урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Крыгина Вероника Николаевна

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок открытия новых знаний59 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

 Класс: 2

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь

представление о различии имён собственных и нарицательных.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей об основном назначении   имен

собственных;

- ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;

- закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

Развивающие:

- развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление,

устную и письменную речь.

Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к предмету.

Предметные:

- формировать представление учащихся об основном назначении имен

собственных как названий единичных предметов;

- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена

нарицательные»;

- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

Метапредметные:

- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом.

Личностные:

- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в

конкретных ситуациях общения.

Формируемые УУД

Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и

того, что еще неизвестно.

Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы.

Уметь планировать учебное сотрудничество в паре объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение

выполнять учебное задание в соответствии с правилом формулировать понятные высказывания, используя термины.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

        Ход урока.

1. Организационный момент

  Организация учащихся.

    Организация рабочего места учащихся.

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

II. Минутка чистописания.

  1. Записать число, классная работа,   (один ученик комментирует)
  2. Записать минутку чистописания.

 Фф

февраль (вопросы к детям о слове, посчитать буквы, звуки)

   III. Актуализация знаний.

 1. Словарная работа.( На доске записаны слова – работа над ошибками)

Сн_гир_ на д_ро_ке, в _нв_ре, м_рко_ _ на _бе_, р_бочий з_вода. (Ученики комментируют орфограммы)

Учитель:

К какой части речи относятся слова, в которых были пропущены буквы?

Задайте к каждому слову вопросы?

На какие две группы можно разделить все слова? (Одушевленные и неодушевленные)

IV Постановка темы и целей урока.

Рабочий завода получил грамоту. – работа с предложением – грамматическая основа.

Беседа: А если я захочу поздравить этого рабочего, как вы думаете, что мне надо знать об этом рабочем?

У.- Попробуйте назвать тему нашего урока

Д.-Тема урока «Имена собственные  и нарицательные».

У.- Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам

собственным?

У.- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

Д. – Научиться различать имена собственные и нарицательные;

На доске на карточках слова (у детей на столах такая же карточка – работа в парах). Попробуйте данные слова распределить на группы:

кот        дети        река        город        страна

Олег, Волга, Россия, Катя, Пушок, Новотроицк,

Урал, Орск, Китай, Рыжик.

 

- Распределите данные слова на  две группам. (работа в парах). Одна пара работает у доски.

V Открытие нового знания.

У. – Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное»,

«нарицательное»?

Д.- Нет

У.- А хотите узнать?  

Д.- Да

У.- Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько

городов можно назвать словом город?

Д.-много.

У.- А сколько городов можно назвать словом Орск?

Д.- Один.

У.- Сколько рек можно назвать словом река?

Д.- много

У.-  А сколько рек можно назвать словом Волга?

Д.- Одну.

У.- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны?

Д.- Они называют предмет своим именем.

У.- Найдите общее слово для слов Орск, Новотроицк.

Д.-Город.

У.- Что обозначают имена нарицательные? Значит наречь (дать имя, название)

 Д.-Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.

У.- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.

Формирование представления о различие имен собственных и

нарицательных.

Работа с учебником.

Упражнение  87 страница 51.

У.- Прочитайте правило на странице 52 рядом с условным значком.

У.- Какие имена существительные называются собственными?

У.- Подберем примеры из окружающего мира.

У.- Как называется наша область?

Д.-Оренбургская.

У.- На какой улице наша школа?  

Д.- Зеленая.

У.- Сделайте вывод: какие слова относятся к собственным именам существительным?

Чтение детьми правила на с. 53

«Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди

других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова - имена, общие

для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся

со строчной буквы».

У.-Значит, ребята, ФИО  и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы.

У.- Как  называются все остальные имена существительные?

Д.- Нарицательными.

У.-Почему их так называют?

Д.- Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.

У.- Придумайте примеры из окружающего мира.

VI Физкультминутка  (выполняем сидя )

 VII.   Первичное закрепление полученных знаний.

У.- Какие слова кроме кличек относятся к именам собственным? (Имена,

фамилии)

У.--Сколько в классе девочек? Назовите их имена.

Д. -В нашем классе 7 девочек.

У.- Сколько в классе мальчиков? Назовите их имена.

Д.- В нашем классе 5 мальчиков.

У.- Как будем записывать   имена?

У.- Назовите имя, отечество, фамилию своих родителей. Как будем записывать эти слова?

У.- Запишите свое имя, и фамилию в тетрадь. ( Взаимопроверка)

Индивидуальная работа

У.- Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.

                                                Моя бабушка.

 

Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.

Сколько в тексте предложений?

1) 6

2) 5

3) 3

4) 4

VIII.  Физкультминутка для глаз.

IX.  Итог урока.

У. Наш урок подошёл к концу.

-  Что нового мы узнали на уроке?

-   Какие существительные называются собственными?

- С какой буквы они пишутся?

- Какие существительные называются нарицательными?

X.  Домашнее задание  

Текст из карточки записать.

  Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.

                                       Моя бабушка.

 

Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.

Сколько в тексте предложений?

1) 6

2) 5

3) 3

4) 4

Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.

                                       Моя бабушка.

 

Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.

Сколько в тексте предложений?

1) 6

2) 5

3) 3

4) 4

Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.

                                       Моя бабушка.

 

Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.

Сколько в тексте предложений?

1) 6

2) 5

3) 3

4) 4

Работа в парах

кот        дети        река        город        страна

Олег,         Волга,               Россия,              Катя,          Пушок,

Новотроицк,            Урал,      Орск,         Китай,     Рыжик.

Работа в парах

кот        дети        река        город        страна

Олег,         Волга,               Россия,              Катя,          Пушок,

Новотроицк,            Урал,      Орск,         Китай,     Рыжик.

Работа в парах

кот        дети        река        город        страна

Олег,         Волга,               Россия,              Катя,          Пушок,

Новотроицк,            Урал,      Орск,         Китай,     Рыжик.

Работа в парах

кот        дети        река        город        страна

Олег,         Волга,               Россия,              Катя,          Пушок,

Новотроицк,            Урал,      Орск,         Китай,     Рыжик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные

Урок  русского  языка -Путешествие в  Простоквашино.  Собственные  имена  существительные...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

урок русского языка "Имя собственное и нарицательное" 1 класс УМК Перспектива

Тема урока – Имя собственное и нарицательноеТип урока – познания новогоЦели урока -  сформировать у учащихся знания о собственных и нарицательных именах, правильно записывать и употре...