Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Имена собственные". Урок закрепления знаний.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Цель урока закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных; научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sobstvennye.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 1А

Тип урока: урок закрепления  знаний

УМК: Перспектива

Технологическая карта

Тема

Большая буква в именах собственных.

Цель

Закрепить правила написания заглавной буквы в именах собственных;

 научить различать, употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные;

Задачи

  1. Образовательные:

-закрепление знаний об именах собственных;

-совершенствование навыков правописания заглавной  буквы в именах собственных;

-совершенствование умений работать в паре ;

  1. Воспитательные:

            -воспитание уважительного отношения к другим обучающимся при коллективном обсуждении проблем

            и работе в паре, готовности оказывать взаимопомощь.

  1. Развивающие:

-развитие познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии;

-развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи, формирование орфографического навыка;

- расширение кругозора обучающихся;

-развитие творческих способностей, исследовательских умений;

Формируемые УУД

  • Личностные:  формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям; развитие творческого воображения; проявление желания помочь учителю, освободив его от подписывания ученической тетради; проявление позитивного отношения к процессу подписывания своей тетради;
  • Регулятивные: организация  обучающимися  своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;
  •  контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;
  •  умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • умение соотносить учебные действия с известным правилом;
  • умение выполнять учебное действие в соответствии с инструкцией;

  • Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;
  •  умение объяснять различие существительных нарицательных и собственных;
  • умение строить предложения с именами собственными;
  • умение использовать приобретённые умения при подписывании своей тетради;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь;

  Предметные умения : умение строить предложения со словами, имеющими разные значения;  умение писать имена собственные и нарицательные в тексте;

Основные понятия

-  имя существительное (без определения);

-  имя собственное;

-  имя нарицательное;

-  большая буква;

-  правила написания имен собственных;

-  имя, отчество, фамилия;

-  полное имя, тёзки;

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки;
  • презентация;
  • раздаточный материал для парной работы;
  • печатный материал.

Организация пространства

             работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.

Проговаривают «ступеньки знаний».

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

(Всё на месте, всё в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!)

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и  … (внимательным)

Все пиши, не отставая,

Слушай … (не перебивая)

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё (понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать)!

- Ребята, улыбнитесь друг другу и поприветствуйте наших уважаемых гостей своими  лучезарными улыбками.

 Слайд 1- 2

- Сегодня на уроке русского языка мы побываем в одной волшебной стране (изображение колокольчиков + плюс музыкальное сопровождение).

 Слайд  3-4

- Догадайтесь, как называется эта страна? (страна заглавных букв).

Слайд  5

- Показ картинки (Мук)

- А попасть в эту страну нам сегодня будет просто необходимо, так как к нам на урок пришел маленький Мук, герой сказки немецкого писателя Вильгельма Гауфа.

- Мальчик много раз попадал в различные  переделки и ему всегда удавалось из них благополучно выпутываться.  Но тут с ним приключилось такое…Маленький Мук съел несколько апельсинов, а они оказались волшебными, у него выросли большие ослиные уши, а потом и вытянулся длинный нос. Теперь он не знает, как можно справиться с этим безобразием и снова стать обычным мальчиком.

Слайд 6

- Но на помощь нашему гостю пришло Дерево Мудрости. Дерево очень необычное, так как за 1  день оно и зацветает и зеленеет, вянет, облетает  и дает плоды. Оно сказало, что только вы сможете помочь Маленькому Муку. И если вы будете хорошо работать на уроке, тогда оно подскажет мальчику, как снова стать прежним.

Слайд  7

- Установка на успех: запрограммируем себя на успех (читаем хором).

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «закрепления  знаний»

Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради,

организует проверку.

Следят за осанкой, за положением тетради при письме.

Записывают число.

Делают вывод.

Вспоминают правило.

Записывают необходимые буквы.

Слайд 8

- Соблюдение представленных на слайде правил на протяжении урока, поможет лучше усвоить знания.

- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число, классная работа.

- Какую орфограмму вставим на место пропусков?

 

Слайд 9

- Орфографическая минутка, направленная на повторение написания буквы О как заглавной, так и строчной.

 - Далее словарная работа (презентация).

