Главные вкладки

    урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

    Крыгина Вероника Николаевна

    Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon урок открытия новых знаний59 КБ

    Предварительный просмотр:

       Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

     Класс: 2

    Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь

    представление о различии имён собственных и нарицательных.

    Задачи:

    Образовательные:

    - формировать представление детей об основном назначении   имен

    собственных;

    - ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;

    - закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

    Развивающие:

    - развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление,

    устную и письменную речь.

    Воспитательные:

    - воспитывать положительное отношение к предмету.

    Предметные:

    - формировать представление учащихся об основном назначении имен

    собственных как названий единичных предметов;

    - познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена

    нарицательные»;

    - понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

    Метапредметные:

    - развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом.

    Личностные:

    - уметь использовать разные варианты собственного имени лица в

    конкретных ситуациях общения.

    Формируемые УУД

    Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и

    того, что еще неизвестно.

    Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы.

    Уметь планировать учебное сотрудничество в паре объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение

    выполнять учебное задание в соответствии с правилом формулировать понятные высказывания, используя термины.

    Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

            Ход урока.

    1. Организационный момент

      Организация учащихся.

        Организация рабочего места учащихся.

    - Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

    - Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

    II. Минутка чистописания.

    1. Записать число, классная работа,   (один ученик комментирует)
    2. Записать минутку чистописания.

     Фф

    февраль (вопросы к детям о слове, посчитать буквы, звуки)

       III. Актуализация знаний.

     1. Словарная работа.( На доске записаны слова – работа над ошибками)

    Сн_гир_ на д_ро_ке, в _нв_ре, м_рко_ _ на _бе_, р_бочий з_вода. (Ученики комментируют орфограммы)

    Учитель:

    К какой части речи относятся слова, в которых были пропущены буквы?

    Задайте к каждому слову вопросы?

    На какие две группы можно разделить все слова? (Одушевленные и неодушевленные)

    IV Постановка темы и целей урока.

    Рабочий завода получил грамоту. – работа с предложением – грамматическая основа.

    Беседа: А если я захочу поздравить этого рабочего, как вы думаете, что мне надо знать об этом рабочем?

    У.- Попробуйте назвать тему нашего урока

    Д.-Тема урока «Имена собственные  и нарицательные».

    У.- Что мы знаем об именах собственных? Какие слова относятся к именам

    собственным?

    У.- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

    Д. – Научиться различать имена собственные и нарицательные;

    На доске на карточках слова (у детей на столах такая же карточка – работа в парах). Попробуйте данные слова распределить на группы:

    кот        дети        река        город        страна

    Олег, Волга, Россия, Катя, Пушок, Новотроицк,

    Урал, Орск, Китай, Рыжик.

     

    - Распределите данные слова на  две группам. (работа в парах). Одна пара работает у доски.

    V Открытие нового знания.

    У. – Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное»,

    «нарицательное»?

    Д.- Нет

    У.- А хотите узнать?  

    Д.- Да

    У.- Посмотрите на слова, которые вы разделили на группы. Скажите, сколько

    городов можно назвать словом город?

    Д.-много.

    У.- А сколько городов можно назвать словом Орск?

    Д.- Один.

    У.- Сколько рек можно назвать словом река?

    Д.- много

    У.-  А сколько рек можно назвать словом Волга?

    Д.- Одну.

    У.- Что же обозначают имена собственные? Для чего они нужны?

    Д.- Они называют предмет своим именем.

    У.- Найдите общее слово для слов Орск, Новотроицк.

    Д.-Город.

    У.- Что обозначают имена нарицательные? Значит наречь (дать имя, название)

     Д.-Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.

    У.- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные.

    Формирование представления о различие имен собственных и

    нарицательных.

    Работа с учебником.

    Упражнение  87 страница 51.

    У.- Прочитайте правило на странице 52 рядом с условным значком.

    У.- Какие имена существительные называются собственными?

