Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных".
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Материал по обобщению знаний об именах существительных и прилагательных.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rus_yaz_4_kl.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных.

    Тип урока

    Контроль и учет знаний

    Педагогические задачи

    Создать условия для выполнения проверочной работы по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»; совершенствовать умения составлять словосочетания с именами прилагательными в данной форме, указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, выполнять морфологический разбор имени прилагательного; способствовать развитию умений составлять по рисунку рассказ, придумывать к нему название; содействовать
    воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

    Планируемые предметные результаты

    Научатся составлять словосочетания с именами прилагательными в данной форме, указывать падеж имен прилагательных, выделять их окончания, выполнять морфологический разбор имени прилагательного; составлять по рисунку рассказ, придумывать к нему название; находить в тексте слова, употребленные в переносном значении; записывать предложение по памяти

    Метапредметные УУД

    Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебника, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

    Личностные
    результаты

    Проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося
    (осуществляемые действия)

    Формируемые способы
    деятельности учащегося

    I. Организационный момент

    Чтобы грамотными стать,                          

    Надо много нам читать.

    Надо быть активным,

    А еще желательно

    Делать все внимательно!

    Проверим готовность к уроку

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место,

    проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

    Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности.

    Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

    II. Актуализация знаний.

    Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 105).

    – Что обозначают выделенные слова?

    – Прочитайте составленное из данных слов предложение-считалку. Назовите грамматическую основу предложения.

    Объясняют значения слов.

    Поземка – метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

    Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

    Читают предложение, называют грамматическую основу.

    Из поземки ветерок

    Свил серебряный шнурок

    И на нем привел в тайгу

    Белогривую пургу!

    Выделять существенную информацию
    из текста за-гадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять
    актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
    в соответствии с целевой установкой. Принимать
    и сохранять учебную цель
    и задачу. Дополнять, уточнять высказан-

    Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 65).

    – Прочитайте предложения, объясните написание пропущенных букв и окончаний имен прилагательных.

    – Проверьте домашнюю работу друг у друга: правильно ли вы выполнили задание?

    Вставляют пропущенные буквы и окончания имен прилагательных.

    Неуклюжий, маленький, одинокий тигренок прижался к ноге отца. У тигренка была большая широкая голова с круглыми зелеными глазами, широкий лоб и короткие уши. Передние лапы были
    тяжелые и сильные, а задние гораздо тоньше.
    Туловище худощавое и щуплое, а хвост длинный, как у змеи. Тигренку принесли чашку с теплым
    парным молоком. Он налакался и оглянулся с довольным видом.

    Минутка чистописания.

    Проводит минутку чистописания.

    – Отгадайте загадки, и вы узнаете, написание каких букв мы повторим сегодня на уроке.

    Вы ложитесь, и на ушко

    Вам нашепчет сны… (подушка).

    Он круглый и красный, как глаз светофора.

    Среди овощей нет сочней… (помидора).

    Отгадывают загадки.

    – Какой звук вы слышите в начале слов-отгадок? Какой буквой он обозначается на письме?

    – Спишите с доски следующие буквосочетания.

    – Прочитайте скороговорку медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Спишите, подчеркните орфограммы.

    – Звук [п], буквы «П», «п».

    Выполняют чистописание.

    па П по П пу П пы П пя П пе П пю П

    Проворонила ворона вороненка.

    Работа над словами с непроверяемым
    написанием

    – Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. ВЕСЕЛО – 1. Полный веселья, жизнерадостный. 2. О наличии веселья,  о  радостном  настроении;  о  чувстве  веселья,  испытываемом  кем-либо.

    – Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «весело»..

    Однокоренные слова: веселый, веселье, веселить, весельчак, весёленький, весёлость, веселеть.

    Синонимы: весело, весёлый, весельчак, веселье, радостно, радостный, забавник, забава, развлечение.

    Антонимы: горестно, тоскливо, угрюмо, невесело, печально, пасмурно, грустно, скучно, хмуро.

    Записывают словарные слова в индивидуальный словарик.

    III. Сообщение темы
    урока.

    Определение целей урока

    Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

    – Разгадайте анаграммы, запишите отгадки в любой последовательности.

    – Что общего во всех этих словах?

    – Что такое имя прилагательное?

    – Какое прилагательное лишнее? Почему?

    – Как определить род имени прилагательного?

    – Назовите родовые окончания имен прилагательных.

    – Измените род имени прилагательного «смешной», чтобы оно не было лишним в ряду.

    – К какому имени существительному можно
    отнести все эти прилагательные?

    – Прочитайте тему урока.

    – Определите цели урока, используя опорные
    слова.

    – Сегодня на уроке выполним проверочную работу по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

    Решают анаграммы.

