Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные". Урок закрепления знаний.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Цель урока закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sobstvennye.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 1А
Тип урока: урок закрепления знаний
УМК: Перспектива
Технологическая карта
Тема | Большая буква в именах собственных. | |||||
Цель | Закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные; | |||||
Задачи |
-закрепление знаний об именах собственных; -совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных; -совершенствование умений работать в паре ;
-воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.
-развитие познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; -развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка; - расширение кругозора обучающихся; -развитие творческих способностей, исследовательских умений; | |||||
Формируемые УУД |
| |||||
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь; | ||||||
Предметные умения : умение строить предложения со словами, имеющими разные значения; умение писать имена собственные и нарицательные в тексте; | ||||||
Основные понятия | - имя существительное (без определения); - имя собственное; - имя нарицательное; - большая буква; - правила написания имен собственных; - имя, отчество, фамилия; - полное имя, тёзки; | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные |
| |||||
Организация пространства | работа фронтальная, индивидуальная, в парах. | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организует проговаривание правил поведения на уроке. | Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей. Проговаривают «ступеньки знаний». | Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? (Всё на месте, всё в порядке Книжка, ручка и тетрадки!) На уроке будь старательным, Будь спокойным и … (внимательным) Все пиши, не отставая, Слушай … (не перебивая) Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё (понятно) Если хочешь отвечать, Надо руку… (поднимать)! - Ребята, улыбнитесь друг другу и поприветствуйте наших уважаемых гостей своими лучезарными улыбками. Слайд 1- 2 - Сегодня на уроке русского языка мы побываем в одной волшебной стране (изображение колокольчиков + плюс музыкальное сопровождение). Слайд 3-4 - Догадайтесь, как называется эта страна? (страна заглавных букв). Слайд 5 - Показ картинки (Мук) - А попасть в эту страну нам сегодня будет просто необходимо, так как к нам на урок пришел маленький Мук, герой сказки немецкого писателя Вильгельма Гауфа. - Мальчик много раз попадал в различные переделки и ему всегда удавалось из них благополучно выпутываться. Но тут с ним приключилось такое…Маленький Мук съел несколько апельсинов, а они оказались волшебными, у него выросли большие ослиные уши, а потом и вытянулся длинный нос. Теперь он не знает, как можно справиться с этим безобразием и снова стать обычным мальчиком. Слайд 6 - Но на помощь нашему гостю пришло Дерево Мудрости. Дерево очень необычное, так как за 1 день оно и зацветает и зеленеет, вянет, облетает и дает плоды. Оно сказало, что только вы сможете помочь Маленькому Муку. И если вы будете хорошо работать на уроке, тогда оно подскажет мальчику, как снова стать прежним. Слайд 7 - Установка на успех: запрограммируем себя на успех (читаем хором). Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им (Коммуникативные УУД). | ||
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «закрепления знаний» | Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради, организует проверку. | Следят за осанкой, за положением тетради при письме. Записывают число. Делают вывод. Вспоминают правило. Записывают необходимые буквы. | Слайд 8 - Соблюдение представленных на слайде правил на протяжении урока, поможет лучше усвоить знания. - Открываем тетради и записываем сегодняшнее число, классная работа. - Какую орфограмму вставим на место пропусков?
Слайд 9 - Орфографическая минутка, направленная на повторение написания буквы О как заглавной, так и строчной. - Далее словарная работа (презентация). Слайд 10-12 Ответим на вопросы: - Какое слово можно вставить вместо картинки? (Москва). - Какое предложение получится? - Какую особенность заметили? (все слова в предложении словарные). - Что значит «словарные» слова? (их написание нельзя проверить, надо заучить наизусть). | Уметь вставлять нужные буквы. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Создаёт проблемную ситуацию. Подводит обучающихся к формированию цели урока. Вводит понятие «имя собственное». | Работа на интерактивной доске Звуко - буквенный анализ слова «Москва». - Записать транскрипцию слова «Москва» - Сколько букв. - Сколько звуков. - Назовите ударный звук. - Какие слова называют «родственными»? (записать на доске Москва, москвичи, московские, выделить корень МОСКВ). Списать предложение (заглавные буквы и опасные места) Слайд 13 - Какую часть речи изучаем? - Что такое имя существительное? - Какие существительные отвечают на вопрос КТО? (одушевленные). - Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО? (неодушевленные). Слайд 14 Как еще изменяются существительные? (по родам) он мой - мужской она моя - женский оно моё - средний Игра «Определи род». | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности; умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известным правилом; умение выполнять учебное действие в соответствии с инструкцией; (Регулятивные УУД). | |||
Физминутка «Ёлочка» (показ и звук посредством интерактивной доски). | ||||||