Слайд 10-12

Ответим на вопросы:

- Какое слово можно вставить вместо картинки? (Москва).

- Какое предложение получится?

- Какую особенность заметили? (все слова в предложении словарные).

- Что значит «словарные» слова? (их написание нельзя проверить, надо заучить наизусть).

Уметь вставлять нужные буквы.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Создаёт проблемную ситуацию.

Подводит обучающихся к формированию цели урока.

Вводит понятие «имя собственное».

Работа на интерактивной доске

Звуко - буквенный  анализ слова «Москва».

- Записать транскрипцию слова «Москва»

- Сколько букв.

- Сколько звуков.

- Назовите ударный звук.

- Какие слова называют «родственными»? (записать на доске Москва, москвичи, московские, выделить корень МОСКВ).

Списать предложение (заглавные буквы и опасные места)

Слайд 13

- Какую часть речи изучаем?

- Что такое имя существительное?

- Какие существительные отвечают на вопрос КТО? (одушевленные).

- Какие существительные отвечают на вопрос ЧТО? (неодушевленные).

Слайд 14

Как еще изменяются существительные? (по родам)

он мой - мужской

она моя - женский

оно моё - средний

Игра «Определи род».

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

 умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

умение соотносить учебные действия с известным правилом;

умение выполнять учебное действие в соответствии с инструкцией;

 (Регулятивные УУД).

Физминутка «Ёлочка» (показ и звук посредством интерактивной доски).

IV. «Закрепление » обучающимися полученных ранее  знаний

Цель.

обобщить знания по теме «имя собственное», с правилом написания имён собственных.

Дать сведения по происхождению имёни, фамилий.

Познакомить с понятием «тёзки», работать над понятием «отчества».

Организует работу по плану урока над закреплением темы «Имя собственное».

Даёт понятие полное имя, организует работу над понятием «тёзки».

Работает над понятием «отчества».

Совместно с обучающимися формулирует правило о написании имён собственных.

 Работают по плану урока по теме «Имя собственное».

Знакомятся с происхождением имён и фамилий.

Знакомятся с понятием полное имя, вспоминают информации о понятии «тёзки».

Работают над понятием «отчества».

Совместно с учителем формулируют правило о написании имён собственных.

Слайд 15

Постановка проблемы - как писать слово (Шарик/шарик)?

Слайд 16-17

Поиск решения проблемы.

Слайд 18

Постановка проблемы - как писать слово Серёжка/серёжка?

Поиск решения проблемы.

Слайд 19-20

Найдите ошибки в тексте, исправьте их и назовите тему урока.

- Какова же тема урока?

Слайд 21

Постановка темы урока (заглавная буква в названиях…)

Слайд 22

- Какие бывают имена существительные? (имена собственные и нарицательные представлены на примере кот Барсик).

Слайд 23-24

Пояснение в картинках (собственное-это моё, например, у животных – кличка, у городов и рек -названия, а у человека-имя).

Слайд 25-26

- Сравните пару слов  роза/ Роза.

- Разберите по членам предложения.

Мы подарили Розе розы.

Слайд 27-28

- Сравните пару слов шарик/Шарик.

- Разберите по членам предложения.

Наш Шарик поймал воздушный шарик.

Слайд 29

- Сравните пары слов.
- Какие из них собственные имена существительные? (земля - ходим по земле, насыпаем в цветочные горшки, копаем, а Земля - земной шар, планета).

Интерактивная доска

- Упражнение 1 про собак (порода + кличка)

- Упражнение 2 вставь недостающие буквы в имена.

- Какой по счету слог ударный во всех словах?

- Какой праздник будет отмечать страна 12 апреля?

- Что произошло в этот день?

Слайд 30

-Знакомство с биографической справкой о Ю.А. Гагарине (фото Гагарина + текст).

Слайд 31

- Спишите предложение (Юрий Алексеевич Гагарин-первый космонавт).

- Назовите имена собственные.

- Что обозначает слово Юрий? (имя).

- Что обозначает слово Алексеевич? (отчество).

- Что обозначает слово Гагарин (фамилия).

-Знаете ли вы, что имена могут звучать по-разному?

- Как называли вас мамы, когда вы были маленькими? (Ванечка и т.д.). Запишите.