    ШЕБОВЛАНЯ – волшебная

    УДМРАЯ – мудрая

    РОДЯНАНА – народная

    УССКЯРА – русская

    МЕШСНОЙ – смешной

    – Это имена прилагательные.

    – Лишнее слово «смешной». Это имя прилагательное мужского рода, а остальные имена прилагательные женского рода.

    – Род имени прилагательного можно определить по роду имени существительного к которому оно относится, по вопросу и окончанию.

    Формулируют правило:

    Имя прилагательное ж. р. – (какая?) -ая,-яя.

    Имя прилагательное м. р. – (какой?) -ой, -ый, -ий.

    Имя прилагательное ср. р. – (какое?) -ое, -ее.

    Изменяют род имени прилагательного «смешной»:

    смешная (сказка, история).

    Принимать

    и сохранять учебную цель
    и задачу.

    Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
    форме

    IV. Обобщение изученного материала.

    Организует работу по теме урока. Закрепляет изученный материал, отвечает на вопросы учеников.

    Проводит игру «Угадай сказку».

    Наблюдение над языковым материалом.

     Игра «Угадай сказку»

    – Вы любите и хорошо знаете сказки. По словосочетаниям узнайте, какие сказки я загадала.

    Задание

    Ответ

        Великолепного бала,

        Хрустальной туфельки,

        Доброй феи

    «Золушка»,

    Ш. Перро

        Белыми лошадьми,

        Отважной девочкой,

        Снежной королевой

    «Снежная королева»,

    Г.-Х. Андерсен

    в  пышных нарядах,

    в  лягушачьей коже,

    о  мудрой царевне

    «Царевна-лягушка», русская народная
    сказка

       Веселая музыка, дикие

       Гуси, свирепые крысы

    «Приключения Нильса с дикими гусями»,

    С. Лагерлеф

       Сказочное время, пышная

       перина, маленькая горошина

    «Принцесса
    на горошине»,
    Г.-Х. Андерсен

    – В каждой группе найдите «лишнее» словосочетание.

    – Как может изменяться имя прилагательное?

    – От чего зависят род, число и падеж имени прилагательного?

    – Как определить падеж имени прилагательного?

    Выводят языковые закономерности, лежащие
    в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.

    Выписывают лишние словосочетания. Определяют род, число, падеж (если это возможно).

    Великолепного бала (м. р., ед. ч., Р. п.);

    Белыми лошадьми (мн. ч., Т. п.);

    В пышных нарядах (мн. ч., П. п.);

    Веселая музыка (ж. р., ед. ч., И. п.);

    Сказочное время (ср. р., ед. ч., И. п. или В. п.).

    Делают вывод: имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам; род число и падеж имени прилагательного зависят от рода, числа
    и падежа имени существительного

    Осуществлять анализ
    объектов

    V. Первичное закрепление знаний.

    Работа по учебнику (раздел «Проверь себя»,

     упражнение 1).

    – Подготовьте сообщение по любому вопросу.

    1. В чем различие в грамматическом значении имен прилагательных и имен существительных?

    2. В чем сходство и различие в изменении имен
    существительных и имен прилагательных?

    3. Как определить род, число и падеж имен прилагательных в предложении?

    Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Делают сообщения по данным вопросам.

    Осознанно
    и произвольно строить
    речевое высказывание
    в устной форме, обосновывать свое мнение. Осуществлять контроль по результату

    Работа по учебнику (раздел «Проверь себя», упражнение 2).

    – Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания в данных формах.

    – Составьте по рисунку небольшой рассказ. При-думайте к нему название. Запишите заголовок
    и составленный текст.

    Записывают словосочетания.

    К березовой роще, о березовой роще, раннего утра, ранним утром, к весенним гостям, весенних гостей, белоносым грачом, без белоносого
    грача.

    Записывают рассказ по рисунку.

    БЕРЕЗОВАЯ РОЩА ВЕСНОЙ

    Ранним весенним утром мы отправились в березовую рощу. Березы распустили молодые листочки. В рощу пожаловали весенние гости. Это белоносые грачи строят гнезда на верхушках берез.

    Работа по учебнику (раздел «Проверь себя»,

    упражнение 3)

    – Прочитайте. Запишите предложение по памяти. Проверьте себя.

    – Укажите над именами прилагательными падеж, выделите их окончания.

    Записывают предложение. Указывают падеж имен прилагательных. Выделяют их окончания. Подчеркивают слова, употребленные в переносном значении.

    – Подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Разберите любое имя прилагательное как часть речи

    Ах, как было хорошо на  (П. п.) воздухе, под ясн (Т. п.) небом, где трепетали жаворонки, откуда сыпался  (И. п.) бисер их звонк (Р. п.) голосов!

    Выполняют морфологический разбор слова.

    Звонких (голосов) – прил., каких?, нач. ф. – звонкий, мн. ч., Р. п., определение.

    VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

    Работа в тетради (задание 66)

    (тест)

    Организует работу в рабочей тетради.

    – Прочитайте стихотворение. Допишите пропущенные окончания.

    – Подчеркните в стихотворении слова, которые вы считаете образными, красивыми.

    – Укажите падеж и род у имен прилагательных
    в единственном числе и падеж у имен прилагательных во множественном числе

    Выполняют задание в рабочей тетради.

    Дописывают пропущенные окончания.

    Увидало солнце ясное (И. п., ср. р.)

    С неба синего (Р. п., ср. р.),

                                      высокого (Р. п., ср. р.),

    Что идет весна прекрасная (И. п., ж. р.)

    С юга пышного (Р. п., м. р.),

                                      далекого (Р. п., м. р.).

    Луч, упавший с неба чистого (Р. п., ср. р.),

    Растопил снежинки белые (В. п.),

    И из снега, из сквозистого (Р. п., м. р.),

    Побежали струйки смелые (И. п.).

    Понимать на слух ответы одноклассников.

    VII. Итог урока. Рефлексия

    Организует оценку результатов выполнения
    заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
    щимися.

    – Что особенно заинтересовало вас во время
    урока?

    Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению
    правил. Проводят самооценку, рефлексию.

    Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

    Тест по теме «Имя прилагательное»

    Учитель проводит тест по теме «Имя прилагательное».

    – Выберите верный ответ.

    1. Как изменяется имя прилагательное?

    а) Только по родам и падежам;

    б) только по падежам;

    в) по родам, числам и падежам.

    2. Как определить падеж прилагательных?

    а) По окончанию прилагательных;

    б) по вопросу от существительного к прилагательному;

    в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное.

    3. Отметь верное утверждение.

    а) Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

    б) Имена прилагательные в предложении являются второстепенным членом.

    в) Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

    г) Род имен прилагательных зависит от глагола.

    4. Имена прилагательные какого рода не имеют окончания -ой?

    а) Среднего;

    б) женского;

    в) мужского.

    5. Отметьте слова, которые можно отнести к слову «ручеёк».

    а) Быстрый;

    б) горный;

    в) широкий;

    г) глубокий;

    д) весенний.

    6. Укажите предложения, в которых имена прилагательные употребляются в форме женского рода единственного числа дательного падежа.

    а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь с ней.

    б) Девочка с большой радостью согласилась.

    в) Долгим был путь к замечательной стране.

    г) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.

    д) Девочка познакомилась с эльфом и стала прекрасной королевой эльфов.

    7. Укажите  предложения,  в  которых  имена  прилагательные  употребляются в форме женского рода множественного числа предложного падежа.

    а) В разные страны полетели приглашения на свадьбу.

    б) И вот для счастливых принца и принцессы настал долгожданный день.

    в) Из далёких стран съехались короли и королевы.

    г) Гости приехали в золочёных каретах.

    д) А некоторые явились на огромных слонах.

    8. Отметь имя прилагательное с окончанием -ом.

    а) На низк.. потолке;

    б) близк.. другом;

    в) горяч.. сердцем;

    г) больш.. бассейном.

    9. Отметьте строки, в которых неверно написаны окончания имен прилагательных.

    а) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем;

    б) вечерние новости, домашнее задание, классная работа;

    в) ранний осенью, зимней денёк, домашнее животные.

    Учащиеся выполняют тест.

    Ключ:  1 – в;  2 – в;  3 – в;  4 – а;  5 – а,  б,  в,  г,  д;  6 – а, в;  7 – а, г; 8 – а; 9 – б.

    Выполняют дополнительное задание.

    1. Определяют род имен существительных по прилагательным.

    Я тюль воздушный, кружевной,

    Уютно в комнате со мною,

    И хоть прозрачный я и нежный –

    Цветным бываю, белоснежным.

    Но род мужской имею я.

    Запомните, мои друзья!

    2. Читают словосочетания. Подбирают синонимы к прилагательным:

    золотая рожь – спелая;

    золотые руки – умелые;

    золотое сердце – доброе;

    золотой лист – желтый;

    золотая пора – счастливая;

    золотая монета – ценная;

    золотые волосы – рыжие;

    золотая осень – ранняя.

    – Какое из этих словосочетаний лишнее? (Золотая монета – в прямом значении, а остальные – в переносном.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"

    Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

    Технологическая карта урока. Русский язык Класс: 1 «г» Тема: «Не главные слова-предметы»

    Цель: создать условия для формирования умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, ориентируясь на сюжетную картинку;Планируемые результаты: Предметные: ·...

    Технологическая карта урока русского языка "Правила общения" УМК "Планета знаний"

    Цель деятельности учителя: учить выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа таблицы, работать с толковыми словарями, подбирать родственные слова.Планиру...

    Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

    Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

    Технологическая карта урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным

    Конспект урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным...