думаете, какая главная задача нашего урока?  

                                                                                       

     - А как это сделать?

    • Я предлагаю выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта «Зимние краски». А результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. Знания изученных произведений о зиме помогут вам в создании этой газеты.
    • Работать будете в группах. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой. Давайте вспомним правила совместной работы.

    • Не забудьте составить план работы вашей группы и распределение ролей.

    Предположения ребят. (Доказать (показать), что зима-прекрасное время года. Зимой можно тоже увидеть много разнообразных красок).

    Высказывания  детей.

    Называют правила работы в группах.

    Распределяют роли и составляют план работы в группе

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Регулятивные: планирование работы в группах

    Познавательные: логические – формулирование проблемы и умение ориентироваться в своей системе знаний

    Создание продукта проектной деятельности

    4. Создание проекта

    Задание 1.

    - Ребята! Пусть каждая страничка вашей литературной газеты имеет своё название. Вот и начнём работу с выбора заголовка. Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А3. Откройте конверт № 1, в нём вы найдёте несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился,  и приклейте на вашу страницу. (Время работы 3 мин.)

    Варианты названия странички:

    1. Зимние краски.                 2. Зима в лесу.

    3.   Птицы зимой.                 4. Зимние забавы.

    Задание 2.

    - Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт № 2. Но вот беда: строчки стихотворений рассыпались и перепутались. Ваша задача: найти и собрать стихотворение, которое подходит к заголовку вашей страницы газеты. Помните о  стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Собранное стихотворение приклейте на свою страничку.  (Время работы  3  мин.)

    Физминутка.

    Белый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    Задание № 3.

     - На следующем этапе работы  вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Кто знает, что такое миниатюра? (Жанр малых форм, т.е. небольшое по размеру произведение).

    - Откройте конверт № 3.  Перед вами словосочетания. Некоторыми из них вы можете воспользоваться, чтобы  написать сочинение-миниатюру, соответствующее  заголовку вашей странички газеты. (Время работы 7 мин.)

    Задание № 4.

    - Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, композиторов.

    Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских живописцев. Поделитесь своими впечатлениями.

    Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и украсить страничку своими зимними рисунками.

                      (Время работы 5 мин.)

    Обучающиеся выбирают название страницы газеты и наклеивают на лист бумаги А3.

    Находят рассыпавшиеся строчки стихов, собирают их и наклеивают на страницу газеты.

    Выполняют движение руками, имитирующее падение снега.

    Дают определение:

    Миниатюра – это жанр малых форм,

    т.е. небольшое по размеру произве-дение.

    Пишут сочинение.

    Высказывания  детей.

    Ребята украшают рисунками свои страницы.  

    Коммуникативные:  умение договариваться, выполнять различные роли в группе

    Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана

    Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

    Регулятивные: умение выполнять по образцу

    Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

    Коммуникативные: умение работать в группах

    Личностные: нравственно-зстетическое оценивание усваиваемого материала

    5. Представление (защита)  работ по плану.

    - А сейчас каждая группа представит свою работу по плану.

    План.

    1. Представиться (авторы работы).
    2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения)
    3. Определить, где можно использовать готовый продукт.

    (По 3 мин. на каждую презентацию)

    Составление газеты из изготовленных страничек (скрепление)

     - Где можно применить эту газету?

    Представление работ.

    Высказывания детей.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    Обосновывать свое мнение.

    Личностные: самоопределение

    Регулятивные: планирование, прогнозирование

    1. Итог урока. Рефлексия.

    - Подошёл к концу наш урок. Как вы думаете, смогли ли мы справиться с задачей, поставленной в начале урока?  

     

    - Подводя  итог всему сказанному, я хочу предложить вам послушать сказку, которую приготовила  Новожилова Алёна.

                                                        Зимняя сказка.  

