Технологическая карта урока русского языка "Управление в употреблении собственных и нарицательных имён существительных" (УМК "Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об употреблении собственных и нарицательных имён существительных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить и систематизировать знания об употреблении собственных и нарицательных имён существительных.

2. Закрепить правила написания слов собственных и нарицательных имён существительных.

Предметные:

1. Знать правило различия собственных и нарицательных имён существительных.

2. Уметь использовать заглавные буквы в именах собственных.

Развивающие:

1. Развивать навыки самостоятельной работы с помощью выполнения заданий.

2.  Развивать коммуникативные навыки посредством парной работы.

Личностные:

1. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 31.03.2023

Школа: Академический лицей №95

Класс: 2-1

Урок: 1

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 33

Учитель: Новикова Елена Андреевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 08:00-08:40  

Кабинет: 223

Тема урока: «Управление в употреблении собственных и нарицательных имён существительных»

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: обобщение знаний у обучающихся об употреблении собственных и нарицательных имён существительных.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить и систематизировать знания об употреблении собственных и нарицательных имён существительных.

2. Закрепить правила написания слов собственных и нарицательных имён существительных.

Предметные:

1. Знать правило различия собственных и нарицательных имён существительных.

2. Уметь использовать заглавные буквы в именах собственных.

Развивающие:

1. Развивать навыки самостоятельной работы с помощью выполнения заданий.

2.  Развивать коммуникативные навыки посредством парной работы.

Личностные:

1. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

2. Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

2. Воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка.

УМК: «Перспектива»;  Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях - Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

М: репродуктивный

П: письмо

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы на ваших партах лежали учебник, пенал.

- Можете занять свои места.

Устанавливает эмоциональный контакт.

- Как вы думаете, какое нужно настроение, чтобы урок прошёл успешно?

- Согласна с вами. Сейчас посмотрите на экран и скажите, что вы видите?

- Верно. Перед вами сейчас на экране написаны некоторые положительные эмоции. Сейчас повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте ему, чтобы во время урока он испытывал именно такие эмоции, вы можете выбрать некоторые со слайда, либо придумать свои.

Организует работу по записи числа и классной работы.

- Открываем тетради, отступаем 2 строчки от прошлой работы и записываем число (тридцать первое марта), классная работа.

- Скажите, какие орфограммы вы заметили?

- Всё верно, будьте внимательны при написании.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся на места.

- Хорошее.

 

- Положительные эмоции

Желают соседу по парте эмоции

Записывают число в тетради.

- Мы заметили орфограммы: непроизносимая согласная в корне слова, удвоенная согласная в корне слова и словарное слово.

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Р:  проявлять готовность, подчиняться

Проектор с презентацией

Рабочие тетради

Доска

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная
М:  репродуктивный

П: минутка чистописания

М: объяснение

П: показ учителя с комментированием

Ф: парная

М: вариативно-репродуктивный

П: распределение слов

Самоконтроль

Организует минутку чистописания.

- А начнём мы наш урок с минутки чистописания.

- Скажите, для чего нам нужно чистописание?

- Да, всё верно. С помощью чистописания мы с вами разминаемся и практикуемся в красивом написании букв.

- Посмотрите на экран. Что перед вами?

- Какое слово у вас получилось?

- Какую букву мы будем прописывать сегодня?

- Всё верно, сегодня пропишем букву Кк.

- Сейчас в тетрадях пропишите букву К до конца строки, чередуя  заглавную и строчную.

- Не забываем, что сидим мы правильно: спина ровная, рука лежит на парте, ноги на полу.

- Сейчас сравните ваше написание с тем, что на слайде/на доске. Возьмите карандаш и подчеркните самую красивую и правильную строчную и заглавную букву К.

- Отлично, идём дальше.

- Посмотрите на этот набор букв. Что можете сказать про него?  

- Что можете сказать про эти слова?

- А где в этих словах можно допустить ошибку?

- Всё верно. Именно поэтому вам нужно запомнить написание этих словарных слов.

Запишите в своих тетрадях эти два слова друг под другом каллиграфическим почерком, как на слайде/доске.

- Когда закончите, руку на локоть.

- Отлично. Теперь этим животным придумайте клички и запишите их рядом с самим словом.  

- Как вы написали эти слова? Почему с заглавной буквы?

- Будьте внимательны, у всех должны быть записаны клички с заглавной буквы.

Повторение материала с прошлого урока.

- Сейчас у вас на партах будут листы с небольшой таблицей, вы будете работать в парах. Кто напомнит правила работы в паре?  

- Кто нам прочитает задание?

- Скажи, как ты понял задание, своими словами?