- Это ласковые формы имен.

- Как будут вас звать, когда вы вырастите? (Иван и т.д.) Запишите своё полное имя.

- Взрослых называют полными именами, а детей – сокращенными именами или ласковыми.

- Кто такие тёзки?

- Есть ли у нас в классе тёзки?

- Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань» -наизусть ученик.

        В  первом  классе  восемь Тань –

        Это  прямо наказанье!

        Ведь у них,  куда  не глянь,

        Всюду – Таня, Таня, Таня!

        Если  скажут «Таня  встань!»

        Встанут  сразу  восемь Тань.

        А  ведь  можно  очень  просто

        Разобраться  в новичках…

- А как вы  думаете, как  можно разобраться в  новичках? Что ещё есть у каждого из вас, кроме имени?

-Она тоже ваша собственная!

-А как же появились фамилии?

Знать, какие группы слов относятся к именам собственным.

Знать правило о написании имён собственных.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).

ФИЗМИНУТКА

Организует проведение физминутки.

Участвуют в физминутке.

Слайд 32

Музыкальная  космическая физминутка для глаз.

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных.

Организует работу с тренажёром, работу над проблемным вопросом, работу над предложениями.

Работают с тренажёром, вспоминают изученное правило, записывают одно из предложений в тетрадь.

Игра на интерактивная доске «Паутинка» (на сопоставление краткой формы имени с полной).

Слайд 33

- Составьте из слов предложение (Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина)

- Запишите его.

- Подчеркните в словах  заглавную букву.

- Почему слово дети написано с заглавной буквы? (начало предложения).

- Почему написано с заглавной буквы Александр Сергеевич Пушкин? (Ф.И.О.)

- Выделите и подчеркните главные члены предложения, а сверху укажите часть речи.

- Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы знаете?

Слайд 34

- Что можем отнести к именам собственным? (представление круговой диаграммы)

- Что еще относится к именам собственным (названия сказок пишем в кавычках и с заглавной буквы).

Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить  написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.

Организует работу в парах, используя алгоритм.

Работают в парах, используя алгоритм.

-А сейчас вам предстоит поработать в парах.

 Слайд 35-36

Закрепление основной мысли урока.

- Так какой же главный вывод вы для себя сделали? (Имена собственные пишу с заглавной буквы)

Закрепление ведущей темы урока на конкретном примере в тетради и у доски: (У Маши гости. На  столе стоят  чашки. Девочка  угощает своих друзей тортом. Хорош душистый чай!)

САМОПРОВЕРКА

Слайд 37-38

Проверка полученных знаний путем тестирования (с трактовкой и пояснением выбранного ответа, т.е. почему я это выбрал именно этот ответ?).

Уметь отличать имена собственные от других слов, правильно их записывать.

Уметь работать в парах

(Коммуникативные УУД).

Уметь работать по алгоритму (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь выполнять самопроверку.

(Регулятивные УУД).

VIII. Рефлексия

Цель.

Фиксация нового содержания урока.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Выполняют самооценку.

- Давайте вспомним, на какие вопросы нам предстояло ответить в начале урока?

-Как вы считаете, мы получили на них ответ?

Отвечаем!

-Оцените свою работу (используя условные знаки)

 

Слайд 39

Каждого из вас ожидает сюрприз в конверте.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 2 класс (школа России) Имя прилагательное. Закрепление.

Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка  при изучении темы "Имя прилагательное" во 2 классе....

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Урок русского языка. 1 класс Тема: Имя собственное. Клички животных.

Материал содержит конспект урорка, презентацию и карточки для работы на уроке....

Технологическая карта. УМК "Перспектива". Русский язык. 4 класс

Технологическая карта. УМК "Перспектива". Русский язык. 4 класс. Тема урока: "Имя существительное. Определение падежа несклоняемых имён существительных"....

Урок русского языка,1 класс .Правописание имён собственных.

Урок русского языка ,1 класс ,по программе Н.Ф.Виноградовой .Урок комплексного применения знаний и умений ....

Презентация урока. Русский язык 1 класс. Тема "Слово и слог. Закрепление"

Презентация урока. Русский язык 1 класс. Тема "Слово и слог. Закрепление"...