     «Побелели поля и пригорки (2 слайд). Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке (3-5 слайды). Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках (6 слайд). Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно (7 слайд). А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись (8 слайд).  Их Зима тоже в белые шубки одела (9 слайд).  И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось (10 слайд). На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются (11 слайд).

        Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы (12-13 слайды). Можно её и Солнышку показать (14 слайд). Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится (15-16 слайды). Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях (17 слайд). А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей (18 слайд), и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки (19 слайд). Чудесная получилась картина!»(20-21 слайды).

                                             

     - А сейчас откройте конверт под № 4, в нём лежит лист, на котором изображена «лесенка успеха» и человечек.  Если вы довольны  работой  своей группы и всё у вас получилось, то поставьте человечка на верхнюю ступеньку. Если вы не очень довольны  работой своей группы и что-то у вас сегодня не получилось, то поставьте человечка на среднюю ступеньку. Ну а если вы совсем недовольны работой своей группы, то поставьте человечка на нижнюю ступеньку.

    - Сегодня вы работали творчески, создали замечательные проекты, за которые я хочу вручить вам сертификаты.

    (Вручение сертификатов).

    - Из ваших страничек получилась замечательная  газета,  мы обязательно покажем её первоклассникам. Ну и конечно, украсим этой газетой наш кабинет.

    Урок окончен. Спасибо!

    Высказывания  детей.

    Ученица рассказывает  «Зимнюю сказку» (с презентацией)

    Оценка работы группы.

    Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать в группе, умение выражать свои мысли

    Познавательные: уметь давать характеристику выполненной деятельности

    Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

    Регулятивные: самооценка, оценка работы группы

    Приложение 1

    С. Есенин

    Берёза.

    Белая берёза                                                                                                                                                   Под моим окном

    Принакрылась снегом,    

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит берёза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Ф. Тютчев

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован, -

    Не мертвец и не живой –

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован

    Лёгкой цепью пуховой …

    Солнце зимнее ли мещет

    На него свой луч косой –

    В нём ничто не затрепещет,

    Он весь вспыхнет и заблещет

    Ослепительной красой.

    А. Прокофьев.

    Как на горке, на горе,

    На широком на дворе

    Кто на санках,

    Кто на лыжах,

    Кто повыше,

    Кто пониже,

    Кто потише,

    Кто с разбега,

    Кто на льду,

    А кто по снегу.

    С горки – ух,

    На горку – ух!

    Бух!

    Захватывает дух!

    С. Есенин.

    Поёт зима – аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка.

    Кругом с тоской глубокою

    Плывут в страну далёкую

    Седые облака.

    А по двору метелица

    Ковром шелковым стелется,

    Но больно холодна.

    Воробышки игривые,

    Как детки сиротливые,

    Прижались у окна…

    Приложение 2

    Снежные хлопья                                 пушистый снежок                переливаются огоньками

    покрылась тонким льдом                              чудесная картина

    тяжёлые снеговые шубы                  белое покрывало накинула    

       вспыхнули, засветились снега                 заплясали разноцветные огоньки

    сказочная красота                                                 покидают родные места                 в  зимнюю стужу      

                           

      отправляются в дальнее путешествие                           зимующие птицы    

           

      нужно позаботиться о птицах зимой           любимое время года          радостно на душе            хочется взять санки

    поиграть в снежки          покататься на коньках и лыжах                           чудесное время года            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русский язык во 2 классе УМК "Школа России".

    Предмет: Русский язык.Класс: 2 классТип урока: усвоение новых знаний.                Технологическая карта изучения темы «Сог...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе программа "Школа России"

    Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе программа "Школа России" по теме "Роль прилагательных в тексте"...

    Технологическая карта урока. Тема : " Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.

    Технологическая карта урока. Тема :" Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России....

    Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"

    Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России тема " Сочинение-отзыв по картине Грабара "Февральская лазурь"...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"

    Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"...

    Технологическая карта интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к».

    План-конспект интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 классУМК «Планета знаний»Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные  б – п, в – ф, г - к». Тип...

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...