- Слушаем слова внимательно: горох, медведь, девочка, арбуз, Москва, дуб.  

- Заканчиваем выполнение задания.

- Прочитай нам, что у тебя в первом столбике.

- У кого другие ответы?

Проверяют ответы

- Прочитай, что у тебя во втором столбике.

- У кого другие ответы?

Проверяют ответы

- А вы заметили что-то необычное в написании слов?

- Как вы написали слово «Москва»?  

- Почему с заглавной буквы?

- Да, это название города, поэтому каким является это слово?

- Всё верно.

Отвечают на вопросы.

- Чтобы писать аккуратно, красиво.

- Перед нами ребус

- Слово «кабинет»

- Букву К

Прописывают в тетрадях

- Там есть слова «корова, собака»

- Это домашние животные/три слога, ударение падает на второй слог, безударная гласная о

- кОрова, сОбака

Прописывают в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

- С заглавной буквы, потому что это имена собственные.

Озвучивают правила работы в паре

- Нужно будет внимательно слушать слова и понять, одушевленные они или нет.

Работают в парах.

- Да, слово Челябинск

- С заглавной буквы

- Потому что это название города

- Именем собственным.

Р:  проявлять готовность подчиняться

П:  устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проектор с презентацией

Доска

Рабочие тетради

Проектор с презентацией

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

М: беседа

П: инструктаж

Самоконтроль

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Тема нашего урока на доске, но, к сожалению, слова перепутались. Кто выйдет к доске и восстановит правильный порядок?

- Кто прочитаем нам тему урока?

- Эта тема уже вам знакома?

- Какая у нас цель урока будет тогда?

Составляет план урока вместе с детьми.

- Для того чтобы наш урок прошел успешно и мы всё успели, давайте составим план нашего урока.

- На слайде представлен уже готовый план, но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова. У вас есть 10 секунд на раздумья.

1. Выполним минутку ________.

2. Вспомним особенности _________ и ________ существительных.

3. Поработаем в ________.

4. Выполним ________ работу.

5. Сделаем _________.

- Итак, кто может прочитать готовый план?

- Молодцы! Также у каждого на столе лежит свой ЛИСТ УСПЕХА. Он поможет вам оценивать себя на протяжении всего урока.

- Посмотрите на это лист. Что мы уже с вами сделали?

- Верно. Мы с вами уже выполнили первый пункт, поэтому оцените то, как вы справились с заданием  и выберите ответ «да/нет/не уверен».

Задание

да/нет/не уверен

Я умею писать красиво и аккуратно

Я знаю особенности собственных и нарицательных имен существительных

Я умею употреблять собственные и нарицательные существительные в речи

Я выполнил(а) самостоятельную работу

Я ответил(а) на все вопросы в заданиях

Я был активным на уроке

- Так мы будем заполнять каждый пункт.

Формулируют тему и цель урока вместе с детьми.

- «Собственные и нарицательные имена существительные».

- Да.

- Закрепление знаний о собственных и нарицательных именах сущ.

Составляют план урока.

1. Выполним минутку чистописания.

2. Вспомним особенности собственных и нарицательных существительных.

3. Поработаем в парах.

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Сделаем выводы.

Оценивают свою деятельность.

П: с помощью учителя формулировать цель

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (Листы успеха)

Коррекция знаний и способов деятельности

(15 мин)

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений

Ф: фронтальная
М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф: фронтальная
М: частично-поисковый

П: приведение примеров

Ф: групповая
М: частично-поисковые

П: приведение примеров

Самоконтроль

Закрепляет умение определять написание нарицательных и собственных имён существительных

- Итак, кто мне скажет, от чего зависит написание нарицательных и собственных существительных?

- Верно! А кто напомнит нам правило своими словами?

- В каким трех случаях мы можем использовать имена собственные?

- Сейчас друг другу в парах расскажите правило написания таких существительных и придумайте 3 примера слов, относящихся к собственным и 3 примера к нарицательным существительным.

- У кого какие примеры слов получились?

Проверяют ответы

- Открываем учебники на странице 81 выполняем упражнение 106.

 - Посмотрите, сколько в этом тексте собственных ИС? Перечислите их.

- Хорошо, а почему они относятся к собственным ИС?

- Запишите их себе в тетрадь через запятую.

Проверяют ответы

- Отлично, спасибо. Делаем упражнение 107.  

- Прочитай, пожалуйста, задание.

- Отлично, спасибо! Сейчас мы будем работать в группах по 4 человека. Кто напомнит правила работы в группе?