    У.- Подберем примеры из окружающего мира.

    У.- Как называется наша область?

    Д.-Оренбургская.

    У.- На какой улице наша школа?  

    Д.- Зеленая.

    У.- Сделайте вывод: какие слова относятся к собственным именам существительным?

    Чтение детьми правила на с. 53

    «Имя собственное называет предмет особым именем, выделяя его среди

    других и пишется всегда с заглавной буквы, другие слова - имена, общие

    для целой группы похожих предметов называют нарицательными и пишутся

    со строчной буквы».

    У.-Значит, ребята, ФИО  и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена. Они пишутся с заглавной буквы.

    У.- Как  называются все остальные имена существительные?

    Д.- Нарицательными.

    У.-Почему их так называют?

    Д.- Они обозначают общее слово для группы похожих предметов.

    У.- Придумайте примеры из окружающего мира.

    VI Физкультминутка  (выполняем сидя )

     VII.   Первичное закрепление полученных знаний.

    У.- Какие слова кроме кличек относятся к именам собственным? (Имена,

    фамилии)

    У.--Сколько в классе девочек? Назовите их имена.

    Д. -В нашем классе 7 девочек.

    У.- Сколько в классе мальчиков? Назовите их имена.

    Д.- В нашем классе 5 мальчиков.

    У.- Как будем записывать   имена?

    У.- Назовите имя, отечество, фамилию своих родителей. Как будем записывать эти слова?

    У.- Запишите свое имя, и фамилию в тетрадь. ( Взаимопроверка)

    Индивидуальная работа

    У.- Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.

                                                    Моя бабушка.

     

    Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.

    Сколько в тексте предложений?

    1) 6

    2) 5

    3) 3

    4) 4

    VIII.  Физкультминутка для глаз.

    IX.  Итог урока.

    У. Наш урок подошёл к концу.

    -  Что нового мы узнали на уроке?

    -   Какие существительные называются собственными?

    - С какой буквы они пишутся?

    - Какие существительные называются нарицательными?

    X.  Домашнее задание  

    Текст из карточки записать.

      Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.

                                           Моя бабушка.

     

    Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.

    Сколько в тексте предложений?

    1) 6

    2) 5

    3) 3

    4) 4

    Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.

                                           Моя бабушка.

     

    Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.

    Сколько в тексте предложений?

    1) 6

    2) 5

    3) 3

    4) 4

    Поставь знаки препинания в конце предложений. Исправь ошибки.

                                           Моя бабушка.

     

    Мою бабушку зовут ирина петровна она живёт в деревне сосновка я часто бываю у бабушки мы любим ходить на рыбалку.

    Сколько в тексте предложений?

    1) 6

    2) 5

    3) 3

    4) 4

    Работа в парах

    кот        дети        река        город        страна

    Олег,         Волга,               Россия,              Катя,          Пушок,

    Новотроицк,            Урал,      Орск,         Китай,     Рыжик.

    Работа в парах

    кот        дети        река        город        страна

    Олег,         Волга,               Россия,              Катя,          Пушок,

    Новотроицк,            Урал,      Орск,         Китай,     Рыжик.

    Работа в парах

    кот        дети        река        город        страна

    Олег,         Волга,               Россия,              Катя,          Пушок,

    Новотроицк,            Урал,      Орск,         Китай,     Рыжик.

    Работа в парах

    кот        дети        река        город        страна

    Олег,         Волга,               Россия,              Катя,          Пушок,

    Новотроицк,            Урал,      Орск,         Китай,     Рыжик.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

    На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

    Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

    Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

    Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные

    Урок  русского  языка -Путешествие в  Простоквашино.  Собственные  имена  существительные...

    Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

    Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

    урок русского языка "Имя собственное и нарицательное" 1 класс УМК Перспектива

    Тема урока – Имя собственное и нарицательноеТип урока – познания новогоЦели урока -  сформировать у учащихся знания о собственных и нарицательных именах, правильно записывать и употре...