IV. «Закрепление » обучающимися полученных ранее знаний Цель. обобщить знания по теме «имя собственное», с правилом написания имён собственных. Дать сведения по происхождению имёни, фамилий. Познакомить с понятием «тёзки», работать над понятием «отчества». | Организует работу по плану урока над закреплением темы «Имя собственное». Даёт понятие полное имя, организует работу над понятием «тёзки». Работает над понятием «отчества». Совместно с обучающимися формулирует правило о написании имён собственных. | Работают по плану урока по теме «Имя собственное». Знакомятся с происхождением имён и фамилий. Знакомятся с понятием полное имя, вспоминают информации о понятии «тёзки». Работают над понятием «отчества». Совместно с учителем формулируют правило о написании имён собственных. | Слайд 15 Постановка проблемы - как писать слово (Шарик/шарик)? Слайд 16-17 Поиск решения проблемы. Слайд 18 Постановка проблемы - как писать слово Серёжка/серёжка? Поиск решения проблемы. Слайд 19-20 Найдите ошибки в тексте, исправьте их и назовите тему урока. - Какова же тема урока? Слайд 21 Постановка темы урока (заглавная буква в названиях…) Слайд 22 - Какие бывают имена существительные? (имена собственные и нарицательные представлены на примере кот Барсик). Слайд 23-24 Пояснение в картинках (собственное-это моё, например, у животных – кличка, у городов и рек -названия, а у человека-имя). Слайд 25-26 - Сравните пару слов роза/ Роза. - Разберите по членам предложения. Мы подарили Розе розы. Слайд 27-28 - Сравните пару слов шарик/Шарик. - Разберите по членам предложения. Наш Шарик поймал воздушный шарик. Слайд 29 - Сравните пары слов. Интерактивная доска - Упражнение 1 про собак (порода + кличка) - Упражнение 2 вставь недостающие буквы в имена. - Какой по счету слог ударный во всех словах? - Какой праздник будет отмечать страна 12 апреля? - Что произошло в этот день? Слайд 30 -Знакомство с биографической справкой о Ю.А. Гагарине (фото Гагарина + текст). Слайд 31 - Спишите предложение (Юрий Алексеевич Гагарин-первый космонавт). - Назовите имена собственные. - Что обозначает слово Юрий? (имя). - Что обозначает слово Алексеевич? (отчество). - Что обозначает слово Гагарин (фамилия). -Знаете ли вы, что имена могут звучать по-разному? - Как называли вас мамы, когда вы были маленькими? (Ванечка и т.д.). Запишите. - Это ласковые формы имен. - Как будут вас звать, когда вы вырастите? (Иван и т.д.) Запишите своё полное имя. - Взрослых называют полными именами, а детей – сокращенными именами или ласковыми. - Кто такие тёзки? - Есть ли у нас в классе тёзки? - Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань» -наизусть ученик. В первом классе восемь Тань – Это прямо наказанье! Ведь у них, куда не глянь, Всюду – Таня, Таня, Таня! Если скажут «Таня встань!» Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках… - А как вы думаете, как можно разобраться в новичках? Что ещё есть у каждого из вас, кроме имени? -Она тоже ваша собственная! -А как же появились фамилии? | Знать, какие группы слов относятся к именам собственным. Знать правило о написании имён собственных. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). | |
ФИЗМИНУТКА | Организует проведение физминутки. | Участвуют в физминутке. | Слайд 32 Музыкальная космическая физминутка для глаз. | |||
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных. | Организует работу с тренажёром, работу над проблемным вопросом, работу над предложениями. | Работают с тренажёром, вспоминают изученное правило, записывают одно из предложений в тетрадь. | Игра на интерактивная доске «Паутинка» (на сопоставление краткой формы имени с полной). Слайд 33 - Составьте из слов предложение (Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина) - Запишите его. - Подчеркните в словах заглавную букву. - Почему слово дети написано с заглавной буквы? (начало предложения). - Почему написано с заглавной буквы Александр Сергеевич Пушкин? (Ф.И.О.) - Выделите и подчеркните главные члены предложения, а сверху укажите часть речи. - Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы знаете? Слайд 34 - Что можем отнести к именам собственным? (представление круговой диаграммы) - Что еще относится к именам собственным (названия сказок пишем в кавычках и с заглавной буквы). | Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД). | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний. | Организует работу в парах, используя алгоритм. | Работают в парах, используя алгоритм. | -А сейчас вам предстоит поработать в парах. Слайд 35-36 Закрепление основной мысли урока. - Так какой же главный вывод вы для себя сделали? (Имена собственные пишу с заглавной буквы) Закрепление ведущей темы урока на конкретном примере в тетради и у доски: (У Маши гости. На столе стоят чашки. Девочка угощает своих друзей тортом. Хорош душистый чай!) САМОПРОВЕРКА Слайд 37-38 Проверка полученных знаний путем тестирования (с трактовкой и пояснением выбранного ответа, т.е. почему я это выбрал именно этот ответ?). | Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать. | Уметь работать в парах (Коммуникативные УУД). Уметь работать по алгоритму (Регулятивные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь выполнять самопроверку. (Регулятивные УУД). | |
VIII. Рефлексия Цель. Фиксация нового содержания урока. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Выполняют самооценку. | - Давайте вспомним, на какие вопросы нам предстояло ответить в начале урока? -Как вы считаете, мы получили на них ответ? Отвечаем! -Оцените свою работу (используя условные знаки)
Слайд 39 Каждого из вас ожидает сюрприз в конверте. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 2 класс (школа России) Имя прилагательное. Закрепление.
Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное" во 2 классе....
Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных".
Материал по обобщению знаний об именах существительных и прилагательных....
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Урок русского языка. 1 класс Тема: Имя собственное. Клички животных.
Материал содержит конспект урорка, презентацию и карточки для работы на уроке....
Технологическая карта. УМК "Перспектива". Русский язык. 4 класс
Технологическая карта. УМК "Перспектива". Русский язык. 4 класс. Тема урока: "Имя существительное. Определение падежа несклоняемых имён существительных"....
Урок русского языка,1 класс .Правописание имён собственных.
Урок русского языка ,1 класс ,по программе Н.Ф.Виноградовой .Урок комплексного применения знаний и умений ....
Презентация урока. Русский язык 1 класс. Тема "Слово и слог. Закрепление"
Презентация урока. Русский язык 1 класс. Тема "Слово и слог. Закрепление"...