- На экране слайд с некоторыми словами, вам нужно определить, к какой группе относятся эти слова: города, реки или страны. Также вы можете вписать в столбики ещё и свои примеры слов, относящихся к этим группам. У вас на выполнение 3 минуты, можете начинать.

- Итак, какая группа хочет нам прочитать свои ответы?

- Мы с вами выполняли задание 107 и самые внимательные наверняка заметили, что мы разбирали не все группы, как в задании. Знаете ли, слова какой группы нужно писать в кавычках?  

- Слова в столбике «журналы» и «автомобили» мы пишем в кавычках, потому что там указаны названия журналов.

Дальше мы делаем упражнение 108. Сейчас мы прочитаем предложения, а ваша задача после прочтения выписать из текста только собственные имена существительные с красной строки, через запятую, в той форме, в которой они в тексте.

- Начинаем читать текст по цепочке.

- Сейчас в тетрадях с красной строки выпишите собственные имена существительные через запятую, в той форме, как в тексте. Авторы, указанные в скобочках, тоже считаются. У вас на это две минуты.

- Давайте проверим

Проверяют ответы.

Закрепляет умение определять написание нарицательных и собственных имён существительных

-  От того, какое слово перед нами: если это имя, название, город и тд, то с заглавной буквы. Всё остальное – нарицательное и со строчной буквы пишется.

Вспоминает правило.

- В именах, фамилиях, отчествах, кличках

- В названиях планет, звезд

- В географических названиях

Один ученик читает правило из учебника.

Рассказывают правило в паре.

Называют примеры слов

Выполняют упражнение из учебника, опираясь на правило.

Читает текст

Один ученик читает задание.

Выполняют задание

Озвучивают правила работы в группе

Выполняют задание

Читают свои ответы

- Нет

Читают текст по цепочке.

Выписывают слова: Гвидон, Пушкин, Некрасов, Иришка, Гришке, Маришке, Салтан, Ульяницкая

П:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

К:  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде

Доска

Проектор с презентацией

Учебник

Раздаточный материал (листы успеха)

Учебник

Доска

Учебник

Динамическая пауза

Организует физминутку.

- Давайте поиграем в игру.

- Я буду называть вам слова, а вы будете приседать, если это имя собственное, а если это нарицательное, то поднять руки.

Ольга, девочка, кукла, Волга, море, Марс, книга, Барсик, котёнок, город, Москва, Никита, второклассник, река, Волга

Выполняют физминутку.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: фронталь ный
М: беседа

П: инструктаж

И: индивидуальная

М: упражнение

П: самостоятельная работа

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- А сейчас мы с вами выполним серьёзную работу.  Во время выполнения серьёзной работы принято вот так потирать руки.  Ученые считают, что это помогает лучше думать. Давайте попробуем.

- Сейчас у вас есть возможность показать, свои знания по теме нашего урока. На распечатках задания, которые вы выполните самостоятельно. На это у вас есть 3 минуты.

- Вам нужно прочитать слова в двух столбиках. Скажите, чем они отличаются?

- Верно. Ниже у вас 6 предложений и ваша задача вставить слова в предложения так, чтобы в одном предложении было и собственное, и нарицательное ИС.

- Но задание мы будем делать по вариантам: 1 вариант делает 1,2,3 предложение, а 2 вариант – 4,5,6.

- Начинайте.

- Ваше время вышло. Давайте проверим. Для этого обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и сверьтесь с доской.

Организует взаимопроверку.

- Если правильно +, неправильно –.

- Поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями:

5 – нет ошибок

4 – 1-2 ошибки

3 – 3 ошибки

2 – больше 3 ошибок

- Обменяйтесь тетрадями обратно. Поднимите руку, у кого 5; 4.

- Молодцы! Вы хорошо помните правила. Те, кто сегодня получил плохую оценку, не расстраивайтесь. Надеюсь, в следующий раз, вы подтянете свои знания и получите хорошие оценки.

- Что мы сейчас с вами выполнили?

- А это значит, что пора оценить себя на своём листочке успеха.

Потирают руки.

- В одном столбике собственные, а в другом нарицательные ИС.

Выполняют самостоятельную работу.

Взаимопроверка.

Взаимооценивание.

Поднимают руку.

- Самостоятельную работу.

Р:  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Р:  соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц

Р:  сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Раздаточный материал (самостоятельная работа)

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (лист успеха)

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: индивидуальная
М: языковой синтез

П: синтез предложений

Внешний контроль

М: беседа

П: инструктаж

Повторяет материал урока.

- Напоследок проведём небольшое задание. Выполняем задание 110.

- А кто самый внимательный, поднимите руку.

- Итак, самые внимательные, что вы заметили в тексте интересного?

- Да, всё верно. У вас 2 минуты, чтобы восстановить правильный порядок предложений. Будьте внимательны, предложение должно начинаться с выделенной буквы.  

Проверяют ответы

- А кто нам прочитает полученный текст полностью?

- Отлично!

- А почему Миша и Катя написаны с заглавной буквы?

- Верно

- А сейчас подумайте, как бы вы озаглавили этот текст.

Если времени много, то могут записать собственные ИС из текста в тетрадь.

- Итак, в наших листах успеха мы выполнили предпоследний пункт, оцените, справились ли вы.  

Читает задание 110

- Выделены слова и порядок неправильный.

Читает текст полностью

- потому что это собственные ИС

Озвучивают ответы

Оценивают себя на листах.

К:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (лист успеха)

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Самооценка

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок заканчивается. Давайте вспомним тему урока и какую цель мы поставили на урок?

- Кто считает, что мы достигли цель урока? Почему?

- Перед вами «лист успеха» с этапами нашего урока, оцените последний пункт, вашу активность на протяжении всего урока.

- Передайте листочки успеха с последней парты на первую.

- Скажите, а если бы ваш друг пропустил сегодняшний урок и спросил у вас, что было, что бы вы ответили?

- Посмотрите на экран и продолжите фразы:

Раньше я думал(а), что собственные имена существительные это только… Теперь я знаю, что это ещё …

- Отлично! Сейчас посмотрите на экран, перед вами острова: остров успеха, неудачи, печали, веселья, непонимания. На каком из этих островов вы сейчас? Например, у меня хорошее настроение и я сейчас на острове успеха и веселья.

- Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо за работу на уроке! Урок окончен.

Отвечают на вопросы.

Отвечают

Самооценка собственной деятельности на уроке.

Ответы детей

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Проектор с презентацией

Раздаточный материал (листы успеха)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задание

Оцени работу

Я умею писать красиво и аккуратно

 ○ ○ ○ ○

Я знаю особенности глагола как части речи

 ○ ○ ○ ○

Я умею употреблять частицу «не» с глаголами

 ○ ○ ○ ○

Я выполнил(а) самостоятельную работу

 ○ ○ ○ ○

Я ответил(а) на все вопросы в заданиях

 ○ ○ ○ ○

Я был активным на уроке

 ○ ○ ○ ○

Задание

Оцени работу

Я умею писать красиво и аккуратно

 ○ ○ ○ ○

Я знаю особенности глагола как части речи

 ○ ○ ○ ○

Я умею употреблять частицу «не» с глаголами

 ○ ○ ○ ○

Я выполнил(а) самостоятельную работу

 ○ ○ ○ ○

Я ответил(а) на все вопросы в заданиях

 ○ ○ ○ ○

Я был активным на уроке

 ○ ○ ○ ○



Предварительный просмотр:

Одушевленные

Неодушевленные

Задание: определить, к какому столбику будет относиться услышанное слово.

0Задание: определить, к какому столбику будет относиться услышанное слово.

Одушевленные

Неодушевленные



Предварительный просмотр:

Города

Реки

Страны

Города

Реки

Страны



Предварительный просмотр:

Васильков, Груши, Листьев, Горшков, Поля, Муравьёв

васильков, груши, листьев, горшков, поля, муравьёв

Прочитай слова в двух столбиках. Найди им соответствующее место в предложениях.

  1. Серёжа Муравьёв не боится _________________________
  2. Игорь ______________ сделал букет из __________________
  3. Витя ______________ нарвал букет _____________________
  4. Иванова ______________ вернулась с ____________________
  5. У маленькой _______________ в корзинке ________________

Васильков, Груши, Листьев, Горшков, Поля, Муравьёв

васильков, груши, листьев, горшков, поля, муравьёв

Прочитай слова в двух столбиках. Найди им соответствующее место в предложениях.

  1. Серёжа Муравьёв не боится _________________________
  2. Игорь ______________ сделал букет из __________________
  3. Витя ______________ нарвал букет _____________________
  4. Иванова ______________ вернулась с ____________________
  5. У маленькой _______________ в корзинке ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"

Данная технологическая карта оказывает методическую помощь в разработке урока русского языка....

урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род и число имён существительных" - 3 класс

Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изменении имени существительного по числам и определении его рода.Задачи урока:Дидактические:1. ...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об употреблении местоимений в текстеЗадачи урока:Дидактические: 1. обобщить, повторить и закрепить знания об употреблении местоимении в тексте; 2. с...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Употребление местоимений в тексте» (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о местоимении.Задачи урока:Дидактические:Знать, что обозначает местоимение как часть речи, на какие вопросы отвечает;Уметь...